В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга icon

В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга



НазваниеВ. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга
>В. А. Колеватов ТЕОСОФИЯ - ВЕХА НА ПУТИ К ИСТИНЕ?<><> <> <>Разм
Дата конвертации17.09.2012
Размер66.28 Kb.
ТипКнига

КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ

В. А. Колеватов

ТЕОСОФИЯ — ВЕХА НА ПУТИ К ИСТИНЕ?

Размышления по поводу издания книги

А.Безант «Древняя мудрость».

Новосибирск: Наука, 1994



Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга Анни Безант «Древняя мудрость» продолжает привлекать интерес чита­телей. Собственно, это не просто переиздание, казалось бы, давно забытого классического теософского текста (он воспроизводится по журналу «Вестник теософии», 1913; перевод с английского Е. Писа­ревой), а попытка осмыслить его с позиций современной науки, в первую очередь — философии и методологии. Тексту А. Безант пред­шествует большая вступительная статья Т. Г. Круговой «Теософия как рефлексия религии», а после основного текста следует принад­лежащий ей же «расширенный комментарий» под заголовком «Со­циокультурный контекст теософии», представляющий собой подроб­ное (58 страниц!) историко-философское введение, позволяющее чи­тателю, даже не имеющему специального философского образования и основательно забывшему вузовский курс философии, восстановить (или освоить) круг идей, обсуждение которых ведется в книге.

И, наконец, издание завершается обширным послесловием док­тора философских наук, профессора В. П. Фофанова «Мировоззрен­ческий синтез на грани тысячелетий: роль теософии» (20 страниц, набранного петитом текста), в котором автор рассматривает перс­пективы включения теософии в будущий духовный синтез человече­ства и возможную роль теософии в выработке столь очевидно необ­ходимого человечеству нового мировидения. В общей сложности эти работы занимают более трети объема книги. Таким образом, мы имеем дело с уникальным изданием, своеобразным по своему со-

258

ставу, очень интересным по содержанию и чрезвычайно полезным читателю, желающему разобраться в проблеме

Современный читатель, в том числе имеющий отношение к фи­лософии и религии, нередко воспринимает тексты, подобные книге А. Безант, как «древнюю мудрость», которую следует безоговороч­но принять в ее, так сказать, первозданном виде, и становится иногда ее слепым приверженцем, «побивающим» всех сомневающихся пря­мыми цитатами. Другая группа читателей, вероятно, гораздо боль­шая в количественном отношении, видит в этих текстах древние мифы, придуманные несведущими людьми для сокрытия своего не­вежества, и соответственно относятся к ним, не пытаясь даже выч­ленить те реалии, на которых, в конечном счете базируются эти ми-фопоэтические построения.

Одна из особенностей теософии — ее эзотеричность, которая, с одной стороны, позволяет говорить о проблемах, с трудом поддаю­щихся или вообще не поддающихся рассудочному изложению, а с другой — фактически отдает самому читателю право (и необходи­мость) рациональной реконструкции тех положений, которые при­влекут его внимание. При чтении работы А.
Безант каждый найдет для себя наиболее интересные и доступные для такой реконструк­ции фрагменты.

Мое внимание, например, привлекла центральная для теосо­фии — проблема перевоплощения в том ее аспекте, который свя­зан с памятью индивида и всего человечества в целом. А. Безант однозначно связывает возможность сохранения, осмысления и ис­пользования прошлого (исторического) опыта человечества и инди­видуального опыта с сохранением его «Мыслителем и только им одним» (стр. 165). Поскольку я не готов принять предлагаемую тео­софами онтологию, моя рассудочная реконструкция этих положе­ний такова. Социальная память, действительно, сохраняет много из прошлого человечества. Но это сохранение базируется на вполне земных и чувственно воспринимаемых средствах хранения социаль­но значимой информации: предметах быта, зданиях, сооружениях, технических устройствах, устных преданиях и, самое главное, — в изображениях и текстах, — с тех пор, как появились знаковые сис­темы (сначала, возможно, для обозначения количественных пара­метров мира, например, фаз Луны, а затем и для передачи речи). В современном технологическом мире задачи сохранения информа­ции решаются с помощью разнообразных компьютерных устройств и уже возникших мировых компьютерных сетей (Интернет).

Разумеется, такое «приземление» неизбежно упрощает и, воз­можно, вульгаризирует теософскую доктрину. Может быть по этой

17*

259

причине А. Безант достаточно резко прибегает к иллюстрациям аб­страктных построений конкретными примерами. Но когда она это делает, рассказывая, например, о необычайных способностях «за­мечательного ребенка» Т.Юнга, ставшего впоследствии известным ученым (стр. 161 — 162), то неизбежно возникает диссонанс между очень сложными абстрактными рассуждениями и достаточно три­виальными эпизодами из жизни тех или иных исторических персо­нажей. Но подобного рода рассудочное, рационально-механистичес­кое по сути, переосмысление, как я думаю, необходимо для боль­шинства читателей хотя бы в качестве первого шага к освоению «древней мудрости».

Вообще при чтении творения А. Безант возникает множество ас­социаций. Скажем, мы много раз встречаем упоминание о «вибра­циях» как механизме «передачи», переноса ощущений и знаний от «Мыслителя» к астральному или ментальному и затем физическо­му телу человека. Неизбежно возникает ассоциация с современным представлением о Вселенной, пронизанной во всех направлениях колебаниями самого широкого спектра — от гравитационных волн до жесткого рентгеновского излучения. Человек живет в этих пото­ках излучения и, возможно, меняющиеся электромагнитные поля являются главным механизмом работы его мозга.

Что же касается места теософии в формирующейся сейчас ду­ховной атмосфере или, говоря более профессионально, в социокуль­турном пространстве, мне кажется, следует обратиться к концеп­ции нашего выдающегося соотечественника П. А. Сорокина1. В рам­ках его концепции европейская (западная, включая, естественно, и Америку) культура, основанная на приоритете чувственно воспри­нимаемого мира и вторичности духовного, переживает кризис. Соб­ственно, факт этот зафиксирован, начиная с конца XIX века (Дани­левский, позже Шпенглер и др.).

Кризис, по П. А. Сорокину, если говорить очень кратко и, следо­вательно, упрощенно, состоит в том, что чувственное восприятие мира и его рациональное осмысление имеют четко зафиксированные ис­торические пределы, а в построенной на этой базе модели мира по­чти не остается места духовному компоненту человеческой жизни. Между тем человек, конечно, с любой точки зрения,— существо ду­ховное, и осознание этого разрыва, а также попытки преодолеть его, порой появляются в самых неожиданных сферах. Например, в аст­рофизике (хочется сказать, астрологии) сформулирован так назы­ваемый антропный принцип. Принцип этот (Вселенная «подогна­на» под человека) вряд ли может быть выведен из физических па­раметров Вселенной. В рамках усилий по преодолению этого кризиса

260


появилась и теософия. Теософию можно понять как попытку пост­роить мост между ориентированной на приоритет духовного, идей­ного начала культуры Востока и ориентированной на примат чув­ственного, материального европейской культуры.

Может быть, сбывается прогноз П. А. Сорокина, и мы присут­ствуем при «смене вех», когда европейская культура, ориентиро­ванная на чувственное восприятие мира, кризис которой так кра­сочно описан и фундаментально им аргументирован, переходит в новую фазу. По концепции П. А. Сорокина, социокультурный сдвиг должен произойти и происходит в направлении повышения «удель­ного веса» духовной составляющей культуры. Это в конце концов приведет к формированию идеациональной культуры, когда долж­на наступить фаза гармоничного сочетания чувственных и духов­ных компонентов культуры. Эта концепция, в отличие от многих дру­гих, вселяет надежду, что впереди культуру и, следовательно, чело­вечество ждет не общий крах, а устойчивое и гармоничное процветание.

Возможно, и теософия окажется важным и полезным компонен­том будущего духовного синтеза. В этой связи стоит отметить, что у истоков теософии стоит наша соотечественница Е. П. Блаватская. Вряд ли это случайность. Ведь Россия всегда была и остается мес­том встречи культур Востока и Запада, и русская культура всегда отличалась более высокой духовностью по сравнению с западноев­ропейской. Это отличие фиксируется и современниками. Вот один из примеров. Актриса Е. Сафонова несколько лет назад вышла за­муж за французского актера и уехала жить в Париж. Рассказывая в интервью о своей парижской жизни, она, в частности, говорит, что у французов нет понятия «духовность»: «Это я сама открыла: мы с мужем однажды так и не смогли найти во французском языке ему эквивалента»2. Если этого нет во французской культуре, то что же говорить, например, об американской? Конечно, речь не идет о каком-то принижении той же американской культуры. Речь идет лишь о тенденциях развития социокультурных процессов, — и рус­ская культура, как видно, способна внести существенный вклад в будущий духовный синтез человечества.

Поможет ли теософия решить непростые задачи нашего бытия — вопрос открытый. Во всяком случае спокойное и заинтересованное обсуждение таких проблем, очевидно, способствует обогащению ин­теллектуального багажа, с которым человечество вступает в новое тысячелетие.

А пока... Пока можно посоветовать познакомиться с уникальным изданием. И, может быть, не следует во всех случаях пытаться по-

261

пять теософские идеи, то есть выразить их в рациональных поняти­ях и, следовательно, построить инуюП— теоретическую — систему, в которой неизбежно будут утрачены пафос А. Безант и чувство со­причастности «древней мудрости». Может быть, следует попытать­ся просто принять как факт культуры предлагаемый взгляд на мир и место человека в нем, не забывая при этом и о других вариантах мировидения.

Примечания

1 Сорокин П. А. Кризис нашего времени// Человек. Цивилизация. Об­
щество. М., 1992.

2 Мурзина М. Русская парижанка//Аргументы и факты. №28, 1997. С. 8.


210


Социокультурные исследования. 1997./ Пол ред Е.А. Тюгашева, Д.О. Серова Новосибирск: Изд-во Новосииб. Ун-та, 1997




Похожие:

В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconСтатья Эллиса "Теософия перед судом культуры"
Эллисом теософии. Непосредственным поводом к написанию статьи послужил выход книги Э. К. Метнера “Размышления о Гете. Разбор взглядов...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconIv из книги «дисциплинарный санаторий» размышления по поводу самой черной книги века
Уинстон Смит "верил, что он был рожден в 1944 или 1945 году", то есть мы с ним ровесники. Поскольку 1984 г давно просвистел мимо...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconПоложение о проведении районных образовательных чтений "Аз, Буки, Веди", посвященных празднику "День православной книги в России"
«книга». Понятие православной книги включает в себя не только тексты Священного Писания, но и святоотеческое наследие, богослужебную...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconТибет умер – да здравствует Дхарма!
Думаю, у них были все основания для написания и издания этой книги, как и вся необходимая информация. После прочтения возникает:...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconЕ. А. Тюгашев (Новосибирск) Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы
Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Тезисы Международного конгресса. Новосибирск: ифип со ран, 1995. С. 21–22
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconНовое издание н. Я. Данилевского в связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа»
В связи с выходом в свет нового издания книги «Россия и Европа» в Центральном доме литераторов (Москва) под председательством Вадима...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconВ г. Новосибирске состоялась презентация социально-значимых проектов некоммерческих организаций и граждан выдвинутых на конкурс
Новосибирской области. Подобная ярмарка проводится в городе ежегодно, но по зрелищности и массовости, ярмарка этого года была особенной....
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconБилет №47 Русская журналистика второй половины 19 века. Тенденции и важнейшие издания
Русская печать в годы “мрачного семилетия” (1848-1855). “Бутурлинский” комитет. Цензура и ее влияние на периодические издания. Литературный...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconНелитературные итоги литературного года. Год 2001
Палестину” Юрия Самарина, книгу Галины Кузнецовой из Петрозаводска “Хор русских старух”, “Коломенский альманах”, вышедший вновь стараниями...
В. А. Колеватов теософия веха на пути к истине? Размышления по поводу издания книги А. Безант «Древняя мудрость». Новосибирск: Наука, 1994 ■ Вышедшая два с лишним года назад в Новосибирске книга iconЕвсюков В. В. Мифы о вселенной (Новосибирск: Наука, 1988. – фрагменты из книги) стр. 109 Глава V ступени мироздания
Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием или ступенчатым сооружением наподобие пирамиды, поднимаясь пли, наоборот,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов