Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) icon

Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности)



НазваниеСибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности)
Дата конвертации17.09.2012
Размер84.01 Kb.
ТипДокументы




Тюгашев Е. А. (Новосибирск)


СИБИРСКОЕ ОБЛАСТНИЧЕСТВО И СИБИРСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

(К ИСТОРИИ МЕНТАЛЬНОСТИ)


Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI –XX веков: Материалы четвертой региональной научной конференции. 11 – 12 ноября 1999 г. Новосибирск, 1999. С. 329–333.


В настоящее время в политических и деловых кругах Новосибирской области и ряда регионов Российской Федерации обсуждается возможность использования концепции устойчивого развития для политической самоидентификации и консолидации на этой основе электората, охватывающего различные слои населения. Речь, разумеется, идет не о текущем предвыборном процессе, с его идеологической неопределенностью, а о предстоящей в перспективе реинтеграции региональных хозяйственно-политических групп, опирающихся как на местное население, так и определенные круги мирового сообщества.

Стихийное вхождение российского общества в мировой рынок и мировое информационное сообщество стало социально-практическим основанием дискредитации либерально-коммунистических и консервативно-патриотических идеологий. По-видимому, наблюдается вызревание новой конфигурации политических сил, существенно отличающей от той, что сформировалась после буржуазно-демократических революций. В условиях необратимой глобализации мирового сообщества и в то же время отстаивания ценности автохтонного (геоклиматически обусловленного) образа жизни прежняя альтернатива «модернизм – фундаментализм» уступает место формуле «глобальность – локальность». Идейная борьба начинает вестись в поле мондиализма (в широком смысле слова), в конфликте интепретаций тех или иных версий конкретного разрешения глобально-локальных проблем.

Дискурс глобализма захватывает и российское общество, что, впрочем, отвечает отечественным традициям «всечеловечности», постановки и обсуждения так называемых «мировых вопросов». В интеллектуальных кругах нашей страны в последние десятилетия прорабатывались различные концепции глобального развития России, из которых наиболее известна концепции ноосферы, связываемая с традиций русского космизма. Но официальную поддержку получила концепция устойчивого развития.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года (№ 440) утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция представлена Правительством РФ и разработана во исполнение программных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию включает преамбулу и семь разделов: 1. Устойчивое развитие – объективное требование времени. II. Россия на пороге XXI века. III. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию. IV. Региональный аспект устойчивого развития. V. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
VI. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества. VII. Этапы перехода России к устойчивому развитию.

В соответствии с Указом Правительству Российской Федерации поручалось при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции. Предлагалось разработать и внести в 1996 году на рассмотрение Президента проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Несмотря на некоторую активность политизированной интеллигенции по исполнению этих исторических решений, проведение ряда чтений, конференций и других мероприятий, следует сказать, что в целом Указ Президента и Концепция были практически не замечены российской общественностью. Положения Указа об учете положений Концепции и разработке государственной стратегии устойчивого развития оказались не выполнены.

Это объясняется тем, что в российских политических кругах решения Конференции в Рио-де-Жанейро с самого начал были восприняты критически. Одни полагали, что это происки коммунистов, желающих вернуть прежний режим; другие, напротив, считали, что устойчивое развитие придумали на Капитолийском холме с целью узаконить безоговорочное господство США на мировой арене.

Доля истины есть в обоих утверждениях . Концепция устойчивого развития, благодаря усилиям В. А. Коптюга, декларировалась как идейное основание программных документов КПРФ. Партийная же оппозиция (например, в публикациях С. Кургиняна) подчеркивала, что в оригинальной версии суть концепции резюмируется в формуле «золотого миллиарда». Известно также, что деятельность ведущего разработчика концепции устойчивого развития Л. Брауна, директора Института всемирных наблюдений (г.Вашингтон) была тесно связана с начатой в 1975 г. в США комиссией Мерфи1 глобализацей концепта национальной безопасности.

В интерпретации левых суть концепции состоит в признании бесперспективности западного типа экономического роста и в неприемлемости рыночного хозяйства для российского общества. В интерпретации правых серьезной проблемой является демографический взрыв, из-за которого и возникает неустойчивость глобальной экосистемы. В «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» представлена вторая интерпретация, так как подчеркиваются экологические ограничения хозяйственной деятельности. Для перехода к устойчивому развитию предлагается ввести «хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления». Поскольку рационализация структуры потребления привычно понимается как его ограничение, то левые силы по политическим соображениям избегают демонстрировать открытую приверженность к идее устойчивого развития.

Следуя основным положениям документов ООН российская Концепция предполагает возможным и необходимым осуществить последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей. Соблюдение баланса интересов всех субъектов Российской Федерации предполагается посредством взвешивания затрат выгод и рисков по следующим критериям: 1) «Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба»; 2) «ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов».

Авторы «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» полагают, что в процессе восстановления глобального баланса Россия будет играть одну из ключевых ролей. В России сохранился крупнейший на планете массив экосистем (8 млн. кв. км.), практически не затронутых хозяйственной деятельностью. Наличие данного массива и определяет роль России как «резерва устойчивости биосферы», утверждается в Концепции.

Таким образом, достижение глобальной сбалансированности предполагает использование России как неприкосновенного запаса мирового сообщества. Данная стратегия вполне адекватно выражает исторический опыт Запада в обеспечении баланса сил за счет подавления соперника. Московская рецепция концепции устойчивого развития, представленная в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» явно предлагает использовать сибирский природный массив как «резерв устойчивости биосферы» и как последний ресурс в решении глобальных проблем.

Думается, что в том числе и по данной причине В. А. Коптюг, благодаря деятельности которого концепция устойчивого развития стала достоянием гласности в России, дистанцировался от разработки «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Московской рецепции концепции устойчивого развития В. А. Коптюг противопоставил сибирскую рецепцию, артикулированную на Сибирской конференции «Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего», состоявшейся в апреле 1994 г. в г. Новосибирске.

Специфика сибирской рецепции отражена уже в названии конференции (ср.: в Рио-де-Жанейро – по окружающей среде и развитию). В оригинаде концепция устойчивого развития представляет собой, по словам В. П. Казначеева, «политизированную экологию», то сибирская рецепция есть «политизированная история» с акцентом на исторически фундированную футурологию. Напомним, что в разработках сотрудников Лестера Брауна концепция устойчивого развития является футурологически фундированной историей экологического краха цивилизаций.

В Новосибирске при обсуждении выявились следующие расхождения. Само существование концепции устойчивого развития либо утверждается, либо отрицается. Идея устойчивости рассматривается либо как феномен обыденного сознания, либо как научная идея. Современное развитие человечества признается либо кризисным, либо устойчивым. И наличие самого человечества как относительно целостного объекта либо признается, либо не признается.

Определенное единодушие участников конференции можно зафиксировать, в частности, по следующим позициям. Во-первых, признается локальная устойчивость развития отдельных цивилизаций, по крайней мере, в недалеком прошлом. Во-вторых, исторически сложившаяся локальная практика устойчивого развития оценивается положительно. В-третьих, глобальная проблематика рассматривается как результат интеграции прежде относительно обособленных локальных цивилизаций. В четвертых, положительная оценка локальной устойчивости экстраполируется на глобальный уровень в качестве целевого ориентира, приемлемого для конкретной цивилизации. В-пятых, все убеждены, что реализация любой локально апробированной стратегии устойчивого развития неизбежно вызовет глобальную катастрофу.

Наибольшие сомнения, подспудно, вызвал тезис о становлении глобальности мирового сообщества к середине ХХ в., в чем убеждено подавляющее большинство западных и отечественных глобалистов. Имплицитно истоки глобальных проблем прослеживались в межцивилизационных взаимодействиях, обозначившихся еще в архаический период. Архаизация глобалистики, а не только экологических проблем локальных цивилизаций, имеет, по-видимому, канализированный ментальный тренд.

Оказывается, что критический подход к современной футурологии и глобалистике стал вырабатываться в Новосибирском академгородке еще в 60-е годы в исследованиях Ю.П. Ожегова и В.И. Супруна. Общегуманитарным фоном для исторически масштабного подхода к пониманию глобальных проблем были исследования А.П. Окладникова и его школы. Одна из основополагающих идей: «Мир издревле был тесен. С самого начала истории племена и народы соприкасались друг с другом, взаимодействовали, обмениваясь культурными ценностями, внося при этом нечто собственное, самобытное в единый культурно-исторический процесс, в экономическую и политическую жизнь человечества»2. В нем выражена специфика сибирского взгляда на глобальные проблемы.

Мы не будем обсуждать здесь те следствия, которые вытекают из исследований сибирских археологов и которые значимы для современной глобалистики3. Нас интересуют истоки взглядов Окладникова, его широкого подхода к анализу всемирно-исторического процесса. В выступлении на всероссийской научной конференции «Евразия: культурное наследие древних цивилизаций» (Новосибирск, 25–28 января 1999г.) М. В. Шиловский в докладе «Вклад ученых-сибиряков Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева и А. В. Адрианова в изучении народов Центральной Азии» указал на прямую преемственность изысканий сибирских областников и работ Окладникова.

Действительно, ценностные ориентации сибирского областничества, проявившиеся при обсуждении сибирского вопроса, интеллектуальный прорыв в гуманитарных исследованиях сформировали ментальное поле, во-первых, непрерывности планетарного социокультурного континуума, во-вторых, его фундаментальной устойчивости на протяжении тысячелетий. Думается, именно эти основные интуиции ученых-сибиряков определяют сибирскую рецепцию концепции устойчивого развития.


1Примечания

 См.: Comission on the Organization of the Government for the Conduct of Foreign Policy, Аppendicies. Vol. 1. – Washington, 1976; Brown L. Redefining National Security // Worldwatch Paper 14. October 1977.

2 Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. Новосибирск: Наука, 1980. С. 5.

3 См.: Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Сибирский этнокультурный массив в свете тысячелетий // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Новосибирск: ИФиП СО РАН, 1998. Вып 2. С. 3–7.




Похожие:

Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconЕ. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы
Тюгашев Е. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы докл и выступл...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconРоссийская академия наук сибирское отделение институт философии и права Попков Ю. В., Тюаашев Е. А., Савостьянов А. Н., Черкашина М. В. С позиций Крайнего Севера: в "тундрах" современного глобализма: Препринт. Новосибирск
Показана неоднозначность интерпретации концепции устойчивого развитая в научном сообществе, а также ограниченность идей еврогуманиэма...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Г. А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик рао, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconПоложение о центре экологического образования и устойчивого развития московского института открытого образования
Ития (далее цэоур) является структурным подразделением Московского института открытого образования (далее миоо), созданным с целью...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconПоложение городского конкурса «Героические страницы истории»
Цель: Создание условий для формирования у подростков устойчивого интереса к истории России
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconФонд развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым» Основы концепции возрождения Крыма Симферополь, 2007
Представляемая работа содержит основы концепции возрождения Крыма, разработанные с позиций рыночной экономики и современных представлений...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconВопросы к контрольной работе №1 по курсу «Организация, управление, экономика природопользования и природоохранной деятельности»
Техногенный тип экономического развития. Концепция охраны окружающей среды. Ограничения экономического развития. Концепции мирового...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования зсош
Ального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции...
Сибирское областничество и сибирская рецепция концепции устойчивого развития (к истории ментальности) iconУважения к историческому прошлому своего народа, формирование
«Героические страницы истории» является создание условий для формирования у подростков устойчивого интереса к истории России, изучение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов