Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской icon

Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской



НазваниеОтчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской
Дата конвертации17.09.2012
Размер129.08 Kb.
ТипОтчет

Тюгашев Е.А. Отчет по проекту (2002).

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: МАСШТАБ ОЦЕНОК


Интернационализация и «взрыв» этничности: новое качество этносоциальных процессов. Определяющим типом современных этносоциальных процессов является «взрыв» этничности. Данный тип протекания процесса наглядно представлен распадом СССР, СФРЮ, ЧССР на составлявшие их союзные республики. Процесс распада затронул также союзные и автономные республики. Молдавская СССР распалась на Молдову и Республику Приднестровья. На две республики распалась Чечено-Ингушская Республика. Распались также административно-территориальные образования в составе РСФСР, ранее имевшие внутреннее национально-административное деление. Так самостоятельными субъектами федерации стали автономные республики и автономные округа.

В современном мире на грани цепной реакции распада находятся многие федеративные и унитарные государства (КНР, Канада, Италия и др.), в том числе только получившие суверенитет (Таджикистан, Киргизстан и др.). Но наряду с взрывообразными процессами национального разделения, этнополитической дифференциации наблюдаются процессы интернационализации, сближения и интеграции наций. Разделенные ранее разными типами национальной государственности народы воссоединяются. В 1975 г. объединились Северный и Южный Вьетнам. ГДР вошла в состав ФРГ. Решается проблема создания единого корейского государства. Интеграционные процессы на национально-государственном уровне наиболее активно идут в Европейском союзе.

Отмеченная еще В.И. Лениным взаимосвязь процессов сближения и дистанцирования наций, интернационализации и суверенизации в условиях глобализации приобрела принципиально новое качество. Тогда наглядными примерами этих процессов были, с одной стороны, образование единых национальных государств (в наиболее позднем варианте – Италии и Германии), а с другой стороны – распад полуфеодальных империй (Испанской и Португальской, Российской и Австро-Венгерской империй).

На базе буржуазных национальных государств эпохи империализма, правда, стали вновь формироваться колониальные империи, что определило последующие процессы деколонизации и национально-освободительного в странах Азии и Африки. В то же время наблюдалась тенденция добровольного объединения, интеграции национальных государств в федеративные образования (например, СССР и СФРЮ), интенсивного внутригосударственного национального строительства.

^ Этносоциальные процессы: взаимосвязь экстериоризации и интериоризации. В результате этих вторичных процессов происходила как экстериоризация, так и интериоризация этносоциальных процессов.
В колониальных империях прежде всего посредством шел экспорт национализма, и бывшие колонии строили затем национальную государственность во многом по образцу метрополии (например, США, ЮАР, Индия). В союзных многонациональных государствах типа СССР, наоборот, практиковался импорт национализма, интериоризация внешних для СССР форм национальной государственности с целью обогащения и расцвета национальной жизни. Так были созданы Карело-Финская АССР, Еврейская автономная область, Поволжская немецкая республика и другие более экзотические национально-государственные образования.

Экстериоризация и интериоризация этносоциальных процессов являются взаимосвязанными формами внутренней и внешней рефлексии этносоциальных общностей. Деколонизация открыла дорогу в метрополии коренным жителям освободившихся стран. В результате международных миграции произошла колонизация метрополий (африканизация, японизация, китаизация, латиноамериканизация развитых государств). Наоборот, в союзных государствах интенсивное национально-государственное строительство создало необходимые предпосылки для суверенизации и внешнего сосуществования внутренних национально-государственных образований даже в форме анклавов (например, Татарстан).

^ Персонализация этничности: «организация объединенных наций». Происходящие в настоящее время «великие переселения народов» характеризуются национальной открытостью семейно-родовых коллективов, что определяется атомизацией гражданского общества в условиях ограниченных планетарных масштабов. Взрыв этничности раскалывает этносы, распыляет их на мелкие фракции и осколки, рассеивает в миграционных волнах представителей этносов по множеству государств. Обусловленность наблюдаемого взрыва этничности процесса интернационализации интегрирует, соединяет, сплавляет вместе этнические меньшинства в семейно-родовых коллективах и независимых государствах.

Многонациональность и полиэтничность является сегодня атрибутом большинства семей и государств. Это национально-смешанные общности людей. Их реальность актуализировалась в связи с глобализацией мирового сообщества и ситуативностью этносоциального самоопределения. Отсутствие достаточно устойчивых, постоянно действующих и унифицирующих механизмов социализации генерирует мультикультурализм и в этносоциальной сфере.

При позиционировании личности и государства в системе национально-этнической стратификации практически значимым становится задача определения не национальной идентичности, а интернациональной идентичности – конкретной комбинации характерологических языковых, конфессиональных, антропологических, психофизиологических особенностей, конституирующих в микро- и макромасштабе организацию объединенных наций. Каждый человек, каждая семья, каждая фирма (корпорация) и каждое государство есть ООН в миниатюре, способная сформировать собственный Совет национальностей, регулирующий как внутриличностные, так и внутрикорпоративные межнациональные отношения.

Этносоциальный анализ приобретает возможности универсального применения. Всегда существует комплекс этничностей. Эти этничности позиционированы и определены относительно друг друга только в абсолютно исторически конкретных системах отсчета. В этнических процессах эти системы отсчета интерферируют, смешиваются, распадаются, гибридизируются. В результате один и тот же этноним даже на протяжении сравнительно коротких исторических периодов может маркировать совершенно другой расово-антропологический и языковой тип. Поэтому во многих областях культурной жизни государств так называемые «национальные» команды являются «инонациональными» по национальному составу.

Этнокультурный синтез является объективным социальным процессом. Практической проблемой для этносоциолога – как и для химика, профессионально занимающегося синтезом неорганических и органических соединений, – является создание достаточно устойчивых этносоциальных общностей, устойчивость которых обеспечена их этносоциальных составом и силой внутренних связей. Необходимо, следовательно, выяснять, на каком основании, во взаимодействии по поводу какого конкретного предмета становится возможным создание устойчивых этноколлективов. Предметность этносоциологического исследования становится его основной методологической проблемой.

^ Многопредметность этносоциальных исследований. Современные исследования этносоциальных процессов в Центральной Азии проводятся в различных предметно-дисциплинарных системах. Непосредственно этносоциальная проблематика затрагивается в очень ограниченном спектре ситуаций – главным образом, при изучении межнациональных конфликтов в трансграничной полосе (например, Ферганской долины). В основном массиве исследований Центральной Азии этносоциальная проблематика необходимо представлена, но данная тематика представлена в качестве периферийного пласта1.

Вместе с тем практически нет ни одной публикации по обстановке в Центральной Азии, где бы не освещались бы этносоциальные аспекты миграции, наркотраффика, водоснабжения, терроризма и т.п. Дело в том, что область отечественных этносоциальных исследований чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования2.

В настоящее время сфера социологических критериев и методов социологического исследования настолько широка, что трудно найти какую-либо публикацию об актуальных проблемах общественной жизни, которую нельзя было бы интерпретировать в качестве социологической. Так и в качестве исследования, содержащего этносоциологический аспект, можно интерпретировать любой материал, указывающий на национальную обусловленность протекающих процессов.

Этносоциальные процессы могут быть систематически структурированы по номенклатуре сфер общественной жизни, т. е. как любые социальные процессы, протекающие во внутриэтнических и межэтнических взаимодействиях. Тогда в качестве отдельных аспектов этносоциальных процессов выступают процессы этноправовые, этнотрудовые, этноэкономические, этнодемографические, этнополитические и т.п. При этом границы этнических общностей, в которых и между которыми протекают эти процессы, далек не всегда фиксируются и этнический аспект даже в специализированных этносоциальных исследованиях представлен скорее как фоновый, затрагиваемый и упоминаемый в связи с решением классических демографических, политологических и общеправовых задач.

Скажем, в современном мире государства являются, как правило, национальными (или многонациональными) государствами. Поэтому любые вопросы межгосударственных отношений легко интерпретируются как вопросы международных отношений, т. е. отношений межнациональных. Глобальные проблемы современности также в восприятии конкретных исследователей легко оказываются проблемами взаимоотношений отдельных рас и народов. Эти исследования объектно и объективно идентифицируются как этносоциальные. И невозможно доказать обратное без использования специально вводимых узких критериев, выделяющих предметную область этносоциальных исследований.

^ Распредмечивание этносоциологии. Объективно обусловленное распредмечивание этносоциальных исследований дополняется субъективным распредмечиванием. Так, уточняя свою позицию в отношении предмета этносоциологии Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов пишут: «В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности».

Обращение к этническому самосознанию личности как простейшему элементу («атому», «клеточке») этносоциальной предметности в едет не просто к психологизации этносоциальных процессов и их исследований. В условиях интернационализации общественной и семейной жизни провозглашенная международным правом свобода личности на этническое самоопределение и отнесение себя к любой национальности делает для конкретного социолога эмпирически неразрешимой задачу достоверной этнической идентификации своего предмета3.

Этничность исчезает. Наблюдается не только «смерть нации», но и «смерть» народа, племени и т.п. По отношению к народам Центральной Азии общепринятым в последние годы стало представление о том, что узбекская, казахская, киргизская, таджикская, туркменская нации еще не сформировались, не завершили своего становления, а у граждан этих государств отсутствует общенациональное самосознание. Народным и научным сознанием этносоциальная обстановка сегодня описывается в категориях господства территориальных и родоплеменных кланов.

Вместе с тем, например, по отношению к Казахстану, утверждается, что родоплеменное деление – это идеологический конструкт, мистификация и мифотворчество4. В реальности их не существует, также как не существовало туркмен еще в начале ХХ века. Но опять-таки, если нации Средней Азии возникли как искусственные новообразования в результате национально-государственного строительства, то и не исключено возрождение родоплеменной дифференциации, в том числе на качественно новой этнической основе. В этнической истории конструируются не только нации, но и племена.

Поэтому возникает проблема существования предмета этносоциальных исследований. Наблюдающийся «взрыв этничности» распылил очевидный всем – в народном и научном сознании – предмет этносоциологии. Интернационализация этничности непрерывно регенерирует этот предмет в превращенных, ирреальных и мистифицированных формах. В указанном соотношении этнических неопределенностей требуется выбор определенной методологической ориентации, объясняющей конкретное неизвестное через конкретное неизвестное.

С данной гноселогической ситуацией в истории науки сталкивалась не только этносоциология. «Дух истинной науки в основе не менее далек от эмпиризма, чем от мистицизма; – писал О. Конт, – именно между этими двумя одинаково гибельными ложными путями он должен всегда прокладывать себе дорогу». Путь разрешения гноселогического кризиса обычно искали в применении так называемой «основной объяснительной модели».

^ Логика объяснительного процесса: этносоциальные процессы как объясняющий принцип. Более точно, место этносоциальной тематики можно было бы определить следующим образом. Это одно из эмпирических оснований анализа основных проблем центральноазиатских исследований. Это объясняющий принцип (эксплананс), но не объясняемое явление (экспланандум). Так, в связи с гражданскими войнами и интервенциями в Афганистане и Таджикистане, перспективами большой нефти в Каспийском регионе в массиве исследований абсолютно преобладают политологические, геополитические и геоэкономические подходы. Текущие события политической и экономической жизни Центральной Азии объясняются посредством сформировавшихся представлений об этносоциальных процессах. Причем эти представления уточняются и конкретизируются в связи с поставленной объяснительной задачей.

При объяснении характерных особенностей политических режимов среднеазиатских республик выявляется, например, этнический субстрат политических процессов. В контексте прикладного политологического анализа и прогнозирования этнополитическая тематика значима как одно из причинных оснований, объяснительных средств. Само же этнополитическое развитие фигурирует в качестве предмета исследования лишь в перспективе последующего прикладного применения полученных выводов. Эмпирическое изучение динамики родоплеменного состава различных политических сил на протяжении последних столетий завершается обычно оценкой вероятности изменения этого соотношения в будущем. Такова основная схема объяснительного процесса.

Так, поскольку действительное содержание этносоциальных процессов для этносоциолога известно лишь с некоторой степенью условности, – например, при условия допущения реального существования племен и кланов, – эти этносоциальные процессы определяются косвенно, на внешнем основании, через ту практическую задачу, которую они призваны решить. Объясняемое в механизме реверсивного процесса объясняет объясняющее. Геополитическая задача локализует точку зрения и определяет способ видения, интерпретации этносоциальных процессов, фиксации в них существенного и несущественного.

^ Масштаб доктрины – масштаб оценок. Что более реально для объяснения этносоциальных процессов в Центральной Азии? В современных исследования этносоциальных процессов в постсоветской Центральной Азии оперируют следующими категориальными оппозициями:

  1. взаимосвязи европеоидов и монголоидов?

  2. взаимосвязи ираноязычных или тюркоязычных? кочевого и оседлого населения («узбеков» и «сартов»)?

  3. ориентация на «глубокий» ислам (узбеки) или на поверхностный ислам (киргизы)?

  4. демографическое давление с Запада или Востока?

  5. культурное тяготение к Северу или Югу? родоплеменное деление или территориально-клановое?

  6. национальное самоопределение или паннационалистические устремления (пантюркизм, паниранизм)?

  7. культивирование национальной идентичности или ассимиляция в мировую цивилизацию?

  8. региональная интеграция (Западного и Восточного Туркестана) или межрегиональная ассоциация?

  9. демилитаризация или всеобщее вооружение этнонациональных групп?

  10. урбанизация (Казахстан, Киргизстан) или рурализация (Узбекистан, Таджикистан)?

  11. деиндустриализация или развитие горнодобывающей промышленности?

  12. традиционализация экономики или развитие сферы услуг?

  13. ценностная ориентация на советское наследие национально-государственного и национально-культурного строительства или ценностная ориентация на формы государственности, существовавшие на территории Средней Азии до вхождения ее в состав Российской империи?

  14. дальнейшая советизация общественной жизни или десоветизация?

Выбор базовой категориальной оппозиции не произволен. Он объективно определяется соотношением социально-политических сил, ставящих актуальные для них социально-практические проблемы перед исследовательскими коллективами. Официально принятые идеологические доктрины основываются на наиболее значимой категориальной оппозиции, которая нормирует горизонт научного познания этносоциальных процессов. Доминирующая оппозиция субординирует, упорядочивает остальные значимые оппозиции, оценивая вовлекаемый посредством этих теоретико-методологических средств эмпирический материал как вспомогательные основания для решения поставленной проблема.

Евразийская перспектива формирует базовую категориальную оппозицию единства и различия Европы и Азии. Оппозиция Европы и Азии является культурным архетипом, появившимся в Античной Греции. На протяжении последующей истории этот архетип трансформировался, неся в разнообразных превращенных формах базовое культурное содержание, выделение активного компонента которого является самостоятельной исследовательской задачей.


1 Наиболее репрезентативными изданиями, представляющими состояние современных исследований этносоциальных процессов в Центральной Азии являются выпуск ежегодника «Расы и народы. Вып. 27» (М.: Наука, 2001. 263 с.), целиком посвященный народам Средней Азии и общественно-политические журналы «Центральная Аз ия», «Центральная Азия и Кавказ», «Центрально-Азиатское сообщество: политика, общество, культура» и др.

2 См.: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М.: «Аспект пресс», 1999.

3 Чвырь Л.А. О структуре таджикского этноса (Научная и народная точка зрения) // Расы и народы. Вып. 27. М., 2001. С. 9 – 21.

4 См.: Масанов Н. Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество // Вестник Евразии. 1996. № 1 (2).




Похожие:

Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconЕ. А. Тюгашев национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс современности
Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Новосибирск: цэрис, 1997
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconВ., Тюгашев Е. А. Этносоциальные процессы в цивилизационном развитии
Фронтальное «столкновение цивилизаций» разворачивается, в свою очередь, как на транснациональном, так и на национально-государственном...
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconАрхетипы мировосприятия в этномифологии чувашей: системно-генетический анализ
Этносоциальные процессы во Внутренней Евразии. Семей (Семипалатинск): Научно-издательский центр Семипалатинского гос ун-та, 2008....
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconПолитическая жизнь франции в свете выборов 2002 г. ©2003 г. Е. Островская
Во Франции они особенно примечательны: про­исходящие здесь политические процессы уже не раз служили моделями для других европейских...
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconЛубский А. В. Кризис или становление Российской государственности? // Мир на Кавказе для нас и наших потомков. – Ростов н/Д. 2002
В конце ХХ в было модным рассуждать о кризисе Российской государственности, с которым связывались все негативные явления в постсоветской...
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconЛожь и насилие стержень постсоветской политики тбилиси в отношении сухума
Анатолий Отырба: «ложь и насилие стержень постсоветской политики тбилиси в отношении сухума»
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconА. А. Бейли "Наваждение: мировая проблема". Конспект
Процессы медитации. Препятствия и методы их преодоления. Процессы в царствах природы
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconПредисловие
Предлагаемая книга является учебником по первой части курса «Переходные процессы в электрических системах», в которой рассмат­риваются...
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconSheet 1: Информация и инф процессы
Мониторинг обученности учащихся 10 классов (базовый уровень) по теме "Информация и информационные процессы" (%)
Отчет по проекту (2002). Этносоциальные процессы в постсоветской iconНаноинженерия наноразмерные локальные процессы нанесения, удаления и модифицирования материалов Зав кафедрой мвпо, д т. н профессор В. Н. Лясников 2008 г. Реферат
Отчет содержит 47 страниц печатного текста. Содержит базу данных литературных источников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов