Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран icon

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран



НазваниеЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран
Дата конвертации17.09.2012
Размер39.27 Kb.
ТипДокументы



ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕФЛЕКСИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Ю.В.Попков, Е.А.Тюгашев

Институт философии и права СО РАН


630090, Новосибирск, пр. Лаврентьева, 17

Тел.: (383-2) 30-27-86; факс: (383-2) 30-11-91;

e-mail: popkov@philosophy.nsc.ru

// XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума (3–5 июля 2001 г.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. С. 30–32.


Глобальные проблемы современности находятся в центре внимания мирового сообщества и научной общественности. Многочисленные публикации по данной тематике сконцентрированы вокруг не более десятка парадигм, которые направляют продолжающиеся дискуссии. К числу этих парадигм можно отнести следующие: 1) доклады Римскому клубу, объединяемые идеей пределов роста; 2) концепцию устойчивого развития, выдвинутую группой исследователей Института всемирных наблюдений (г. Вашингтон) под руководством Л. Р. Брауна; 3) теорию универсального эволюционизма, разрабатывавшуюся под руководством Н. Н. Моисеева с 1972 г. на базе ВЦ АН СССР и ГКНТ; 4) парадигму митоза биосфер, развиваемую основанным в 1969 г. во Франции Институтом экотехники (председатель М. Нельсон); 5) научно-исследовательскую программу “Моделирование глобального развития”, реализовывавшуюся с 1977 г. под руководством Д. М. Гвишиани и В. А. Геловани на базе ВНИИСИ АН СССР и ГКНТ; 6) теорию мир-системного анализа, разрабатывавшуюся под руководством И. Валлерстайна в Центре Фернана Броделя по изучению экономик, истории систем и цивилизаций при университете штата Нью-Йорк (г. Бингемтон); 7) доктрину униполярности Ассоциации за объединение демократий, среди первых членов которой в свое время были основные авторы плана Маршалла и разработчики проекта создания НАТО; 8) парадигму встречи цивилизаций, представленную на Сибирской конференции “Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего”, состоявшуюся в апреле 1994 г. в Новосибирске под руководством В. А. Коптюга.

Сибирский взгляд на глобальные проблемы, проявившийся на упомянутой конференции, характеризуется следующими особенностями. Во-первых, признается локальная устойчивость развития отдельных цивилизаций, по крайней мере, в недалеком прошлом. Во-вторых, исторически сложившиеся локальные модели устойчивого развития оцениваются позитивно. В-третьих, глобальные проблемы объясняются как результат интеграции прежде относительно обособленных локальных цивилизаций. В-четвертых, положительная оценка локальной устойчивости экстраполируется на глобальный уровень в качестве целевого ориентира, приемлемого для конкретной цивилизации. В-пятых, реализация любой локально апробированной стратегии устойчивого развития связывается с опасением неизбежности глобальной катастрофы.
В-шестых, пессимистически оценивается способность цивилизационно детерминированной современной науки предотвратить глобальную катастрофу. В-седьмых, осознается необходимость смены аксеологических оснований современной науки.

В настоящее время в центре внимания исследователей глобальных проблем находятся доклады Римского клуба и недавно представленная мировой общественности концепция устойчивого развития. Остальные точки зрения, хотя и претендуют на общезначимость, все же воспринимаются в качестве маргинальных. В результате возникает ситуация эпистемологической неуверенности и коммуникативной неопределенности, когда для изложения оригинальных версий используется язык завоевавших репутацию концепций. Именно так, на наш взгляд, обстоит дело с популяризуемой в России концепцией устойчивого развития, которая в отечественной рецепции имеет мало общего с оригиналом. Фактически на языке концепции устойчивого развития разрабатываются противоположные по смыслу учения.

Характеризуя положение дел в современной глобалистике в целом, можно выделить ряд существенных моментов: 1) ландшафт данной отрасти знаний мультипарадигмален; 2) специфика устоявшихся парадигм состоит в ориентации на конкретную научную дисциплину (экологию, социологию и др.); 3) заметен эффект “двойной звезды” – интерпарадигмальной рефлексии, связывающей разные парадигмы на основе базового концепта (например, “ноосферы”); 4) содержание базового концепта определяется конкретным философским учением (позитивизмом, философией жизни и др.); 5) последующая дивергенция базового концепта определяется социально-практическим опытом локального субъекта мирового сообщества; 6) коммуникативная определенность дискурсов достигается использованием языка системного подхода; 7) диапазон рефлексивной коммуникации в современной глобалистике ограничен христианским миром; 8) включение в коммуникацию конкурирующих цивилизаций создает возможности конституирования жизнеспособных парадигм, ориентированных на обобщение локального социокультурного опыта.

Рефлексия цивилизаций генерировала несколько конкурирующих стратегий организации мирового сообщества. На наш взгляд, если действительным содержанием глобального кризиса является интеграция прежде самодостаточных цивилизаций в качественно новое системное образование, то субъекты интеграции остро ощущают собственную несамодостаточность и необходимость смены парадигм цивилизационного развития. Идеи снимаются с альтернативных эталонов роста.

Разумеется, в качестве ориентиров рассматриваются по преимуществу гибридные цивилизации, добившиеся определенных успехов в решении интеграционных проблем. В пределах ойкумены каждой такой цивилизации приходилось сталкиваться с задачами, идентичными глобальным проблемам современности. И поскольку та или иная гибридная цивилизация исторически состоялась, постольку накопленный опыт интеграции вполне может быть использован в качестве модели в масштабах мирового сообщества. "Лабораторная" апробация цивилизационных идей позволяет использовать их в обобщенном виде в глобальной инженерии.






Похожие:

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconИнститут философии права
Логинов В. Г., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Проблемы коренных малочисленных народов Севера: институциональная перспектива. Препринт....
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconИнформация об авторах Попков Юрий Владимирович
...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconИнститут философии ран (иф ран)
Пленарное заседание (5 этаж, зал заседаний Ученого Совета, Ин-т философии ран, ул. Волхонка, 14)
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconЕ. А. Тюгашев
Опубликовано в: Философия: история и современность. 1999–2000: Сб науч тр.: Ин-т философии и права Объединенного института истории,...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconДьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д
Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как устанавливается повестка дня? Екатеринбург: Гуманитарный...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconПравославное отношение к труду в зеркале нравственного богословия*
Тюгашев Е. А. Православное отношение к труду в зеркале нравст­вен­ного богословия // Человек. Труд. Занятость: Научно-практи­че­ское...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconРоссийская академия наук сибирское отделение институт философии и права со ран юнеско комиссия РФ по делам юнеско новосибирский государственный университет томский
Фашисты собираются наводить "русский порядок" колонизацией амеб-недороссов силами настоящего чисто русского народа. Монархи­сты всерьез...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев методологические проблемы определения предмета социальной философии прошедшая в 2002–2004 гг на страницах журнала «Личность. Культура. Общество»
К. С. Пигров, В. Е. Кемеров, К. Х. Момджян, П. К. Гречко, В. Н. Шевченко, концептуального прорыва не произошло, и авторы ограничились...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconРоссийская академия наук сибирское отделение институт философии и права Попков Ю. В., Тюаашев Е. А., Савостьянов А. Н., Черкашина М. В. С позиций Крайнего Севера: в "тундрах" современного глобализма: Препринт. Новосибирск
Показана неоднозначность интерпретации концепции устойчивого развитая в научном сообществе, а также ограниченность идей еврогуманиэма...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран iconУдк 101. 1:: 316 Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев
К. С. Пигрова «Социальная философия». Поскольку в этих дискуссиях приняли участие многие известные социальные философы, материалы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов