Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? icon

Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма?



НазваниеЕ. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма?
Дата конвертации17.09.2012
Размер116.05 Kb.
ТипДокументы

с. 172


Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев


В. И. ЛЕНИН: К КРИТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА ... ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА?


// Социокультурные исследования. 1997. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 1997. с. 172–179


Характеризуя экономические теории Жан-Шарль-Леонара Симонда де Сисмонди и российских народников, В.И. Ленин обозна­чил их как романтизм. Вновь введенные в оборот демократической публицистикой ленинские мысли об экономических теориях сентиментализма [см.: 1] и романтизма [см.: 2, с. 302—304] остаются азбу­кой современного экономического мышления. К сожалению, поня­тия "экономический романтизм" и "экономический сентиментализм" в истории экономических учений системно не определяются, в связи с чем ленинские оценки воспринимаются как метафоры, не имею­щие категориального значения.

Ленин считал, что "экономическое учение народников есть лишь русская разновидность общеевропейского романтизма" [3, с. 246] Приведем несколько высказываний Ленина о романтизме:

"...(Самая рельефная черта романтизма: принимать противоре­чие интересов (глубоко коренящееся в самом строе общественного хозяйства) за противоречие или ошибку доктрины, системы, даже мероприятий и т.п.)" [3, с. 226—227].

"...Фактического анализа романтик не дает, его вовсе не инте­ресует • изучение действительного процесса и выяснение его, ему нуж­на лишь мораль против этого процесса" [3, с. 157].

"...Романтические пожелания задержать капитализм и романти­ческая неспособность к логике" [3, с, 154].

"Идеализация мелкого производства показывает нам другую характерную черту романтической и народнической критики: ее мелкобуржуазность" [3, с. 214].


с. 173

Совпадает с оценкой Ленина и точка зрения М.И. Туган-Бара-новского, который не только определяет взгляды Сисмонди как ро­мантизм, но и квалифицирует народничество как сисмондизм:

"Для нас, русских, произведения знаменитого автора "Новых на­чал" особенно интересны потому, что нигде идеализация мелкого производства и крестьянского хозяйства не получила такого широкого распространения в образованных кругах общества, как у нас, Сис­монди жадно читался и усваивался небольшой кучкой образован­ных русских читателей еще в двадцатых годах закончившегося века. Затем он был у нас забыт, но его идеи, пройдя через много рук, нашли для себя благоприятную почву в России и мало-помалу завое­вали умы большей части нашей прогрессивной интеллигенции. Так называемое народничество представляет собой не что иное как перенесенное в русские условия учение Сисмонди. Правда, мало кто из публицистов и экономистов народнического лагеря читал "Но­вые начала политической экономии" и большинство из них самым решительным образом отвергло бы заимствование их идей у столь далекого от нас швейцарского историка и экономиста. Но факт все же считается фактом.
Сисмонди был одним из вдохновителей нем­ца Гакстгаузена, познакомившего русское общество с русской зе­мельной общиной; Гакстгаузен повлиял на Чернышевского — ду­ховного отца гг. В. В. и Николая — она. И таким образом эконо­мист-народник, не читавший, быть может, ни строки "Новых начал", развивает неведомо для себя взгляды давно умершего швейцарско­го ученого" [4, с. 175].

Определение Сисмонди как родоначальника экономического ро­мантизма, а народников — как романтиков стало общим местом в истории политической экономии. Но не только у Ленина, но и практи­чески но всех учебных пособиях по истории экономических учений отсутствует общее описание романтизма вообще и экономического романтизма в частности. В качестве исключения можно указать на историко-критический обзор Бруно Гильдебранда, в котором содержится раздел "Адам Мюллер и политико-экономический ро­мантизм" [см.: 5], посвященный генезису школы национальной эко­номии в связи с расцветом немецкого романтизма. Так что же та­кое романтизм?

В истории мировой культуры под романтизмом понимается идей­ное и художественное направление в европейской и американской духовной жизни конца XVIII — начала XIX веков [см.: 6]. Роман­тизм явился высшей точкой антипросветительского движении; его истоки — разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном прогрессе, принесшем новые контрасты и антагонизмы, а также


174

дробление, нивелировку и духовное опустошение личности. Непри­ятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и про­заичности, бездуховности и эгоизма, нашедшие первоначальное вы­ражение в сентиментализме, обрели у романтиков особую остроту.

Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали (как самое "естественное" и "разумное") лучшие умы Европы, постепенно разрослось до "космического пессимизма", оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, миро­вой скорби. Разлад между идеалом и действительностью приобре­тает в романтизме особую остроту, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. "Странному миру" проти­вополагалась тяга к "бесконечному", мечта о целостном разреше­нии всех противоречий жизни. В творчестве одних романтиков пре­обладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты Шатобриан, В.А. Жуковский). В творчестве других (Байрон, ранний Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного об­щества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекала фантастика, народное творче­ство, минувшие исторические эпохи. Романтики раскрыли необы­чайную сложность и глубину внутреннего мира человека. Личность для них — неповторимая вселенная, микрокосмос. Обращение к национальному духу и национальной поэзии в отличие от утверж­дения непревзойденности греко-римских образцов было общероман­тическим открытием и одним из факторов культурного прогресса. Следующим шагом стало утверждение историзма мышления. Ро­мантики создали жанр исторического романа (Ф. Купер, В. Гюго, В. Скотт), фантастической повести, лиро-эпической поэмы, рефор­мировали сцену.

Уточняя характер критики капитализма Сисмонди и народни­ками Ленин называет ее "сентиментальной": "Сисмонди просто жа­луется на то, что дела идут так, а не иначе. Его грусть по поводу разрушения эдема патриархальной тупости и забитости сельского населения так велика, что наш экономист не разбирает даже при­чин явления" [3, с. 222]. Более того: "Сисмонди попытался даже возвести свою сентиментальную критику в особый метод социаль­ной науки" (3, с. 200). По мнению Ленина, в противоположность объективному научному анализу "экономистов-классиков" Сисмонди ограничивается "сентиментальными жалобами и сетованиями", что и дает основание оценивать его (и народническую) позицию как "сен-

174

175

тиментальный романтизм". Так что же такое сентиментализм?

В истории мировой культуры под сентиментализмом понимает­ся идейное и художественное направление в духшшой жияни вто­рой половины XVIII века в Европе и России [см.: 7]. Представите­лями сентиментализма были Д. Дидро, Ж--Ж. Руссо, Н. М. Карам­зин, Д. Юм. Среди литературных жанров сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедаль­ные мотивы. Сентиментализм характеризуется апелляцией к чув­ству, возведением его в мерило добра и зла. Доминантой челове­ческой природы сентиментализм объявил чувство, а не разум, ском­прометированный буржуазной практикой.

Разочарование в разуме как единственном руководителе на жиз­ненном пути и в рассудочной культурности Нового времени приве­ло к превознесению природы и непосредственного чувства, не про­шедшего через рассудочные определения. Герой литературы сенти­ментализма более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на про­исходящее вокруг. По убеждению он — демократ, простолюдин. На­строения сентиментализма — патриархальная идиллия на лоне при­роды, меланхолическая созерцательность. Элегический тон сентимен­тальной поэзии не отделим от патриархальной идеализации. В поэзии поздних сентименталистов (У. Купера, Дж. Крабба) содержится со­циально-конкретное раскрытие сельской темы — массовое обнища­ние крестьян, брошенные деревни.

Напомним, что Ленин определяет взгляды Сисмонди, школы на­циональной экономии и народничества не просто как романтизм, а как его специфическую разновидность — сентиментальный роман­тизм. Таким образом, сентиментализм оценивается как одна из разновидностей романтизма. В понимании романтизма Ленину бли­зок известный английский философ-неопозитивист Бертран Рассел, который называет Руссо "отцом движения романтизма" [8, с. 181]. Как первую историческую фазу романтизма определяет сентимен­тализм и современный словарь по эстетике [см.: 9, с. 311].

В эстетике существует и другая точка зрения, рассматриваю­щая сентиментализм не просто как ранний романтизм, но как независимое художественное и идейное направление. Так, по мне­нию Л. А. Левбарга, «в отличие от предромантизма, развивавшего­ся с ним параллельно, сентиментализму чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалекти­ка души уловима» [7, с. 267]. Несмотря на некоторое сходство сен-

175

176

тиментализма и предромантизма эти два направления все же нельзя отождествлять. Этой точки зрения придерживается В.А. Харитонов: «Генетически предвосхищая романтизм предромяитизм сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентимен­тализма (апелляция к "чувству", апология "естественного" суще­ствования, поэтизация "мирной" природы и др.), однако, это идео­логически разные течения: в рамках сентиментализма осуществля­ется критика рационализма Просвещения, тогда как предроман-тизм — начало его полного и бескомпромиссного отрицания» [10, с. 513].

Систематическое категориальное различение сентиментализма и романтизма дает теоретическое основание для переоценки места Сисмонди и народников в истории политической экономии. Вместо син­кретичного определения "сентиментальный романтизм" необходи­мо дать более точную квалификацию взглядов Сисмонди и народ­ников либо как сентиментализма, либо как романтизма. Здесь возможны различные решения вопроса, в том числе не исключаю­щие и противопоставление разных течений экономической мысли. В этой связи представляется возможным говорить не только о лите­ратуре экономического романтизма, но и о литературе экономичес­кого сентиментализма.

В истории экономических учений теории известных представите­лей сентиментализма слабо изучены. В единственной работе об эко­номических воззрениях Дени Дидро о сентиментализме не упоминает­ся [см.: II], но указывается на его близость к мелкобуржуазному социализму. Характеристика взглядов Жан-Жака Руссо дается глав­ным образом в историко-философской литературе, хотя именно Руссо в "Энциклопедии" дал первое развернутое определение политичес­кой экономии как науки [см.: 12].

В истории политической экономии взгляды Руссо типологически сближаются с утопическим социализмом. Так, Гильдебранд дает сле­дующую оценку "социальных теорий хозяйства", к которым он отно­сит и учение Сисмонди: "Социалисты относятся к исторически раз­вившемуся денежному хозяйству и к его главнейшим представите­лям, землевладельцам, купцам и капиталистам, точно также как Руссо и его приверженцы относились к исторически развившемуся государству. И те и другие отрицают существующий порядок во всей его целости: как Руссо отвергал государственный, так социалисты отвергают экономический порядок. По теории Руссо, су ществующие правительства незаконно отняли у народа государственную власть, а, по теории социалистов, владельческие классы отняли у него его имущество" [5, с. 99].

176

177

Разумеется, ни Руссо, ни Сисмонди, ни другие социалисты не были анархистами и настаивали на активном государственном вмешательство в экономику. На этом основании некоторые истори­ки экономической мысли делают вывод о родственности взглядов Сисмонди и немецких катедер-социалистов. Цитируемый Лениным профессор Дублинского университета Дж. К. Ингрем, считающий­ся представителем исторической школы, заявляет: "Мы уже прим­кнули к воззрению Сисмонди на государство, как на такую силу, которая должна заботиться... о распространении благ общественно­го соединения и новейшего прогресса, по возможности на все клас­сы общества" [13, с. 212]. В подтверждение своей позиции Туган-Барановский также ссылается на мнение "самых влиятельных пред­ставителей университетской политической экономии" — немецких катедер-социалистов, — которые "признают себя продолжателями дела швейцарского ученого" (4, с. 174]. Указывая на сходство уче­ния Сисмонди и немецкой исторической школы Туган-Барановский отмечает увлечение Сисмонди историческими исследованиями, что служит дополнительным аргументом для отнесения его к роман­тизму.

На наш взгляд, можно сформулировать следующие антитезисы, обосновывающие принадлежность Сисмонди к экономическому сентиментализму:

  1. Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что и Рус­со и Сисмонди родились в Женеве, только первый — в семье ре­месленника-часовщика, а второй — в семье ремесленника-кузнеца.

  2. Все-таки и народники, как свидетельствуют и Ленин и Туган-
    Барановский, и представители национальной экономии, как следует из обзора Гильдебранда, отказываются видеть в Сисмонди осново­положника своего экономического направления.

  3. Предпочтение государственному патернализму высказывает­ся множеством экономических школ, что не может служить доста­точным основанием для отнесения их к романтизму.

  4. Экономической историей активно занимались все наиболее за­метные представители политической экономии, начиная от А. Сми­та и заканчивая институционализмом. Сентиментальная позиция также не препятствует историческим исследованиям. Наиболее яр­ким примером сентиментального историзма является "История го­сударства Российского" Н. М. Карамзина.

5) Отличающий сентиментализм от романтизма рационализм отчетливо проявляется в следующем замечании Сисмонди об Анг­лии: "Там и масса населения, и ученые, по-видимому забывают, что рост богатства является не целью политической экономии, а лишь

177

178

средством для обеспечения всеобщего счастья. Я ищу это счастье среди всех классов общества, но нигде его не нахожу" [15, с. 134].

  1. Романтическая неспособность к логике явно не отличает Сисмонди. Пожалуй, он даже более логичен, чем Ленин, упрекающий его в поисках "морали против процесса". Так, Сисмонди пишет: "Повсюду я встречал людей, желавших добра и делавших зло: патриотов, разорявших свою страну, добродетельных душ, которые содействовали увеличению нищеты" [15, с. 143].

  2. По сравнению со школами Листа и Чернышевского архитек­тоника экономической мысли Руссо, Дидро и Сисмонди сходна в большей степени.

Поскольку на уровне философской рефлексии романтическое про­исхождение немецкой исторической школы и народничества призна­но, то при условии систематического различения экономического сен­тиментализма и экономического романтизма появляется возможность отнесения учения Сисмонди не к романтизму, а к сентиментализму. Воэможно и другое решение вопроса: все народничество — от Бе­линского и Герцена до Чернова и Сорокина квалифицируется как сентиментализм. Экономическая литература является специфичес­кой отраслью литературы как таковой, и точный ответ на данный вопрос хотелось бы услышать от литературоведов.

Кроме решения этой частной задачи, использование типологии художественных стилей могло бы существенно уточнить наши пред­ставления об истории экономической мысли. Так, историкам необхо­димо, на наш взгляд, критически оценить следующий вывод Лени­на: "Сравнивая доктрину Сисмонди с народничеством, мы видим по всем почти пунктам (за исключением отрицания теории ренты Рикардо и мальтузианских наставлений крестьянам) поразительное тождество, доходящее иногда до одинаковости выражений. Эконо­мисты-народники стоят целиком на точке зрения Сисмонди" [3, с. 194]. Кроме более конкретного систематического анализа эко­номических взглядов народников следует рассмотреть вопрос об эко­номическом сентиментализме Д. Юма и "классицизме" классичес­кой буржуазной политической экономии. К программе-максимум еле-дут отнести изыскания в области экономического барокко, роккоко...

Вспоминая предложенное В.Ф. Оствальдом и популярное среди физиков деление ученых на "классиков" и "романтиков" [см.: 14], начинаешь добровольно распространять типологию художественных стилей и на естественнонаучную литературу (следуя дуальной модели "физики — лирики"). Можно надеяться на то, что широкое ис­пользование типологии художественных стилей в истории научной

178

179

мысли существенно повысит уровень исследовательской рефлексии и будет содействовать интеграции гуманитарного знания.


Литература


  1. Селюнин В. Социализм мысли против "социализма чувства" // Ли­сичкин Г.С. Тернистый путь к изобилию. М., 1986. С. 572–605.

  2. Попов Г.X. Эффективное управление. М., 1985.

  3. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Сисмон­ди и наши отечественные сисмондисты // Поли. собр. соч. Т. 2. С. 119–262.

4. Туган-Барановский М.И. Очерки из новейшей истории политической экономии. СПб., 1903.

  1. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. Спб., 1860.

  2. Большаков В. П., Гуревич А. М., Хохлов Ю. И., Марков В. А. Роман­тизм // Большая советская энциклопедия. Т. 25. М., 1975. С. 196–200.

  3. Левбарг Л.А. Сентиментализм // Большая советская энциклопедия. Т. 28. М., 1976. С. 266–267.

  4. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2. Новосибирск.,
    1994.

  5. Сентиментализм // Эстетика. Словарь. М., 1989.

10. Харитонов В.А. Предромантизм // Большая советская энциклопедия. Т. 20. М., 1975.

11. Казарин А. И. Экономические воззрения Дени Дидро. М., 1960.

  1. Руссо Ж.-Ж. Политическая экономия // Философия в “Энциклопедии" Дидро и Даламбера. М., 1994. С. 441-446.

  2. Ингрем Д.-К. История политической экономии. М., 1891.

  3. Кузнецов Б. Г, Личное и внеличное // Воспоминания о И. Е. Тамме.
    М., 1986. С. 171–177.

15. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. Б 2-х т. Т. 1. М., 1937.




Похожие:

Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconВопросы к экзамену по Теории экономического развития (кроме зачеркнутого)
«Теории экономического развития» в качестве самостоятельной дисциплины (выделение «Теории экономического развития», или «Экономики...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconЕ. А. Тюгашев национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс сентиментализма
Романтики раскрыли необы­чайную сложность и глубину духовного мира человека. Обращение к национальному духу и национальной поэзии...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconКукморский район
Строительство нового храма взамен ветхого, 1731 г постройки, прово­дилось по инициативе священника В. Кремкова, которому удалось...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconТюгашев В. А., Тюгашев Е. А. Концепт «честность» в ментальности тюрок центральной азии
Вместе с тем в результате культурного обмена устанавливается общность представлений, социокультурная эквивалентность (или) когерентность...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconРоссийский правопорядок
Тюгашев Е. А. Российский правопорядок // Экономика: Вопросы шко­льного экономического об­разования. Междунаро­дный учебно-методи­чес­кий...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconЛенин в судьбах России содержание
Ленин ликвидирует свободную печать, организует чека, разгоняет учредительное собрание и строит социализм
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconКарл Маркс (1818–1883)
Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма, особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconНтв: ленин как «модный брэнд» для молодежи на прошедшей 16 апреля телепередаче нтв «Гудбай, Ленин!»
Так как Ленин и теперь живее всех живых (несмотря на все усилия государственных сми отравить память о нем), то его надо сделать «модным...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconВ., Тюгашев Е. А. Рефлексивная социология философия, наука или нечто третье?
Марсель Мосс или Макс Вебер стало признаком хорошего тона при изложении авангардных концепций. Поэтому состояние теоретических разработок...
Е. В. Прихожан, Е. А. Тюгашев В. И. Ленин: к критике экономического романтизма или сентиментализма? iconЕ. А. Тюгашев философия болонского процесса
В конфликтующих интерпретациях акцентируются те или иные моменты, выступающие на первый план или имеющие особое значение для конкретных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов