Г. гегель об эмпирическом базисе философии icon

Г. гегель об эмпирическом базисе философии



НазваниеГ. гегель об эмпирическом базисе философии
Дата конвертации17.09.2012
Размер27.42 Kb.
ТипДокументы

Г. ГЕГЕЛЬ ОБ ЭМПИРИЧЕСКОМ БАЗИСЕ ФИЛОСОФИИ


Тюгашев Евгений Александрович

Новосибирский государственный университет


Гегель обычно воспринимается как адепт спекулятивного, оторванного от опыта философского конструирования. Действительно, Гегель критиковал ограниченность современного ему эмпиризма, но столь же критически он относился и к метафизике.

С точки зрения Гегеля, подтверждением метафизики обыкновенно служат представления, содержание которых проистекает из опыта. Метафизическое философствование черпает свое содержание из внутреннего или внешнего опыта, а затем придает ему с помощью размышления форму абстрактных положений [2, с. 37]. Гегель полагает, что первая часть старой метафизики — онтология — содержала эмпирически и случайным образом данные определения: «Их ближайшее содержание могло быть основано лишь на представлении, на заверении, что под этим словом разумеют именно то-то и то-то, а иногда также и на этимологии» [3, c. 140], или на фактах рассудочного сознания [4, c. 61]. Материализм он оценивал как последовательный эмпиризм [3, c. 182]. На его взгляд, эмпиризм возводит содержание единичного восприятия в форму всеобщих представлений, положений, законов [3, c. 148]. Поэтому по содержанию эмпиризм имеет общий источник с метафизикой.

Как мы видим, Гегель, во-первых, констатирует эмпирическую обоснованность предшествующих ему философских традиций, и, во-вторых, указывает на произвольность и случайность опыта, положенного в основу философских воззрений. Гегель соглашается с мнением, что «все должно быть познано на опыте», но полагает, что философии от «эмпирического подтверждения, остающегося связанным с некоторыми предпосылками, необходимо подняться до доказательства абсолютной необходимости вещей» [4, c. 211]. На его взгляд, задача состоит не в отказе от эмпирического обоснования философских положений, а в переходе к «правильному пониманию философского факта» [3, c. 65], опирающемуся на развитую культуру познания отношений мысли.

Мастером концептуализации философской эмпирии Гегель считал Аристотеля. В «Лекциях по истории философии» Гегель писал: «Категории встречаются в восприятии, представлении... Аристотель же, принимающий во внимание все стороны универсума, берет все эти единичные явления скорее как спекулятивный философ и перерабатывает их таким образом, что из них возникает глубочайшее спекулятивное понятие» [1, c. 211].

В процессе концептуализации Аристотель, по мнению Гегеля, применял особые процедуры. Во-первых, Аристотель фиксировал полный эмпирический объем понятия: «Он имеет перед собою мир созерцания во всей его полноте, и ничего из его содержания он не оставляет в стороне, каким бы обыденным это содержание не выглядело». Во-вторых, Аристотель устанавливал множество значений, смыслов слова, вплоть до самых обыденных и чувственных его значений.
В-третьих, он учитывал историко-философские мнения. В-четвертых, при мыслительном рассмотрении предмета Аристотель брал и связывал все его определения.

В заключение Гегель делает вывод: «Таким путем Аристотель образует понятие и остается в высшей степени философичным в собственном смысле этого слова как раз тогда, когда он кажется лишь эмпиричным. Эмпиризм Аристотеля является целостным именно потому, что он всегда сводит его снова к умозрению. Следовательно, можно сказать, что он в качестве завершенного эмпирика является вместе с тем мыслящим. Если мы, например, честно выделим из пространства все эмпирические определения, то получится в высшей степени спекулятивный результат, ибо эмпирическое, взятое в его синтезе, есть спекулятивное понятие» [1, c, 222].

Таким образом, «спекулятивное» Гегеля есть «эмпирическое во всей своей полноте».

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1999.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1999.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975.

4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том III. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. М., 1956.




Похожие:

Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconЛ. Е. Балашов противоречия гегелевской философии москва ● 2006 Балашов Л. Е. Великий Гегель. Противоречия гегелевской философии
Естественная система категориальных определений мира (категориальная структура мира) 20
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по философии. Брянск, 2003. 32 с
Охватывает все 1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990. С81
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconГегель 1770-1831
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М. 1959. Т. Стр. 173-201
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconМосква  2008 ббк 87 б 202 Балашов Л. Е. История философии (материалы). — М., 2008. — 374 с. «Материалы»
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 61
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconЭкзаменационные вопросы по философии 2005 (дневные факультеты) Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии
Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconРеферат по философии на тему: «Психологические истоки творчества Артура Шопенгауэра»
Кант или Гегель, но не полностью отрешился от академических традиций. Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком...
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconЛ. Е. Балашов как категории работают-проявляют себя?
Язык философии — это прежде всего язык категорий, категориальной логики, категориального анализа и синтеза. Величайшие философы прошлого...
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconКонтрольные вопросы по философии для студентов II курса Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
Ортодоксальные школы индийской философии (ньяя – вайшешика, санкхья – йога, веданта миманса)
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconС. Н. Трубецкой о национально-религиозных элементах древнегреческой философии Размышляя о становлении древнегреческой философии, С. Н. Трубецкой в своем труде «Метафизика в Древней Греции»
По его мнению, «в религии древних греков заранее очерчен весь цикл идей их философии и неизбежная граница ее развития». В связи С....
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconПрограмма к зачету по курсу Дискретная математика
Оценка числа дуг в графе. Критерий сильной связности Цикловой базис в графе, число векторов в цикловом базисе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов