Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция icon

Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция



НазваниеФилософское сообщество новосибирска: организация и регуляция
Дата конвертации17.09.2012
Размер96.34 Kb.
ТипДокументы




Тюгашев Е. А.


ФИЛОСОФСКОЕ СООБЩЕСТВО НОВОСИБИРСКА: ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ


Философские сообщества Новосибирска: организация и регулирование // Проблемы истории местного управления Сибири XVI–XX веков. Материалы III региональной научной конференции. 19–20 ноября 1998 г. Новосибирск, 1998. С. 277–282.


В последние годы началось осмысление истории региональных философских сообществ. Наибольшее внимание уделяется истории Московского логического кружка и методологического движения в СССР1. Заявлено о существовании Уральской философской школы2, дана характеристика философского сообщества Томска3, пишется история влиятельного в Новосибирске семинара по эпистемологии М. А. Розова4. Цель данной статьи состоит в первичном описании Новосибирского философского сообщества и раскрытии региональной специфики механизмов его саморегуляции5.

Типовая модель управления региональным философским сообществом в нашей стране основана на жесткой централизации, персонифицированной в фигуре регионального лидера, как правило, видного философа, занимающего ключевые позиции в местной иерархии. Примерами таких региональных лидеров могут быть: в Москве – И.Т.Фролов, в Екатеринбурге – К.Н.Любутин, в Томске – А.К.Сухотин. Лидерство редко связано с конкретным официальным статусом и интеллектуальными заслугами, определяется преимущественно ролью наследника, связями с властными структурами идругими теневыми факторами. Используя официальные каналы лидеры контролируют местную корпорацию философов, определяют стиль и проблематику исследований, не позволяют инакомыслящим профессионализироваться.

Философское сообщество Новосибирска отличает отсутствие явного лидера. Наиболее высокий формальный статус в Новосибирске имеет В. И. Бойко, член-корреспондент РАН по отделению философии, организатор и первый директор Института философии и права СО РАН. В прошлом видный хозяйственник и партийный работник областного масштаба В.И.Бойко стал первым ученым секретарем Института истории, философии и филологии СО АН СССР и получил известность как организатор конкретных социальных исследований коренных народов Сибири и Дальнего Востока6. Поскольку В.И.Бойко и его сотрудники реально занимались конкретной социологией, то формальная связь с философией не позволила им занять монопольную позицию в местном философском сообществе. Безусловное первенство в Академгородке вплоть до конца 80-х гг. школы экономической социологии во главе с академиком Т.И.Заславской помешало получить признание и в социологическом сообществе.

Директором Института философии и права СО РАН с 1997 г. является доктор философских наук, профессор В.В.Целищев, специалист в области математической логики.
Основные результаты он опубликовал в 70-е годы, приобретя репутацию «восходящей звезды», но ряд событий в философской жизни Академгородка того времени и отъезд в Румынию в статусе советника задержали развитие и институциональную экспансию логического направления. Трудности настоящего времени также не способствуют развитию этого сложного направления. Институт философии и права не обладает хозяйственной самодостаточностью и входит в состав ассоциированного института. Логики предпочитают сейчас заниматься философской деятельностью, в большей степени востребованной рынком7.

Из вузовских философов доминирующую позицию занимает доктор философских наук, профессор В.П.Фофанов, заведующий кафедрой философии Новосибирского госуниверситета и председатель единственного в Сибири докторского ученого совета по социальной философии. Большим влиянием в Новосибирске пользуется также школа М.А.Розова, признанного интеллектуального лидера 70-х гг. После его отъезда в начале 80-х гг. в Москву (тогда он имел только степень кандидата философских наук) лидером школы является доктор философских наук и второй штатный профессор кафедры философии Новосибирского госуниверситета С.С.Розова.

Ситуация полицентризма установилась в философском сообществе Новосибирска относительно недавно – в середине 70-х годов. Еще в 60-е гг. бесспорной главой философов Новосибирска был И.И.Матвеенков (1901 года. рождения). Выпускник Института красной профессуры, он приехал в город в конце 20-х гг. и работал в Институте народного хозяйства. Его жена была секретарем Новосибирского горкома партии. В конце 30-х гг. Матвеенков был репрессирован. В 50-е годы он был первым и единственным не только в Новосибирске, но и в Сибири доктором философских наук, заведовал кафедрой философии Сибирского строительного института. С организацией Сибирского Отделения патриарх сибирской философии был приглашен М.А.Лаврентьевым заведовать академической кафедрой философии.

Следует сказать, что с 50-х гг. строительный институт сохраняет позиции наиболее крупного городского центра вузовской философии. На его базе с 1965 г. проводятся научно-практические науковедческие конференции и создана международная общественная организация Академия науковедения8 (правда, неизвестная философам науки). В 1998 г. в Новосибирской государственной академии строительства и архитектуры создан кандидатский ученый совет по социальной философии и этике.

Исключительное влияние Матвеенкова как классического представителя традиционной вузовской философии было постепенно подорвано развитием академической науки и институциональной потребностью в создании академического философского подразделения (основной задачей кафедры философии при СО АН СССР была подготовка аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума). С организацией Сибирского отделения его деятельность стала системообразующим основанием развития философии в Новосибирске. Для философии в Академгородке был создан благоприятный институциональный климат. Обстановка конфронтации официальной философии и академической науки, возникшая в столицах на религиозно-политической почве в 20-е годы, Новосибирску была незнакома.

Традиция сотрудничества академической науки и философии была заложена еще в 50-е годы в рамках Новосибирского филиала АН СССР директором Института радиофизики, профессором Ю.Б.Румером, который не только публиковал статьи по методологии физики9, но и читал лекции по философии естествознания в Новосибирской высшей партийной школе. В духе академической традиции тональность философствования задавали математики. Как известно, основатель Академгородка академик М.А.Лаврентьев принадлежал к третьему поколению Московской философско-математической школы. Непосредственным учеником Н.Н.Лузина был и академик А.А.Ляпунов, который не только выдвинул ряд идей в философии науки10, но и стал одним из организаторов серии сборников по использованию системного метода в современной науке11. Под его влиянием характерной чертой сформировавшегося в Новосибирске центра системного движения стала ориентация на содержательные интуиции кибернетики. Следует отметить, что постоянным членом редколлегий сборников по системным исследованиям был генетик Д.К.Беляев. Очерчивая круг математиков-философов, нельзя не отметить ныне здравствующего академика А.Д.Александрова, отстаивавшего тезис об автономном от философии генезисе науки12. По философским вопросам естествознания высказывался также академик С.Л.Соболев13. И далеко не случаен в этом контексте тот факт, что ученый совет философского факультета Новосибирского госуниверситета возглавляет алгебраист Ю. Л. Ершов.

Значительную роль в становлении философии сыграл первый директор Институтом истории, филологии и философии академик А. П. Окладников14, который на протяжении многих лет был председателем Объединенного ученого Совета по историко-филологическим и философским наукам СО АН. Академик так определял цель своих исследований: «...Я стремился выявить общие закономерности исторического процесса, последовательность его этапов, а вместе с тем и локальные черты этого процесса, отраженные в своеобразии конкретных культурных комплексов, в их взаимодействии. За этими культурными комплексами стоят конкретные этнические общности, например, племена, родовые общины, народности»15. Идеи Окладникова легли в основу этносоциальной философии, разработка которой была начата под руководством В.И.Бойко в секторе комплексных исследований проблем развития народов Сибири16.

Для Московской философско-математической школы была характерна интенсивная религиозность. В кругах, близких к Лаврентьеву, широта духа трансформировалась в интерес к эзотерической научно-философской мысли, связанной с именами В.И.Вернадского, Н.К.Рериха, Н.А.Козырева и др. Поддержанное и академиком Окладниковым это интеллектуальное движение нашло институциональную опору в Академии медицинских наук под эгидой академика В.П.Казначеева17. В настоящее время космопланетарное сознание распространяется усилиями академика М.М.Лаврентьева и др.

Указанная специфика философствования академиков, по-видимому, стала одной из причин институционализации академической философии не по столичному образцу. В результате длительных поисков в Москве приемлемой кандидатуры на директорство в предполагаемый Институт философии Матвеенковым и Лаврентьевым был приглашен доктор философских наук, работник аппарата ЦК КПСС Г.А.Свечников, заметный специалист по современному детерминизму. В связи с ходатайством Сибирского Отделения и философской общественности г. Новосибирска он был избран членом-корреспондентом АН СССР, возглавил в ИИФиФ СО АН СССР отдел философии и кафедру философии в НГУ.

Это событие воспринимается сегодня как контркультурная революция Свечникова–Сейфуллаева (его ближайшего сподвижника). Институциональная суть революции состояла, во-первых, в интеграции университетской и академической философии (ранее развивавшихся автономно), и, во-вторых, в подчинении академической кафедры философии ИИФиФ и смещении Матвеенкова с должности заведующего.

Наиболее шокирующей чертой революции стало смешение языков, введение в философский дискурс ненормативной лексики, утрата прозрачности и классической ясности мышления. «Война языков» была прервана преждевременной смертью Свечникова в 1975 г., но ее необратимым последствием стало формирование языковых изолятов в философском сообществе и традиция воздержания от чтения и обсуждения публикаций коллег. Коммуникативный вакуум стал специфической чертой организации новосибирской философии, дифференцированной с тех пор не столько парадигмально, сколько по морально-политическим основаниям.


Примечания


1 Розин В.М. К истории Московского логического кружка: эволюция идей, личность руководителя // Интеллектуальные торпеды. Материалы научной конференции памяти Г. П. Щедровицкого. Новосибирск, 1996.

2 Современный философский словарь. Екатеринбург–Бишкек, 1996; Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург–Бишкек, 1997.

3 Сухотин А.К. Методологические направления и школы в Томске // Методологические концепции и школы в СССР (1951–1991 гг.) (История, истоки и перспективы). Новосибирск, 1994. Вып. 1.

4 На теневой стороне: Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Вып. 1–2. Новосибирск, 1997–1998.

5 Отдельные аспекты этой темы затронуты нами в работе: Тюгашев Е. А. В.Н.Борисов и становление философского сообщества Новосибирского академгородка // Проблемы методологии. Сборник научных статей, посвященных памяти профессора В. Н. Борисова. Самара, 1998.

6 Бойко В. И. Организация исследований проблем развития народностей Севера: Вместо предисловия // Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск, 1987.

7 См., например, один из переводов В.В.Целищева: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен. В 2-х т. – Новосибирск: Наука, 1992.

8 Об истории науковедческого движения в Новосибирске см., например, материалы Сибирского науковедческого конгресса–97: Наука, религия, культура в концепции устойчивого развития общества (науковедческие проблемы). Новосибирск, 1997.

9 Румер Ю. Б., Рывкин М. С. Единство движения, пространства и времени в свете современной физики // Великое произведение марксистской философии. К 50-летию выхода в свет книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Новосибирск, 1960; Они же. Некоторые проблемы современного физического познания // Вопросы философии. 1964. № 7.

10 Ляпунов А. А. О некоторых особенностях строения современного теоретического знания // Вопросы философии. 1966. № 5; Он же. Система образования и систематизация наук // Вопросы философии. 1968. № 3; Он же. К вопросу об интертеории в математике // Вопросы философии. 1970. № 3.

11 См. серийные сборники: Проблемы системных исследований. Новосибирск, 1985; Системные исследования в современной науке. Новосибирск, 1982; Системный метод и современная наука. Новосибирск, 1983.

12 Александров А. Д. Истина и заблуждение // Вопросы философии. 1967. № 4; Он же. Еще раз о деятельной сущности человека // Вопросы философии. 1968. № 4; Он же. Математика // Философская энциклопедия. 1970. Т. 2.; Он же. Философия как осмысление совести // Какая философия нам нужна: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.

13 Соболев С. Л. Кибернетика и естествознание // Диалектика в науках о неживой природе. М. 1964.

14 Подробнее см.: Попков Ю.В. Идеи академика Окладникова и этносоциальные исследования в Сибири // Сибирь в панораме тысячелетий. Т. 2. Новосибирск, 1998.

15 Окладников А.П. Этногенез и культурогенез // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 7.

16 Исакова Н.В. Культура народов Севера: Философско-социологический анализ. Новосибирск, 1989; Ларченко С.Г., Еремин С.Г. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1989; Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1990; Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новосибирск, 1996.

17 См., например: Казначеев В.П.. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.




Похожие:

Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconНепроизводимое сообщество (фрагменты)
Живого организма (Народа, Человечества и т д.). Сообщество может постичь себя лишь как «непроизводимое»: не производящее из себя...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconВ мэрии Новосибирска прошел Форум добровольцев
Организаторы мероприятия – управление общественных связей мэрии и Новосибирский региональный Союз общественных объединений – в большом...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconМэрия Новосибирска наградила людей доброй воли
Новосибирска, которое открыл заместитель мэра Диденко Николай Васильевич. Он выразил свою благодарность всем участникам за их благородный,...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция icon«классическая гитара»
Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Мэрия г. Новосибирска, Управление культуры г. Новосибирска, Новосибирская...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconОткрытое письмо Президенту РФ в. В. Путину от студентов г. Новосибирска
Суть проблемы такова. По инициативе мэрии и Транспортного управления г. Новосибирска, проводятся мероприятия по замене проездных...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconСтатья Судья член судейского сообщества
Судейское сообщество в Российской Федерации (далее судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция icon1-е информационное письмо Международная научная конференция «клиодинамика: философское осмысление и математическое моделирование макроисторических процессов»
«клиодинамика: философское осмысление и математическое моделирование макроисторических процессов»
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconУрок №33 «Регуляция пищеварения»
Показать новые возможности разработанного И. П. Павловым фистульного метода исследования желудочно-кишечного тракта
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconДобровольческое движение сегодня: проблемы и перспективы развития 11 октября 2006 года, в 15. 00, в большом зале мэрии г. Новосибирска состоялась дискуссия «Добровольческое движение сегодня: проблемы и перспективы развития»
Новосибирска состоялась дискуссия «Добровольческое движение сегодня: проблемы и перспективы развития», участие в которой приняли...
Философское сообщество новосибирска: организация и регуляция iconБилет №10. Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции
Нервная регуляция. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов