Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ icon

Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ



НазваниеЕ. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ
Дата конвертации17.09.2012
Размер65.74 Kb.
ТипДокументы

Е.А. Тюгашев


ЯМАЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС:

ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНЫХ СООБЩЕСТВ


Особенности географической среды Крайнего Севера определяют относительно замкнутый, изолированный характер северных сообществ, которые существуют и развиваются как автономные территориальные общности. Определенная самодостаточность, относительная самообусловленность северных сообществ позволяет говорить о существовании локальных субцивилизационных процессов, поддерживающих целостность цивилизационной ойкумены посредством регионально адаптированных форм культурообразующей деятельности. Процесс цивилизации совершается, таким образом, в системе региональных процессов, инкорпорирующих локальные сообщества как интегрированные целостности в универсум цивилизации.

В социологии мирового развития отсутствует пока развитый понятийный аппарат, описывающий процесс цивилизации. Применительно к европейской цивилизации принято говорить о европейском процессе как интеграционном процессе образования европейского сообщества в организационно-политической форме Европейского союза. Истоки европейского процесса современности усматривают, как правило, в прошлом -- вплоть до античности. Поэтому во всемирно-историческом масштабе европейский процесс можно рассматривать как процесс формирования и развития европейской цивилизации.

Наряду с европейским процессом во всемирно-историческом процессе необходимо выделять и другие цивилизационные процессы, например, евразийский процесс. По аналогии с цивилизационными процессами как составляющими единого всемирно-исторического процесса представляется возможным ввести представление о региональных субцивилизационных процессах, к числу которых относим и Ямальский процесс.

Концепт европейского процесс в его современной интерпретации содержит интуицию региональной интеграции, конституирующей единую Европу их множества национальных соперничающих и конфликтующих государств. Поэтому интерпретация регионального развития как локального процесса подразумевает как единство, так и раскол, антагонизм в общественной жизни региона, противопоставление друг другу его отдельных территорий. Противоречия между локальными субъектами регионального сообщества выступают источником и движущей силой регионального процесса

В региональной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -- ЯНАО) отмечаются противоречия между различными территориями, располагающими различными ресурсами и источниками развития. Отсталый, рыбопромышленный Запад и нефтегазопромышленный Восток, газопромышленный Северо-Восток и нефтепромышленный Юго-Восток. Различные этапы и направления промышленного освоения Северо-Запада Сибири формировали эшелонированную, территориально диверсифированную структуру соперничающих промыслов и индустрий.


Будучи одной из точек роста российской цивилизации, Ямало-Ненецкий автономный округ, фокусирует в себе усилия соперничающих между собой этносоциальных групп, составляющих ткань многонационального российского сообщества. Продвижение «первопроходцев», ссылка по этническому признаку, делегирование союзными республиками строительных отрядов, мобилизация квалифицированных кадров в старых нефтегазопромышленных районах сформировали новый этносоциальный облик автономного округа, получившего в обиходе ироничное название «Татаро-Донецкого», конституировали консолидированных по земляческому принципу этносоциальных субъектов.

Этносоциальные противоречия настоящего и прошлого дифференцируют и противопоставляют различные категории населения. Вместе с тем эти противоречия ведут к взаимопроникновению этносоциальных субъектов, интегрируя их в укрупненные этносоциальные агрегации. Так, для пришлого населения все коренное население относится к административной категории «КМНС». Коренное населения воспринимает все пришлое население как « русских», выделяя, правда, в особую категорию «черных русских» -- выходцев из республик Кавказа и Средней Азии.

Взаимная этносоциальная рефлексия имеет не только субъективный, но и объективный характер, выражающийся в процессах социального отражения, протекающих в практическом измерении. Взаимополагание и взаимоотрицание этносоциальных субъектов, взаимопроникновение и становление иным выступают объективным основанием для отражения этносоциальной субъектности в системе дифференцирующих и интегрирующих маркеров локальной этничности. В широком социальном контексте этносоциальная рефлексия осуществляется прежде всего объективно-практически (например, метисацией), а затем осознается и закрепляется субъективно-символически. Поэтому эмпирически топология этносоциальной рефлексии в рамках действительно развивающихся территориальных сообществ может фиксироваться в межкультурных взаимодействия, этносоциальных конфликтах и противоречиях, которые следует рассматривать в позитивно-эволюционном ключе – как источник и движущую силу духовно-практического развития и взаимодействующих этносоциальных субъектов и северного сообщества в целом.

В абстрактно-общем виде в региональном сообществе ЯНАО актуально может быть выделено множество этносоциальных противоречий. Сравнительная объективная ценность различных противоречий для Ямальского процесса может быть ранжирована по историко-генетической шкале, дифференцирующей противоречия исторически первичные, базисные и вторичные, надстроечные, опосредствующие динамику базиса и, возможно, ведущие в настоящее время. Системно-генетический анализ Ямальского процесса предполагает выявление и разрешение противоречий, как снятых в прошлом, так и подлежащих снятию в будущем.

В исторически обозримой ретроспективе Ямальский процесс был инициирован появлением самодийского населения на территории региона и поглощением легендарных «сихиртя» -- автохтонного оседлого населения охотников и морских зверобоев. Данный этносоциальный конфликт был снят интеграцией ассимилированных сихиртя в состав ненцев в статусе родов, входящих в фратрию Вануйто. Собственно ненецкие роды входят в фратрию Харючи, которая является лидирующей и в настоящее время.

Базисная модель Ямальского процесса – натиск и последующая инкорпорация – была воспроизведена в рамках экспансии обских угров (преимущественно ханты). Благодаря институциональной поддержке российской администрации политическое доминирование христианизированных ханты сохранялось вплоть до начала ХХ века, но переход ненцев к крупнотабунному оленеводству позволил обеспечить диффузное подавление ханты, «оненечивание» хантыйских родов, закрепление за ханты более низкого этносоциального статуса «хаби». Сохранение в настоящее время традиционной этносоциальной иерархии проявляется в отсутствии в округе национально-территориальных и национально-культурных автономий ханты, в определенной дискриминации представительства ханты в социально-управленческой деятельности. Такое отношение к себе северные ханты особенно болезненно чувствуют на фоне «культа Югры», царящего в соседнем Ханты-Мансийском автономном округе (далее -- ХМАО).

Исторически конфликтные отношения между ненцами и ханты создали предпосылки для матримониальной интеграции, культурному обмену – освоению ханты оленеводства и передачи ненцам достижений духовно-эстетической культуры ханты. Таким образом, самодийско-угорский конфликт трансформировался в рефлексивные отношения «жесткого обучения».

Продвижение русских в Сибирь стало одним из факторов, содействовавших экспансии обских угров, которые выполняли посредническую функцию в объясачивании «бродячих инородцев». По определившейся таким образом оси «Север – Юг» в ХХ веке началось и нефтепромышленное освоение Ямала. Южные районы ЯНАО были связаны транспортными коммуникациями с ХМАО и оказались в сфере его культурного влияния.

Темп общественной жизни и духовная атмосфера в этих районах ЯНАО существенно отличаются от традиционалистской культуры западных районов. Это позволяет говорить не только об известных внутрирегиональных противоречиях, проявившихся в спорах о переносе столицы из Салехарда, но и своеобразных межрегиональных отношениях, об уровне которых может говорить факт отсутствия вплоть до недавнего времени авиарейсов между Салехардом и Ханты-Мансийском. Таким образом, этнополитическое противоречие между ненцами и ханты получило развитие в производных, вторичных внутрирегиональных и межрегиональных противоречиях.

Объективно существующее и сохраняющееся этносоциальное противоречие между ненцами и ханты в ЯНАО может быть использовано в качестве источника и движущей силы развития регионального сообщества. Рефлексивное управление этносоциальными противоречиями предполагает целенаправленное стимулирование одного из этносоциальных субъектов, позитивная динамика которого в рамках механизма этносоциальной рефлексии станет предпосылкой полагания контрсубъекта. В настоящее время перспективной представляется возможность оказания содействия в развитии этносоциальной субъектности северных ханты, повышение уровня их организованности и сознательности. Продолжением этой политики могло бы стать налаживание тесных связей между северными хантами и ХМАО как титульным автономным округом. Повышение этносоциального статуса северных ханты в системе сложившихся отношений «жесткого обучения» станет импульсом для позитивной этносоциальной динамики ненцев ЯНАО.

Дальнейшее развитие противоречия между ненцами и северными ханты в системе внутрирегиональных и межрегиональных противоречии является источником Ямальского процесса в целом. Региональное сообщество ЯНАО конституируется этносоциальными субъектами, адаптированными к территории по принципу «этнос – ландшафт», а также в логике межэтнической комплементарности. Продвижение через территории ханты является фактором этносоциального отбора, в рамках которого в региональных сообществах ЯНАО и ХМАО оседали как наиболее адаптивные тюркоязычное население и близкие к нему по этническому характер группы украинцев. Таким образом, базисная для регионального сообщества этносоциальная структура автохтонного населения выступает моделирующим фактором адаптивного этносоциального отбора, определяющего логику одного из векторов Ямальского процесса в целом.

Иной контур этносоциальной рефлексии в составе Ямальского процесса может быть выявлен при анализе взаимодействия между ненцами и коми-зырянами, определившего динамику западных районов ЯНАО.




Похожие:

Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconВ., Тюгашев Е. А. Этносоциальные процессы в цивилизационном развитии
Фронтальное «столкновение цивилизаций» разворачивается, в свою очередь, как на транснациональном, так и на национально-государственном...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconРезолюция межрегиональной научно-практической конференции «История и культура северных этносов Эвенкии в зеркале современности» Участники межрегиональной научно-практической конференции «История и культура северных этносов Эвенкии в зеркале современности»
«История и культура северных этносов Эвенкии в зеркале современности» отмечают, что в эвенкийском муниципальном районе Красноярского...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. (г. Новосибирск) интернационализация и философский процесс
Одним из таких масштабных исторических процессов является интернационализация. Ее роль и значение в динамике мирового философского...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconЕ. А. Тюгашев социальный процесс: социально-философское понятие
Выделение различных по уровню развития форм процессов и анализ их содержания позволяет на основании знания общих, необходимых признаков...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconЕ. А. Тюгашев философия процесса: дилемма субстанционализма и антисубстанционализма
Термин «процесс» широко употребляется в современной науке. Даже употребление этого термина в определенной степени является знаковым...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconСоцис. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда
Тюгашев евгений Александрович кандидат философских наук, доцент Новосибирского государст­венного университета
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconТеоретико-методологические проблемы исследования интеграции духовной и практической деятельности
Тюгашев Е. А. Теоретико-мето­до­­ло­гические про­блемы исследования интеграции ду­ховной и практической деятельности // Интеграционные...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconЕ. А. Тюгашев «европейский концерт» как социокультурная метафора европейского процесса
Специфика конкретного основания определяет и конкретную специфику социального процесса. Конечная цель философского познания — зафиксировать...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconРоль эсо в развитии познавательных интересов учащихся начальных классов творческая группа учителей начальных классов уо «Турковская госш»
...
Е. А. Тюгашев ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ iconЕ. А. Тюгашев Интернационализация высшего образования, университеты и европейский процесс
Ожидается, что интернационализация высшего образования в Европе придаст дополнительный импульс европейскому процессу. Роль университетов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов