В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий icon

В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий



НазваниеВ., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий
Дата конвертации17.09.2012
Размер90.41 Kb.
ТипДокументы

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А.

РОЛЬ АРКТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы: Материалы I Конгресса. Сургут. 10–11 июня 2004 г. / Под ред. В.В. Мархинина, Г.И. Назина. Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. С. 32–36.


Природа глобальных противоречий современности сегодня всё чаще осмысляется не в горизонте временных трудностей государств западной цивилизации и её планетарных контрагентов как-то – идейно-политического противоборства Запада и Востока, борьбы аграрного Юга за новый мировой экономический порядок с промышленным Севером, нехватки планетарных ресурсов для успешной вестернизации третьего мира и др. За флёром, таинственным покровом глобальных проблем, фактически являющихся только внутренними проблемами западного мира, экспортирующего эти проблемы во все страны света, всё яснее просматривается тот тип глобальных противоречий, который С. Хантингтон обозначил как столкновение цивилизаций.

На фоне возможных конфликтов демографических гигантов планеты мировые войны ХХ века выглядят, по замечанию Н.А. Бердяева, «семейными распрями». Если же вспомнить о том, что активно включившиеся в гонку вооружений Китай, Индия, мусульманский мир устойчиво сохраняют свою идентичность не одно тысячелетие, то межцивилизационные противоречия представляются ядром глобальных противоречий современности.

В настоящее время все активнее ставится вопрос об арктической цивилизации как самостоятельном субъекте и полноправном участнике общецивилизационного процесса. Но в то же время высказываются и определённые сомнения в обоснованности её выделения. Для широкого круга гуманитариев феномен арктической цивилизации представляется в настоящее время скорее в качестве эпифеномена спекулятивной философской рефлексии или продукта мифологизирующей эзотерики Арктиды, чем как геополитическая данность.

Вместе с тем, на наш взгляд, едва ли следует стесняться не совсем обычных, выбивающихся из историософской традиции идей, если они захватывают не только умы интеллигенции, но и лидеров государственных образований циркумполярной зоны. Ведь сам акт выделения тех или других цивилизаций в истории человечества есть продукт недавней, не столь уж систематичной и далеко не для всех убедительной рефлексии, инвестированной в международные отношения. Здесь действует сформулированный французским социологом П. Бурдье принцип, согласно которому самосознание формирует социального субъекта, консолидация, интеграция и организация которого происходит под влиянием объединяющей идеи, инвестируемой, «вкладываемой» и “вносимой” в его сознание. Действительно не исключено, что и рабочий класс появился только после того, как учение К. Маркса овладело массами.
Поэтому идея арктической цивилизации независимо от того, насколько она отражает некоторую реальность, в исторической перспективе может выступить эйдосом, который отображается в историческую реальность и её порождает.

Цивилизация (от латин. civilis – гражданский, государственный, общественный) – термин, введенный в научный оборот французским просветителем Мирабо в 1756 г. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости.

В настоящее время термин «цивилизация» многозначен. Цивилизацию рассматривают как такую стадию в развитии человечества, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными связями, а общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе. Критериями цивилизованности принято считать наличие общественного разделения труда, городов, классов и государственности, письменного права. Цивилизация – это общество, которое способно на основе преемственности наращивать свою социальную основу.

Перечисленных критериев цивилизованности обычно не обнаруживают в общественной жизни коренных народов Севера, на основании чего тезис о существовании арктической (циркумполярной) цивилизации как самобытного явления признается необоснованным. Те же атрибуты цивилизованности, которые присущи в настоящее время общественной жизни народов, населяющих арктический регион, считаются производными от известных мировых цивилизаций, включивших в орбиту своего влияния циркумполярные культуры.

Отметим, что сходные аргументы выдвигаются и в опровержение тезиса о существовании российской цивилизации как субъекта всемирно-исторического процесса. Российское общество рассматривают как социокультурный вариант либо западной, христианской цивилизации, либо цивилизации восточной, распространившейся на территорию Восточной Европы в период татаро-монгольского нашествия. Конкретная интерпретация конечного результата греко-варяжского синтеза славяно-финно-угорского этнокультурного субстрата зависит от характера оценки равнодействующей западного и восточного влияний. Поскольку и обоснованность выделения российской, как, впрочем, и любой другой цивилизации оказывается под вопросом, то критерии цивилизованности нуждаются в дополнительном уточнении.

Системный признак развития общества не только на внешнем, но и на собственном, внутреннем основании является рубежным критерием в отделении цивилизации от обществ первобытных. Признак «первобытности» как раз характеризует начальность социогенеза, первобытие социума, неопосредованного собственной историей. Историческая опосредованность цивилизации, её «второбытность» внешне выражается в том, что в её прошлом – руины городов, исчезнувшие государства, забытые языки, бесследно растворившиеся в окружающей среде народы. Цивилизация диагностируется невозвратимым прошлым и столь же неотвратимо надвигающимся будущим.

Расцвет и упадок древних цивилизаций обычно связывали с исчерпанием возможностей ассимиляции внешней социокультурной среды – варварской периферии, которая рано или поздно поглощала относительно выделявшиеся общества. Впрочем, ассимиляция цивилизованных обществ вела всего лишь к стохастическому перемещению локусов цивилизованности, к смене оснований цивилизационного развития в форме смены самих цивилизаций. Стабилизация цивилизационного процесса стала возможной только тогда, когда в качестве собственного основания социальности отдельных обществ стала выступать не внешняя социокультурная среда, а среда внутренняя: изменение формы социального отражения общественного бытия и на этой основе – снятие внутренних ограничений цивилизационной экспансии. Смена оснований социальности путём изменения формы социального отражения в духовно-практической революции стала имманентным механизмом стабилизации и поступательного развития так называемых «мировых» цивилизаций, различаемых, в частности, по виду мировой религии.

В связи с конкретизацией различных способов развития и функционирования общества на своей собственной основе, обнаруживающихся при сопоставлении «локальных» и «мировых» (региональных) цивилизаций, представляется существенным различие между способом бытия цивилизации и способом бытия отдельного социального организма. Первобытные социальные организмы существовали не изолированно, а в сложной сети субординированных родоплеменных связей, войн и социального обмена. Это были общества, которые в системном смысле развивались и функционировали посредством друг друга, т. е. строго говоря – на своей собственной основе.

По характеру социополитической организации эти общества могли быть довольно сложными и централизованными, в форме супервождеств они достигали континентальных размеров, как, например, кочевые империи Евразии. От цивилизаций они отличались способом ценностной самоидентификации.

Цивилизации выделялись на фоне других обществ некоторыми локальными преимуществами, и эти относительные преимущества цивилизованности над первобытностью позиционировались как «завоевания культуры». Благодаря освоению внешнего культурно-исторического субстрата цивилизация приобретала относительную независимость от ландшафта, распространялась по ойкумене, интегрировала первичные социальные организмы с самыми разнообразными хозяйственно-культурными типами.

Первобытность же укоренена в окружающей среде. Поэтому в ценностном плане она гетерогенна и самоценна. Её ценностный выбор со всеми его преимуществами и недостатками предзадан культурными героями, а сравнение позиционных преимуществ осуществляется не столько в межсубъектной рефлексии, сколько в объективной элиминации неадаптивных культур, экспансия которых не выходит за пределы экологической ниши традиционного хозяйственно-культурного типа.

Указывая на коренное различие между первобытностью и цивилизацией, следует обратить внимание и на их тождество, которое поддерживается жизненно важной для цивилизаций связью с ресурсами варварской периферии, процессами «варваризации» приходящих в упадок цивилизаций, возникновением на этой основе (в результате, например, романо-германского синтеза) «вторичных» и «третичных» цивилизаций. А главное, первобытность и цивилизация тождественны по способу освоения внешней социокультурной среды. Побочным, а иногда и целевым продуктом ассимиляции обществом его социокультурной среды является, как правило, её диссимиляция, полное искоренение автохтонных культур, которые «съедаются» на корню или искореняются. Поэтому не без оснований за цивилизациями отмечаются худшие, наиболее крайние формы цивилизованного варварства.

В свете наиболее общего просветительского представления о цивилизации как обществе, основанном на началах разума и справедливости, пожалуй, ни одна из существовавших в истории человечества локальных цивилизаций не может быть признана цивилизацией в точном и полном смысле этого слова. Безусловно, локальные цивилизации древности и мировые цивилизации современности не основывались на началах разума и справедливости. Иррациональность духовного мира цивилизаций наиболее ярко проявляется в идентификации с традиционными религиями. Безумная гонка вооружений и мировые войны, культ безудержного потребления и ресурсно-экологические проблемы – всё это признаки неразумности и несправедливости нашего общества.

Диссимиляция локальной цивилизацией «варварских» обществ в конечном счете разрушает основание цивилизационного развития, что и предопределяет её упадок. Цивилизованность оказывается относительной и ограниченной не только в географическом пространстве, но и в историческом времени. Долгое, мучительное и трудное преодоление локальными цивилизациями «варварского» восприятия окружающей действительности как «варварской» становится критической задачей, только решение которой позволит развиваться и функционировать цивилизованно, культивируя глобальное сообщество цивилизаций.

В рассматриваемой исторической перспективе представляет интерес судьба арктической цивилизации как цивилизации нового исторического типа. Обителью разума является философия. Поэтому развиваемая философами идея арктической цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркуполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизационной среды и последующего становления. Разум действительно может стать началом формирования арктической цивилизации.

В зависимости от мощности исторического видения арктическую цивилизацию можно рассматривать как автохтонную, уходящую своими истоками в ледниковый период, так и как гибридную, возникающую в результате взаимодействия современных мировых цивилизаций. На территории проживания коренных народов Севера уже давно существовали протогосударственные образования, вождества, строились укреплённые городки, возникало межплеменное общественное разделение труда. Многие коренные народы, живущие вокруг Ледовитого океана, имеют единые корни, общее культурное прошлое. Арктические народы поддерживали интенсивные культурные контакты, составляли единый, относительно непрерывный циркумполярный этнокультурный массив, который впоследствии был разделён административно-политическими границами в интересах государств умеренного пояса.

Наличие ряда частных признаков цивилизованности в общественной жизни коренных народов Севера не дает формального основания для отрицания факта существования арктической цивилизации в историческом прошлом. Наличие государственных и автономных образований коренных народов Севера в настоящем, координация деятельности этих образований в рамках Северного форума под знаком общей им «северной модели» культуры позволяет говорить о конкретной и реальной возможности становления (или возрождения) арктической цивилизации.

Это первая цивилизация, которая основывается на началах разума и справедливости. Разумность действий и поступков в суровых, обладающих низкой биопродуктивностью геоклиматических условиях – это вопрос жизни и смерти для постоянных жителей северных территорий. Восстановление исторической справедливости в отношении коренных народов Севера, а также справедливые условия экономических отношений северных регионов с остальными регионами планеты – это актуальные вопросы, от решения которых зависят политические возможности и экономическая эффективность эксплуатации северных ресурсов мировыми цивилизациями.

Северные территории находятся сегодня в фокусе интересов многих развитых и быстро развивающихся государств. Поэтому арктическая цивилизация как сегодня, так и в далёком прошлом возникает в точке пересечения множества цивилизационных влияний и, впоследствии, интересов. Объективно формируясь как гибридное образование, от положения дел в котором зависит будущее мировой цивилизации, арктическая цивилизация является экспериментальной площадкой, где проверяется конкретная возможность реального достижения глобального цивилизационного компромисса.


Резюме

Глобальные противоречия современности интерпретируются как противоречия между мировыми цивилизациями. В разрешении этих противоречий особую роль может сыграть арктическая цивилизация, которая основывается на началах разума и справедливости. В гибридной по своему характеру арктической цивилизации испытывается способность мировых цивилизаций к достижению долговременного глобального компромисса.




Похожие:

В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconЕ. А. Тюгашев Интернационализация высшего образования, университеты и европейский процесс
Ожидается, что интернационализация высшего образования в Европе придаст дополнительный импульс европейскому процессу. Роль университетов...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconТюгашев Е. А. Философия и цивилизация
Стадия цивилизации маркируется «городской» революцией и образованием первых государств, сложные комплексы которых конституируют первые...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconЕ. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ
Процесс цивилизации совершается, таким образом, в системе региональных процессов, инкорпорирующих локальные сообщества как интегрированные...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconЕ. А. Тюгашев национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс современности
Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Новосибирск: цэрис, 1997
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconУниверсализм эстетического опыта
Как представляется коллективу авторов Проекта, для уточнения самой актуальности темы исследования и ее тематизации в духе запросов...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconЕ. А. Тюгашев национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс первого евразийца междисциплинарный дискурс евразийства
Поэтому евразийское учение политкорректно определяют как «синтетическое», «гибридное», сложное для одномерного восприятия
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconЕ. А. Тюгашев национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс власти
Даже генезис родоплеменных общностей был тесно связан с развитием институтов потестарности, возникновением вождеств, оформлявших...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. (г. Новосибирск)
Так, для цивилизации, в частности, пытаются определить социокультурный (цивилизационный код), детерминирующий на всех этапах развития...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconПространство российской цивилизации
Цивилизации возникают в рамках определённого пространства, понимаемого в широком смысле – как пространство географическое, социальное,...
В., Тюгашев Е. А. Роль арктической цивилизации в разрешении глобальных противоречий iconРоссийская академия наук сибирское отделение институт философии и права Попков Ю. В., Тюаашев Е. А., Савостьянов А. Н., Черкашина М. В. С позиций Крайнего Севера: в "тундрах" современного глобализма: Препринт. Новосибирск
Показана неоднозначность интерпретации концепции устойчивого развитая в научном сообществе, а также ограниченность идей еврогуманиэма...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов