В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации icon

В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации



НазваниеВ. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации
Дата конвертации17.09.2012
Размер60.58 Kb.
ТипДокументы




Е. А. Тюгашев, Ю. В. Попков.

Неклассическая социология и неклассическая наука:

от фрагментации - к рефлексивной коммуникации


// Методология науки / Сб. трудов участников всероссийского семинара. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1997. Вып. 2. Нетрадиционная методология. С. 285 – 288.


По мере роста круга общественно значимых проблем разрастается и тематика социологии, что влечет за собой дробление ее предметного поля. Выражением данной тенденции стала фрагментация социологического знания: с одной стороны, через специализацию (движение идет, например, от социологии образования к социологии образовательных программ, от социологии медицины к социологии смерти и т. д.), с другой стороны, через теоретическую конфронтацию (процесс дробления социологической теории на растущее число различных школ и направлений, конкурирующих между собой).

В социологии «нормальной» стала ситуация мультипарадигмальности научного знания. Конкурирующие научные сообщества, организованные вокруг базовых парадигм, зачастую предлагают не столько несовместимые, сколько взаимодополнительные и сходные интерпретации социальных процессов. Попытки преодолеть раздробленность социологического знания посредством выдвижения новых, более конкурентноспособных парадигм только закрепляют существующую фрагментацию.

Кризис социологии усугубляется и тем, что размываются границы между собственно социологией как научной дисциплиной и другими типами социальных онтологий - социальной философией, социальной утопией, социальной мифологией, конфессиональной социологией и др. Антисциентистская критика социологии со стороны других учений об обществе убедительно показала насыщенность социологического знания концептами, заимствованными у своих идейных противников - мифологемами, философемами и т.п.

Анализ кризиса академической социологии был дан, в частности, представителем леворадикальной социологии Э. Гоулднером. В своей концепции рефлексивной социологии он обратил внимание на наличие вненаучных предпосылок социологических концепций. В их число входит, например, идеологическая ангажированность академической социологии, определяющая неизбежную ограниченность и искажения соответствующих теорий. Подобного рода искажения, по Э. Гоулднеру, связаны с двумя факторами - «фоновыми» и «предметными» допущениями, которые исходно принимаются социологами и которые служат фундаментальными положениями конкретных теоретических систем. Таким образом, социологические теории помимо собственной концептуальной основы имеют также метафизический и идеологический базис.

В этой ситуации вряд ли оправданным является стремление исправить существующие теоретические искажения путем отсечения от социологии побочных духовных базисов, поскольку, как признает и Гоулднер, возврат к идеалу «чистой» социологии невозможен.
Представляется, что более продуктивной может быть интеграция в систему социологии вненаучного знания. Для такого подхода есть серьезные основания. Например, известно, что структура и процесс функционирования различных социальных институтов (государства, школы, церкви, тайных обществ, праздников и др.) были обусловлены вненаучными типами знаний и мировоззрений (мифологии, религии, утопии, искусства и др.) Последние в социальных институтах «опредметились», закрепили свою социальную значимость и тем самым доказали определенную истинность. Апробация различных типов обществознания тысячелетней практикой человечества, институционализация отражений и реорганизация общественной жизни делают необходимым для социологии рефлексию духовных основ общества. Поэтому относительно истинные компоненты разных мировоззрений должны быть включены в научное обществознание.

Иными словами, социология как система знания стихийно уже содержит вненаучные формы знания. Следовательно, стихийную ассимиляцию внешних социокультурных ресурсов необходимо дополнить рефлексивной ассимиляцией, критически разграничивающей в аксиоматике социологии истинные и ложные составляющие. Мировоззренческая рефлексия оснований социологии принципиально не меняет ее гносеологический статус, поскольку ограничивается исключительно переоценкой наличных ценностей.

Вместе с тем рефлексируются духовные основания и самой социологии, социокультурная специфика которой - социологии европейской, американской, российской - обусловлена личным опытом разработчиков конкретной научно-исследовательской программы. Научное самоописание исследователя как социокультурного явления существенно отличает неклассическую социологию от классической . Следуя научному идеалу объективного исследования классическая социология отвлекается от субъекта, от личности социолога и в результате объективирует вненаучные предрассудки своего общества. Поэтому при учебной популяризации и инженерной адаптации к реалиям массового сознания она неизбежно редуцируется до религиозных (в марксизме) и утопических (в структурно-функциональном анализе) проектов. Учет социокультурного генезиса научного знания позволяет избежать абсолютизации исторически конкретных концепций и ориентировать исследовательский поиск на дополнительные подходы.

Синтез неклассической социологии может быть осуществлен благодаря решению ряда взаимосвязанных задач, в частности, благодаря осознанию духовной ценности различных форм общественной мысли, реконструкции межпарадигмальных инвариантов в общей социологии, новой интерпретации отдельных проблем отраслевой социологии на основе социокультурного анализа. Соотнесение различных духовных традиций в исследовании общества с социокультурным опытом различных социологических школ позволит выявить механизм их взаимообусловленного развития и наметить пути организованной коммуникации социологов, социальных философов, теологов и других представителей общественной мысли.

В рамках социокультурного подхода к синтезу неклассической социологии Е. А. Тюгашевым, Т. В. Попковой, Ю. В. Попковым разработан учебный курс “Неклассическая социология”1, апробированный в ряде вузов г. Новосибирска. Используя предложенную методику студент способен отрефлексировать личный социальный опыт и организовать эффективную коммуникацию с представителями самых разных социальных учений. Последующая концептуализация жизненного опыта позволяет понятийно сформулировать личные взгляды на общество. Если социологическое образование не завершается образованием персональной социологии, то оно не состоялось. Данный тип социологического образования обеспечивается гуманитарной ориентацией социологии, которая в отличие от традиционной (инженерной) социологии позволяет получить “высокоточное” отображение общества через призму обобщения и развития личного опыта.

Анализ состояния неклассической социологии имеет и общенаучное значение. Наблюдающийся кризис мировой науки является прежде всего кризисом европейской научной традиции, включая ее производные (российская, американская наука). На фоне этого кризиса становится все более очевидной неоднородность, гетерогенность самой европейской науки, которая на всем протяжении своей истории развивалась как взаимодействие различных научно-исследовательских программ (традиций), как-то: аристотелизм, пифагореизм, атомизм... Приходится признать, что мультипарадигмальность является атрибутом действительно “нормальной“ науки во всех ее отраслях - от математики до филологии .

С точки зрения гуманитаристики мировоззренческое многообразие научного знания социокультурно обусловлено и является внутренним механизмом развития как научного сообщества, так и человечества в целом. Выдающийся вклад науки в развитие мировой цивилизации опирается на освоение широкого спектра социокультурных ресурсов, которые образуют внешнее духовное основание для формирования конкретных научно-исследовательских программ . Aктивная и плодотворная работа последних десятилетий по рефлексии мировоззренческих оснований науки должна быть продолжена с точки зрения поиска научно легитимных позиций для эвристически значимой коммуникации в сети информационных потоков ноосферы. Равным же образом необходимо сотрудничествo представителей различных конкурирующих в настоящее время парадигм с целью поиска путей позитивной интеграции научного знания .

Hаучно-практический опыт развития гуманитаристики дает основание считать, что магистралью перспективного методологического процесса может стать рефлексивная коммуникация жизнеспособных концепций, учений, доктрин, что обеспечит необходимые и достаточные условия для научно-гуманистического прогресса человечества.

Примечания:

1 См.: Попкова Т. В., Попков Ю. В. О программе учебного курса “Неклассическая социология” // Социокультурные исследования. 1997. Новосибирск.1997; Тюгашев Е. А. Социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда // Социс. 1997. № 5.



1






Похожие:

В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconВ., Тюгашев Е. А. Мультипарадигмальность современной социологии и проблема ее рефлексивной коммуникации
Отражением данной тенденции выступает усиление фрагментации современного общества, которая, в свою очередь, является одним из факторов...
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconНаши публикации
Павлов А. Т., Лепешкин В. П. Применение электроразведки становлением поля для исследования слабоэлектропроводных и мало­контрастных...
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconСемиков С. Кризис классической физики начала XX века: была ли неклассическая физика выходом из него?
Специальной Теории Относительности (сто), которая оказалась совместима с электродинамикой Максвелла, но отвергала классическую механику....
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconГлава 111 социалистическая интернационализация и некапиталистический путь развития
Попков Ю. В. Процесс интернационализации у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1989. Гл. III. С. 78–119
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации icon§ формирование социалистического отношения к труду 66
Бойко В. И., Попков Ю. В. Развитие отношения к труду у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1987. Гл. II. § С. 59–92
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconВ., Тюгашев Е. А. Рефлексивная социология философия, наука или нечто третье?
Марсель Мосс или Макс Вебер стало признаком хорошего тона при изложении авангардных концепций. Поэтому состояние теоретических разработок...
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconИнформация об авторах Попков Юрий Владимирович
...
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconВ учеб " Социология. Общий курс"
Социология. Общий курс — ной литературе по социологии. До последнего времени она удов
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
В. Попков. Неклассическая социология и неклассическая наука: от фрагментации к рефлексивной коммуникации iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов