Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy icon

Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy



НазваниеСоциокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy
Дата конвертации17.09.2012
Размер191.85 Kb.
ТипДокументы

Тюгашев Е.А.


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ:

ПОЗНАНИЕ В ЖАНРЕ FANTASY


Недоумения


Тема безработицы в последнее время практически исчезла со страниц печати. При продолжающемся спаде производства уровень официально зарегистрированной безработицы не превышает 4%. Весеннее "наступление" трудящихся прошло под лозунгами обеспечения социальных гарантий, выплаты задержанных пенсий и заработных плат, но отнюдь не предотвращения массовой безработицы.

"Парадоксы современного рынка труда", "Загадки российской безработицы" - характерные названия публикаций, выражающие растерянность специалистов в области занятости (см.: 1; 2). "Ни один прогноз роста безработицы в России за 1992-1994 годы не подтвердился", - признал Е.Г.Антосенков (3, с. 53). Поскольку научно обоснованные прогнозы развития рынка труда противоречат эмпирически фиксируемым тенденциям, то необходимы систематическое обобщение вновь открывшихся фактов и последующее уточнение теории наемного труда.

Российская безработица представляет собой явление незаурядное.

Во-первых, она не обусловлена дисбалансом между темпами роста населения и созданием новых рабочих мест, как в большинстве развивающихся стран.

Во-вторых, она не вызвана циклическими колебаниями экономической конъюктуры, структурно прогрессивными технологическими и организациоными изменениями, движением маятника кредитно-финансовой политики, как в развитых капиталистических странах. Она в большей степени связана со структурно регрессивным спадом производства в условиях разрушения прежних рынков и хозяйственных механизмов при медленном формировании новых рынков и механизмов саморегуляции экономики.

В-третьих, многие закономерности российской безработицы также не вполне соответствуют теории "перехода к рынку в Восточной Европе", согласно которой безработица в реформируемом хозяйстве должна расти в результате демонополизации, развития конкуренции и других факторов повышения производительности труда и высвобождения излишней рабочей силы. В силу специфики проводимой у нас экономической политики для высвобождения работников по производственной необходимости у предприятий фактически не было средств (на выплату выходных пособий и т.д.), да и значительная часть директорского корпуса стремилась к сохранению профессионально-квалификационного ядра трудовых коллективов (см.: 4, с. 21).

Несмотря на то, что отдельные положения теории безработицы в рыночной экономике действительно отчасти объясняют российские реалии, как убедительно показывает М.Г.Гильдингерм (См.
: 5), непонятным остается фундаментальный артефакт: как при сокращении вдвое объема производства удается удерживать уровень безработицы (включая скрытую) в пределах так называемого "естественного уровня"- 3 - 12% (по разным оценкам)?

Едва ли стоило специалистам ломать голову над этой загадкой, - ведь практиков она не беспокоит, - если бы не сохранялась теоретическая возможность катастрофического обвала занятости, неизбежного при дальнейшем углублении рыночных реформ и интеграции российской экономики в мировое капиталистическое хозяйство.


Дефицит занятости - глобальная проблема


На рубеже 60-70-х годов ХХ века человечество вошло в глобальный экономический кризис. Его показателем стало устойчивое падение среднемирового уровня эффективности производства и уровня жизни в расчете на душу населения. Разнообразные проявления кризиса мирового сообщества, к числу которых относится и безработица, получили название глобальных проблем.

По данным Международной организации труда в 1995 году уровень безработицы в развитых капиталистических странах измерялся двузначными цифрами (за исключением Австрии, Норвегии, США, Швейцарии, Японии). Среди восточноевропейских стран самый высокий уровень безработицы наблюдается в Польше и Болгарии - 17% и 13% соответственно. Общемировой уровень дефицита занятости составляет около 30%. По словам русского философа И.А.Ильина - "тунеядство в мировом масштабе".

Согласно рекомендациям МОТ для отдельной национальной экономики единственно надежным средством создания рабочих мест является производство конкурентноспособной на мировом рынке продукции. Экспортная ориентация позволяет осваивать внешние рынки, обеспечивая занятость на внутреннем рынке труда. Для развивающихся стран рекомендуется импортозамещающая индустриализация, вытесняющая с отечественного рынка ввозимые товары. Экспорт безработицы может быть дополнен флексибилизацией (большей гибкости) занятости, фактически сводящейся к росту занятости за счет уменьшения заработной платы.

В глобальном масштабе данную стратегию нельзя признать удовлетворительной. Вместе с интервенцией товаров экспортируется и безработица. Проблема занятости из локальной превращается в глобальную, порождая всегда эффект бумеранга. Так, потеря восточных рынков Финляндией после распада СССР вызвала рост безработицы до уровня 23%. Проблема занятости в мировом хозяйстве в целом при сложившихся подходах оказывается неразрешимой.

Существование незанятой рабочей силы свидетельствует о недостаточно эффективной экономической политике. Превышение на 1% текущего уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к уменьшению реального объема ВНП по сравнению с потенциальным на 2.7%. Поэтому со времени великой депрессии начала 30-х годов безработица приобрела статус основной проблемы экономической науки.

Рассматривая этот вопрос духовный отец "социального рыночного хозяйства" Вальтер Ойкен писал в 1950 году следующее: "Воздействие могущественных исторических сил направлено на то, чтобы проблема обеспечения полной занятости рассматривалась в качестве основной политико-экономической проблемы.

На деле здравому смыслу противоречит то, что в условиях господства экономической ограниченности, от которой страдала и страдает большая часть человечества, неиспользованной остается много рабочей силы, а вместе с ней не используются также машины, запасы сырья и полуфабрикатов. Если в стране насчитываются миллионы безработных, любое правительство должно будет проводить политику обеспечения полной занятости. Ведь оно в нынешних исторических условиях находится под постоянным давлением. С этим нам приходится считаться как с непреложным фактом. Наша социальная совесть запрещает нам терпеть массовую безработицу. Государственные интересы требуют того же. Если миллионы людей незаслуженно становятся безработными, то это явный признак того, что экономический процесс регулируется недостаточно" (6, с. 208).

Фрайбургская школа политической экономии, представителем которой был В.Ойкен, относится к "легенде основания ФРГ". Впоследствии она потерпела фиаско, столкнувшись с интересами финансово-промышленных групп, отстаивавших экономический либерализм. Поэтому и сегодня ФРГ переживает тщательно маскируемую драму безработицы когда крестьяне уничтожают урожай, пожарники совершают поджоги, а дети посещают церковь, так как позже будет легче получить рабочее место и место в жизни (7, с. 36).

По степени негативного влияния на самочувствие людей безработица стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. По данным некоторых исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики частно становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, проявляющейся уже на шестом месяце безработицы. Повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%.

Безусловно, в положении безработного есть и некоторые плюсы. Кроме известных экономической науке таких ценностей как отбор эффективной рабочей силы, обеспечение ее экономической мобильности, поиск любимой профессии сами безработные (по данным опроса, проведенного в апреле-мае 1996 года в Новосибирске) обращают внимание на большое количество свободного времени, возможность жить на пособие, возможность оценить свои способности, уделить больше внимания семье и детям и, в конце концов, отдохнуть (8, с. 102, 103).

Казалось бы, при достаточном пособии, возможном в развитой капиталистической экономике, безработица может быть благом. Но на протяжении всего ХХ века, как сообщают авторы одного из американских учебников экономики, - преобладало убеждение в том, что безработицы следует избегать любой ценой (19, с.597). За годы рыночных реформ ,по данным Е.Г.Антосенкова, в России также резко возросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих ( 3, с. 56).

Таким образом, безработица воспринимается как абсолютное зло, а занятость - дефицитное благо. Восприятие феномена безработицы через призму добра и зла приводит к осознанию необходимости обсуждения проблемы в системе специализированной системе знания - религиозного мировоззрения.


Теология безработицы


Христианская цивилизация отличается особым отношением к труду. "От работы человек не умирает, но от одиночества и безделья люди чахнут и гибнут; ведь человек рожден для работы, как птица для полета", - эти слова Мартина Лютера являются заповедью не только протестантской этики, но и нравственным убеждением каждого христианина. Поэтому христианскую цивилизацию иногда называют "цивилизацией труда".

Теология утверждает, что первым работником был сам творец. Адаму же вменялось в обязанность "делати и хранити" Сад Эдема, и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословенным богом занятием. Св. Фома Аквинский в "Сумме теологии" указал следующие цели труда: "Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание ; во-вторых, он должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыни".

Структура занятости включает по меньшей мере три категории работников. Дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Три соседствующие части не страдают от своей раздельности: услуги, оказываемые одной из них, служат условием для трудов двух других; в свою очередь, каждая часть берет на себя заботу о целом.

Бог каждому человеку даровал службу, ибо никто не должен оставаться праздным. Принадлежность к профессии установлена свыше. Следовательно, нужно со всем тщанием и честно исполнять свою должность, понимаемую как призвание.Время даровано для трудов, и его нельзя расходовать попусту. За время, которое проходит без пользы, придется держать ответ. Поэтому время надо пользовать для спасения, а не для умножения мук на том свете. - Поэтому каждый человек имеет свое профессиональное призвание и спасется благодаря ему. В начале ХIY века один французский крестьянин, находившийся под церковным отлучением, заявил, что оно его не страшит, ибо "его труд спасет его" (9, с. 278).

Своим трудом каждый помогает другим, обмениваясь с ними его произведениями. Но этот обмен должен быть честным и свободным от мошенничества. Мошенничество - ростовщичество, перекупка, обман и воровство - это занятие, которое должностью, то есть богом установленным призванием не является. Так дьявол ловит себе на службу сетями неверности и разврата, вознаграждая солдат своих тем, что имеет - вечной смертью.

Разумеется, средневековое общество знало и безработицу - опекаемую и почитаемую. Но в соответствии с доктриной служб всегда существовала возможность ухода из "трудящихся" в ряды "воюющих" или "молящихся". До сих пор в ФРГ молодежи после долгих ожиданий на бирже труда рекомендуют записываться в бундесвер. Статус собственно безработного представлял специфическую службу нищего, труды которого заключались в искуплении грехов богатых. Подаваемая бедняку милостыня, писал Алкуин в конце VIII века, позволяет подавшему попасть в рай; земные сокровища, будучи розданы беднякам, превращаются в вечные богатства, вторил ему ученик его Храбан Мавр. "Таким образом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало разрешить" (10, с. 26). Напротив, возникало своеобразно "чванство нищих", убежденных, что "убогие" представляют Бога на земле.

Реформация усилила пристрастное отношение к труду. Именно Лютер выводит на авансцену теологии изречение из Второго послания Павла к фессалоникийцам: "Кто не работает, да не ест". Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, а трудоспособные нищие - "ленивые шельмы". Трудовой успех - верный признак избранности к спасению. Если вы избираете менее доходный и производительный путь, то препятствуете одной из целей призвания. "Не для утех плоти или грешных радостей, но для бога и спасения следует вам трудиться и богатеть"(Ч.Бакстер).

Безработный теряет нравственный стержень в жизни и пребывает в состоянии неопределённости: нет способа узнать предопределение и верной службой повысить шансы на спасение. Поэтому безработица воспринимается как положение, которого нужно избежать любой ценой, ибо возмездие неминуемо. Цена безработицы - вечная смерть.


Россия: добыть Бога трудом


В православном богословии также присутствует общехристианское понимание необходимости труда. Свв. Варсонуфий и Иоанн говорили: "Всякий покой телесный мерзок Богу нашему... От нас требуется посильный труд - и только". В соответствии с традицией нищелюбия на Московской Руси безработные "гулящие" люди частично поглощались корпорацией нищих, в пользу которых собирались особые поборы. "Верховые нищие" кормились при царском дворе, и многие даже торговали недвижимостью.

Петровские реформы существенно изменили отношение к труду в российском обществе. Для Петра государственная служба приобрела значение грандиозной, непрерывной литургии. Работа была его молитвой. В речи, посвященной Ништадтскому миру, Петр сказал, что "надлежит трудитца о пользе и прибытке общем... отчего облегчен будет народ". Образ Петра как "вечного на троне работника" закрепился и в народном сознании: "Петр - царь так царь! Даром хлеба не ел, пуще батрака работал" (14, с. 20). С 1724 года начались облавы на нищих. Здоровых отдавали в солдаты, в подушный оклад или отправляли на принудительные работы. Больных нищих отправляли в богадельни. В ХIХ веке заведомых бродяг подвергали телесному наказанию плетьми и отправляли на поселение в Сибирь. Именно так попал из Саратова в Томск старец Федор Кузьмич, принимавшийся долгое время за императора Александра I.

Русские религиозные философы создали целую "эргодицею" на основе этизации труда. По мнению С.Н.Булгакова в связи с религиозными представлениями труд понимается крестьянством как "особое религиозное делание" (11, С. 184). Убеждение в сакральном характере труда классически выразил Ф.М.Достоевский словами Шатова: "Добудьте Бога трудом; вся суть в этом, или исчезнете, как подлая плеснь; трудом добудьте".

Специфика православного понимания труда впервые была зафиксирована Н.Г.Чернышевским. Необходимость труда усматривалась в преодолении дисгармонии между "условиями общей планетной жизни" и "частными нуждами человеческой жизни". Различая выгодный и убыточный труд Н.Г.Чернышевский указывает, что войны, спекуляция, производство предметов роскоши приводят к "расстройству" природы и уменьшению совокупного благосостояния. Продуктом выгодного труда является смягчения дисгармонии природы, ее разумное упорядочение в производстве предметов первой необходимости, медицине, образовании, правозащитной деятельности. Абсолютно выгодным трудом является гармонизация природы человека.

Идея апокатастасиса была много весомее сотериологических чаяний. Восстанавливая состояние "первого Адама" человек в трудовом созидательном процессе должен обрести принципиально новые качества, отвечающие более высокому статусу. По словам В.С.Соловьева, совершенный праведник "достигает не уничтожения своей телесности, а ее преобразования, воскресения и вознесения" (12, с. 427). Девизом православного отношения к труду являются слова Н.Ф.Федорова: "Наше тело будет нашим делом". Нося в себе образ Божий человек в труде должен быть космоургом мира, его преобразователем. "Тот, кто трудится, участвует в жизни богосозданной ткани мира: он содействует ее постижению, ее развитию и ее полному расцвету" (13, с. 321).

На основе православного понимания ценности труда сформировалось и определенное отношение к безработице. Быть безработным означает быть непричастным к общему делу. Переживания такого рода были концептуализированы И.А.Ильиным, одним из духовных лидеров русской эмиграции: "В течение последнего века человечество много страдало от безработицы и накопило жизненный опыт, который давно пора продумать и осмыслить. Пора признать и выговорить, что безработица как таковая, пусть обеспеченная или даже затопленная частными и государственными субсидиями, унижает человека и делает его несчастным. Уже одно это томительное чувство, что "я в жизни не нужен" или что "мир во мне не нуждается", что я выброшен из великого процесса мирового труда и стал социальной пылью, лишней и ветром гонимой пылью мироздания, - пробуждает в сердце здорового человека всевозможные ощущения личной несостоятельности, приниженности, обиды и горечи...

Как томительна жизнь в этом вынужденном ничегонеделании!.. Весь Божий день проходит в бессмысленной пустоте и мертвой скуке, так что в конце концов человек радуется любому заполнению тянущихся часов, каждому, даже самому вульгарному развлечению, всякому политическому или уголовному приключению... Униженный до праздношатайства, привыкший к лени и пустомыслию, человек незаметтно начинает смотреть на жизнь с безнадежностью, на честную работу с отвращением и на правопорядок с презрением... (13, С. 317, 318).

Поприще приложения сил, на котором необходимо служить Богу, государству, партии, народу или своей "команде", в известном смысле безразлично, хотя разные профессии и отрасли народного хозяйства могут быть ранжированы по степени трудности самоотверженного труда. Индикатором здесь может быть возраст выхода на пенсию, или нормативы "год за три". Добывшие Бога трудом, пенсионеры разного ранга выходят на заслуженный отдых, приобретая сакральную способность спасать вокруг себя тысячи, в том числе в депрессивных регионах. В нашем обществе пенсионеры во многом выполняют роль социального авангарда, уполномоченного представлять интересы реальных и потенциальных безработных, которые, как и они, оказались лишены занятости.


"Лишние люди": безродные, бездомные, безработные


Коммунистическая идеология в тезисе о труде как первой жизненной потребности закрепила традиционную сакрализацию труда. С этой точки зрения советское общество находится в определенной преемственности с хозяйственным строем дореволюционной России. Современные реформы во многом закрепили цивилизационную специфику отечественной занятости.

Традиционным является уже сам уровень незанятости. В начале ХХ века в Европейской части России было не полностью занято по разным оценкам от 21 до 42% взрослого мужского населения (см.: 15, с. 37). При видимой полной занятости и дефиците кадров уровень скрытой безработицы (неэффективной занятости) в советской экономике оценивается сегодня более чем в 15% от численности промышленно-производственного персонала. Скрытая безработица была максимальной в военно-промышленном комплексе, а сегодня довольно высокими темпами нарастает в топливноэнергетическом комплексе.

Традиционными являются задержки в оплате труда. В Московском царстве для получения законного жалованья требовалось писать особые челобитные. В провинции жалованье не выдавали годами, ибо государю и так служить почетно. В 1723 году жалованье было выплачено по всей империи китайскими товарами. Практиковалось отоваривание продукцией предприятий, например, служащих типографии - книгами. В 1727 году заработная плата не выдавалась вообще, и было указано кормиться от дел. Советская власть также создавало годовые очереди за "дефицитом" - реальной заработной платой.

Традиционным является и социально-экономическое содержание заработной платы, никогда в условиях России не выражавшей стоимости рабочей силы. В "Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов" содержится любопытное признание: "Доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах населения упала с 70 до 44%. Возникла необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работающих по предприятиям, отраслям, регионам страны... Минимальный размер оплаты труда чрезвычайно низок и искусственно сдерживается во многом из-за того, что вместо функции законодательного определения минимального уровня оплаты труда он стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении величины ряда социальных выплат и административных санкций.

Вследствие этих негативных процессов заработная плата перестала выполнять воспроизводственную и стимулирующую функцию" (16). Судя по работе В.И.Ленина "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах" (1895 г.) в качестве меры административных санкций заработная плата использовалась и раньше. Будучи одновременно и мерой социальных выплат заработная плата фактически регулирует отношения всеобщего служебного найма, фигурируя в качестве платы за верность.

Традиционно воспроизводство рабочей силы осуществляется по преимуществу за счет других источников - натуральных пожалований (от земельных участков до пайков), внутриродовой помощи, социального обеспечения. Согласно данным социологического исследования, проведенного в г. Новосибирске в феврале 1996 года Центром социальной адаптации и переподготовке кадров высшей квалификации, на многих предприятиях и учреждениях города сохраняются различные формы социального обеспечения. Наиболее распространены полная или частичная оплата содержания детей работников в детских учреждениях, бесплатные или льготные путевки в профилактории и санатории, а также медицинские услуги, льготное обеспечение продуктами питания и товарами, транспортом. Среди основных причин, удерживающих работников на предприятии, 23% респондентов отметили наличие на нем различных видов социального обеспечения.

Традиция корпоративного предоставления социальных услуг уходит корнями в российскую историю. Как отмечают Е.Жильцов и В.Казаков, "отечественных предпринимателей обычно отличало обостренное чувство социальной ответственности как перед рабочими и служащими своих фабрик и заводов, так и по отношению к местному сообществу. И до Октябрьской революции при промышленных предприятиях строились свои жилые помещения, бани, столовые, клубные учреждениия, богадельни. Поэтому расширительное понимание производственного объекта как своего рода целостного социально-экономического организма не было советским изобретением. В послеоктябрьское время оно лишь в очень большой степени разрослось и усилилось..." (17, с. 49 - 50).

Традиционному рынку труда соответствуют традиционные отношения найма. Сегодня по-прежнему, сетует Н.Е.Покровский , нет "свободного и честного конкурсного найма на работу", сознательно не распространяется информация о вакантных рабочих местах. По-прежнему "все устраиваются по знакомству, по родственным связям и линиям прямого и косвенного наследования чинов, привилегий, должностей". И вообще "ныне главное состоит не в том, чтобы хорошо и продуктивно работать, а в том, чтобы не задавать "лишние" вопросы и ловить момент, когда он обозначается" (18, с. 96). Действительно, по данным опросов две трети из трудоустраиваемых сегодня находят работу по личным связям, "по блату".


Навьи чары безработицы


Страшно отрываться от коллектива. Коллектив вечен, всегда был и всегда останется. Его будущее предсказуемо. К символической заработной плате он может добавить ощутимую моральную компенсацию, сознание оправданности личного существования. Символическая принадлежность к коллективу легитимирует рабочую силу, которая на основе соответствующих титулов, регалий и т.п. прибегает к дополнительной занятости - своеобразным "отхожим промыслам". Так, в январе 1995 года по данным обследования ВЦИОМ свыше 17% респондентов указали на наличие дополнительных заработков. Родной коллектив остается для отходников "портом приписки", который также получает ощутимые дивиденды за счет использования дешевой рабочей силы, оформления фиктивной занятости, продажи титула. В этой связи поразительным является возникновение "ярмарок рабочих мест", на которых не столько нанимается рабочая сила, сколько продаются рабочие места, так как заработная плата иногда не покрывает даже транспортных расходов.

Поэтому на массовые увольнения в российском обществе мало кто идет. Открытая безработица носит по преимуществу не принудительный, а добровольный характер. По народному хозяйству в целом доля вынужденных безработных составляет лишь четвертую часть. Увольнение по собственному желанию в настоящее время вышло на первое место среди причин безработицы. Одним из ведущих мотивов таких увольнений является возможность получения выплачиваемого с гораздо меньшими задержками пособия по безработице, размеры которого не так уже и малы, так как рассчитываются по начисленной на базовом предприятии заработной плате, зачастую не выплачивавшейся уже несколько месяцев. Более того, встречаются ситуации, когда устройство на высокооплачиваемую работу на непродолжительное время (вахта и др.) используется как прием материального обеспечения после увольнения и регистрациии в качестве безработного.

Скрытая "безработица неуволенных" дополняется теневой занятостью безработных. По данным исследований в Новосибирской области около 90% безработных вступали в переговоры с потенциальными работодателями. В период вынужденной незанятости три четверти респондентов выполняли временные или разовые (поденные) работы для получения дохода (20, с. 97).

Юридический статус безработного позволяет сегодня заниматься широким спектром видов экономической деятельности с немалыми доходами, в том числе за счет уклонения от уплаты налогов. Известно, что у многих студентов дорогостоящих негосударственных вузов социальное положение родителей фиксируется категорией безработного. Среди представителей челночного бизнеса, составляющих около 1% взрослого населения страны, свыше 17% - неработающие. "По мнению экспертов, - сообщает В.С.Тапилина, - доля неработающих трудоспособного возраста в потоке международных туристов и в особенности шоп-туристов, фактически еще выше за счет фиктивной занятости: некоторые из занятых в рыночном секторе экономики (мелких фирмах, товариществах, кооперативах и т.д.) только числятся там, а на деле их основным занятием является челночный бизнес" (21, с. 77). Таким образом, официальная безработица оказывается "обманкой", удобной маскировкой реального социального статуса

Таким образом, безработица может стать и путем к успеху. Главным здесь оказывается умение договариваться. Письменные трудовые договоры заключали около трети "работающих" безработных, как правило, строители или люди свободных профессий. Остальные виды работ выполнялись по устной договоренности или оформлением на другое лицо (пордавцы в уличной торговле, подсобные рабочие, сборщики подписей, диспетчеры на домашнем телефоне, водители). По данным Н.В.Черниной, условия договора при найме в дальнейшем нарушались в половине случае - по оплате труда, условиям труда и продолжительности работы (см.: 20, с. 97).

По заключению Н.В.Черниной, в настоящее время формируется модель рынка труда с делегализацией найма, пассивностью в отстаивании трудовых прав, ориентацией на сменяемость (череду) большого количества краткосрочных работ вместо тщательного поиска настоящей работы, с основным вниманием "хорошей" оплаты и пренебрежением нормальными условиями труда и социальными гарантиями. Действительная безработица на таком рынке труда - следствие фатального умения не договориться.

Криминализация рынка труда не ограничивается теневой занятостью. По ее образцу начинает функционировать и официальная экономика. Формализация трудовых отношений путем заключения контрактов на всех уровнях народного хозяйства едва ли решит по существу проблему предоставления достойной и подходящей работы всем желающим. Каким образом у нас сформируется культура переговоров и договоров, следующая известной поговорке "договор дороже денег", - вопрос остается открытым.


Примечания


1. Стендин Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики. - 1993. - N 12.

2. Капелюшников Р., Аукционек С. Парадоксы современного рынка труда // Россия: экономика, политика. - 1995. - N 1.

3. Антосенков Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы Российской Федерации (1992 - 1994) // Социс. - 1995. - N 9. 4. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М., 1995. 5. Гильдингерм М.Г. Основные положения теории безработицы в рыночной экономике и оценка возможностей их трансформации для анализа безработицы в России // Труд за рубежом. - 1996. - N 1.

6. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М. 1995.

7. Федоров В.П. ФРГ: 80-е годы: очерки общественных нравов. М. 1986.

8. Плюснин Ю.М. Безработный: структура поведенческих реакций // Человек. Труд. Занятость. - Новосибирск. - 1996. - Вып.1.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1984.

10. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М. 1990.

11. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х т. М. 1911. Т. 1.

12. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. М. 1988. Т. 1.

13. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.

14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII - начало ХIХ века). СПб. 1994.

15. Хок С.Л. Мальтус: рост населения и уровень жизни в России 1861 - 1914 годы // Отечественная история. - 1996. - N 2.

16. Российская газета. - 1997. - 12 марта.

17. Жильцов Е., Казаков В. Перспективы выживания социальной сферы предприятий // Российский экономический журнал. - 1994. - N 8.

18. Покровский Н.Е. "Вифлеемские звезды" глобализации // Социс. - 1995. - N 2.

19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. 1997.

20. Чернина Н.В. Социальные проблемы безработных (Новосибирская область // Социс. - 1996. - N 11.

21. Тапилина В.С. Занятость, безработица и материальное благосостояние: поиск путей решения материальных проблем // Человек. Труд. Занятость. Новосибирск. 1996.- N 1.




Похожие:

Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconЕ. А. Тюгашев «европейский концерт» как социокультурная метафора европейского процесса
Специфика конкретного основания определяет и конкретную специфику социального процесса. Конечная цель философского познания — зафиксировать...
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconПознание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы
Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим...
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconУбеждение и доказательство в современной российской предвыборной листовке как жанре агитационного дискурса 10. 02. 01 русский язык
Работа выполнена в гоу впо «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconИтоги окружного конкурса работ Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии» юзао. 2011-2012 учебный год Окружной этап конкурса Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии»
Окружной этап конкурса Фестиваля «Юные таланты Московии в жанре «Информационные технологии» юзао, организованный омц юзоуо, прошел...
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy icon1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм Необходимое отвлечение Настоящий раздел работы называется «гносеология»
Мира, частью которого этот субъект является, либо к некоторой метадисциплине, включающей в себя все формы познание, все науки, в...
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconМеры по сокращению безработицы Составитель Гультяева Л. И

Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconДокументы
1. /P.Faria-Fantasy for Tuba and Piano.pdf
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconДокументы
1. /Социокультурная среда школы.doc
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconXii фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в жанре «авторская песня» (городской этап), под девизом «Великие победы российского народа» Москва, 2010
Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в жанре «авторская песня» проводится под девизом «Великие победы...
Социокультурная специфика российской безработицы: познание в жанре fantasy iconЖанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы
Баканов Р. П. Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы? Телекритики развлекают аудиторию? // Меди@льманах....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов