Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) icon

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск)



НазваниеЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск)
Дата конвертации17.09.2012
Размер104.25 Kb.
ТипДокументы


Ю.В.Попков, Е.А.Тюгашев

(г. Новосибирск)

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К АНАЗИЗУ РАЗВИТИЯ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА:

АКТУАЛЬНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Развитие коренных народов в разных регионах планеты превратилось в глобальную проблему современности. Индикатором ее актуальности и масштабности является, в частности, то обстоятельство, что второе десятилетие подряд ООН провозглашается десятилетием коренных народов мира. Таким образом мировое сообщество в лице его самой представительной организации акцентирует внимание на практической значимости и необходимости решения целого комплекса проблем, касающихся данной группы народов, к которой принадлежат и малочисленные этносы Севера.

К числу актуальных проблем науки применительно к народам Севера принадлежит определение перспектив их развития, а в данном контексте – разработка и применение принципов сценарного анализа.

Сценарный подход как метод анализа и оценки возможных вариантов развития событий в последнее десятилетие широко используется в социогуманитарных исследованиях. Сценарный подход хорошо апробирован в стратегическом планировании развития корпораций, на него возлагаются определённые надежды в практике геополитического прогнозирования. О сценариях стали говорить применительно к перспективам развития коренных малочисленных народов Севера, а также других народов России.

Не вдаваясь в конкретный анализ проблемы, выделим основные критерии сценарного подхода.

1. В прогнозировании под сценарием понимается преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных, заранее выделенных условий1. Сценарный подход в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных, благоприятных.

2. Сценарный подход представляет собой форму использования сценарной литературно-художественной техники в научном описании действительности. Простейшей, генетически первичной формой сценарного анализа является именно художественный сценарий. Он фиксирует, в частности, сюжетную схему спектакля, план выходы персонажей на сцену, их поведение и представляет своего рода “расписание” и обозначает содержание действий субъектов. Художественное происхождение сценарного подхода определяет художественную форму разработки и реализации любого сценария. И в настоящее время случаи перехода сценарного искусства в сценарное планирование общественного развития наблюдаются достаточно часто2.
Так, например, голливудские режиссеры и продюсеры принимали активное участие в разработке афганской и иракской военных компаний, в прогнозировании развития террористических действий на территории Америки, о чем говориться, в частности, в одной из публикаций в Интернете с весьма характерным названием 3.

Не только театр, но и фольклор, живопись, поэзия и другие формы искусства являются организующей формой повседневности. Нередко художественная действительность становится прообразом социальной действительности, сценарий предшествует реальной практике, тому, что позднее становится повседневностью.

3. Художественная природа сценарного подхода определяет ограниченность сценариев. Практика сценарного анализа показывает, что наиболее часто встречаются классы сценариев, включающие 3-4 сценария, различающиеся соотношением противоборствующих тенденций. Там, где имеет место большее количество вариантов, речь должна идти о другом методе прогнозирования.

4. Сценарий абстрактно определяется как возможный набор событий – подобно мозаике в калейдоскопе, варьирующем в разнообразных комбинациях один и тот же набор фрагментов. Представляемый набор событий образует сцену, но не сцену как пустое место театрального действия, а сцену как собственно действие – место, наполненное событиями. Сценарий рисует с этой точки зрения как последовательность (цепочку) событий, так и последовательность наборов событий – сцен.

Элементарное сценарное событие фиксируется как со-бытие противоборствующих в рамках единого конфликта сил. Но отсюда вытекает требование двоичного описания содержания сценарных событий как актов противоборства, продвигающих к развязке с нарастающим драматическим напряжением. Выбор фундаментальных архетипических оппозиций имеет решающее значение для сценарного подхода.

5. Сценарии разрабатываются как прикладной научный продукт для стратегического менеджмента того или иного заинтересованного социального субъекта. Концептуальная схема сценария определяется объективной логикой развития того субъекта, в отношении которого этот сценарий разрабатывается, а также характером разрешения предшествующих кризисов его развития и типами избранных альтернатив.

6. Как показывает мониторинг реализации ряда сценарных планов, они не всегда оправдываются из-за недоучета значимых возмущений и неожиданностей, появляющихся в процессе осуществления таких планов. Но при всей вариативности внешних возмущений основной константой ситуационной динамики является сам социальный субъект – объект сценарного планирования. Сформированный в процессе его жизнедеятельности социокультурный потенциал включает систему ценностных ориентаций, устойчивых диспозиций, привычных моделей и стереотипов поведения, мифологии. Этот потенциал определённым образом дифференцирует значимые варианты развития событий. Изменения объективной реальности субъект интерпретирует в рамках собственной картины мира и реагирует в соответствии с апробированными прежде подходами. Поэтому исследование соответствующего потенциала субъекта представляет собой важнейшее условие устойчивости сценарных прогнозов4.

Переходя непосредственно к коренным малочисленным народам Севера, следует сказать, что сценарии их развития могут разрабатываться разными социальными субъектами – органами власти федерального, регионального, локального уровней, действующими на территории их традиционного проживания корпорациями, самими народами. Что влияет на благоприятность исхода развития событий в рамках определенного сценария применительно к народам Севера? Как представляется, два важных обстоятельства заслуживают того, чтобы о них сказать специально.

Во-первых, содержание и сюжетная композиция сценариев развития народов Севера определяется архетипами традиционного мифологического сознания. Их конкретный набор определяется ведущими тенденциями глобального и локального социокультурного развития. Мифологическое мышление не ушло в прошлое, миф играет большую роль в самоорганизации этноса (в художественной форме на материале ненцев Ямала об этом, в частности, хорошо сказано и показано в фильме А.В.Головнева «Путь к святилищу»). После постигшей тот или иной народ катастрофы возвращение к истокам и следование заветам предков, подражание культурным героям представляются способными вдохновить возрождение этнокультуры, наступление ее “золотого века”.

Во-вторых, разработка благоприятных для самих народов сценариев должна осуществляться с использованием мультидисциплинарных эмпирических научных данных, обеспечивающих релевантный отбор фольклорно-мифологического материала и его адекватную литературно-художественную обработку, а также конструирование социального механизма его реализации5.

Насколько представлен сценарный подход в существующей практике программирования и в каком виде он присутствует? Для проведения конкретного анализа нами было выявлено более 30 концепций и 80 программ, посвященных различным аспектам развития коренных народов Севера России. К числу последних принадлежат: 1) федеральные программы, 2) региональные программы, 3) корпоративные программы, 4) этнические программы, 5) международные программы и мегапроекты. В целом можно констатировать наличие разных разработчиков этих программ, разных субъектов программирования.

Анализ указанных документов установил, что имплицитно они содержат определенные сценарные взгляды на судьбу коренных народов, на их место в жизнедеятельности субъектов программирования. Сценарий, согласно Э. Берну, это постепенно развертывающийся жизненный план, реализуемый в конкретных акциях. И программы развития народов Севера, разрабатываемые самыми разными социальными субъектами, содержат систему мероприятий, во многом определяющую их образ жизни. Ясно при этом, что программы, предлагаемые, скажем, религиозными организациями или нефтедобывающими корпорациями, видят будущее этих народов по-разному. Точка зрения субъекта сценарного планирования определяет горизонт его миропонимания, сравнительные перспективы значимых в его жизни объектов и субъектов.

В целом можно сказать, что все программы направлены главным образом на формирование объективных материальных условий, обеспечивающих жизнедеятельность народов Севера – строительство школ, детских садов, больниц, обеспечение их оборудованием, закупка охотснаряжения, разного рода инвентаря, материальная поддержка населения и т.д. Данный вывод позволяет сложившуюся технологию разработки и реализации целевых комплексных программ развития народов Севера оценить как объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированный подход описывает действительность как совокупность взаимодействующих между собой объектов. Управление взаимодействиями осуществляется через изменения состояний объектов путем реализации конкретных проектов.

В конечном итоге такой подход обеспечивает скрытое управление объектами заинтересованности, в известной мере экономит силы и средства, мобилизует ресурсы и оптимизирует их.

Характерными являются следующие черты и особенности действующих программ развития коренных народов Севера.

Во-первых, практически все концепции и программы разработаны и приняты социальными субъектами, не относящимися к коренным народам Севера (пожалуй, лишь за исключением «Политической программы народа Саами»).

Во-вторых, в подавляющем большинстве программ коренные народы Севера представлены как этнический конгломерат, укрупненный объект внешнего управляющего воздействия.

В-третьих, ориентация указанных концепций и программ на развитие, помощь, поддержку и защиту выражает тенденцию на формирование внешнего источника и основания для их развития.

В-четвертых, данные концепции и программы, чаще всего, видимо, реализуют «антисценарии», блокирующие действие жизненных (то есть идущих от жизни самих этносов) сценариев, управляющих судьбой народов Севера.

В-пятых, обилие концепций и программ, генерируемых на государственном уровне, начиная с 60-х гг. ХХ в., является симптомом «сценарного прорыва» в жизни субъектов программирования и выражает назревшие внутренние проблемы жизнедеятельности самих государств Севера, в частности, индуцированные внешним фоновым воздействием процессы «внутренней деколонизации».

Объектно-ориентированный подход, заложенный в действующих программах развития народов Севера позволяет понять, что указанные программы являются прежде всего программами деятельности субъектов программирования – правительств, корпораций, региональных органов власти, а следовательно – программами развития в первую очередь этих субъектов, и лишь во вторую очередь – программами развития самих народов Севера. Действительно, ведь выделяемые (или не выделяемые по разным причинам) для народов Севера ресурсы планируются и создаются в ходе развития этих субъектов, а затем используются (или не используются) представителями коренных народов.

Наш взгляд, ценностно-нормативный комплекс, лежащий в основе программ развития коренных народов Севера, выражает, с одной стороны, «комплекс вины», которую «искупает» доминирующее общество, подтягивающее «отстающие» народы к европейскому жизненному стандарту. В соответствии со своим жизненным сценарием это доминирующее общество по сути приносит в жертву аборигенов, вытесняя их в процессе промышленного освоения Севера с территорий традиционного природопользования. С другой стороны, видя в этой жертве залог спасения, оно культивирует малочисленные народы в качестве «сувенирных народов». Последние же, подыгрывая в предложенном сценарии, могут выбирать для себя роль «маленького мучителя», некоего «младшего брата», перекладывающего все заботы об удовлетворении потребностей в физическом жизнеобеспечении и безопасности на ведущего социального субъекта. В этом случае коренные народы Севера приостанавливают развитие своей самостоятельной исторической субъектности, подавляют потребность в самоактуализации.

Как представляется, эффективность объектно-ориентированного подхода в программном обеспечении жизнедеятельности народов Севера ограничена рядом факторов:

  1. неоднородностью группы коренных народов Севера;

  2. неравномерностью этносоциального развития коренных народов Севера;

  3. внутренним социокультурным расколом, отходом от традиционного образа жизни значительной части представителей коренных народов Севера и ориентацией их на европейский потребительский стандарт;

  4. хроническим абсолютным и относительным недофинансированием программ развития коренных народов как по отношению к программным показателям, так и сравнительно к все возрастающим потребностям коренных народов.

В этих условиях в дополнение к действующим программным комплексам представляется целесообразной разработка и реализация субъектно-ориентированного подхода в программировании развития коренных народов Севера – подхода, основанного на учете их внутренних жизненных сценариев и необходимости активизации именно их собственного внутреннего потенциала. Только такой подход позволит северным этносам избежать опасности остаться музейными экспонатами в заповедниках информационного общества и доказать собственную историческую состоятельность.

Для сценарного анализа развития этносоциальных общностей представляется существенным систематическое изучение сценарного потенциала, реализованного в исторической практике этносов и отраженного в его духовной культуре – мифологии, фольклоре, литературно-художественном наследии. Отправным пунктом сценарного анализа может быть выявление и протоколирование массива базисных схем культуры, составляющих в совокупности социокультурный код этносоциальной общности. Эту задачу можно решить объединенными усилиями представителей разных научных дисциплин в сотрудничестве с органами власти и ассоциациями коренных народов. На Ямале эта задача представляется вполне реализуемой.

^ Примечания и ссылки.


Информация об авторах.

Попков Юрий Владимирович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом социологии Института философии и права СО РАН (Новосибирск)

^ Тюгашев Евгений Александрович – кандидат философских наук, доцент Новосибирского государственного университета.

Контактный телефон: (383) 346-53-32 (дом.), 330-22-40 (сл.)

E-mail: yuri@philosophy.nsc.ru

 Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Историко-культурная эволюция, современное положение и перспективы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»


1 Лопатников Л. Сценарий // Лопатников Л. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. – М., 1996. – С. 522. См. также: Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития. – М.: Наука, 1992. – 176 с.

2 См.: Кургинян С. Седьмой сценарий. В 3-х ч. – М.: Экспериментальный творческий центр, 1992; Сценарии для России. – М.: «Клуб 2015», 1999.

3 Операцию США в Ираке готовят голливудские продюсеры http://www.vokruginfo.ru/news/news3312.html.

4 Подробнее о сценарном подходе см.: Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Сценарный подход в социальном познании // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. – Новосибирск, 2004. – С. 21-28.

5 Подробнее об использовании сценарного подхода для анализа этносоциального развития см.: Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Концептуальные основания сценарного анализа этносоциального развития // Гуманитарные науки в Сибири. – 2004. - № 3. – С. 63-66.





Похожие:

Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconДокументы
1. /Бахтин С.И., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Террор - антитеррор. Сибирское измерение. Новосибирск,...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. (г. Новосибирск)
Так, для цивилизации, в частности, пытаются определить социокультурный (цивилизационный код), детерминирующий на всех этапах развития...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) icon«новые лишние» «Загадки» и «парадоксы»
Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Серов Д. О. «Новые лишние» // Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1997....
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. (г. Новосибирск) интернационализация и философский процесс
Одним из таких масштабных исторических процессов является интернационализация. Ее роль и значение в динамике мирового философского...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconИнформация об авторах Попков Юрий Владимирович
...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconЕ. А. Тюгашев. Социологические этюды. Методическая разработка. Новосибирск: нгу, 1995. 16 с. Оглавление
Е. А. Тюгашев. Социологические этюды. Методическая разработка. Новосибирск: нгу, 1995. 16 с
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения ямало-ненецкого автономного округа
П 576 Современное состояние традиционной культуры самодийского и финно-угорского населения Ямало-Ненецкого автономного округа (этносоциальный...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconГлава 111 социалистическая интернационализация и некапиталистический путь развития
Попков Ю. В. Процесс интернационализации у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1989. Гл. III. С. 78–119
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconС. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев
«должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности». Важную...
Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев Институт философии и права со ран
Тезисы докладов международного симпозиума (3–5 июля 2001 г.). Улан-Удэ: Изд-во всгту, 2001. С. 30–32
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов