Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов icon

Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов



НазваниеПравовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов
Дата конвертации17.09.2012
Размер53.46 Kb.
ТипДокументы

В. Н. Николаев, Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск)

Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов

Проблема правосознания сложна и многогранна. Самосознание субъекта как участника правового общения выполняет важную роль в механизме реализации регулятивной функции правосознания. Оно обращено к внут­реннему миру индивида и есть осознание, оценка и контроль участником правового общения своего положения, действий и их последствий в этой сфере социальной жизни. Само функционирование права, его применение и соблюдение напрямую зависят от правосознания. Недостаточный же уровень его развития может обречь на неуспех самое совершенное законода­тельство. Поэтому в теории права для фиксации конкретного единства ду­ховной и практической правовой деятельности используется понятие право­вой культуры. Правовой идеализм и правовой нигилизм обычно рассматри­ваются как два крайних варианта правовой культуры.

Обеспечивать формирование правосознания населения и его адекватную реализацию в правовом поведении официально призваны правоохра­нительные органы. Говоря о правовом сознании сотрудников российских правоохранительных структур, мы, естественно, имеем в виду общие признаки, присущие сознанию таких профессиональных групп, как суды, проку­ратура, Министерство юстиции и федеральные службы, имеющие право на оперативно-розыскную деятельность. Очевидно, что сознание каждой груп­пы отличается спецификой, которая детерминирована влиянием разнооб­разных факторов (система подбора кадров, уровень общего и юридического образования сотрудников, величина заработной платы, престижность служ­бы, отношение населения к работникам того или иного правоохранительно­го ведомства и т. д.). Указанные социальные факторы сильнейшим образом влияют на формирование правовой культуры сотрудников правоохрани­тельных органов, которая необходимо обладает теми же чертами, что и правовая культура масс.

Традиционной для российской правовой культуры считается культура пра­вового нигилизма. Как известно, благодаря усилиям Петра I и последующих реформаторов, Россия располагала достаточно обширным и сложным зако­нодательством, заимствованным по большей части из-за рубежа. Но само наличие развитой юридической техники, к сожалению, не гарантировало ее эффективное использование. Так, А. И. Герцен в начале 50-х годов XIX в. пи­сал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины зако­нов научила его ненавидеть и другую; он подчинялся им как силе. Полное не­равенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это мож­но сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство».

Заметим, что закон тяготил не только население, но и правительство.
Каждая из сторон в своем поведении опиралась на собственные правовые представления, которые не согласовывались с законодательством. Для на­рода более важным источником и формой права был принцип справедливо­сти, и верховенство права означало для него не верховенство закона, а вер­ховенство справедливости. Для правительства, по всей видимости, осново­полагающим было начало самодержавия, в соответствии с которым глав­ным источником и формой правд считалась сакральная по происхождению власть царя. Интенсивная законодательная деятельность российских импе­раторов выступала своего рода буфером-медиатором, опосредствующим звеном между правовой культурой верхов и правовой культурой низов.

Таким образом, традиционная российская правовая культура носит бо­лее сложный и неоднородный характер, чем культура правового нигилизма в ее чистом виде. И народом, и правительством отрицалось не право как таковое, а его отдельные источники и формы, которым противопоставлялись правовые альтернативы.

Приход к власти большевиков ознаменовал собой руководство не законами, а революционным правосознанием. В советский период для верхов большое значение имело «телефонное», т. е. теневое право, наиболее разви­той формой которого среди низов стал так называемый «воровской закон».

Для описания реально существующей правовой культуры наряду с тер­минами «правовой идеализм» и «правовой нигилизм» представляется воз­можным использовать введенные П.А.Сорокиным понятия официального и неофициального права. Официальное право защищается от нарушений всем аппаратом власти. Если оно кем-либо не соблюдается добровольно, то заставляют соблюдать его принудительно. Непреклонно проводимые в жизнь нормы официального права, в свою очередь, как считал П. А. Сорокин, способны видоизменить неофициальные правовые воззрения. Если официальное право является более передовым, оно способствует уничтоже­нию ряда отсталых институтов неофициального права, например, обычая кровной мести, группового брака, неограниченной власти родителей над детьми, рабства и т. п. Благодаря его влиянию иногда общество довольно быстро изменяет свои нравы и правовые убеждения.

Официальное право не всемогуще. Его культурное влияние распространяется только на те общественные отношения, в регламентации которых заинтересовано государство, тогда как остальная общественная жизнь про­текает в обычных, даже письменно не фиксируемых правовых формах. Бо­лее того, действенность официального права зависит от того, насколько это право обеспечено практической деятельностью правоохранительных орга­нов. Пространственно-временная ограниченность фактической власти офи­циальных представителей власти в соответствующем масштабе ограничива­ет и влияние официального права.

Сотрудники различных силовых структур, выполняющие задачи по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики, столкнулись сегодня с ситуацией, когда официальные правовые нормы всту­пают в противоречие с местными обычаями и законами шариата. Нормы обычного права, до сих пор главенствующие в чеченском обществе, в значи­тельной степени подавляют государственные. Совершенно очевидно, что че­ченский милиционер (прокурор, судья и т. п.) ничего не может сделать с нару­шителем закона, поскольку ему за наказание своего родственника, даже в десятом колене, положено отречение от него всей родни, а за наказание чу­жого кровная месть грозит не только ему, но и всем его родственникам.

Выражая официальную позицию российского правительства и, соответ­ственно, официальное правосознание сотрудников органов безопасности, руководитель ФСБ России (а с января 2000 г. и всей контртеррористической операции на Северном Кавказе) Н. П. Патрушев считает, что, прежде всего •«мы должны придерживаться существующих законов».

У многих военнослужащих российской объединенной группировки, сталкивающихся с неофициальной правовой культурой местного населения в условиях ведения боевых действий, по законам рефлексии стихийно выра­батывается неофициальный тип правовой культуры, основанной на кара­тельном правосознании. Жизнь по законам военного времени возрождает обычное право (правда, не кровной) мести за погибших товарищей, кулач­ное право и право силы, практику на внесудебной расправы. Наши военнослужащие стремятся заставить жителей Чечни соблюдать российские зако­ны, но сами отнюдь не стремятся выполнять их.

Как мы видим, в деятельности правоохранительных органов присутствуют элементы неофициальной правовой культуры. Они проявляются не толь­ко в чрезвычайных ситуациях, но и в условиях нормальной служебно-оперативной деятельности, как, например, так называемые неуставные отношения в армии. Указанные элементы неофициального права архаичны и наследуются в рамках традиционной культуры населения. Иногда они по­лучают полуофициальный статус, как в годы Великой Отечественной войны, когда декларировался принцип «кровь за кровь, смерть за смерть".

Таким образом, правосознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов имеют сложный, многоуровневый характер, кото­рый определяется следующими факторами: 1) правовой культурой населе­ния, из которого комплектуется личный состав правоохранительных орга­нов; 2) необходимостью реализации официального права; 3) рефлексией, зеркальным отражением как правовой культуры местного населения, с од­ной стороны, так и охраняемой официальной правовой культуры - с другой.




Похожие:

Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconРефераты по юр. Психологии
Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconПлан комплексных мер противодействия злоупотребления наркотиками
Беседы сотрудников правоохранительных органов об ответственности за употребление и распространение наркотиков
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconПоложение о проведении военно-полевых сборов и соревнований «Поиск-2007», посвященных памяти Героя России гвардии майора Е. Н. Родионова. Цели и задачи
Ассоциация ветеранов и сотрудников спецподразделений, правоохранительных органов и спецслужб «Русь»
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов icon5 августа 2007г. Справка о составе Хоринской районной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Хоринский районный Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconПравоохранительных органов современной России Конференция-диспут «Как исключить незаконное насилие и пытки в работе правоохранительных органов современной России» состоялась в Екатеринбурге 24 марта.
Свердловской области при поддержке Института философии и права Уро ран, фонда «Общественный вердикт», Генерального консульства Великобритании...
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconИнструкция по антитеррористической безопасности Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов
О остерегайтесь людей, одетых явно не по се­зону (если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку будьте внимательны...
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconХоринский районный Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
...
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconПлан совместной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков гооу санаторной школы-интерната правоохранительных органов, учреждений социума на 2009-2010 учебный год
Гооу санаторной школы-интерната правоохранительных органов, учреждений социума на 2009-2010 учебный год
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconДокументы
1. /Нормативно-правовая база/Нормативно-правовая база/Организация надзора, контроля и и нспектирования/КОДЕКС...
Правовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов iconПриказ мвд РФ от 30 апреля 1996 г. N 242 "об утверждении описаний нарукавных знаков по принадлежности соответствующим службам (подразделениям) органов внутренних дел и правил их ношения" (с изменениями от 3 июня 1997 Г.
В целях создания единой системы знаков различия на форменной одежде сотрудников органов внутренних дел приказываю
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов