Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива icon

Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива



НазваниеФеномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива
Дата конвертации17.09.2012
Размер56.53 Kb.
ТипДокументы

ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В РАБОТАХ ФИЛОСОФОВ

НОВОСИБИРСКОГО АКАДЕМГОРОДКА:

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА


Тюгашев Евгений Александрович

Новосибирский государственный университет


Развитие философского процесса в России осуществляется на основе внутренних и внешних предпосылок, т. е. комплексе тех исторически сложившихся обстоятельств, экстернальных или интернальных для философии, которые определяют актуальные философские потребности, доступные интеллектуальные ресурсы, традиции духовного поиска и назревшие методологические задачи. Очевидно, что выдвижение новых тем и вытекающая из этого соответствующая тематизация философского дискурса неразрывно связана с достигнутым опытом и освоенными методологическими подходами. Поэтому адекватное понимание философских задач будущего представляется возможным лишь с позиций достижений прошлого. В этой связи большое значение имеет анализ не только мировых, но и региональных традиций философствования

В рамках темы «Философия, культура, гуманизм» представляет интерес идея социально-гуманистической формы обоснования философии, обсуждавшаяся в 1980–90-е гг. в серии изданий кафедры философии Новосибирского государственного университета. В этих изданиях была предложена гуманистическая интерпретация философии, рассматривающая концептуальную модель человека как предельное методологическое основание исследования феномена философии.

Очевидно, что в рамках интерпретации феномена философии как мировоззрения (и его производных) за скобками в результате редукции остается человек, находящийся в конкретном отношении к миру. В отношении человека к миру в равной мере присутствуют обе стороны, в силу чего философия, как подчеркивали С.С. Розова, Л.С. Сычева и О.Б. Соловьев, в равной мере есть концепция мира и концепция человека [5; c. 13]. Более того, они считают возможным говорить о человекотворческом (в буквальном смысле) характере философии.

Убедительно критикуя натур-онтологическую и методолого-гносеологическую модели построения философской теории [см.: 6] и предлагая в качестве альтернативы социально-гуманистическую форму обоснования философии, В.П. Таратута и И.М. Шорохов отметили отсутствие в современной философской литературе сколько-нибудь удовлетворительной концепции человека [7; c. 28]. В.П. Таратута и И.М. Шорохов предложили определять философию как логику прежде всего практики, отношения познания и практики, отношения философии и мира, — а ее категории истолковывать как формы становления целостного человека.

В.П. Фофанов и И.М. Шорохов выделили три уровня методологических анализа философской деятельности – логический, деятельностный, философско-социологический [8; c. 125]. По их оценке, продукт философской деятельности обычно интерпретируется как объективированная нормо-логика. Диалектико-деятельностная теория делает акцент на живой деятельности, ее методе.
Переход от логико-теоретического представления к деятельностной модели В.П. Фофанов и И.М. Шорохов оценивают как важный шаг в понимании не только науки, но и всей структуры философии, ее предмета, логики и онтологии. Но базовым они считают философско-социологический уровень анализа, в рамках которого объяснительным принципом выступает социальный субъект [9].

Субъект философской рефлексии, согласно З.А. Иманалиевой, социален. В него входят философы-профессионалы и их сообщества, обыкновенные люди, группы, классы, политические партии, народы и нации, наконец, все человечество. Профессиональные философы, на ее взгляд, должны преодолевать высокомерие и снобизм по отношению к иным сферам и уровням существования философии, должны анализировать формы пресуществления философии в сфере житейской мудрости, в сфере смыслов человеческого общения, практики, политики, в деятельности различных социальных субъектов [4; c. 78]. Поэтому философию, как писала З.А. Иманалиева, нужно анализировать «как социальное в своей сущности явление, обусловленное атрибутивными качествами человека, человеческой деятельности и общественных отношений, как социально-исторический процесс, тождественный развитию человека» [4; c. 78; см. также: 2].

Такой анализ необходим, подчеркивали С.Н. Еремин и С.Г. Ларченко, прежде всего преподавателю философии, которому требуется разрешить парадокс, состоящего в том, что «сама философия, в своем историческом развитии, выступает в качестве предпосылки действительного присвоения себя мышлением людей» [3; c. 114]. Достаточно вспомнить, пишут они, неудачу, которую потерпел Гегель в роли директора гимназии, равно как и те трудности, с которыми он сталкивался уже как профессор университета. Поскольку в процессе преподавания философии происходит актуализация и упорядочение сложившихся в результате среднего общего образования философских представлений учащихся, важнейшим принципом построения методики преподавания С.Н. Еремин и С.Г. Ларченко считают планомерное, организованное системно, на основе межпредметных связей и комплекса мер воспитательной работы, формирование предпосылочного знания, источниками которого являются практическая социальная деятельность учащихся, теоретическое освоение естествознания, художественное отражение мира.

В рамках социально-гуманистической перспективы развитие философии и развитие человека как субъекта социально-исторического процесса взаимообусловлены. Следовательно, при анализе философии, как писали Л.Е. Анисимова, Г.П. Макарова и А.М. Агальцев, речь должна идти не столько о философском знании, как это на сегодня принято, сколько о философской деятельности [1; c. 101–101]. Внутреннее единство философии принципиально не может быть установлено в плоскости знания, считают они, так как система категорий производна от практически-преобразующих задач человека [1; c. 96]. Ведущей функцией философии Л.Е. Анисимова, Г.П. Макарова, А.М. Агальцев считают социально-управленческую (духовно-практическую) функцию, а информационная же (познавательная) функция – вторична: она дает рациональное обоснование мировоззрения и полностью определена его содержанием и структурой [1; c. 99]. Конечный продукт философской деятельности они видят в программе (проекте) преобразования действительности.

Подводя некоторые итоги реализации социально-гуманистической формы обоснования философии в философской традиции новосибирского Академгородка, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, позиция абстрактного гуманизма в решении задачи гуманистического обоснования философия была конкретизирована на основе выбора в качестве объяснительного принципа социального субъекта как конкретно-исторической формы бытия человека.

Во-вторых, намечены контуры описания философия как сложной, дифференцированной системы духовно-практической деятельности людей, органично включенной в социально-исторический процесс и функционирующей в качестве социально-философской деятельности.

В-третьих, интерпретация философии как необходимого момента рефлексии процесса воспроизводства человеческой жизни открыла эвристическую перспективу системного анализа философского сознания во всем его многообразии и полноте в гендерном аспекте, в возрастном измерении (например, не только детское философствование, но и философия старости в ее субъектном понимании), а также в детерминации особенностями воспроизводства различных общностей людей (как, например, этнофилософия).


Литература


1. Анисимова Л.Е., Макарова Г.П., Агальцев А.М. Философское мировоззрение и развитие человеческой субъектности // Проблемы преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи. Новосибирск, 1986

2. Ахлибининский Б.В., Шорохов И.М. Методологические аспекты исследования взаимосвязи философии, науки и общества // Методологические проблемы социологической теории. Новосибирск, 1984.

3. Еремин С.Н., Ларченко С.Г. Роль предпосылочного знания в формировании философского сознания специалиста // Проблема человека и гуманитарные науки. Новосибирск, 1988.

4. Иманалиева З.А. Концепция человека как методологическое основание исследования феномена философии // Проблема человека и гуманитарные науки. Новосибирск, 1988;

5. Розова С. С., Сычева Л. С., Соловьев О. Б. Философия: Курс авторизованного изложения. Новосибирск, 1997.

6. Таратута В.П., Шорохов И.М. Методология исследования системного единства философии и современной науки // Методологические проблемы научных исследований. Новосибирск, 1984.

7. Таратута В.П., Шорохов И.М. Социально-гуманистическая форма обоснования системы философского знания // Гуманистический идеал и социальная практика. Новосибирск, 1989.

8. Фофанов В.П., Шорохов И.М. Наука как объект системного социологического исследования // Проблемы системных исследований. Новосибирск, 1985.

9. Фофанов В.П., Шорохов И.М. Революционная практика и становление нового человека // Проблемы преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи. Новосибирск, 1986.




Похожие:

Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconЕ. А. Тюгашев феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: исследовательские перспективы
Изучение коллективной ментальности философского сообщества представляется существенным для более глубокого и конкретного понимания...
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова работа по философии
...
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconЕ. А. Тюгашев, Ю. В. Попков. Эмблематика интерактивности: метадисциплинарный дискурс социологического сообщества новосибирского академгородка
Руководителем школы экономической социологии является академик Т. И. Заславская, руководителем школы этносоциологии член-корреспондент...
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconАвтореферат разослан «. 30»
Диссертация выполнена на кафедре философии Новосибирского государственного университета
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconИдеи развития философии
Большинство философов самых разных направлений высказывают мысль о том, что родиной философии является Греция VII-VI вв до н э. К....
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconТеоретико-методологические проблемы исследования экономической деятельности
Работе выполнена на кафедре философии Новосибирского го­сударственного университета им. Ленинского комсомола
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconБудущее российской политики: глубокая колея авторитаризма и трудные перевалы восхождения к демократии 
Института философии и права со ран, профессор Новосибирского государственного университета
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. О предмете социальной философии (к продолжению дискуссии)
Показано, что субъект социально-философской рефлексии первоначально выделяет предмет в общественной практике, а затем конструирует...
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива icon«Перспектива»
Отчет бухгалтера оробф «Перспектива» об исполнении сметы за 2 полугодие 2010\ 2011 уч года
Феномен философии в работах философов новосибирского академгородка: социально-гуманистическая перспектива iconСтатья из Вестника Российского философского общества, №3, 2000 г практическая философия а почему бы нам, философам
О практической философии и необходимости введения института практических философов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов