|
Е.А. Тюгашев «Диалог культур» и «межкультурная коммуникация» как понятия-химеры в культурологи В культурологии наиболее интересными являются конкретно-эмпирические исследования. Но их эвристическая ценность определяется применяемым концептуальным аппаратом. С одной стороны, понятия позволяют схватить, уловить нечто существенное в объекте познания. С другой стороны, они часто схватывают непонятно что, так как «схватывание» отдельным, изолированным понятием производит несистемный продукт, составляющий информационный шум, информационное загрязнение коммуникативной среды. Поэтому культура научного производства требует оперирования развитыми системами понятий. Кристаллизация понятийных систем в научной дисциплине — исторически длительный процесс, переломным моментом в котором является конституирование предмета. На предметном этапе развития науки все специфические для нее понятия вводятся системно, путем последовательной дифференциации предмета. На допредметном этапе исследователи оперируют не системами, а скорее кластерами понятий, образуемых в результате ассоциации первичных абстракций вокруг центрального понятия науки. Центральным понятием культурологи является понятие культуры. Поскольку на его основе не удалось предложить сколько-нибудь убедительные системы понятий, то можно полагать, что культурология находится на допредметном этапе — стадии своего становления. Допредметный этап характеризуется неопределенностью, экспериментальной вариабельностью связей понятий. «Наведение мостов» между понятиями, их сопоставление и пересечение нередко ведут к гибридизации онтически разнородных понятий. В результате легко образуются «онтологические химеры», примером которых является популярное понятие «диалог культур». Ни одна концепция культуры не допускает онтологическую возможность диалога культур, при условии не метафорического, а категориального использования термина «диалог». Не случайно, в содержащейся в «Новой философской энциклопедии» статье «Диалог культур», написанной Библером и Ахутиным, диалог культур понимается как «взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание культур», но отнюдь не как диалог в собственном смысле слова. Таким образом, диалог культур — это метафора, не имеющая понятийной перспективы. Рассмотренный случай любопытен в двух отношениях: 1) Размещение статьи «Диалог культур» в «Новой философской энциклопедии» иллюстрирует превалирование алогизма в современной российской философии. 2) Метафора «диалога культур» является превращенной формой рефлексии некоторых коммуникативных процессов, наблюдающихся в современном обществе, но пока не получивших адекватного понятийного отражения. В связи с этим следует отметить проблематичность понятия «межкультурная коммуникация», определяемого как общение между представителями различных человеческих культур (считается, что это понятие введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах). Во-первых, коммуникация между культурами представляется не возможной в рамках существующих концепций культуры Во-вторых, коммуникация между культурами не тождественна коммуникации между представителями различных культур. Поэтому для понятийного отражения коммуникации между представителями различных культур необходимо использовать другой, более точный термин. |
![]() | Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и межкультурная коммуникация» (Великий Новгород) Приглашаем вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Язык и межкультурная коммуникация», которая состоится... | ![]() | Тюгашев Е. А Опубликовано в: Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации: Междунар науч практ конф. Иссык-Куль, 27–29 августа 2007 г. //... |
![]() | «Философия – Детям: Диалог культур и культура диалога» Третьей Международной научно-практической конференции «Философия – Детям: Диалог культур и культура диалога», которая будет проходить... | ![]() | Е. А. Тюгашев марксизм в диалоге культур В горизонте XIX века К. Маркс предстает как не вполне удачливый в жизни интеллектуал, получивший известность благодаря организационно-идеологической... |
![]() | Документы 1. /АНГЛИЙСКИЙ-Диалог культур/National Characteristics of Different Peoples.doc | ![]() | Методологическое значение понятия личности для юридической науки Личность рассматривается как принадлежность человека, и потому в нормативно-правовых актах понятия “человек” и “личность” используются... |
![]() | Ii всероссийская научно-практическая конференция «многоязычиеидиалогкультур» Роль культуры в жизни человека в его поведении и общении с другими людьми и с другими культурами. Межкультурный диалог. Конфликт... | ![]() | Актуальность медиаобразования Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа... |
![]() | И. Я. Яковлева приглашает вас принять участие в заочной Всероссийской научно-практической конференции Язык, литература Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева приглашает вас принять участие в заочной Всероссийской... | ![]() | Диалог обо всем Давней традицией философов является писать диалоги. Итак, вот вам, читатель, диалог |