С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев icon

С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев



НазваниеС. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев
Дата конвертации17.09.2012
Размер226.82 Kb.
ТипДокументы


С.И. Бахтин

Институт переподготовки и повышения квалификации

сотрудников ФСБ России (г. Новосибирск)

Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия

E-mail: bakhtina2002@mail.ru

Е.А. Тюгашев

Новосибирский государственный университет

Ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: urfak@irs.ru


АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ КОМИССИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300, терроризм признается одним из явлений, представляющих серьезную национальную угрозу. «Международным терроризмом, — говорит Концепция, — развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России». Концепция национальной безопасности также отмечает, что борьба с терроризмом «должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности». Важную роль при этом играет законотворческая деятельность государства, направленная на пресечение террористической деятельности.

В системе действующего законодательства о государственной системе противодействия терроризму одно из ведущих мест занимает такой источник правового регулирования борьбы с терроризмом, как федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму». Разработчики указанного закона использовали концептуальный подход законодательного обеспечения антитеррористической деятельности, рекомендованный модельным законом «О борьбе с терроризмом», принятым в апреле 2004 года Межпарламентской ассамблеей Содружества Независимых Государств. Большинство понятий федерального закона «О противодействии терроризму», система принципов борьбы с терроризмом, модель государственной системы противодействия терроризму, правовое регулирование подготовки и проведения контртеррористической операции и некоторые другие положения соотносятся с нормами упомянутого модельного закона.

Вместе с тем, особенности криминальной ситуации в России, обусловленные высокой вероятностью усиления террористической активности, аналитическое осмысление приобретенного опыта (как позитивного, так и отрицательного) в пресечении террористических акций, последние разработки отечественной криминологии, науки уголовного права, административного права обусловили необходимость учета специфики складывающихся реалий при разработке нового законопроекта. Этим объясняется и отличие в наименовании закона: «О противодействии терроризму». Такое название в большей степени соответствует тому, что именно является основой современной политики государства в сфере пресечения террористических устремлений на самых разных стадиях.


Термин «борьба» в смысловом отношении более узкое понятие и скорее отражает действия специальных служб, непосредственно направленные на прекращение террористических акций, и в малой степени направляет на решение вопросов предупреждения терроризма. Предложенный термин «противодействие» более широк и охватывает не только действия специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма.

Приоритет мер предупреждения терроризма, согласно закону «О противодействии терроризму», является одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации. Существенную роль в его реализации могут сыграть антитеррористические комиссии.

Современная история деятельности антитеррористических комиссий в Российской Федерации началась в 1997 году, когда на основе постановления Правительства от 16 февраля № 45 была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия (далее — МАК). Она должна была играть роль координационного органа, обеспечивающего «взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при осуществлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма».

Возглавил МАК директор ФСБ России. Согласно Положению о комиссии, оперативный штаб, созданный из ее членов «для непосредственного управления силами и средствами, привлекаемыми для проведения антитеррористических операций и ликвидации последствий террористической деятельности», возглавил заместитель председателя Комиссии – начальник Антитеррористического центра ФСБ России. Кроме того, в Положении отмечалось, что организационно-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется ФСБ России, а информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии возлагается на Антитеррористический центр. Таким образом, МАК практически должна была действовать под эгидой ФСБ.

Руководителям региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанным постановлении рекомендовалось создать межведомственные антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Указанные комиссии должны были координировать антитеррористическую деятельность различных органов исполнительной власти на региональном уровне. При этом вопросы деятельности этих комиссий в постановлении не раскрывались. Практически это создало предпосылки того, что организация межведомственных антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществлялось в условиях отсутствия единого подхода к данному вопросу.

Через некоторое время рекомендации Правительства начали претворяться в жизнь. Так, Указом Президента Республики Башкортостан от 20 июня 1997 г. N УП-405 была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия Республики Башкортостан. В ряде регионов такие комиссии образовывались позже. Например, межведомственная антитеррористическая комиссия Республики Алтай была создана постановлением правительства республики от 16.04.1998 № 109.

Межведомственная антитеррористическая комиссия г. Москвы была образована распоряжением мэра от 6 мая 1998 г. № 446-РМ. В Москве также были созданы антитеррористические комиссии административных округов и районных управ. Позже, во исполнение распоряжения мэра Москвы от 18 октября 2000 года № 1105-РМ «О создании постоянно действующих городской, окружных, районных, объектовых рабочих групп по противодействию терроризму», была сформирована система постоянно действующих рабочих групп антитеррористических комиссий города, административных округов и районных управ Москвы. При всех департаментах и на всех предприятиях были организованы постоянно действующие рабочие группы по противодействию терроризму.

Начало деятельности межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы запомнилось москвичам ее решением о запрете на размещение в Московском метрополитене и в радиусе 25 м от его станций торговых точек быстрого питания и мелкорозничной торговли, в том числе, периодической печати. В запрете на распространение и использование информации в пределах московского метро правозащитники усмотрели нарушение своих прав и свобод. Поскольку межведомственная антитеррористическая комиссия г. Москвы, считали они, не может издавать правоустанавливающие документы, то ограничение прав и свобод граждан на распространение и использование информации на основе ее решения является незаконным. К сожалению, проблемные вопросы деятельности антитеррористических комиссий не были урегулированы в дальнейшем

25 июля 1998 года, т. е. через полтора года после выхода правительственного постановления о создании МАК, в России был издан Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Закона разграничил две категории субъектов борьбы с терроризмом: а) непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, б) оказывающих содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. К первой категории субъектов был отнесен. В первую категорию субъектов вошли перечисленные в ст. 6 федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Ко второй категории субъектов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица. В качестве основного субъекта «руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами» закон определил Правительство Российской Федерации.

В ст. 6 указывалось, что «для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне». Далее закон определил задачи только Федеральной антитеррористической комиссии (ФАК).

Содержание статьи 6 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» получило определенную конкретизацию в правительственном постановлении от 6 ноября 1998 года № 1302 «О федеральной антитеррористической комиссии». Оно признавало утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1997 г. N 45 «О создании Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации».

Федеральная антитеррористическая комиссия (ФАК), отмечалось в постановлении № 1302, является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Председателем ФАК стал глава российского правительства, в результате чего комиссия выводилась из-под эгиды ФСБ. Очевидно, таким способом планировалось достичь большей степени координации деятельности субъектов, ведущих борьбу с терроризмом. По мнению некоторых специалистов, ресурса директора ФСБ для решения такой задачи было недостаточно1.

Но организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение работы ФАК по-прежнему должна была осуществлять ФСБ. Более того, год спустя постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 года № 1278 было установлено, что заместителями председателя Федеральной антитеррористической комиссии являются директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министр внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим можно предположить, что руководство ФАК со стороны правительства было номинальным.

Обратим внимание также на принципиальное изменение институционального формата ФАК по сравнению с МАК.

МАК являлась координационным органом, обеспечивающим взаимодействие всех федеральных органов исполнительной власти при осуществлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма, т. е. межведомственной антитеррористической комиссией. Следовательно, межведомственные комиссии фактически должны были координировать антитеррористическую деятельность ведомств, в рамках которых, в свою очередь, антитеррористическая деятельность координируется ведомственными антитеррористическими комиссиями. Поскольку ведомственные антитеррористические комиссии не упразднены и действуют [см., например: 10], то потребность в широкой межведомственной координации антитеррористической деятельности сохраняется.

ФАК же стала координационным органом, обеспечивающим взаимодействие ограниченного круга ведомств — только субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Статус федеральной комиссии, с одной стороны, обусловил включение в ее компетенцию задач «выработки основ государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации» и «сбора и анализа информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации, а с другой — сузил сферу координации деятельности от всех федеральных органов исполнительной власти до федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом (см. табл. 1).


Таблица 1

^ Задачи антитеррористической комиссии на федеральном уровне

Межведомственная а/т комиссия

Федеральная а/т комиссия

– разработка и осуществление мероприятий в области выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности;

– внесение в Правительство РФ предложений по формированию системы мер по обеспечению безопасности и защиты населения от терроризма;

– осуществление контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом;

– координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

– подготовка предложений по вопросам международного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти в области антитеррористической деятельности.

– выработка основ государственной политики в области борьбы с терроризмом в РФ и рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

– сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

– участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

– выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.



Комиссия осуществляла свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями. Устанавливалось, что решения Комиссии обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных антитеррористических комиссий, а также организаций Российской Федерации.

Федеральный статус антитеррористической комиссии соотносил ее с антитеррористическими комиссиями на региональном уроне. В постановлении Правительства от 6 ноября 1998 года № 1302 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось создать до 1 сентября 1999 года региональные антитеррористические комиссии (РАК). Поскольку указанное постановление признавало утратившим силу постановление от 16 января 1997 г. N 45, которым рекомендовалось создать межведомственные антитеррористические комиссии в субъектах, то предстояла реорганизация уже существовавших межведомственных антитеррористических комиссий в региональные антитеррористические комиссии. Возникает вопрос: чем региональные антитеррористические комиссии стали отличаться от межведомственных антитеррористические комиссий? Представляется, что принципиальных различий не было. Речь в основном шла о смене «вывесок», которая, впрочем, была произведена далеко не везде1.

Положения Федерального закона «О борьбе с терроризмом» создали противоречивую ситуацию в деятельности образованных на региональном уровне антитеррористических комиссий.

Во-первых, важно отметить, что антитеррористические комиссии на региональном уровне должны были создаваться в соответствии с решениями Президента или Правительства. Между тем до выхода данного закона межведомственные комиссии создавались на основе решений регионального руководства. Такая практика сохранилась и в дальнейшем. Соответственно, указанная норма закона оказалась нереализованной.

Во-вторых, антитеррористические комиссии на региональном уровне — как на уровне субъектов федерации, так и на уровне муниципальных образований — создавались на основе решений регионального и местного руководства. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, вместо того чтобы де-юре быть субъектами, только «оказывающими содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом», де-факто оказались основными субъектами, осуществляющими на региональном и местном уровне руководство борьбой с терроризмом и обеспечение ее необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Будучи де-юре субъектами, только «оказывающими содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавали структуры соответствующего уровня ответственности. Так, в Уральском федеральном округе на уровне муниципальных образований были образованы постоянно действующие оперативные совещания по вопросам борьбы с терроризмом. В Новосибирской области, например, в соответствие с постановлением губернатора «Об организации антитеррористической деятельности в районах и городах Новосибирской области» [12] с 2003 г. начали создавать районные комиссии по содействию деятельности региональной антитеррористической комиссии Новосибирской области. Председателями данных комиссий назначались главы территориальных администраций районов Новосибирской области. В г. Новосибирске городская комиссия по содействию деятельности региональной антитеррористической комиссии Новосибирской области была создана на основе постановления мэрии Новосибирска от 18 февраля 2005 года № 190. Несколько позднее были созданы комиссии администраций районов города по содействию деятельности региональной антитеррористической комиссии Новосибирской области.

На недостаточную правоспособность и эффективность деятельности антитеррористических комиссий на региональном уровне было указано в комплексной криминалистической (ситуационной) экспертизе событий в Беслане. В отношении эффективности деятельности региональной антитеррористической комиссии экспертами был сделан следующий вывод: «Анализ действующей законодательной базы свидетельствует о том, что решения, принимаемые членами антитеррористической комиссии носят рекомендательный характер и ее деятельность не регулируется федеральными законами, в связи с чем ответить на вопрос о соответствии действий и решений антитеррористической комиссии Республики РСО-Алания требованиям действующих правовых актов, не представляется возможным. Рекомендательных характер принимаемых комиссией решений позволяет сделать вывод о том, что каким-либо образом влиять на развитие событий в г. Беслане 1–3 сентября 2004 года, в том числе привести к наступлению вредных последствий, действия и решения комиссии не могли» [5].

Отличительной особенностью мероприятий, проводимых антитеррористическими комиссиями, является их направленность на долгосрочную социальную профилактику терроризма [подробнее см.: 3. С. 171–189]. В центре внимания антитеррористических комиссий находятся, прежде всего, такие вопросы, как:

– определение перечня особо важных с точки зрения антитеррористической защиты объектов с последующей их паспортизацией и усилением их антитеррористической защиты;

– законность предоставления в аренду помещений и земельных участков в различных учреждениях, ограничения доступа посторонних лиц в подвалы и на чердаки жилых и административных зданий, контроля потенциально опасных объектов и территорий, прилегающих к административным зданиям и т.д.;

– контроль регистрации иностранных граждан;

– разъяснительная и профилактическая работа с населением, повышение его бдительности;

– усиление мер безопасности в местах массового скопления людей;

– проведение различного рода учений и тренировок по предотвращению террористических актов, захвата заложников, отработке слаженности действий личного состава различных служб при чрезвычайных ситуациях и выполнении мероприятий военного характера.

В рамках своей масштабной деятельности антитеррористические комиссии принимали иногда решения, правомерность которых оспаривалась. Так, региональная антитеррористическая комиссия Кабардино-Балкарской Республики № 1 от 14 июля 2005 года п. 1 решения «О мерах по обеспечению общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике» запретила (а не рекомендовала запретить) временно, до стабилизации оперативной обстановки, проведение на территории Кабардино-Балкарской Республики митингов, демонстраций, шествий, пикетирований [7]. Аналогичная ситуация возникла и в 2006 году, когда 29 августа группа правозащитников направила в Префектуру Центрального административного округа (ЦАО) г. Москвы уведомление о проведении 3 сентября у Соловецкого камня пикета «В память о трагедии в Беслане». Уже через два часа после подачи уведомления организатору пикета позвонил заместитель префекта и предложил перенести акцию на 4 сентября. Чиновник сослался на решение Межведомственной антитеррористической комиссии г. Москвы, которая якобы запретила все массовые мероприятия в столице 3 сентября, ссылаясь на угрозу терактов. Правозащитник возражал, что это будет нарушением закона, поскольку указанная комиссия не вправе запрещать массовые акции или иным способом ограничивать права и свободы граждан [6].

Интересно, что полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе А. Квашнин заметил, что полномочия окружной региональной антитеррористической комиссии не будут ограничиваться борьбой с терроризмом, она должна быть готова бороться и с техногенными и природными катастрофами [1]. Действительно, круг вопросов, фактически рассматривавшихся антитеррористическими комиссиями, был довольно широк и включал, например, вопросы обеспечения стабильности энергоснабжения в регионах.

Антитеррористические комиссии на региональном уровне создавались в различных организационных формах. Практически в каждом регионе сложилась структура, включающая в себя антитеррористические комиссии различного уровня. Формально комиссии нижестоящего уровня не подчинены комиссиям вышестоящего уровня. Однако необходимо учитывать, что руководителями комиссий являлись главы соответствующих администраций. В связи с этим фактически вертикаль подчиненности в структуре антитеррористических комиссий все же существовала.

В 2002 году постановлением правительства от 10 декабря № 880 было утверждено новое Положение о Федеральной антитеррористической комиссии. Его содержание от содержания Положения, утвержденного постановлением от 6 ноября 1998 г. № 1302, отличалось немногим1. Интересно, что и в новом положении вопросы деятельности РАК, их статус и функции не раскрывались.

Напомним, что Федерального закон «О борьбе с терроризмом» указывал на возможность создания антитеррористических комиссий на региональном уровне, в то время как постановлениями правительства рекомендовалось создание региональных антитеррористических комиссий. Уровень региональности при этом не уточнялся. Поэтому комиссии создавались как в субъектах федерации, так и в муниципальных образованиях. В Тверской области, например, были образованы кустовые (межрайонные) антитеррористические комиссии [4].

Помимо субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 2001 г. антитеррористические комиссии были созданы и в федеральных округах. Руководителями окружных (ФОАТК) стали полномочные представители Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах. Вопросы антитеррористической деятельности обычно рассматриваются на заседаниях Советов федеральных округов.

В организации деятельности антитеррористических комиссий можно отметить следующие общие недостатки:

– неопределенность правового статуса антитеррористических комиссий в субъектах федерации, городских и районных муниципальных образованиях, что являлось сдерживающим фактором активизации антитеррористической деятельности на местном уровне;

– неопределенность правового статуса ведомственных антитеррористических комиссий;

– отсутствие типового положения, регламентирующего деятельность антитеррористических комиссий, что не позволяло выработать единый подход к организации работы этих комиссий;

– отсутствие четкого механизма финансирования антитеррористических мероприятий из бюджетов федерального, окружного и региональных уровней;

– отсутствие во многих РАК штатных рабочих групп, что неизбежно негативно сказывалось на организации деятельности комиссий.

Можно ожидать, что ситуация изменится после того, как 17 февраля 2006 года был опубликован Указ Президента России № 116 «О мерах по противодействию терроризму», которым в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован стране Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Круг задач НАК, по сравнению с упраздненной ФАК, несколько сузился (см. табл. 2). Если ФАК была призвана решать задачу выработки основ государственной политики в области борьбы с терроризмом, то перед НАК поставлена более реалистичная задача по подготовке предложений Президенту Российской Федерации в этой области. Перед НАК не ставится задача сбора и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации. Задача подготовка предложений по обеспечению социальной защиты не выглядит столь экстраординарной, как соответствующее поручение ФАК, данное Правительством Российской Федерации постановлением от 6 ноября 1998 г. N 1302.


Таблица 2

^ Сравнение задач ФАК и НАК

Задачи ФАК

(согласно ФЗ «О борьбе с терроризмом)

^ Задачи НАК

– вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

– осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

– координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

– принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

– вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.


– подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

– координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

– разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

– участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

– подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

– решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.



Указ устанавливает, что председателем НАК по должности является директор ФСБ России. Напомним, что в период создания в 1997 году ФАК многие отмечали, что принципиальным является положение о статусе комиссии при Правительстве, а не под эгидой ФСБ, не обладавшей в полной мере теми властными полномочиями и материально-техническими ресурсами, которые необходимы для решения общегосударственных по своим масштабам и значимости задач борьбы с терроризмом. Указ № 116 наделяет ФСБ такими полномочиями и ресурсами.

Указ Президента от 17 февраля 2006 года № 116 вступил в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О противодействии терроризму». Заметим, что закон не регламентирует деятельность антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации (в отличие от первоначально обсуждавшегося проекта). Ст. 5 закона только указывает, что «в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа».

Очевидно, что такими органами могут быть как комитеты (например, НАК), так и комиссии. Указ № 116 предписал для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образовать антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации (АТК) во главе с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Поскольку антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации уже существовали, то вновь возникла ситуация, когда предлагается создать имеющееся (правда, несколько в ином составе). Возникла также неопределенность, связанная с упразднением в мае 2006 г. прежней ФАК. Поэтому Президент В. Путин на встрече с генеральным прокурором России В. Устиновым вынужден был подчеркнуть, что «антитеррористические комиссии во главе с руководителями федеральных органов власти на местах не отменены» [11].

Во исполнение указа № 116 в ряде регионов на временной основе были вновь созданы антитеррористические комиссии [см., например, 9]. После утверждения 7 июля 2006 г. Положения об антитеррористической комиссии (АТК) в субъекте Российской Федерации и ее регламента начался очередной процесс создания антитеррористических комиссий в субъектах федераций.

Утвержденное Положение определило круг задач АТК, который по содержанию (с учетом уровня ответственности) идентичен задачам НАК, но расширен за счет задач информационно-аналитического характера. Установлено, что АТК информирует НАК по итогам своей деятельности за год. Положением предусмотрено, что АТК имеет право рекомендовать руководителям органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации образование в муниципальных образованиях антитеррористических комиссий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, а также право создавать наряду с аппаратом свои рабочие органы. Таким образом, возникает проблема разработки типовых положений о рабочих органах АТК1 и об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, а также регламенте ее работы.

Оценивая произошедшие в 2006 г. изменения в организационно-правовых основах деятельности антитеррористических комиссий в Российской Федерации, можно сделать вывод, наряду с разрешением некоторых наболевших проблем существенно расширилось поле административно-правового маневра. Поэтому следует ожидать принятие очередных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ведомственных антитеррористических комиссий и ФОАТК.


Список литературы

1. Алданова А. Анатолий Квашнин создает систему антитеррора в Бурятии // Коммерсантъ. — 2004. — 26 нояб.

2. Баскаев А. Антитеррористическая вертикаль России // Российская Федерация сегодня. — 2004. — № 3.

3. Бахтин С.И., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Террор — антитеррор: сибирское измерение. — Новосибирск, 2006.

4. В Тверской области появятся специальные антитеррористические комиссии // ИА ВолгаИнформ. 07.04.2004. (http://www.volgainform.ru/allnews /243327).

5. Действия силовиков в Беслане: заключение экспертов (http://www.cry. ru/2005/12/28/articles/201622).

6. Защитит ли префектура ЦАО г. Москвы конституционное право граждан на пикет? / Информационно-аналитическое агентство МиК. 30.08.2006. (http://www.iamik.ru).

7. О мерах по обеспечению общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике. Решение региональной антитеррористической комиссии Кабардино-Балкарской Республики №1 от 14 июля 2005 года (http://www. forumy.ru/balkaria/reply.php?dat=20050718185354&part=1).

8. О мерах по противодействию терроризму на территории Краснодарского края. Постановление главы администрации Краснодарского края от 30.10.2006 г. № 945. (http://kubnews.ru/modules.php?name=News&file=print&sid= 35384).

9. Об антитеррористической комиссии Астраханской области. Постановление Правительства Астраханской области от 19.04.2006 104-П (http://www.nt. astranet.ru/pravo/2006/2006/17).

10. Об организации работы по предупреждению терроризма в сфере деятельности Минобрнауки России. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.06.2005 N 181 // Бюллетень Министерства образования и науки Российской федерации. — 2005. — № 9.

11. Путин поручил Генпрокуратуре координировать работу региональных антитеррористических комиссий // Новая политика. — 2006. — 4 мая.

12. Электронный ресурс: Официальный сайт мэрии г. Новосибирска / http://www.novo-sibirsk.ru.



1 Позже высказывалось мнение, что организовывать работу ФАК должен исполнитель с полномочиями не ниже заместителя Председателя Правительства РФ, который одновременно являлся бы заместителем Председателя Федеральной антитеррористической комиссии [см.: 2].

1 Если Указом Президента Республики Башкортостан от 4 мая 1999 г. N УП-245 «Об антитеррористической комиссии Республики Башкортостан» постановлялось преобразовать Межведомственную антитеррористическую комиссию Республики Башкортостан в антитеррористическую комиссию Республики Башкортостан, то в г. Москве, Республике Татарстан, Саратовской области и других регионах вплоть до недавнего времени продолжали действовать межведомственные антитеррористические комиссии.

1 Можно выделить отметить следующие основные новеллы: а) снята задача сбора информации, б) введен пункт об обязанностях членов комиссии; в) из прав комиссии исключено правомочие принятия решений, необходимых для ликвидации последствий террористических акций; г) информационно-аналитическое обеспечение деятельности возложено не только на ФСБ РФ, но и другие федеральные органы исполнительной власти.

1 Так, при антитеррористической комиссии в Краснодарском крае образовано 12 постоянно действующих рабочих групп [8].





Похожие:

С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconКубанский
Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов (иппк) на обучение по программе профессиональной переподготовки
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconИнститут развития
Москва, м-230, гсп, ул. Люсиновская, д. 51, Минобразование и науки России, к. 4 Исх. № тел/факс (095)237-35-64 е-mail: irdpo@mail...
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации х-1 учителя химии моу сош №1 р п. Новоспасское Богдановой Кадрии Шазамовны по теме: Подготовка учащихся к егэ по вопросу В4 «Гидролиз солей»
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconДокументы
1. /Бахтин С.И., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Террор - антитеррор. Сибирское измерение. Новосибирск,...
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconРеферат Слушателя курсов повышения квалификации педагогического факультета группы х-1 учителя химии средней общеобразовательной школы с. Тиинск Левенец Раисы Сергеевны Тема работы
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра естествознания
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconРеферат слушателя курсов повышения
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconЕ. А. Тюгашев Новосибирский государственный университет Ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия e-mail: urfak@irs ru Права животных как объект философской рефлексии
Всемирная Декларация Прав Животных [35], представлены общественности Декларации свободы дикой природы, прав живых существ, а также...
С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconСаратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

С. И. Бахтин Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников фсб россии (г. Новосибирск) Красный пр-т, 84, Новосибирск, 6300??, Россия e-mail: bakhtina2002@mail ru Е. А. Тюгашев iconНациональная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи россии
Россия, 129090, Москва, ул. Щепкина, 22, оф. 21-22, нс „интеграция, (495) 688-21-85, 684-82-47, 631-11-18 т/ф, www nauka21. ru, E-mail:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов