Закон самосохранения icon

Закон самосохранения



НазваниеЗакон самосохранения
Дата конвертации17.09.2012
Размер91.23 Kb.
ТипЗакон

Представленную монографию Н. А. Костенко следует рассматривать как попытку взглянуть на актуальные проблемы безопасности не просто с философской точки зрения, но и с позиций Сибири, сибирской ментальности и ее концептуализации. Не секрет, что сегодня, в эпоху глобальных проблем, последний “структурный резерв устойчивости” мирового сообщества находится в Сибири. Все чаще Сибирь рассматривают как последний лакомый кусочек для ведущих экономических держав. Поэтому безопасность Сибири в долгосрочной перспективе является предпосылкой глобальной безопасности.

Тема безопасности обсуждается в истории философии с античности. Обсуждается не только в практической философии – этике и политике, решавших проблемы создания вечного идеального государства и предотвращения несчастий, но и в философии теоретической – в физике и логике, где стоиками в рамках доктрины естественного права был постулирован в качестве основного закона природы закон самосохранения1 (в логике – закон тождества).

Фундаментальная для европейской натурфилософии ориентация на закон самосохранения (который положен в основу первого закона Ньютона) была перенесена в трудах Т. Гоббса по нравственной философии на описание человека, общества и государства. В знаменитом трактате “Левиафан” миссия безопасности возложена на государство: “А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность. Вот почему, несмотря на наличие естественных законов (которым каждый человек следует, когда он желает им следовать, когда он может делать это без всякой опасности для себя), каждый будет и может вполне законно применять свою физическую силу и ловкость, чтобы обезопасить себя от всех других людей, если нет установленной власти или власти достаточно сильной, чтобы обеспечить нам безопасность. И везде, где люди жили маленькими семьями, они грабили друг друга; это считалось настолько совместимым с естественным законом, что, чем больше человек мог награбить, тем больше это доставляло ему чести. В этих делах люди не соблюдали никаких других законов, кроме законов чести, а именно они воздерживались от жестокости, оставляя людям их жизнь и сельскохозяйственные орудия. Как прежде маленькие семьи, так теперь города и королевства, являющиеся большими родами для собственной безопасности, расширяют свои владения под всяческими предлогами: опасности, боязни завоеваний или помощи, которая может быть оказана завоевателю. При этом они изо всех сил стараются подчинить и ослабить своих соседей грубой силой и тайными махинациями, и, поскольку нет других гарантий безопасности, они поступают вполне справедливо, и в веках их деяния вспоминают со славой” 2.

Обстановка религиозных гражданских войн Реформации и Контрреформации усилила, с одной стороны, стремление к гарантированной государством безопасности, а с другой стороны, закрепила восходящий к Одиссею культ опасности и риска, при­ключений и авантюр.
В возрожденческой и протестантской ментальности укоренилось убеждение в неопределенности не только личного существо­ва­ния, но и личного спасения, которое нельзя было “заработать” ника­кими добрыми делами.

Несколькими столетиями позже это настроение удачно выразил Ф. Ницше, утверждавший, что “жить значит вообще находиться в опасности”3. Мотивация сверхчеловека-одиночки такова: “В отно­ше­нии жизни нужно допустить некоторое дерзновение и риск, тем бо­лее, что в худшем, так и в лучшем случае мы все равно ее потеряем. Для чего быть привязанным к этому клочку земли, к этому ремеслу, для чего прислушиваться к тому, что говорит сосед?”4.

Альтернативный естественному праву нигилизм в перспективе также был ориентирован на обеспечение безопасности, но не охранительного, а конкурентного типа. Стремление к безопасному развитию привело к морально оправданной смене парадигмы безопасности.

Обоснование новой парадигмы безопасности было дано в романтической философии. Вот как представляет произошедшую переоценку ценностей известный западный философ Б. Рассел: “Романтики не были людьми без морали. Напротив, их моральные суждения были остры и страстны. Но они основывались на совершенно других принципах, чем те, которые казались хорошими их предшественникам. На период с 1660 года до Руссо большое влияние оказывали воспоминания о религиозных и гражданских войнах во Франции, Англии и Германии. Люди осознавали опасность хаоса, анархических тенденций всех сильных страстей, важность безопасности и жертв, необходимых, чтобы добиться ее. Благоразумие рассматривалось как высшая добродетель, интеллект оценивался как наиболее эффективное оружие против губительного фанатизма; изысканные манеры превозносились как барьер против варварства. Упорядоченный космос Ньютона, в котором планеты неизменно вращаются вокруг Солнца по подчиняющимся закону орбитам, стал воображаемым символом хорошего правления. Сдержанность в выражении была главной целью образования и первым признаком джентльмена. Во время революции доромантические французские аристократы умирали тихо; мадам Ролан и Дантон, которые были романтиками, умирали риторически. Ко времени Руссо многие люди стали тяготиться безопасностью и начинали стремиться к возбуждению. Французская революция и Наполеон дали им возможность полностью насытиться этим чувством”5.

В неклассической философии тема влечения к опасности существования наряду с романтизмом и философией жизни была подхвачена экзистенциализмом. “Рассматривается ли время под углом зрения политики, благополучия людей, процветания искусства или оставшейся еще возможности человеческого существования, ощущение опасности проходит через все последнее столетие: человек ощущает угрозу”6, – констатировал К. Ясперс. Пребывание перед ничто в пограничной ситуации притягательно для человека открытием переживания подлинности существования. Типология угроз и тревог, разработанная экзистенциализмом7, дополняет соответствующую типологию опасностей, предложенную Ф. Ницше.

Несмотря на повышенную тревожность, культивируемую экзистенциально-романтическим комплексом, западная цивилизация посредством институтов гражданского общества обеспечила относительную безопасность существования. Это оказалось возможным благодаря специфической структуре ценностей средневекового католицизма (рай – чистилище – ад), которая предусматривала наличие нейтральной аксиологической зоны – структурного резерва, из которого развивалась система завтрашнего дня. Специфической чертой традиционной русской культуры8 была ее расколотость –подчеркнутая полярность, не предусматривающая промежуточных нейтральных зон и формирующая известный синдром “осажденной крепости”. Безопасность государства (и любого другого социального субъекта) в традиционной системе ценностей обеспечивалась преимущественно охранительной политикой разных степеней интенсивности. Традиционное для российской государственности предпочтение охранительного подхода к обеспечению безопасности явно просматривается и в принятой недавно “Концепции национальной безопасности Российской Федерации”9.

Явные неудачи в реализации конкурентного подхода к обеспечению безопасности применительно к условиям России стимулировали поиски новых подходов. Одним из перспективных направлений исследовательского поиска представляется парадигма глобальной безопасности, опирающаяся на духовно-интеллектуальные традиции российского общества10.

Традиционная система общинно-кооперативных связей, закрепившаяся в отечественной ментальности, существенно ограничивает применение конкурентного подхода как внутри страны, так и эффективность его реализации в международных отношениях. Предпочтение критерия глобальной безопасности по отношению к локальной безопасности (национальной, государственной и т.п.) получило специально-научное обоснование в экономико-математических исследованиях в виде конкретного критерия оптимальности – оптимума по Парето, который формулируется так: “Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственной оценке) является улучшением”11.

Следует сказать, что начатая в США в 1975 г. известной комиссией Мерфи12 глобализация концепта национальной безопасности ограничена исключительно американскими национальными интересами и не затрагивает вопросов обеспечения безопасности других субъектов мирового сообщества. В этом отношении предложенное комиссией развитие представлений о безопасности представляет собой экспансию локально ориентированного конкурентного подхода на глобальный уровень13. Таким образом, предполагается использование глобальных ресурсов для оптимизации локального критерия эффективности даже в ущерб другим субъектам.

Критерий оптимальности по Парето действителен только для систем кооперативного типа, обладающих синергетическим эффектом. Усиление в мировом сообществе отношений позитивной взаимозависимости создает возможности реализации синергетического эффекта и позволяет добиться глобального оптимума при обеспечении глобальной безопасности.

Концепция статического глобального оптимума обобщена Новосибирской экономико-математической школой в теории оптимального развития экономики14, а на социально-философском уровне концептуализирована в форме системно-генетического подхода15, с позиций которого на первой Сибирской конференции по устойчивому развитию было предложено решать глобальные проблемы современности16.

Внимание Сибирского гуманитарного сообщества к проблеме безопасности в ее глобальном измерении далеко не случайно. Видные ученые СО АН СССР, естественники, гуманитарии и философы, следуя примеру Лаврентьева М. А., Марчука Г. И., Коптюга В. А. всегда тесно сотрудничали с органами безопасности Сибири, читали лекции в ИППКС ФСБ (г. Новосибирск), руководили подготовкой кандидатов и докторов наук. Так, под руководством ныне доктора философских наук, профессора Москаленко А. Т., по просьбе органов безопасности начавшего изучение протестантских сект в Дагестане в еще в 50-е годы, успешно защитили кандидатские диссертации по близкой тематике Костенко Н. А. и Чечулин А. А., также ныне доктора философских наук и профессора. Активно занимался философскими проблемами развития науки и техники сотрудник отдела безопасности СО АН СССР Горохов В. Г., защитивший кандидатскую диссертацию и возглавлявший кафедры гуманитарных дисциплин на Высших курсах в Новосибирске, а затем в Минске. Видным российским философом стал бывший оперработник Кочергин А. Н., длительное время заведовавший кафедрой философии Новосибирского государственного университета и кафедрой философии СО АН СССР. Работавший на кафедре философии НГУ и, впоследствии, долгое время первый секретарь Советского РК КПСС, доктор философских наук, профессор, в настоящее время член-корреспондент РАН Яновский Р. Г. возглавляет Центр социальных исследований безопасности России.

Проблема личной безопасности человека, связанная с межконфес­сио­наль­ными конфликтами, исторически стала отправным пунктом в сибирских исследованиях феномена безопасности и в представленной монографии Костенко Н. А. рассматривается в качестве первого уровня трехуровневой модели обеспечения безопасности. Уважение личной ментальности и признание ценности духовно-практического разнообразия российского быта, по мнению автора, должны лежать в основе философской разработки концепции безопасного будущего России. Выдвижение ценности безопасности на первое место в системе приоритетов мировой информационной цивилизации, обоснованное Н. А. Костенко, представляет собой важный шаг на пути интеграции опыта практической деятельности органов ФСБ в общественную жизнь нашей страны.


1 См.: История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе). – М.: Наука, 1995. – С. 77 – 99; Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. – М.: Наука, 1988. – 144 с.

2 Гоббс Т. Левиафан, или материя,, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1991. – С. 129–131.

3 Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ницше Ф. Странник и его тень. – М.: REFL-book, 1994. – С. 26

4 Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель. – С. 9.

5 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Книга 3. – Новосибирск. Издательство Новосибирского университета, 1994. – С. 174–175.

6 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 295.

7 См., например: Хайдеггер М. Бытие и время. – М. : Ad Marginem, 1997. – С. 140 –142.

8 См. подробнее: Успенский Б. А., Лотман Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. –М., 1994. – С. 219–254.

9 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 26 декабря, 1997 г.

10 См., например: Проблемы глобальной безопасности. – М. –491 с.

11 Оптимальность по Парето (Pareto optimum) // Лопатников Л. Экономико-математический словарь. М.: Издательство “АВF”. – С. 362.

12 Comission on the Organization of the Government for the Conduct of Foreign Policy, Аppendicies. Vol. 1. – Washington, 1976. См. также разработки автора концепции устойчивого развития Лестера Брауна: Brown L. Redefining National Security // Worldwatch Paper 14, October 1977.

13 Соответствующий анализ см. в работах: Уткин А. И. Стратегия глобальной экспансии США. – М., 1986; Никитин А. И. Эволюция американского глобализма. Идейная борьба в США по вопросу о роли Америки в мире. М., 1987; Носов А. В., Щеголев Б. Н. Неоглобализм США в Латинской Америке. М., 1988 и др.

14 См.: Вальтух К. К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства. – Новосибирск: Наука, 1973. –378 с.

15 См.: Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. – Новосибирск: Наука, 1981. – 304 с.

16 См.: Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. В 2-х ч. – Новосибирск, 1994; Коптюг В. А. Наука спасет человечество. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 1997. – 343 с.




Похожие:

Закон самосохранения iconО. Х. Деревенский бирюльки и фитюльки всемирного тяготения за всю историю человечества не было ни одного случая нарушения закон
Вот почему эта идея обладает мощным механизмом самосохранения, который обеспечивает иммунитет даже против вопиющих фактов, которые...
Закон самосохранения iconПеречень федеральных документов по организации и проведению егэ в 2012 году. Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании»
Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском...
Закон самосохранения iconПеречень федеральных нормативных документов по организации и проведению егэ в 2012 году
Федеральный Закон 09. 02. 2007 №17-фз «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О...
Закон самосохранения iconВ. В. Путин подписал Федеральный закон
Этот закон был принят Государственной Думой 11 мая 2007 г и одобрен Советом Федерации 25 мая 2007 г. Закон вступит в силу через 90...
Закон самосохранения iconРоссийская федерация ярославская областная дума закон ярославской области о внесении изменений в Закон Ярославской области
Внести в Закон Ярославской области от 03. 12. 2007 n 100-з "Об административных правонарушениях" (Губернские вести, 2007, 8 декабря,...
Закон самосохранения iconСтатья из "Ec. Geol."
Вас писать геологические статьи таким образом, чтобы студенты и негеологи приходили в отчаяние, читая их, или совсем не могли их...
Закон самосохранения iconПрограмма түбәндәге дәүләт документларына нигезләнеп язылды
Мәгариф турында” Россия Федерациясенең Законы (“Закон об образовании” Закон Российской Федерации)
Закон самосохранения iconДепутаты Государственной Думы РФ в 1998 году принимают федеральный закон
Этот закон о запрете применения единых идентификационных знаков к человеку
Закон самосохранения iconПересадка сердца
Закон несовместимости, закон несовместимости, закон несовместимости не преодолен
Закон самосохранения iconЗакон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г.)
Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-фз настоящий Закон изложен в новой редакции
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов