Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда icon

Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда



НазваниеСоцис. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда
Дата конвертации17.09.2012
Размер98.73 Kb.
ТипДокументы

© 1997 г. СОЦИС. № 5.

Е.А. ТЮГАШЕВ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ:

ЖАНР ЭТЮДА


ТЮГАШЕВ Евгений Александрович - кандидат философских наук, доцент Новосибирского государст­венного университета.

Под этюдом обычно понимается упражнение импровизационного характера, служа­щее для развития техники мастерства в каком-либо роде искусства или науки. Это упражнение может перерасти в выполненный с натуры подготовительный набросок (предварительную разработку) для будущего произведения. Этюдом также называет­ся небольшое произведение, посвященное отдельному вопросу.

Жанр этюда широко используется в социологии для предварительного изложения результатов исследовательской деятельности. Очевидно, что этюды может выполнять не только специалист. Этюд может служить упражнением для развития мастерства начинающего социолога.

В педагогической деятельности на протяжении многих лет жанр этюда исполь­зовался нами в преподавании курсов "Социология" и "Политология" на различных факультетах Новосибирского государственного университета и Сибирской академии государственной службы. В гносеологическом отношении данные курсы опираются на фундаментальные разделы социологии и не предполагают специального изучения прикладной социологии. В процессе преподавания решались две взаимосвязанные задачи; 1) формирование навыков конструирования теоретических схем и последую­щей эмпирической интерпретации конструктов на отдельных социальных объектах; 2) формирование навыков эмпирического социологического исследования отдельных социальных объектов и последующей концептуализации эмпирии. В контексте ре­шения данных задач социологический этюд использовался как форма учебно-иссле­довательской деятельности студентов, обеспечивающая овладение навыками эмпири­ческого исследования.

Включенность этюда в общую логику учебного процесса и конкретное семинарское занятие предъявляет ряд требований:

-продолжительность сообщения 15-20 минут;

  1. определение отрасли социологии, в рамках которой проведено исследование и ука­зание, если возможно, на наиболее значимые результаты, полученные специалистами данной отрасли;

  2. наименование темы курса, с которой этюд содержательно связан;

  3. соотнесение этюда с тематикой ранее заслушанных в группе этюдов;

  4. фиксация основных параметров объекта, времени проведения исследования;

  5. определение обыденных представлений об объекте, ожидания и рабочие гипо­тезы;

  6. выработка опорной концептуальной схемы предмета и определение основных по­нятий;

    112

  7. описание предмета в структурно-функциональном аспекте в его собственных
    различениях и по внешним основаниям (половозрастным, территориальным и т.п.
    );

  8. описание генезиса предмета;

  9. фиксация ансамбля культур, составляющих единство объекта;

  10. выделение социально значимых тенденций развития объекта и оценка возможно­стей управления этим развитием;

  11. фиксация слов-меток, социальный дискурс объекта и оценка целесообразности его
    введения в словарь социолога.

Данные требования сообщаются студентам на организационном занятии, затем по­вторяются и комментируются на консультациях.

^ Гуманитарная социология

Можно студентам предложить объекты исследования, хорошо известные им по лич­ному опыту. Преподаватель ставит задачу систематического обобщения накопленного опыта, объединения в единой картине обыденного знания и данных активного на­блюдения.

Темы-этюды не совсем привычны для академической социологии. Чтобы нагляднее представить разнообразие тематики, я приведу список наиболее удачных: «Корейский ресторан "Золотая река"»; "Пивные точки Новосибирска"; "Флотская служба"; "Ми­тинг левых сил на площади Ленина 10 марта 1993 года"; "Музыкальные идеологии и молодежь Новосибирска"; "Собаки и собачники" и др. Поэтому резонны сомнения в целесообразности исследования малозначимых и "недостойных" предметов, в их при­годности для социологического образования.

Аргументируя нашу позицию, отметим следующее. Во-первых, подобная тематика широко представлена в мировой социологической литературе. Во-вторых, в науке принято изучать самые разные объекты - от усиков таракана до Млечного Пути. В-третьих, здесь наблюдается недооценка отдельных социальных объектов, значимых для определенных социальных групп. В-четвертых, доминирование технократической социологии препятствует развитию самосознания этих субъектов, разработке альтер­нативных идеологий и программ самоуправления.

Индивидуальные исследования уникальных ситуаций, складывающихся в практике отдельных индивидов, объективно ведут к гуманитаризации науки. Исторически и содержательно ограниченная технократическая социология качественно обогащается массовым практическим опытом, образуя в результате более высокую стадию раз­вития - гуманитарную социологию. Сторонники гуманитарной ориентации видят цель социологии в помощи человеку в преодолении отчуждения от науки. Верификация серии парадигм личным опытом адаптирует отвлеченное знание к уникальным си­туациям, превращая его буквально не только в объективную, но и в субъективную истину.

Но даже в рамках традиционных подходов избранная тематика дает немало материала для размышлений студентов. Так, этюд о небольшом национальном ре­сторане дает повод поговорить не только о роли той или иной диаспоры в жизни города. Будущий специалист начинает понимать роль ресторанов в установлении де­ловых контактов и т.п. Точное знание самых разных социальных процессов может приносить существенные в прикладном отношении результаты. Важно только пра­вильно оценить значение результатов для потенциальных потребителей.

^ Этюды в структуре учебного процесса

Этюды используются в качестве обязательной формы учебно-исследовательской деятельности. Выборочное проведение этюдов отдельными студентами воспринимает­ся как исключительное событие, в оценке которого главную роль играет личность сту-

113

дента, а не мастерство исследования. Но навыки проведения элементарного социоло­гического исследования должны рассматриваться как нормальные, доступные всем. Поэтому этюды должны выполняться всеми студентами без исключения, представ­лены в устном и письменном виде.

При годовом курсе социологии планирование этюдов не составляет больших труд­ностей. Семестровый курс включает примерно 16 практических занятий, из которых выпадают вводные семинары, деловые игры, контрольные и т.п. Для заслушивания этюдов остается около 10 семинаров. Поэтому на одно занятие приходится 2 этюда.

На вводном занятии в начале семестра преподаватель предлагает сформулировать темы этюдов и определяет порядок выступлений в течение семестра. Выбор тем частью студентов стимулирует поиск остальных; если тема потом и меняется не раз, главное уже сделано – студент начал размышлять. На консультациях необходимо обсуждать возможные сценарии исследования и вероятную проблематизацию предмет­ного поля. Рассуждения преподавателя предположительны, но здесь ско­рее нужно проторить определенные мыслительные ходы, вселить уверенность в студента.

Необходимо также ознакомить учащихся с образцами эмпирических исследований. На лекциях преподаватель при разъяснении темы выполняет микроэтюды, черпая эмпирию из окружающей обстановки. На семинарах целесообразно систематически прореферировать эталон комплексного социологического исследования полного цикла большей частью учебной группы.

Оценка за выполненный этюд представляет собой не просто оценку за текущую работу, а является квалификационной - оценкой специфической квалификации студен­та как эмпирического исследователя. Причем позднее, в том числе и на экзамене, другой возможности оценить эту составляющую профессиональных качеств студента уже не представится. Поэтому оценка за этюд должна учитываться наряду с другими при определении окончательной оценки студента по усвоению программы курса.

Накопленная в массиве социологических этюдов информация используется в сле­дующих организационных формах: 1) кафедральная библиотека этюдов, освещающая местную студенческую жизнь; 2) публикация лучших этюдов в средствах массовой информации; 3) организация на научно-практических конференциях секций по управле­нию социокультурным развитием территории; 4) реализация научно-исследовательских проектов, соотносимых по тематике с известной "Физиологией Петербурга". В данном контексте этюды студентов можно рассматривать не только как эффективную форму учебно-исследовательской деятельности, но и как незаменимое средство рефлексив­ного подхода к самоуправлению социокультурным развитием региона и российского общества в целом.

В заключение можно ознакомиться с примером социологического этюда, представ­ленного магистрантом философского факультета Новосибирского государственного университета О.А. Домановым.

ПРИЛОЖЕНИЕ

^ От "института идей" к "институту технологий"

В глубоком кризисе находится не только российская наука, но и мировая наука в целом, в том числе и такая авангардная прежде отрасль как физика. На смену оп­тимизму эпохи НТР пришло понимание отрицательных последствий научной дея­тельности. Очевидна познавательная ограниченность науки, ее неспособность решить важные человеческие проблемы. Массовость НИОКР снизила общий интел­лектуальный уровень продукции. Сегодня гораздо выше ценятся модные, конъюнктурные разработки, нежели фундаментальные исследования.

На этом фоне довольно преуспевающим выглядит Институт ядерной физики СО

114

физики СО РАН, взявший курс на трансформацию в институт западного типа. Это означает существование за счет грантов. Это ориентация на конъюнктуру. Это жесткая кад­ровая политика» основанная на контрактах. Идеал - быстроадаптирующаяся на рынке научная организация.

^ Прошлое н настоящее

В развитии Института ядерной физики можно выделить три этапа.

1-й этап: 60-е-начало 70-х годов. Главная задача на этом этапе: реализация научных идей "отцов-основателей". Основной лозунг: "Обогнать Запад, не догоняя", т.е, обогнать на собственном пути. Действительно, в это время выполнен ряд пере­довых разработок. Вторая задача: отделение от "столицы" - от научной среды евро­пейской части СССР. Академгородок возникает как автономное образование, более связанное с зарубежной наукой, чем с отечественной. Общее настроение этого этапа - энтузиазм, питаемый новейшими идеями, относительной свободой и стремительным развитием.

2-й этап: 70-е - середина 80-х годов. Цель: "Не отстать от Запада". Не отстать скорее тактически, на каждом конкретном направлении исследований. Меняется политика: от концентрации ресурсов на ключевых направлениях к распылению средств в попытке не отстать ни в чем. Новые научные идеи не приводят к резким рывкам вперед. Слабость материально-технической базы вынуждает переключаться на "тон­кие" эксперименты, требующие вложения интеллекта. Трудности с финансированием способствуют организации производства на рынок наукоемкого оборудования (ускори­тели, установки синхротронного излучения и др.). Частичное самофинансирование уси­ливает автономию института в СО АН. Появляются социальные программы, способ­ствующие удержанию и привлечению высококвалифицированных кадров. Крупнейшая из них - жилищная.

3-й этап: середина 80-х годов - середина 90-х годов. Цель: "Не исчезнуть как академический институт". Обеспечение занятости предполагает сохранение рабочих мест для кадров высокой квалификации в условиях почти полного отсутствия для них рынка труда (ускорительная техника, регистрация высокоэнергетичных частиц и т.п.). С организацией филиалов ИЯФ новые рабочие места появляются в Протвино, Зеле­нограде, Липецке. Магистральный путь сегодня - поддержание минимального уровня квалификации за счет продажи наукоемкого оборудования и кратковременных зару­бежных контрактов. Получаемые за отдельные программы деньги перераспреде­ляются по остальным. Спонтанно происходит частичная интеграция в мировой рынок труда - через индивидуальные контракты. Ученые не теряют квалификации, не нуж­ны затраты на оборудование, зато велик риск потерять людей навсегда. Мировая наука в целом, с ее глобальными проблемами воспринимается как нечто данное, и ин­ститут более склонен интегрироваться в нее, нежели решать сами эти проблемы.

Кто есть кто?

В персонале института можно выделить следующие основные социальные группы:

  1. Администрация и наиболее авторитетные ученые» определяющие политику ин­ститута. Высокий социальный статус внутри института и уникальность профессии заставляет их связывать свою жизнь с сохранением не просто института, но и его профиля. Они могут уехать на Запад, но надеются на стабилизацию экономики. Понимая, что прошлого не вернешь, стремятся превратить ИЯФ в институт западного типа.

  2. Немолодые ученые средней квалификации не рассчитывают найти работу ни на Западе (из-за недостаточной квалификации), ни внутри страны (из-за уникальности профессии). Их мало интересует, в какой форме будет сохранен институт, лишь бы за ними остались рабочие места. Многие просто ждут пенсии.

115

  1. Студенты (стажеры, аспиранты) связывают свою судьбу с наукой, но не имеют
    ни достаточно высокой квалификации, ни возможностей влиять на политику института.
    Они заинтересованы в сохранении ИЯФа, дающего им образование и в будущем
    работу. Однако у них есть и другая возможность - постоянная или временная работа
    за рубежом. Уезжая, они теряют здесь гораздо меньше, чем авторитетные ученые,
    поэтому чаще выбирают этот путь.

  2. Квалифицированные инженеры и техники ориентированы на повышение личного статуса (заработной платы, свободы, стабильности и т.п.). Они мало зависят от суще­ствования института и не уходят лишь потому, что могут повысить свой статус внутри
    его. Их положение наиболее устойчиво, более чем другие они остаются в институте по доброй воле, а не под влиянием обстоятельств. Как правило, они одновременно работают в нескольких местах, вплоть до создания собственных фирм,

  3. Научные сотрудники, занятые в производстве на продажу. Обычно это люди средней квалификации, перешедшие из науки на наукоемкое производство. Устрем­ления их противоречивы. С одной стороны, они чувствуют себя людьми, содержащими весь институт. С другой стороны, понимают, что без его идей и технологий вряд ли обеспечат себе устойчивое положение. В целом их материальное положение выше среднего по институту за счет регулярных поездок за рубеж,

  4. Все остальные группы: неквалифицированный персонал, ученые, разочаровав­шиеся в науке и устраивающие свою жизнь каждый по-своему, пассивные группы, склонные к выжиданию - весьма разнородны и не определяют специфики ИЯФа.

Итак, как мы видим, ИЯФ эволюционирует от "института идей" к "институту тех­нологий", разделяя судьбу физических институтов всего мира. Он сумел удержаться на мировом уровне, однако сам этот уровень сильно снизился. Поэтому в сознании сотрудников можно встретить два, казалось бы, несовместимых настроения: энтузиазм и уверенность в успехе, основанные на сравнении своего уровня со среднемировым, и разочарование и ощущение неустойчивости, обусловленные пониманием необеспе­ченности самой мировой физической науки.




Похожие:

Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconПравославная реформация в россии: социокультурный подход
Е. А. Тюгашев. Православная реформация в России: социокультурный подход // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово,...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconА. А. Гордиенко С. Н. Еремин Е. А. Тюгашев наука и инновационное предпринимательство в современном обществе социокультурный подход
Г68 Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconВ., Тюгашев Е. А. Сценарный подход в социальном познании
Сценарный подход в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconПопков Ю. В., Тюгашев Е. А. (г. Новосибирск)
Так, для цивилизации, в частности, пытаются определить социокультурный (цивилизационный код), детерминирующий на всех этапах развития...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconМетапредметный подход в преподавании физики
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconВ., Тюгашев Е. А. Парадигмы и метапарадигмы в социологии
Образование и социальное развитие региона: ежеквартальный научно-практический журнал. Барнаул: Алтайский региональный научный центр...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconВ., Тюгашев Е. А. Мультипарадигмальность современной социологии и проблема ее рефлексивной коммуникации
Отражением данной тенденции выступает усиление фрагментации современного общества, которая, в свою очередь, является одним из факторов...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconЕвразийство как социокультурный тип*
Конституирующее единый социокультурный тип взаимодействие субъектов рассматривается в качестве генетической единицы, которая развертывается,...
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconАнализ социальных сетей
Диссертация выполнена в секторе социологии знания Института социологии Российской академии наук
Социс. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда iconВ., Тюгашев Е. А. Рефлексивная социология философия, наука или нечто третье?
Марсель Мосс или Макс Вебер стало признаком хорошего тона при изложении авангардных концепций. Поэтому состояние теоретических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов