У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела icon

У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела



НазваниеУ истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела
Дата конвертации17.09.2012
Размер48.8 Kb.
ТипДокументы

У ИСТОКОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: КУЛЬТ ПРЕДКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Тюгашев Е.А., Выдрина Г.А.


Роль и место таможенной службы Сибири в обеспечении экономической безопасности государства. Тезисы докладов и выступлений III-ей региональной научно-практической конференции. Новосибирск: Государственный таможенный комитет России, Сибирское таможенное управление, 2002. С. 316–320


Патриотизм принято понимать как любовь к родине, отечеству (patria). Тождественны ли родина и отечество? На наш взгляд, нет. Понятия «родина», «род», «родство», являются производными от глагола «рожать». Родина – это родные люди, коллектив кровных родственников, порожденных одной родоначальницей. Вследствие беспорядочного характера половых связей в первобытных человеческих группах стадного типа отцы детей оставались неизвестными, но достоверной и бесспорной была родственная связь по материнской линии. Поэтому родина была первой общностью, в которой человек воспитывался и в которой кровно был заинтересован.

Отечество – земля отцов, отчий дом. Патриотизм генетически восходит к патриархальному семейно-родовому культу предков, который генетически является не материнско-родовым, а отцовско-родовым культом. Строго говоря, это культ отцов. Тем самым культ предков оказывается истоком патриотизма. Патриотизм есть служение именно отечеству, земле отцов. К материнско-родовому культу святынь и покровителей генетически восходит национализм, в котором говорит «голос крови».

Настоящего своего развития семейно-родовой культ предков достигает в условиях патриархального строя, сформировавшегося после падения материнского права. Главным институтами поддержания отцовского права были мужские союзы, занимавшиеся патриотическим воспитанием молодежи в обрядах инициации. Поскольку дети принадлежали к роду матери, т. е. к чужой родоплеменной группе, то для включения в отцовский род в качестве полноправных членов они проходили особые процедуры перерождения, призванные искоренить у мальчиков женские черты характера.

Цель инициации – порвать связи по родству (по крови и по кормлению) между подростком и его матерью, отгородить подростка от мира женщин и перевести его в мужское родовое ядро. Единственный для подростка путь в родовое ядро общины проходит через утробу чудовища-первопредка. В обрядах посвящения дух предка питается инициатами, которые тем самым приобщается к миру предков. Затем инициаты переживают второе рождение от предка рода (изрыгание). Теперь их отец – предок рода.

Проходящие инициацию группы молодежи обособлялись в отряды воинов-холостяков. Автономная вооруженная группа была призвана под началом вождя защищать своих соплеменников в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Посетивший в 1798 г. Кавказ Я. Потоцкий так характеризует быт мужских союзов: “В первые дни сентября каждый черкесский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит шалаш из ветвей деревьев.
Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из семьи не смеет приблизиться к шалашу, будь даже его брат. Здесь все присутствующие пребывают замаскированными, т. е. они закрывают лицо и совершенно не говорят по-черкесски; все разговоры ведутся на некоем жаргоне, который они именуют “шакобза”. Там же собираются тайные дружины князя, которые вместе с ним принимали участие в кражах и грабежах; среди них могут оказаться представители других народностей – мисджегов (чеченцев), осетин и т. д.; они появляются также замаскированными, по той причине, что они могут встретить людей, с которыми они находятся в состоянии кровной мести и которые могли бы их убить. Этот маскарад продолжается шесть недель, в течение которых маленькие банды в масках собираются для грабежей в округе и поскольку все настороже, дело не обходится без убитых и раненых, в том числе среди князей, потому что они не раскрывают себя, а в противном случае их щадили бы”. Военно-спортивная подготовка и разбойничьи упражнения составляли основное занятие школы молодых воинов.

В масках и страшных нарядах, изображающих духов и делавших неузнаваемыми, члены тайного общества нападали на людей (чаще ночью), осуществляли вооруженные грабежи на дорогах, заставляли провинившихся платить штрафы и долги, расхищали их имущество. Непосвященные должны были верить, что перед ними – духи умерших, а не люди: всякое неуважение к действиям членов союза каралось штрафом.

Деятельность инициируемых групп молодежи носила в основном правоохранительный характер. Вместе с тем, олицетворяя в себе дух чудовища-первопредка, подростки занимались бесчинствами, вели себя как чужие по отношению к односельчанам. Но к чужакам члены мужских воинских союзов так же относились как чужие. Они несли караульную службу, предупреждали односельчан о нападении других молодежных дружин. Проверяя проезжих, они взимали платежи деньгами и товаром за свободу передвижения на охраняемой территории. Таким образом, они выполняли ту функцию, которая может быть квалифицирована как зародыш таможенного дела.

Извлекаемые доходы поступали в казну предводителя и его дружины, растрачивались во время пиршеств. Взимаемые платежи, будучи элементом жизнеобеспечения инициируемой группы во время ее длительного изолированного существования на границах земель общины, имели также сакральный характер, так как фактически были предназначены для питания первопредка, которого они в своем коллективе воплощали.

Служение отечеству выражалось здесь в защите мужского дома, где хранились изображения первопредка, в охране родовых угодий – священной земли отцов, в жертвоприношениях духам предков во время пирушек. Взимаемые пошлины оказывались необходимой жертвой, которую принимали духи от чужаков. Отделяя от себя часть своей собственности, проезжие приобщали ее к местному родоплеменному коллективу и сами приобщались к нему, становясь родственниками по пище. Поэтому пребывание на чужой территории, где властвовали духи чужих предков становилось безопасным для иноплеменников. Возвращавшиеся на родину соотечественники также оказывались в ситуации временных иноплеменников, осквернивших себя пребыванием за границей.

Таким образом, первые таможенники, принимая жертвы при пересечении границы, обеспечивали сакральную безопасность как приезжих, так и родоплеменной общины, которая уже вступала в контакты не с чужаками, а с родственниками по духу (предков). Сакрально обеспечивалась не только личная безопасность, но главным образом и безопасность экономическая. Неискупленный жертвой переход границ угрожал неурожаем и голодом, стихийными бедствиями и несчастьями для всего народа.

Исследование сакрального аспекта взаимосвязи происхождения патриотизма и таможенного дела показывает значимость патриотического воспитания для формирования профессиональных кадров таможенной службы. В родовом обществе патриотизм развивается как идеологическая альтернатива национализму, т. е. привязанности к сородичам по крови. Таможенная служба возникает в инициационной деятельности мужских воинских союзов, в рамках которых отряды молодых холостяков относительно обособляются и вместе с вождем участвуют в грабительских набегах. Состав дружин постепенно приобретает интернациональный характер, а идеологической основой сплочения воинского интернационала становится культ отца-вождя. Патриотизм, таким образом, был одной из составляющих генезиса государства и государственной службы, в которой ценилась преданность к государю, а не привязанность к родным близким по ту и эту сторону границы. Поэтому патриотическое воспитание является необходимым элементов профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов.




Похожие:

У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconМеждународная интеграция в области таможенного дела
Перспективы развития ЕврАзэс в области таможенного дела. Становление Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. (20 мин.)
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconВведение в экономику таможенного дела
Классификация и особенности экономических результатов таможенного дела. (30 мин.)
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела icon«экономика таможенного дела» Специальность: 080115 «Таможенное дело» Москва
А. В. Губин, доцент кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconПлан проведения месячника военно-патриотического воспитания по мбоу-сош с. Новосельское на 2011-2012 уч год
Линейка открытия месячника военно-патриотического воспитания. Старт года истории
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconТаможенный кодекс украины
Статья Законодательство Украины по вопросам таможенного дела Законодательство Украины по вопросам таможенного дела состоит из 16
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела icon«Утверждаю» Директор школы: Погодин А. В. Положение о месячнике военно-патриотического воспитания по моу-сош с. Новосельское, посвященном Дню Защитника Отечества, на 2011-2012 уч год
...
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела icon«Утверждаю» Директор школы: Погодин А. В. Положение о месячнике военно-патриотического воспитания по моу-сош с. Новосельское, посвященном Дню Защитника Отечества, на 2009-2010 уч год
...
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconДокументы
1. /Владимир Шемшук КУЛЬТ ПРЕДКОВ.doc
У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела iconМедиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Грекова Л. В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов