Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса icon

Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса



НазваниеИдея северной цивилизация: онтологизация дискурса
Дата конвертации17.09.2012
Размер134.43 Kb.
ТипДокументы

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А.

(Новосибирск)


ИДЕЯ СЕВЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯ:

ОНТОЛОГИЗАЦИЯ ДИСКУРСА

Северный регион: наука, образование, культура. Научный и культурно-просветительский журнал. Сургут, 2004. № 2. С. 11–17


В настоящее время идет интенсивный процесс переосмысления сути и содержания глобальных противоречий мирового развития. Ранее они осознавались в горизонте временных трудностей государств западной цивилизации и её планетарных контрагентов как-то — идейно-политического противоборства Запада и Востока, борьбы аграрного Юга за новый мировой экономический порядок с промышленным Севером, нехватки планетарных ресурсов для успешной вестернизации стран третьего мира и др. Так, постепенно стало выясняться, что за таинственным покровом глобальных проблем фактически скрываются внутренние проблемы западного мира, экспортирующего эти проблемы во все страны света.

В то же время можно наблюдать новые тенденции, связанные, в частности, с тем, что в гонку вооружений активно включились демографические гиганты планеты – Китай, Индия, мусульманский мир – страны и народы, которые устойчиво сохраняют свою идентичность на протяжении тысячелетий. Если предположить, какими конфликтами все это может закончиться, то мировые войны ХХ века предстанут как относительно безобидные, по замечанию Н.А. Бердяева, «семейные распри».

С завершением холодной войны, потеплением международного климата и глобальным потеплением все яснее просматривается тот тип глобальных противоречий, который С. Хантингтон обозначил как столкновение цивилизаций. Когда на Юге становится все горячее, а государства прибрежной полосы Индийского океана покрываются не просто «горячими точками», а становятся «полыхающим поясом» планеты, все активнее ставится вопрос о северной цивилизации как самостоятельном субъекте и полноправном участнике общецивилизационного процесса. Правда, высказываются и определённые сомнения в обоснованности её выделения. Для широкого круга гуманитариев феномен арктической цивилизации представляется скорее продуктом спекулятивной философской рефлексии или мифологизирующей эзотерики геософии Севера, чем как геополитическая данность.

Вместе с тем в последнее десятилетие к идее северной цивилизации стали апеллировать некоторые общественно-политические организации. Образована «Партия России» – «Северной цивилизации» во главе с Ю. Крупновым. Существует Международное движение строителей северной цивилизации «Продвижение». Хартия ответственности Северной цивилизации принята 22 августа 2004 г. по итогам 4-ой сессии Парламента мировых народов на образовательное этнокультурное стойбище «Нумсанг Ех» (д.
Хуллоры, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), декларирует, в частности, что общественное объединение «Парламент мировых народов» является основным коллективным и кооперативным механизмом развития Северной цивилизации, а ее официальным органом — портал Северной цивилизации (http://www.parlament.paideia.ru). Специально проблеме северной цивилизации посвящен и сайт «Nовый Свет» (http://sever.inache.net).

Включение в идейно-политический оборот непривычного для обществознания концепта северной цивилизации необходимо требует как его разъяснения, так и доктринального обоснования, что и осуществляется в документах указанных общественных движений.

Так, в программном документе Международного движения строителей северной цивилизации «Продвижение» («Дорога жизни. Обращение к молодежи Америки и России») [1] подчеркивается близость «северных народов» перед лицом экспансии растущих южных цивилизаций. На взгляд идеологов движения, на смену геополитическим доктринам «евроатлантизма» и «евразийства», жестко разделяющим европейским «железным занавесом» Америку и Россию, должна прийти новая геополитическая доктрина «аркто-пацифизма», интегрирующая страны северо-тихоокеанского региона.


«Хартия ответственности Северной цивилизации» идентифицирует последнюю с «благоустроением» российского Севера. В качестве принципов северной цивилизации указываются: культивирование уязвимой северной земли; существование в трех мирах – прошлом, настоящем и будущем, т. е. в постоянном осознании себя в непрерывном отношении к предкам (миру прошлого), себе и своим современникам (миру настоящего) и мыслями о будущих поколениях (мире будущего); ответственное действие по благоустройству и развитию мира; патронирование детства и уважение старости. Характеризуя как северную цивилизацию и Россию в целом, авторы документа выделяют два наиболее общих основания любой цивилизации: 1) мироцентричность, в рамках которой цивилизация является субъектом мировой истории, устроителем и гарантом существования человечества; 2) персоналистичность — существование благодаря людям и для тех людей, которые обживают и обустраивают ее территорию [2].

Председатель Партии России Ю. Крупнов в цикле статей, посвященном теме северной цивилизации, видит в ней не только принципиально новую мировую цивилизацию — Арктосферу, но и предлагаемый Россией новый формат мирового порядка как пространства реализации уникальной личности каждого человека. Согласно Ю. Крупнову идея северной цивилизации включает в себя следующие основные принципы: новые типы автономных поселений (фактории), новые формы общения и телекоммуникаций (цифровые сетевые деревни и пр., полисотектура), новые типы энергетики (особенно мини-АЭС капсульно-одноразового типа, биоэнергетика, нетрадиционные виды “малой энергетики”, политика энергоэффективности и др.), новые социально-организационные технологии (страхование жизни, социальные виды гражданства, персональный патронат и др.), новые типы локальных универсальных промышленных центров (на основе лазерных инструментальных комплексов типа заводов cluster-tools), новые типы транспорта (струнные магистрали и др.). В целом «прототипической шкалой» для определения, отработки и культивирования новых форм жизни должны быть, как считает Ю. Крупнов, уклады и культур-антропологические формации жизни коренных народов Севера России, “нордических” народов Скандинавии, Канады и США [3].

Прежний формат миропорядка характеризуется, по мнению Ю. Крупнова, не только «столкновением цивилизаций», но и «расколотостью цивилизаций», каждая из которых внутренне неоднородна. На этом фоне строительство северной цивилизации предлагается рассматривать как цивилизационный сдвиг от общества потребления, утилизации и конкуренции — к обществу личной доблести и сотрудничества.

Недосягаемый образец личной доблести Ю. Крупнов видит в Иисусе Христе. На его взгляд, общество должно создавать культ и поощрять личную доблесть каждого, его усилия «образовывать собственную личность, предельно выявлять тот “кусочек Бога” — собственную уникальную и неповторимую личность, уникальный и неповторимый взгляд, воззрение на мир и мировидение» [4]. Поэтому ключевой цивилизационный сдвиг, определяющий построение северной цивилизации, завершается построением «подлинно христианского массового общества».

Ю. Крупнов весьма своеобразно — «от Севера» — обосновывает путь, ведущий к обеспечению высокого достоинства личности. «Эту цивилизацию имеет смысл называть Северной, поскольку она строится на обычном для наших народов принципе полноценно и достойно — по-мировому и на мировом уровне — жить там, где родился, пусть эти места являются северными и исходно заведомо менее выгодными и более трудными. Северная цивилизация — значит, осуществлять мировое развитие и мировое качество жизни там, где ты живёшь, то есть «здесь и теперь», в данном тебе месте напрямую отвечать на глобальные и геополитические вызовы, разрабатывать и реализовывать альтернативные, построенные на принципе личности, методы организации мирового развития и мировой жизни» [4].

Ю. Крупнов подчеркивает, что северная цивилизация — это «именно цивилизация», обустройство и мирообживание, всеобщепринимаемая и разделяемая «цивильная» жизнь, «которую ниоткуда не принесут и надо самостоятельно и на данном месте выстраивать». Таким образом, северная цивилизация интерпретируется как первая мировая цивилизация в собственном смысле этого слова.

Как мы видим, тема северной цивилизации является претенциозной и достаточно сложной. Она требует пристального внимания и всестороннего обсуждения. Один из центральных вопросов в ней – вопрос о критериях выделения северной цивилизации, ее месте в ряду других мировых и региональных цивилизаций, а также роли в контексте современных тенденций мирового развития. Заявляя тему северной цивилизации, мы должны четко осознавать, в какое проблемное поле входим, в какое море теоретико-методологических проблем окунаемся. В этой статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые из них. При этом ориентируемся больше не на то, чтобы решить проблемы, а чтобы их поставить.

Прежде всего, о северной цивилизации. Очевидно, что основанием ее выделения служит одна из сторон света. И здесь возникает вопрос о соотношении северной цивилизации с другими цивилизациями, ассоциирующимися с остальными сторонами света. Но если о западной и восточной цивилизациях в философско-исторической литературе говорится достаточно часто, то об южной – даже не упоминается. Таким образом, первая проблема – что есть северная цивилизация в сравнении с цивилизацией южной, а также западной и восточной. Возможно, что главными отличительными характеристиками будет существующий в каждой из них особый тип соотношения порядка и хаоса, заданный спецификой архетипов автохтонных культур.

Другой вопрос – как соотносятся данные архетипические цивилизации с цивилизациями, выделяемыми по иным основаниям: с одной стороны – христианской, мусульманской, буддийской, конфуцианской, индуистской и т. п., с другой стороны – с европейской, северо-американской, китайской, арктической и др. Как представляется, все они могут быть рассмотрены как субцивилизации выделенных выше архетипических цивилизаций. Так, например, арктическую цивилизацию следует понимать как субцивилизацию северной цивилизации.

Образ так называемой арктической цивилизации не отвечает утвердившимся в литературе критериям выделения цивилизаций. В настоящее время понятие «цивилизация» имеет широкий спектр трактовок, но чаще всего под ним понимают такую стадию в развитии человечества, которая наступает после варварства, когда собственно социальные связи начинают доминировать над природными связями, а общество начинает развиваться и функционировать на своей собственной основе. Критериями цивилизованности принято считать наличие общественного разделения труда, городов, классов и государственности, письменного права.

Перечисленных критериев цивилизованности обычно не обнаруживают в общественной жизни коренных народов Севера, на основании чего тезис о существовании арктической цивилизации как самобытного явления признается необоснованным. Те же атрибуты цивилизованности, которые присущи в настоящее время общественной жизни народов, населяющих арктический регион, считаются производными от известных мировых цивилизаций, включивших в орбиту своего влияния циркумполярные культуры.

Но надо иметь в виду, что под термином «цивилизация» (от латин. civilis – гражданский, государственный, общественный) французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости (напомним, что этот термин введен в научный оборот французским просветителем Мирабо в 1756 г.).

В свете наиболее общего просветительского представления о цивилизации как обществе, основанном на началах разума и справедливости, пожалуй, ни одна из существовавших в истории человечества локальных цивилизаций не может быть признана цивилизацией в точном и полном смысле этого слова. Безусловно, локальные цивилизации древности, а также мировые цивилизации современности не основывались на началах разума и справедливости. Иррациональность духовного мира цивилизаций наиболее ярко проявляется в идентификации их с традиционными религиями. Безумная гонка вооружений и мировые войны, культ безудержного потребления и ресурсно-экологические проблемы, мировой терроризм – всё это признаки неразумности и несправедливости нашего общества.

При этом варварство совсем не стало уделом истории. Не будем далеко ходить: война «цивилизованного» мира в Ираке, его оккупация – пример самого очевидного варварства.

Диссимиляция локальной цивилизацией «варварских» обществ в конечном счете разрушает основание цивилизационного развития, что и предопределяет её упадок. Цивилизованность оказывается относительной и ограниченной не только в географическом пространстве, но и в историческом времени. Долгое, мучительное и трудное преодоление локальными цивилизациями восприятия окружающей действительности как «варварской» становится критической задачей, решение которой только и позволит развиваться и функционировать цивилизованно, культивируя глобальное сообщество цивилизаций.

Именно в рассматриваемой исторической перспективе представляет интерес судьба северной цивилизации как цивилизации нового исторического типа. Обителью разума является философия. Поэтому развиваемая философами идея северной цивилизации как интегрированного комплекса социальных организмов циркуполярной зоны является одной из предпосылок её не только научно-теоретического, но и социально-практического выделения из окружающей цивилизационной среды и последующего становления. Разум действительно может стать необходимым условием формирования северной цивилизации.

На наш взгляд, едва ли следует стесняться не совсем обычных, выбивающихся из историософской традиции идей, если они захватывают не только умы интеллигенции, но и лидеров государственных образований циркумполярной зоны. Ведь сам факт выделения тех или других цивилизаций в истории человечества есть продукт недавней, не столь уж систематичной и далеко не для всех убедительной рефлексии, инвестированной в международные отношения. Здесь действует сформулированный французским социологом П. Бурдье принцип, согласно которому самосознание формирует социального субъекта, консолидация, интеграция и организация которого происходит под влиянием объединяющей идеи, «вкладываемой» и «вносимой» в его сознание. Ведь известно, например, что рабочий класс окончательно сформировался именно как класс только после того, как учение К. Маркса овладело массами. Поэтому идея северной цивилизации независимо от того, насколько она отражает некоторую реальность, в исторической перспективе может выступить эйдосом, который отображается в историческую реальность и в известном смысле её порождает.

В зависимости от мощности телескопического исторического видения арктическую цивилизацию можно рассматривать, с одной стороны, как автохтонную прачеловеческую цивилизацию, уходящую своими истоками в ледниковый период, с другой стороны, гибридную, возникающую в результате взаимодействия современных мировых цивилизаций. На территории проживания коренных народов Севера уже давно существовали протогосударственные образования, вождества, строились укреплённые городки, возникало межплеменное общественное разделение труда. Многие коренные народы, живущие вокруг Ледовитого океана, имеют единые корни, общее культурное прошлое. Коренные народы Севера поддерживали интенсивные культурные контакты, составляли единый, относительно непрерывный циркумполярный этнокультурный массив, который впоследствии был разделён административно-политическими границами в интересах государств умеренного пояса.

Существование ряда частных признаков цивилизованности в общественной жизни коренных народов Севера не дает формального основания для отрицания факта существования арктической цивилизации в историческом прошлом, что не могло не найти отражения и в философской рефлексии.

Так, в своей классификации цивилизаций А. Тойнби выделял «задержанных» цивилизаций, к которым относил, в частности, общества полинезийцев и эскимосов [5, c. 181–208].

Любопытно, что недавние раскопки памятников древнеэскимосских культур Берингова пролива позволяют археологам делать вывод о том, что эти культуры достигли уровня, сопоставимого с уровнем развития древних цивилизаций. «Возможно, читателей это удивит: можно ли говорить "цивилизация" применительно к затерянным на краю света неолитическим охотникам на моржей и тюленей? — задает риторический вопрос петербургский археолог М. Бронштейн. — Обычно это понятие ассоциируется с пирамидами Нила, с городами-государствами Средиземноморья, с гигантскими храмовыми комплексами Мезоамерики...» [6]. И далее он приводит факты, свидетельствующие о том, что у древних эскимосов на рубеже нашей эры существовала своеобразная «предписьменность», земляные протогорода. Соответствующие артефакты были представлены в октябре 2001 года рамках международного выставочного проекта «Арктическая цивилизация», разрабатываемого Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Музейного Центра Ваприикки (г. Тампере, Финляндия).

Судьбу задержанных цивилизаций А. Тойнби рассматривает с позиций онтологической схемы философии жизни А. Бергсона, в рамках которой данная эволюционная линия маркируется как «оцепенение» (примеры «оцепенения» по А. Бергсону — это царство растений, а в мире животных — общества насекомых). Задержанные цивилизации демонстрируют выпадание, деградацию некоторых видов. Регресс проявлялся не только как структурный распад, но и как противоположность распада — жесткая структурная специализация. В основе этих явлений лежит общая причина — необходимость приспособления к узким, ограниченным условиям.

Для эволюционного прогресса более благоприятной возможностью А. Тойнби представляется сбалансированное, автоколебательное движение, выводящее за пределы узкой специализации и универсализирующее антропологический тип. Данную перспективу он считает нереализованной в судьбе задержанных цивилизаций и предрекает на этом основании их гибель. Эти цивилизации живы, пока неподвижны. Неподвижность сочетается с сильной напряженностью. В конце концов, они гибнут либо «окоченев», либо возобновляя движение.

Хотелось бы отметить, что достаточно высокая вероятность пессимистического прогноза не означает отсутствие альтернативы. Факт эволюционной задержки может рассматриваться как стабилизирующий момент, не исключающий возобновления эволюционного прогресса. Так, А. Тойнби отмечал несколько последовательных рывков в адаптации к окружающей среде у номадов. Аналогичная смена хозяйственно-культурного типа отмечалась в недавнем историческом прошлом у чукчей и ненцев Ямала. Поэтому адаптивные и эволюционные возможности задержанных цивилизаций нельзя считать полностью исчерпанными. Убедительным историческим примером в этом отношении может служить судьба османской цивилизации. С позиций исторического опыта уже нельзя недооценивать, как это делает А. Тойнби [5, с. 196], цивилизационный потенциал кемализма. В настоящее время Турция является лидером тюркского мира и ее исторический потенциал растет. Следовательно, задержанные цивилизации способны возобновить историческое движение.

Наличие государственных и автономных образований коренных народов Севера в настоящем, координация деятельности этих образований в рамках Северного форума под знаком общей им «северной модели» культуры позволяет говорить о конкретной и реальной возможности становления (а, может быть, и возрождения) северной цивилизации.

Это первая цивилизация, которая не может не основываться на началах разума и справедливости. Разумность действий и поступков в суровых, обладающих низкой биопродуктивностью геоклиматических условиях – это вопрос жизни и смерти для постоянного населения северных территорий. Восстановление исторической справедливости в отношении коренных народов Севера, а также справедливые условия экономических отношений северных регионов с остальными регионами планеты – это актуальные вопросы, от решения которых зависят политические возможности и экономическая эффективность эксплуатации северных ресурсов мировыми цивилизациями.

Северные территории находятся сегодня в фокусе интересов многих развитых и быстро развивающихся государств. Поэтому северная цивилизация возникает в точке пересечения множества цивилизационных влияний и, впоследствии, интересов. Объективно формируясь как гибридное образование, от положения дел в котором зависит будущее всего мирового сообщества, северная цивилизация является экспериментальной площадкой, где проверяется конкретная возможность реального достижения глобального цивилизационного компромисса.

В рамках самой северной цивилизации существует исторический и современных опыт достижения компромиссов, межэтнического и межконфессионального согласия на базе рационального выбора. Пример Югры показывает, что ресурсное освоение северных территорий является результатом научно-технического прогресса, базирующегося на человеческом разуме, а социальная политика необходимо основывается на началах справедливости, ибо взрывоопасная обстановка в регионах, подобных Ханты-Мансийскму округу, чревата экономической катастрофой не только для России, но и всей европейской цивилизации.

Примечания:

1. Дорога жизни. Обращение к молодежи Америки и России // http://www.headway.us.

2. Хартия ответственности Северной цивилизации http://www.parlament.paideia.ru.

3. Крупнов Ю. Северная цивилизация // ИNАЧЕ. 2003. № 5. 

4. Крупнов Ю. Почему Россия Россия (Северная цивилизация–2) // http://www.pereplet.ru/krupnov/42.html#42.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

6. Бронштейн М. Чукотские Микены // Знание – сила. 1999. № 4.




Похожие:

Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconЦентр "синтез"
Каждая цивилизация имеет свою задачу в общем плане планетарной эволюции. Когда задача выполнена, цивилизация выходит из прояв­ления....
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconПроект «Достопримечательности Северной Америки» Цель
Цель: Создание туристического маршрута по достопримечетельностям Северной Америки
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconЧерный квадрат Малевича — голый король искусства
Черный квадрат Казимира Малевича — голая идея без искусства-мастерства или идея без формы, точнее, форма (черный квадрат на белом...
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconЧернавский М. Ю. Идея прогресса и русский консерватизм
Применительно к социальной сфере идея прогресса предполагает постепенное совершенствование форм человеческого существования с последующим...
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconИндивидуальные задания по климату Северной Америки. Используя карты атласа: «Климатические пояса и области мира»
Используя карты атласа: «Климатические пояса и области мира», «Климатическая карта Северной Америки» найди краткие ответы на следующие...
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconКакая красивая планета! Юг Перинейского полуостова. Песочная буря от Северной Африки и Канарских островов
Юг Перинейского полуостова. Песочная буря от Северной Африки и Канарских островов
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconПод северной звездой

Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconА между тем идея строительства справедливого общества, во имя которой служили передовые представители крестьян, рабочих и интеллигенции, и есть национальная идея россиян
Даже праздник придумали — «День примирения» называется. При этом их взоры обращены к исторически чуждым для большинства российского...
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconЕ. В. Горбачев "Борьба за лексику" как часть политического дискурса фрг: проблемы теоретического осмысления
Борьба за лексику” как часть политического дискурса фрг: проблемы теоретического осмысления
Идея северной цивилизация: онтологизация дискурса iconФилософское учение Платона
Что такое идея? Есть много прекрасных вещей, но какую тоже прекрасную, поэтому нельзя прекратить связь с одной вещью, ибо тогда другая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов