Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности icon

Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности



НазваниеЕ. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности
Дата конвертации17.09.2012
Размер166.84 Kb.
ТипДокументы

Е.А. Тюгашев

Югорский характер: конструирование идентичности


На сайте администрации Ханты-Мансийского автономного округа в 2001 – 2002 гг. проходила интернет-дискуссия «Чем гордится наш округ?”1. Для обсуждения были предложены следующие вопросы: 1. Чем Ханты-Мансийский автономный округ отличается от других субъектов Российской Федерации? 2. Какие достижения округа Вы считаете самыми главными? 3. Кто может называться настоящим северянином? 4. Каким Вы видите будущее нашего округа? Логика обсуждения выглядела следующим образом.

Первый участник дискуссии В.Г. Самсонов (Нефтеюганск; 6 апреля 2001 г.) написал о том, что испытывает чувство обиды за округ, и далее заметил: «Россия держится на нашей нефти, а что о нас знают, скажем, в Москве?». И.М. Злыгостева (Ханты-Мансийск; 6 апреля 2001 г.) высказала мнение о том, что можно гордиться не только нефтью, но и новостройками. А.Г. Черников (11 апреля 2001 г.) считает, что в округе «очень красивая природа, а для охотников и рыболовов – просто рай». На взгляд О.Г. Усольцева (Лангепас; 16 апреля 2001 г.), в Лангепасе можно гордиться тренажерным залом для инвалидов и общегородской спартакиада для инвалидов. И перечисляя все вышеуказанное (нефть, новостройки, природа), Ф. Сотников (Урай; 18 апреля 2001 г.) в заключение подчеркнул: «И еще отличается людьми, которые в экстремальных условиях делают эту работу».

В дальнейшем обсуждении человеческий фактор вышел на первое место. П. Кисилев (Урай; 20 апреля 2001 г.) рассказал о своем дяде З. Филимонове, профессиональном охотнике и настоящем северянине. К.В. Мингалев (Нефтеюганск; 29 апреля 2001 г.) считает, что жители округа имеют полное право и просто обязаны гордиться своей историей, обычаями и традициями. И вслед за ним П. Киселев (Урай; 4 мая 2001 г.) сформулировал ключевой, на наш взгляд, тезис дискуссии: «Есть ли чем гордится округу? В первую очередь не богатствами и недрами, а людьми, ветеранами гордится должен округ! Которые своим трудом создавали все то, что сейчас украшает округ».

Таким образом, исходная постановка вопроса “Чем гордится наш округ?” претерпела трансформацию в вопрос “Кем гордится наш округ?”. Н.К. Тимаев (Сургут; 10 мая 2001 г.) так расставил приоритеты: «Наш округ может гордиться: 1) нефтью; 2) людьми, которые добывают эту нефть». О. Тимощук (Мегион; 17 мая 2001 г.) на первое место поставила людей: “Достижением нашего округа можно считать людей, которые в нем работают. Творческих, инициативных, трудолюбивых, мыслящих”.

Последовательный, хотя и не совсем заметный переход от гордости достижениями к гордости за людей прослеживается в рассуждении Т. Соловар (Ханты-Мансийск; 14 июня 2001 г), завершающимся следующим положением: “Будущее нашего округа я вижу светлым и радостным. Для него у нашего округа есть все необходимые данные – промышленная сырьевая база, богатые природные ресурсы, а главное – умные и знающие свое дело люди”.


Вопрос о людях округа, настоящих северянах и о северном характере стал центральным в дискуссии. Т.П. Мингалева (Нефтеюганск; 9 марта 2002 г.) сравнила северный характер с американским характером: “В Америке 19 века было такое понятие – "фронтир". В переводе – "граница". Поскольку обозначало данное понятие буквальную границу между освоенными и неосвоенными территориями тогдашних США. По-другому это принято называть Дикий Запад. Моя главная мысль в том, что Север вообще и округ в частности – это нынешний фронтир России. Главное отличие в том, что наш Север – не дикий, а совсем наоборот. То есть – страна развивается во многом благодаря потенциалу округа (который до конца так и не разведан, кстати), и жители округа это прекрасно понимают. И те, кто здесь родился, и те, кто недавно приехал – все осознают особую миссию Югры. Кстати, именно отсюда – и знаменитый северный характер, которым те же москвичи похвастаться явно не могут. Может, поэтому и завидуют? ”. И в следующей реплике (18 марта 2002 г.) пояснила: “А зачем когда-то люди отправлялись на Дикий Запад? За тем же – за деньгами и достойной жизнью. Так что насчет фронтира все верно. Между прочим, когда человек зарабатывает (а не выпрашивает или получает) достойные деньги, он и себя начинает уважать, и других. Мы себя уважаем – это и есть основа северного характера”.

Позиция Т.П. Мингалевой получила поддержку. П.М. Усольцев (25 марта 2002 г.) написал: “Хочу присоединиться. Уважение к себе – великая вещь, но у нас в России оно, пока, к сожалению, в большом дефиците. Конечно, можно сказать, что человек не может уважать себя, когда получает гроши, но с другой стороны, почему он позволяет унижать себя маленькой зарплатой? Короче, получается замкнутый округ. Я горжусь тем, что у нас в округе этот замкнутый круг, наконец, разорвали. А то, когда езжу к родственникам на "большую землю", не знаю, что меня больше выводит из себя – то, что они не живут, а борются за существование, или то, что они убеждены – ничего изменить нельзя и надо ждать, пока придет добрый начальник и все решит!”

И когда Alex (27 марта 2002 г.) заметил: «Легко с пренебрежением рассуждать о тех, кто на большой земле. А если у них нефти нет?», – то Т.П. Мингалева (3 апреля 2002 г.) ответила: «Нефти нет, но руки и голова имеются, я надеюсь! Вы что, считаете, что у нас в округе нефть сама собой бьет из земли, только успевай цистерны подставлять? Мы здесь работаем и зарабатываем деньги. Я считаю, что гордиться нам надо именно этим – тем, что мы умеем работать». По мнению А.Г. Живорова (20 мая 2002 г): “Жизнь на Севере существенным образом отличается от жизни на юге и "большой земле". И главное отличие – другой социальный темперамент. Иногда мне кажется, что жизнь в стране "кипит" именно здесь””. В заключение остальные участники дискуссии согласились в том, что в округе работают настоящие профессионалы.

Оценивая материалы дискуссии, можно сделать вывод о том, что ее участники испытывают законную гордость за северный характер, за людей творческих, инициативных, трудолюбивых, мыслящих. Во многом благодаря этим людям жизнь на Севере “кипит”, по сравнению с другими регионами России.

Итак, в чем же заключается специфика югорского характера? Характер жителя Югры определяется как северный характер. Жизнь на Севере противопоставляется не только жизни на Юге, но и “большой земле” в целом – там, где не живут, а выживают. Отличие видится в том, что жители округа осознают особую миссию Югры (страна развивается благодаря потенциалу округа), чем, например, москвичи похвастаться не могут и потому завидуют. Любопытным представляется сравнение Севера с Диким Западом времен фронтира. Обстановка освоения формирует характер динамичный, напористый.

В контексте использованных дифференцирующих признаков югорский характер определяется противоречиво. Это – северный характер, но одновременно и западный характер. Югорский характер воспринимается как характер динамичный и напористый. А, например, по мнению П. Кисилева, житель Югры отличается спокойным характером, доброй и гостеприимной натурой. В целом для участников дискуссии очевидно, что существует специфический югорский характер, отличающий жителей Югры от основной массы россиян, но схожий с американским характером.

Это убеждение разделяет и глава округа А.В. Филипенко. В беседе с губернатором журналистка В. Наумова ознакомила его с материалами интернет-дискуссии и разделила мнения на две категории: «Половина участников считает, что в округе живет героический народ, настоящие патриоты, пионеры. Говорят об особой, исключительной “миссии Югры”. Другие категорично возражают: “Вы что, ребята, какая миссия? Люди едут туда, где платят хорошие деньги и могут обеспечить достойную жизнь, вот и все”. Кто, по-вашему, прав?». А.В. Филипенко ответил: « – И то, и другое – крайности. Как всегда, истина посередине». В. Наумова продолжила: «– Не удержусь, чтобы не процитировать высказывание студента из Нефтеюганска, который заявил: «Основа северного характера – это уважение к себе. А уважение к себе – великая вещь». Губернатор ответил: « – Под этими словами охотно подписываюсь...» (“У полпреда тоже нет волшебной палочки”)1.

А.В. Филипенко считает, что «сформировался особый югорский характер – на Севере слабый и одинокий не выживет»2. Это характер северный и в то же время сибирский: «Да, мы и северяне, и сибиряки, но мы уже – жители Югры – Ханты-Мансийского автономного округа» (“Жить, а не выживать”).

По-видимому, необходимо различать северный характер и сибирский характер. По одним признакам югорский характер является северным, по другим – сибирским. Если учесть включенность Югры в состав Уральского федерального округа, то югорская идентичость окажется смешанной, диффузной.

Подобная неоднозначность идентификации неизбежна для понятий, определяемых ситуативно-практически, в различных контекстах. В одном отношении югорский характер проявляется как северный, в другом – как западный. В одном отношении он сибирский, в другом – уральский и т. п. Не вполне ясным представляется соотношение югорского характера с русским характером.

Наблюдатели фиксируют особенности югорского характера в разных системах отсчета. Ситуативность избранной системы отсчета генерирует набор случайных, несопоставимых друг с другом характеристик. Идентичность югорского характера, таким образом, не дана. Она должна быть выстроена, сконструирована из элементарных дифференцирующих признаков. Для однозначной идентификации югорского характера требуется использование строгих и систематических категориальных различений, позволяющих отнести изучаемый объект к конкретной классификационной ячейке в одной концептуальной системе.

Логически последовательную и систематическую типологию характеров разработал К.Г. Юнг, который разделил психотипы по признакам «экстраверсия – интроверсия», «рациональность – иррациональность», «логика – этика», «интуиция – сенсорика» [1]. Обобщение результатов модели Юнга позволило выделить и систематически описать шестнадцать социотипов (характеров) и взаимоотношения между ними [2].

Типология характеров К.Г. Юнга активно применяется для решения различных прикладных задач, в том числе в этнической психологии [3]. Определение характера личности или социотипа коллектива производится множеством методик, а также путем систематического анализа текстов, в которых отражены особенности способа переработки информации, присущие изучаемому объекту.

При определении югорского характера первичной эмпирической базой могут быть изложенные выше материалы дискуссии. Искомые оценки югорского характера логично искать в материалах о базисной (модальной) личности, которая олицетворяет Югру, воплощает в себе думы, чаяния и помыслы жителей округа. В последнее время таким лицом является губернатор округа А.В. Филипенко. На его сайте имеется более 120 публикаций, раскрывающих как облик округа и его жителей, так и личность самого губернатра: «Югра – земля нового освоения», «Мы начали новое освоение Югры»; «Югра смотрит в будущее», «Локомотив марки ХМАО», «Югра – не для слабаков», “Что наша жизнь? ЮГРА!», «Ханты-Мансийская земля – это, по сути, вся моя жизнь» и др.

Темы публикаций говорят о том, что Югра действительно воспринимается как субъект. Жизнь Югры – это и жизнь населяющих ее людей. Югра – не для слабаков, а, следовательно, ее жителей отличает сильный характер. Югра воспринимается как динамичный регион (“локомотив”), территория нового освоения. Оценки, содержащиеся в названиях публикаций А.В. Филипенко, во многом совпадают с оценками участников интернет-дискуссии, и в определенной мере репрезентируют общее мнение об облике Югры и характере ее жителей. Поэтому тексты публикаций А.В. Филипенко могут быть, на наш взгляд, использованы в качестве эмпирического материала для определения югорской идентичности.

На первом шаге идентификации характера устанавливают вертность типа по оси признаков «экстраверсия – интроверсия». На первый взгляд, югорский характер выглядит экстравертным, так как доминанта освоения и продвижения определяет облик региона. Лейтмотивом является тема диверсификации экономики региона («Здесь можно делать любой бизнес», «Экономика округа не должна зависеть только от нефти», «Не нефтью единой»), что можно интерпретировать как проявление экстравертной ориентации.

Экстраверт ориентирован на то, что происходит вне его; открыт всему, происходящему вокруг, любит действия, инициативен; предпочитает изменить ситуацию, если она его не устраивает, высказывает все, о чем думает; с интересом относится к новым людям, легко знакомится с ними; часто склонен к риску и т. д. Примечательны в этой связи темы публикаций «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», «Взялся за гуж, оказалось, что дюж», «Многое зависит от общей ситуации, но и от нас с вами тоже». Свое личное кредо экстраверта А.В. Филипенко сформулировал так: «Я повторю банальность, которую уже сказал. Мне кажется, что для того, чтобы чего-то изменить, надо принимать решения. Решения о тех мерах, которые способны изменить ситуацию» («Развитие топливно-энергетического сектора сдерживается отсутствием четкой государственной политики»).

На втором шаге идентификации характера устанавливают организацию психотипа по оси признаков «рациональность – иррациональность». Рациональные типы отстранены, дистанцированы от непосредственного восприятия мира, что позволяет обдумывать, давать оценки, заранее принимать решения, ставить цели, планировать действия в соответствии с избранными критериями. Иррациональные типы как бы непосредственно включены в течение жизни, их действия зависят не столько от заранее взятых намерений, сколько от случайностей ситуации. В своем внешнем поведении они бывают непредсказуемы и изменчивы.

В этом отношении А.Ф. Филипенко демонстрирует неприятие эмоционального, иррационального подхода и предпочтение рационального, расчетливого поведения («Путь эмоций неперспективен», «У полпреда тоже нет волшебной палочки», «Мы должны сохранить рассудок...», «...Чтобы возобладал здравый смысл», «Баланс интересов выгоден всем», «Юбилей – хороший повод подумать о завтрашнем дне...», «Власть обязана быть мудрой», «С опорой на человека просвещенного»). Эксплицитно рационалистическую позицию губернатор формулировал так: «Мы хотим, чтобы в новом составе Государственной Думы преобладали разумные, трезвомыслящие политики. В Федеральном Собрании большинство должны получить люди дела, прагматики, доказавшие, что готовы работать для страны, а не во имя торжества чьих-либо амбиций и идеологических предпочтений («Богатый северянин — богатая Россия!»). В другом интервью А.В. Филипенко говорит: «И в этом смысле я хочу сказать, что всегда все надо продумывать, просчитывать, а не действовать по принципу – сначала ввяжемся в бой, а потом посмотрим, что из этого выйдет» («Я ни за что и никогда не поступлюсь интересами северян...»).

Теперь более точно югорский характер может быть определен как характер рационального экстраверта. На третьем шаге идентификации характер позиционируется по оси признаков «логика – этика». Логики склонны воспринимать мир объективно, учитывать реальность и опираться на факты, жестко действовать в интересах дела. Этикам – людям чувства – больше нравится иметь дело с живыми людьми, нежели с техникой или бумагой. Во главу угла они ставят нравственность действий, не исключая самообмана и лжи во спасение.

В рамках оппозиции «логика – этика» в округе, похоже, предпочтение отдается логике. Характерным в этом отношении является название регионального общественно-политического журнала «Югра: дела и люди». Это название далеко не случайно. В интервью с А.В. Филипенко журналист Н. Филимонов заметил: «В названии журнала “Югра: дела и люди” – и его концепция, и его тематика. Будем говорить про дела». («Для Губернатора округа, если он порядочный человек, вопросов не по адресу не бывает...»). Судя по названию журнала, в Югре дела – на первом месте, а люди на втором. Такое соотношение выражает примат логики над этикой.

Предпочтение объективной логике отдает и А.В. Филипенко. Об этом говорят названия публикаций «Нельзя жить в плену у мифов», «Все несчастья и страдания – от неправильных решений», «Мы видим реальную картину», «Примем и жесткие меры», «Мы вынуждены быть материалистами» «Проверенная жизнью практика – основа для движения вперед». Губернатор не раз подчеркивал, что «надо быть реалистами» («Я ни за что и никогда не поступлюсь интересами северян...», «Жить, а не выживать»). Симптоматично одно из его признаний: «Но сделать однозначные выводы, что логика и здравый смысл в отношениях с федеральным центром восторжествовали, я не могу» («Мы можем и должны улучшить жизнь людей»).

Непосредственно к логике апеллировал А.В. Филипенко в Нягани, где посетил Центр образования. Большую часть стоимости обучения студентов филиалов Тюменского университета и нефтегазового университета гасит администрация города. Специалисты-нефтяники, не связанные никакими обязательствами, уезжают из Нягани, а работающее на территории нефтяное предприятие с 93-го года не имеет притока молодых специалистов. Журналистка Н. Попкова приводит следующую реплику губернатора: «Где логика? – обращается Филипенко к мэру города, к руководителю “ТНК-Нягань”. – Кто учитывает рынок труда? Нам не нужен сегодня пансион, нам необходимо дать востребованную профессию. Если ТНК заплатит за своих будущих нефтяников, она их и получит. А так мы учим студентов для чужого дяди, а не для своих нужд». («Губернатор (заметки в преддверии юбилея)»).

Впрочем, губернатор всегда старается подчеркивать, что главное – это люди («Дорог каждый человек», «Люди, их благосостояние, образ жизни должны быть главной заботой любой власти», «Интересы людей должны быть главными в действиях власти»). Но логика берет верх над этикой, и А.В. Филипенко признает объективное действие суровых законов Югры: «Жизнь на Севере идет по несколько другим законам, нежели где бы то ни было в стране. Человека здесь ценят прежде всего за то, что он сделал, сколько сделал и как сделал. Здесь, в Югре, проходит отбор человеческого материала. Слабый человек или откровенный карьерист здесь просто не приживается. Да и вряд ли выживет» («Все несчастья и страдания – от неправильных решений»). Деловая логика экстраверта ведет, таким образом, к тому, что люди неизбежно оцениваются по делам.

Последний шаг в идентификации характера в его отнесении к интуитивному или ощущающему типу по оси «интуиция – сенсорика». Сенсорики погружены в пространство, они живут «здесь и сейчас». Восприятие сенсорика исключительно конкретно, он легко замечает мельчайшие изменения в окружающей его обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится. Интуитивный тип интегрирует непосредственные впечатления в целостные образы, символы, усматривает глубинную суть явлений и скрытые возможности. Он погружен мыслями в поток времени, в прошлое и будущее.

Югорский характер отличает, по-видимому, интуиция возможностей, что наибольшей степени необходимо для региона нового освоения. Названия публикаций «Югра смотрит в будущее», «Взгляд в будущее» «Нельзя жить историческим прошлым», «Из-за несвоевременного вмешательства правительства в нефтяную отрасль бюджет теряет по-крупному», “Пришло время осваивать междуречье Оби-Иртыша” говорят о постоянном пребывании в потоке времени. За временной неустроенностью быта приезжавшие в округ видели что-то иное («Северная мечта», «Обманчивое северное сияние», «Край надежды и свершений»).

Отдельные признаки интуитивного типа можно отметить и в характере А.В. Филипенко. Говоря о заветной мечте, он вспоминал : “Сначала я хотел стать геологом – ходить по земле и что-то открывать, это мне очень нравилось. Когда один из моих братьев ушел в армию, я незамедлительно отреагировал на это тем, что захотел стать военным. Но мечта была не одна, их было просто тьма. И большинство из них осуществлялись. Я и сейчас о многом мечтаю. Если человек перестанет мечтать, то ему уже нечего делать на белом свете” (“Когда мы были молодыми...”).

На взгляд журналистки Н. Попковой, А.В. Филипенко совершенно неприхотлив в быту («Губернатор (заметки в преддверии юбилея)»). В той же публикации она указывает на уникальную способность Филипенко глотать бумаги в считанные минуты, способностью знакомиться с документом за считанные минуты тут же находить ошибки, спорные пункты и противоречия: «Взял бумагу в руки, глянул – и возвращает с вопросами, поправками и оценкой, словно досконально изучил накануне...». Несомненно, эти признаки характеризуют интуитивный тип личности.

В целом югорский характер идентифицируется как характер экстравертный, рациональный, интуитивный, с ориентацией на логику. Более коротко, югорский характер – это характер логико-интуитивного экстраверта. Значение этого вывода можно оценить в связи с тем, что именно так идентифицируют американский характер, с которым ассоциируются герои Джека Лондона.

Таким образом получает объяснение сравнение Югры с Диким Западом. На это сходство обратили внимание не только участники интернет-дискуссии. Вот что пишет В. Воронов: «Не знаю почему, но впервые попав в Югру (так когда-то именовалась эта земля), ловишь себя на мысли: Клондайк! Не тот – настоящий, конечно, который я в жизни не видел, а полумифический-джеклондоновский, киношно-голливудский. Схожесть условна, но зато в главном – тут кипит жизнь (штамп, а что делать?)» («Северная мечта»).

По темпераменту логико-интуитивный экстраверт является холериком. Это характер динамичный, ориентированный на достижение успеха, стратегию и эксперимент. Указанные характеристики отличают югорский характер.

О динмичности югорского образа жизни, сложившегося в условиях миграций и повышенной социальной мобильности, удачно высказалась И. Гецевич: “– А что тут особенного, весь север жил на колесах, двигаясь за буровой” (“Юбилей – хороший повод подумать о завтрашнем дне...”). Примечательно и мнение А. Чубайса: “В Ханты-Мансийском автономном округе можно наблюдать динамичный образец повышения уровня и качества жизни населения, а также уровня и качества управления округом, – заявил глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс на международном инвестиционном форуме «Россия: нефть, энергия, прогресс» в Ханты-Мансийске... Глава РАО «ЕЭС» также отметил, что «ХМАО может быть модельным регионом для всей страны» [5].

Об успехе и стратегии говорят названия публикаций “Движение – ключ к успеху”, «Как обойти лавину новых проблем? Размышления о стратегии роста”, “Формула успеха от Александра Филипенко: эффективная стратегия – реальная экономика», “Секрет успеха – в соблюдении интересов”.

По словам губернатора, “регион во многом развивался в режиме эксперимента, прорыва, поэтому приезжала сюда в основном техническая интеллигенция (“Край “черного золота””). Еще один фактор – молодость. “Средний возраст жителя округа – 29 лет, у нас много детей, подростков, – говорит А.В. Филипенко. – А юность, молодость, как известно, возраст эксперимента, когда все хочется попробовать, испытать на себе” (“Мы видим реальную картину”). Себя же в юности А.В. Филипенко видел великим физиком-экспериментатором (“Северная мечта”). Но Ханты-Мансийский автономный округ, по свидетельству столичного этнографа Н. Новиковой, стали называть зоной экспериментального законотворчества (“Можно ли разморозить арктическую политику?”).

Югорский характер является характером логико-интуитивного экстраверта, тогда как русский характер – характером интуитивно-этического интроверта. Несходство характеров формирует между ними своеобразные интертипные отношения – отношения контроля (ревизии), – содержание которых наглядно можно представить по сложившимся в настоящее время отношениям между США и Россией. Логико-интуитивный экстраверт объективно находится в позиции контролера по отношению к подконтрольному интуитивно-этическому интроверту.

Любопытными в этом плане являются встречающиеся в публикациях А.В. Филипенко описания отношений между округом и Москвой. “Дави не на Москву, а на газ!” – так, по словам журналиста Н. Дудникова, еще в 1996 г. любил говорить начинающий губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко (“Дави не на Москву, а на газ!”).

Взаимоотношениям между федеральным центром и Ханты-Мансийским автономным округом по вопросам лесопользования А.В. Филипенко дал следующую оценку: “Мягко говоря, в центре идёт какой-то неуправляемый анархический процесс... Мы анализируем ситуацию и будем предлагать дополнительные меры для её исправления” (“Денег много не бывает...”)


Выступая в окружной думе А.В. Филипенко предложил занять следущую позицию по отношению к Москве: “В этом плане чрезвычайно важно именно нам самим определять направления нашего движения, а не только слушать то, что нам говорят иной раз со стороны, даже из центра. Их пожелания иногда меняются с частотой два раза в полгода, и успевать за всеми этими переменами и настроениями мы просто не в силах. Мы не должны на веру воспринимать все, что говорится вокруг про нашу судьбу, и кто бы нам чего ни желал – уж слишком велика цена ошибок. (Стенограмма первого вопроса двадцать шестого заседания Думы Ханты-Мансийского автономного округа “Послание Губернатора к Думе и жителям Ханты-Мансийского автономного округа”). В этом же выступлении губернатор выразил пожелание, чтобы чтобы идеи, излагаемые в Послании, стали частью программ и действий вновь избираемого Президента Российской Федерации на предстоящий период.

Определение югорской идентичности имеет практическое значение, так как в соответствии с известными рекомендациями для конкретных психологических типов личности становится возможной оптимизация использования человеческого фактора. Логико-интуитивного экстраверта рекомендуется стимулировать предоставлением дополнительных возможностей для обучения, чаще посылать его в командировки по обмену опытом, на курсы переподготовки и повышения квалификации, конференции, симпозиумы, семинары [6, с. 147]. По-видимому, в округе эта форма стимулирования была интуитивно найдена и многочисленность подобных мероприятий отличает Югру от других регионов страны


Примечания

1. Психологические типы / К. Г. Юнг / Пер. С. Лорие. – Мн.: ООО “Харвест”, 2003. – 528 с.

2. Мегедь, В.В., Овчаров, А.А. Характеры и отношения / В.В. Мегедь, А.А. Овчаров. – М.: ООО “Армада-пресс”, 2002. – 704 с.

3. Баронин, А.С. Этническая психология / А.С. Баронин. – Киев: Тандем, 2000. – 264 c.

4. Филипенко в ответах на вопросы журналистов // Российская Федерация. Общественно-политический журнал. – 1996. – № 19.

5. Деньги не приходят на гнилые места // http://www.sobesednik.ru/weekly/115/direct/3121.ph.

6. Гуленко, В.В. Менеджмент слаженной команды / В.В. Гуленко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – 284 с.

1 Материалы дискуссии здесь и далее цитируются по данным сайта: http:/www.admhmao.ru/discuss/them1.htm.

1 Названия публикаций А.В. Филипенко здесь (и далее в скобках) приведены по данным сайта: http://www.hmao.wsnet.ru/governer/Guber_v/statyi.htm.

2 Послание Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Думе и населению автономного округа 1 июня 2001 года. Ханты-Мансийск, 2001. С. 4.




Похожие:

Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconЕ. А. Тюгашев философская ситуация времени: диффузия идентичности
Чтобы сохранить себя от распада, они временно сверхидентифицируются, вплоть до полной внешней утраты идентичности, с героями клик...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconУ каждого свой характер
Это и есть характер. Становление характера начинается с самого рождения и главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Будущий...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconВ. Н. Сагатовский Предлагаемая заметка ни в коей мере не является рецензией на произведение Вадима Марковича Розина «Вторжение и гибель космогуалов. Философский роман в беседах, сновидениях и творчестве Марка Вадимова»
Она достаточно характерна для нашего времени, но для меня она неприемлема. Не буду также спорить о степени идентичности автора и...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconСоцис. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда
Тюгашев евгений Александрович кандидат философских наук, доцент Новосибирского государст­венного университета
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconКлассный час «Что такое мой характер?»
Привести примеры из жизни великих людей, которые формировали свой характер усилиями воли?
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconОбразовательная программа
Конечно, спортивный характер туризма не снимает не исключает познавательной деятельности, но краеведение требует серьезной библиотечно-архивной...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconТюгашев В. А., Тюгашев Е. А. Концепт «честность» в ментальности тюрок центральной азии
Вместе с тем в результате культурного обмена устанавливается общность представлений, социокультурная эквивалентность (или) когерентность...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconУрок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс)
Цель данного урока изучить фундаментальные экспериментальные данные, чтобы в элементарном виде разъяснить основные принципы использования...
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconОсновы философии Русская философия XIX века
Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России
Е. А. Тюгашев Югорский характер: конструирование идентичности iconЛгбт-тематика на Конгрессе вас, Гётеборг-2009
Современных представлений о сексуальной ориентации, половой идентичности и сексуальных правах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов