|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБЛЕМНЫЙ СОВЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Сборник научных трудов Кемерово - 1994 122 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА МЕДИЦИНЫ Т.Г.Кругова, В.П.ФофаноЕ (НГУ,Новосибирск). Европейская медицина как взаимосвязанная система медицинской теории и медицинской практики сегодня переживает глубокий кризис. В условиях разных стран это проявляется по-разному. В частности, кое-где наличие этого кризиса самоочевидно, кое-где он выступает лишь в неявной форме, но по существу этот кризис имеет очень глубокий характер, а причины его уходят столь глубоко в историю общества, что для их понимания нужны специальные исследования. Данная статья и посвящена рассмотрению причин возникновения кризиса современной европейской медицины е рамках социокультурного подхода, когда объяснение социальных процессов дается не просто при помощи общих философско-социологических схем, но и на основе учета культурно-исторической специфики развития. В задачу данной статьи входит прежде всего сама постановка проблемы, ибо тезис о системном кризисе современной медицины и его глубинной социокультурной обусловленности далеко не очевиден, а также попытка зафиксировать основные контуры той объяснительной конструкции, которая позволит в дальнейшем определить и пути преодоления указанного кризиса, что важно не только е научном , но и, прежде всего, в практическом отношении. Кризис медицины, проявляющийся в недостаточно эффективном медицинском обслуживании населения, а отсюда и в плохом состоянии здоровья, обычно связывают с какими-то конкретными и довольно частными.причинами, специфичными скорее для данной страны, и данных обстоятельств. Так, сегодня в нашей стране кризис медицины выступает как составная часть системного кризиса, переживаемого нашим обществом, как одно из важных, но в то же время достаточно частных проявлений'общего процесса ухудшения, спада, развала и т.д. И действительно, общесоциальный кризис привел нашу медицину в очень глубокое расстройство. Но в том и дело, что он лишь выявил и усугубил те недостатки ее, которые имели место раньше и постепенно выявлялись на протяжении довольно длительного периода, вызывая законное и все 123 возрастающее недовольство разных групп населения. Конечно, сегодня многие были бы рады вернуться к тому уровню медицинского обслуживания, который они имели в "доперестроечный" период, но важно осознать другое. Действительно, сегодня почти полностью подорваны социально-экономические предпосылки существова-ния медицины и здравоохранения, и это, разумеется, нетерпимо. Начавшийся в России процесс депопуляции имеет целый комплекс причин и требует целого комплекса мер по его преодолению,- в том числе серьезнейших мер по воссозданию, укреплению и качественному улучшению социально-экономических предпосылок и условий существования медицинской службы и Есего здравоохранения. Однако провалы в снабжении, финансировании, организации и управлении медициной - это еще не есть внутренняя суть кризиса, переживаемого современной медициной и имеющего гораздо более широкий характер. Он охватывает и страны, где ситуация внешне выглядит вроде бы вполне благополучно, например, развитые капиталистические страны Запада, - так что многим кажется, что путь преодоления кризиса - в заимствовании методов и форм организации медицины, вообще в переносе западного опыта на нашу почву. Тем не менее стоит вспомнить, что недостаточность отечественной медицины ощущалась и в "доперестроечный" период. Недовольство положением дел присутствовало и в медицинской науке, выражалось оно и людьми, которые через медицинскую практику пользовались ее результатами. Хотя, разумеется, сколько-нибудь глубокого понимания имеющегося кризиса не было, а точнее сказать, не всегда осознавалось и то, что этот кризис существует. И все-таки можно утверждать, что в самых разных социальных группах существовало недовольство тем, как медицина лечит и пытается сохранить здоровье человека. Очень важный момент состоит в том, что медицинская система была нацелена не столько на обеспечение определенного уровня, состояния здоровья, сколько на обеспечение определенного уровня лечения болезней. Конечно, обсуждать достоинства и недостатки "вчерашней" медицины, казалось бы неуместно, когда все заслоняет нехватка элементарных средств лечения, а потому и кажется, что именно в этом состоит корень бед. Однако, если обратиться к "благополучному" Западу, где, по крайней мере для основных социальных групп, в достатке име- 124 ются и лекарства, и техника, то можно констатировать, что существующие там проблемы тоже достаточно глубоки и в скрытой форме тоже имеют кризисный характер. Не будем обсуждать здесь соотношение качества и уровня здоровья, которые обеспечивали медицина развитых капстран, с одной стороны, и советская медицина - в ее лучшие времена, - с другой. В данном контексте важнее отметить другое. Важным показателем недостаточности существующей на Западе медицины является поиск альтернатив. За последние десятилетия там получили особенно широкое распространение так называемые экстрасенсорика, магия, колдовство, всяческое знахарство. К услугам знахарей прибегают не только малообеспеченные слои населения, - в силу их малообеспеченности. Наоборот, услуги известных экстрасенсов ценятся весьма высоко, - и в США, например, их собирают со всего мира, в том числе и из нашей страны. Те американцы, кто может себе это позволить, едут лечиться к филиппинским "хилерам". Нет такого экзотического средства, которое не нашло бы своих приверженцев. В чем причина? Конечно, тут играет роль ряд факторов, в том числе определенные особенности сознания, присущего буржуазному обществу вообще. Но нельзя не назвать в этом ряду и недовольство официальной медициной,- иначе просто не возникала бы необходимость поиска заменителей. В медицинской науке Запада наличие неблагополучия в медицинской практике в принципе осознается. Но поиск более глубоких лричин как бы "забивается" постоянной гонкой внутри сложившейся парадигмы. Познание все глубже проникает в глубины клетки, постоянно идет разработка новых лекарственных средств, технология лечения все более совершенствуется, - но все это в рамках некоего исторически сложившегося подхода, сама суть которого критически не анализируется. Многие новации возникают, порождают огромный энтузиазм, На некоторое время какая-то из них даже может показаться наконец-то найденной панацеей, - но потом опять наступает разочарование. Так произошло, в частности, с комплексом психотерапевтических методик,- одним из неприятных последствий которых оказалось возникновение зависимости пациента от врача. Борьба за здоровый образ жизни, которая, по сути тоже может рассматриваться как одно из направлений компенсации недостаточности существующей медицины, во многих странах Запада превратившаяся в своеобразную моду, всеобщее поЕетрие - в виде 125 "бега трусцой", разного рода физических упражнений и т.п., тоже, как выясняется, либо не слишком эффективна, либо даже сама может наносить определенный ущерб здоровью, е силу своей односторонности. Повторим, что писать об этом в нынешних условиях может показаться не очень уместным. Безусловно, когда не хватает самого насущного - лекарственных препаратов и хирургических инструментов, бинтов и диагностических приборов, квалифицированных специалистов и койко-мест для пациентов, вполне естественно думать, что стоит решить все эти проблемы, и задача будет решена вообще, медицина станет функционировать вполне исправно. Следует тысячу раз подчеркнуть: да, все это необходимо, чтобы вызволить нашу медицину из той обстановки развала, в которую она оказалась ввергнута, процессами, происходящими в обществе. Но все-таки комплекс подобных мер - это лишь тактика, но не стратегия. Стратегия деятельности, ориентированной на качественное улучшение состояния медицины и здравоохранения в целом, на наш взгляд, требует коренного пересмотра исторически сложившегося способа медицинского мышления, самого подхода к пациенту, а отсюда и Есей организации медицины и здравоохранения, - причем этот коренной пересмотр должен базироваться на глубоких переменах в фундаментальных духовных основаниях жизни общества, на принципиально новом понимании самой природы человека. Возникает вопрос, целесообразно ли ставить и обсуждать столь масштабные проблемы в нынешних обстоятельствах, когда надо справиться с трудностями самыми насущными, самыми очевидными, самыми неотложными и непосредственными? Не заняться ли проблемами фундаментальными позднее, в более благополучные времена? Однако эти более благополучные времена могут и не наступить, ибо причины и истоки происходящего имеют не только частичный, "тактический", но и глубинный, "стратегический" характер,- поэтому преодоление надвигающейся катастрофы, которая вполне может стать исходом уже развернувшегося кризиса, требует мер не только тактического, но и стратегического порядка. Есть основания полагать, что так обстоит дело не только е медицине, но и в обществе е целом. Для выхода из кризиса необходимо не только восстановление функций системы в ее старом качестве, без чего катастрофа неминуема, но и радикальных пре- 426 образований самого этого качества, т.е. качественного преобразования самой системы,- и вопрос о направленности такого преобразования должен обсуждаться уже сегодня. В порядке обоснования предполагаемого подхода попытаемся сформулировать некоторые общие тезисы, способные, на наш взгляд, стать основанием объяснительной схемы процесса становления и развития.медицинской теории и практики в ее специфической европейской социокультурной конкретике. Во-первых, характер и содержание медицинских знаний и,соответственно, направленность и способы практической медицинской деятельности находятся е прямой зависимости от общей картины мира, которая формируется б данном обществе, непосредственно с нею связаны и более того, в своих основах составляют важную компоненту общей картины мира, поскольку замкнуты на то или иное понимание человека, без чего ни одна картина мира не существует. Во-вторых, медицина развивается в прямой зависимости от развития общей картины дара, она претерпевает существенные преобразования в связи с преобразованием картины мира, поэтому разные стадии;''типологически разные картины мира позволяют говорить о стадиальных и типологических различиях в медицине, - как в системе и типе имеющихся знаний, так и характере практической деятельности. Безусловно, проследить зависимость любой специальной о ры знаний, любой специальной науки от общей картины мира представляется не только возможным, но и целесообразным. Однако обычно эта связь бывает опосредованной, причем нередко многократно. В случае же медицины важно подчеркнуть непосредственный характер ее связи с общей картиной мира, ее прямую и неотрывную связь с мировоззренческими опорами того или иного общества, ибо человек есть не только необходимая компонента общей картины мира; но, по сути, ее центральное звено, - а та или иная концепция человека, присущая данной социокультурной системе, непосредственно определяет становление и развитие соответствующего типа медицины. При этом материальные компоненты медицинского обслуживания вторичны, зависимы от общих типологических характеристик исторически складывающейся системы медицинской деятельности, а их обеспеченность ими к тому же опосредуется работой социально-экономического механизма. Но именно поэтому для оценки эффективности медицинской системы как целого, целесообразнее брать те ситуации, когда материальная 127 обеспеченность медицинской службы недостаточно высока, - что позволяет точнее оценить ее эффективность как таковой, в ее качественной социокультурной определенности. Безусловно, е рамках данной статьи не представляется возможным развернуть предложенный подход полностью, так как даже более или менее подробная характеристика одного из типов медицинских знаний и соответствующей практики требует очень много места, а ведь необходимо еще и сравнение разных таких типов. Поэтому далее предлагается лишь общая канва рассуждения, ориентирование: не на систематическое изложение материала, но скорее на выявление общей логики процесса путем использования отдельных, наиболее характерных штрихов, параметров,определений. Прежде всего следует обратиться к Древнему Египту, ибо именно там лежат истоки западно-европейского идейного комплек са (как, впрочем, и восточного, - что в данном тексте приходит ся оставить без рассмотрения). Не будем останавливаться на ха рактеристике египетской космогонии, отметим лишь то, что воз никновение людей часто непосредственно связывалось с Солнцем,- так, по одной из версий они были слезами Солнца. После того как люди возникли, их судьба зависела от благорасположения Бо гов. В египетской религиозной системе у человека имелся выбор между добром и злом. А поскольку египтяне считал, что болезни связаны с гневом богов, то и понимание болезней прямо зависело от религиозной картины мира и было важной ее частью. Гнев богов вызывался тем, что человек что-то делал неправильно, в конеч ном счете - неправильно выбирал между добром и злом. В литера туре о Древнем Египте отмечается, что в медицинских рецептах присутствовала масса магических формул, на которые не стоит об ращать внимания. Трудно с этим согласиться. Думается, наоборот, здесь таится ключ к системе древнеегипетских медицин ских знаний. Если болезни связаны именно с гневом богов, то пер вое, что надо было сделать - смягчить этот гнев. А как? Только общаясь, разговаривая, при помощи магических обрядов, с богами. В магических обрядах присутствовал индивидуальный подход к че ловеку, потому что у каждого свой проступок, каждый нарушил •■ что-то свое, и по общей формуле здесь не найдешь. Магическим лечением занимались или жрецы храмов, или врачи, которые тоже были лишь специализированной разновидностью, а именно - жреца ми богини Сехмет. Поскольку дело касалось основной причины за- 128 болевания человека, то обряда, направленные на устранение причины, и была самым главным в лечении. Далее прослеживалось, как гнев божества повлиял на данного человека, какие он вызвал изме-нения, что и где болит и т.д. И лишь на втором плане находилось рассмотрение тела как такового. Подчеркнем: речь идет, по существу, о своеобразной призме, через которую рассматривался человек . о своеобразном способе видения человека, обусловленном общей картиной мира. Египтяне, безусловно, продвинулись намного дальше в изучении тела по сравнению с другими современными им народами, так как у них был обычай бальзамирования. О том, какие имеются органы, и каково их расположение," они знали немало, хотя и не знали свя-зи между органами и не знали их функций. Не зная функций и связей между органами, они изучали отдельные симптомы болезни, и лечение шло по очень узкой специализации, которая напоминает на-ши времена. Геродот говорит, что врачи-специалисты лечили одну болезнь, но скорее, они лечили какой-то один орган. Так, в Древ-нем Египте было много окулистов. Думается, можно утверждать, что там, где лечение было свя-зано с человеком, как с духовным, нравственным существом, там человек мыслился единым целым и внимание уделялось ему как единой индивидуальности. Иначе говоря, в магических обрядах человек выступал как нечто единое. А что касается жизни тела, его орга-нов, то здесь он состоял как бы из отдельных частей, к телу целостного подхода не было. Религиозная идея о том, что болезни вызываются гневом богов давала возможность профилактики только в области духа. Для профилактики заболеваний достаточно было Еес-ти нравственную жизнь, делать правильный выбор между добром и злом. Но прямая профилактика заболеваний тела абсолютно не была развита, - и это было прямым следствием существующего религиозного взгляда на человека. В Древней Греции, когда жесткая религиозно-мифологическая основа картины мира была ослаблена, в медицине появился иной подход к болезням. Только для немногих болезней в качестве при-чины выдвигалось вмешательство богов, - например, так объяснялась эпилепсия. И то Гиппократ отрицал это мнение, заявляя, что никакие боги не влияют на возникновение эпилепсии, что здесь имеются совсем другие механизмы. Воля богов вообще в жизни людей перестала быть непреложным законом. Такое отношение позволяло и 129 более активно лечить, и более свободно заниматься исследователь-скойi: работой, наблюдать реальную жизнь человеческого организма. В этих условиях и бозник принцип "в здоровом теле - здоровый дух". Если более внимательно присмотреться к этому принципу, станет видно, что при таком подходе богам или богу места уже нет. В этой концепции здоровье человеческого духа зависит от его тела, - и наоборот. Богам не было места в возникновении болезней, они стали утрачивать свое место и в их лечении. Стал меняться сам подход к борьбе с болезнями, появилась их профилактика. Так, у Гиппократа были работы по влиянию климата, Еоды, других природных условий на здоровье всего населения и каждого отдельного человека, а также рекомендации по учету всего этого в оздоровлении людей. В связи с этим произошли очень ресные изменения в греческом Пантеоне, там появилась богиня, которую не знал Древний Египет, богиня здоровья Гигиея. В Древнем Египте такая богиня была невозможна, так как там каждый из богов мог нанести ущерб или оказать покровительство здоровью. Но проблема здоровья там вообще не выделялась как таковая, выделялась проблема болезни. Если бога просили, то о преодолении болезни. Появление богини здоровья в Древней Греции означало возникновение нового понимания предмета в целом. Если можно от проблемы здоровья перейти к профилактическим мероприятиям по поддержанию здоровья, причем к таким, какими занимался, например, врач Эмпедокл - осушение болот вокруг города - это говорит о том, что гнев богов как причина болезни фактически отсутствовал. Изменение картины мира, состоявшее в устранении богов, как силы, играющей определяющую и непосредственную роль во Есей жизни, в том числе и в возникновении и течении болезней сильно сказалось на всей сфере медицины. Новое отношение к богам даЕало грекам свободу и позволяло заниматься исследовательской деятельностью, они изучали бытовые, климатические и другие условия болезни, изучали образ жизни и т.д. Активно накапливались эмпирические знания, происходил обмен накопленным опытом. Менялись организационные формы на основе постепенного отделения медицины от храмовой деятельности. Разумееется, традиции не умирают одномоментно, часть врачей достаточно долго получала образование в Египте, однако, в конечном счете,новая 130 социокультурная природа общественных отношений, а непосредственно - новые духовные основания жизни сформировали новый социокультурный тип медицины. В данном контексте важно зафиксировать тезис Гиппократа о том, что надо лечить не болезнь, а больного. В принципе этот тезис может иметь два аспекта. Во—первых, акцент на индивидуальность, во-вторых, акцент на целостность. В обсуждаемом аспекте этот акцент особенно важен: человека древние греки виде-ли не только как единое целое само по себе, но и в сочетании с его жизнью и жизнью окружающей его природы. Пожалуй, еще более важно, что идея единства охватывала не только тело, но и ту неуловимую субстанцию, которую обычно обозначают словом "душа". Впрочем, реалии организма они знали плохо, и в практике лечения полностью воплотить целостный подход еще не могли. Развитие медицины в Риме опиралось на греческие традиции, оно принесло ряд как позитивных, так и некоторые негативные моменты, однако, не изменило общих качественных характеристик медицины. Ее новое качественное состояние связано с победой христианства, и, соответственно, с возникновением, утверждением и доминированием новой картины мира, где природа человека определяется идеей так называемого "первородного греха". Вкратце ситуацию можно описать следующим образом. Бог создал Небо и Землю, а также все, что есть на Земле, в течение шести дней. В шестой день из "праха земли" и "дыхания жизни" он создал человека, Адама. Из его ребра создал ему жену, Еву. Поселил их в плодородном саду, Эдеме. Запретил есть плоды с древа познания добра и зла. Змей уговорил Еву попробовать запрета и наказал всех, выгнав Адама и Еву в неплодородную местность. Все это грехопадение людей, их первородный грех лежит на всех людях "от начала", и определяет все дальнейшее. (Имеются существенные различия в трактовке первородного греха православной и римо-католической церковью. Однако, в данном контексте от этого представляется возможным отвлечься, ибо здесь важна, прежде всего, логика римо-католической картины мира). Судьба людей полностью в руках Бога. У них с Богом договор - Завет. Если один человек или многие люди нарушают его, они беспощадно наказываются: грешников ждут вечные муки в аду. Впрочем, наказываться могут и праведники, так как человеку не дано полностью постичь замыслы Бога. Особенно греховна женщи- 131 на, так как именно она соблазнила" Адама нарушить запрет. Идея воздаяния за грехи в загробном мире привела в христианстве к резкому противопоставлению души и тела, к превращению идеи души в центральное понятие всего учения, к догмату о ничтожности, греховности тела и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение души. Такая картина мира и соответствующая ей система ценностей формировали и соответствующий тип мышления, а также вполне определенные формы практики. Наиболее полное воплощение в своем явном виде данная социокультурная форма медицины получила в период средневековья. Чем характеризовалась медицина в это время? Исследования практически прекратились, в частности, анатомические исследования прекращались на несколько веков полностью, а с воз- никновением университетов при них разрешалось вскрыть один труп раз в пять лет. Опыт древнегреческой медицины был забыт. Непререкаемым авторитетом в медицине, как и в философии был Аристотель, однако, адаптированный к христианскому мировоззрению, и по сути извращенный. В анатомии придерживались Галена, однако, в целом представления о строении человеческого организма были, как принято говорить, воистину фантастические. Считалось, например, что кровь попадает е левый желудочек из правого через отверстие в перегородке. Иначе говоря, сколько-нибудь серьезного понимания кровообращения не было, чему в практике соответствовала абсолютизация разного рода кровопусканий. В целом можно утверждать, что в соответствии со средневековой картиной мира и системой ценностей подавление тела господствовало не только в религиозной практике да и вообще в быту, но и в медицине. Власяница, плетка и другие подобные символы того времени имеют всеобщий для данного социокультурного типа характер, - и медицина в своей сущности объективно тоже служила отнюдь не расцвету, но скорее подавлению человеческого тела. Важно оговорить, что вместе с телом страдала и душа, что было отмечено, в частности, Фрэнсисом Бэконом: "Даже сама христианская вера, хотя и свободная и очистившаяся от мрака ложных верований, сохраняет все же требования постов, воздержаний и т.п., что способствует унижению и умерщвлению плоти, рассматривая все это не только как чисто ритуальные, но и как 132 полезные вещи. Основа же всех этих запретов (не касаясь собственно обрядовой стороны и искуса послушания) лежит именно в том,о чем мы здесь говорим, то есть в том, что душа страдает вместе с телом" . Однако с началом Возрождения появляются новые идеи и в области медицины, причем, что очень важноо именно в социокультурном плане, на основе широкого использования античности. Тот же Фрэнсис Бэкон формулирует "учение о союзе или общей связи души и тела" / 2, стр. 254/, которое "складывается из двух частей: описания того,каким образом эти две сущности( т.е. душа и тело) взаимно раскрывают друг друга и каким образом они взаимно воздействуют друг на друга с помощью знания, или указания и впечатления" . У него появляется "разделение медицины на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни" /2, стр. 258/. Это совершенно новая концеп-туальность, особенно ценная ориентацией на целостное понимание человека, его телесности и духовности. Однако внутренняя логика развития христианского мировоззрения в Европе привела к тому, что утвердилось и стало базо-еым иное понимание природы человека, которое можно кратко охарактеризовать как редукцию образа человека к образу машины. Нечто вроде "манифеста" этой позиции и этого способа мышления дал в работе "Человек-машина" известный врач и философ Жильен Офре Ламетри. При этом он опирается на практику, и именно медицинскую, на те многообразные эмпирические данные, которые были накоплены в условиях обновления мысли и всей жизни. Так, он пишет: "в данной работе нами должны руководить только опыт и наблюдение. Они имеются в бесчисленном количестве в дневниках врачей, бывших в то же время философами, но их нет у философов, которые не были врачами. Первые прошли по лабиринту человека, осветив его; только они одни сняли покровы с пружин, спрятанных под оболочкой, скрывающей от наших глаз столько чудес; только они,спокойно созерцая нашу душу, наблюдали ее как в ее низменных проявлениях, так и в ее величии, не презирая ее е первом из этих состояний и не преклоняясь перед нею во втором. Повторяю, вот единственные ученые, которые имеют здесь право голоса. Что могут сказать другие, в особенности богословы? Разве не смешно слышать, как они без всякого стыда решают вопросы, о которых ничего не знают и от которых, напротив, со- 133 вершенно отдалились, благодаря изучению всяких темных наук, приведших их к тысяче предрассудков, или, попросту говоря, к .фанатизму, который делает их еще большими невеждами в области понимания механизма тела" . Наука здесь явным образом отделяется от богословия и противопоставляется ему. Но суть новой картины состоит в том, что душа редуцируется к телу, а тело понимается вполне-определенным образом:"Человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения... Соответственно, "душа.- это лишенный содержания тер-мин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит" . Душа при этом трактуется именно в смысле телесности, если угодно - вещественности:"душа является только движущим началом или чувствующей материальной частью мозга, которую, без опасности ошибаться можно считать главным элементом всей нашей машины" . Соответственно такому взгляду формировалась к медицинская логика, общая стратегия и практика лечения. Человека лечили как ремонтируют машину - обнаруживают поломку в определенном месте и лечат соответствующий орган, как в машине чинят определенный узел. Такой частичный подход в сущности своей сохранился и до нашего времени, хотя по видимости он прикрыт многими декларациями прямо противоположного свойства. Несмотря на то, что подобны взгляды утверждались как воинствующее богоборчество, и уж во всяком случае как борьба с богословами, поскольку те "безо всякого стыда решают вопросы, о которых ничего не знают" (4, стр.196), тем не менее они находятся в системном соответствии с христианской картиной мира и в известном смысле оказались способом "раздела территории" между церковью и религиозными воззрениями , с одной стороны, и, светской, безрелигиозной логикой и практикой, с другой,- внутри единого христианского и, в сущности, религиозного, социокультурного типа. Из лечения и профилактики ушла "душа", так как в машине ей нет места; а душой продолжала заниматься церковь, как занималась ею и раньше, подавляя не только тело, но и душу. Главный вывод состоит в том, что наука указанного типа находится в отношении дополнительности к христианству, она есть его собственная, внутренняя противоположность и хотя последние два века, казалось бы, многое изменили, тем не менее современ- 134 ная медицина, существующая как медицина научная, безусловно, обрела новую социокультурную форму, но отнюдь не вышла за рамки самого европейского социокультурного типа. Очень многое сделано для преодоления взгляда на человека как на "машину" и для утверждения взгляда на человека как на "организм", то есть для преодоления механицизма. Однако сама практика лечения до сих пор остается механистической. Несмотря на требование целостного подхода к человеческому организму, требование "лечить не болезнь, а больного", пафос которого состоит в преодолении частичности видения и в практичес-ком использовании целостного подхода, тем не менее радикального перелома в практике не произошло. И если выписывание таблеток от "голоВы" или от "печени" осуждается как "фельдшеризм1,1 то лечение "воспаления легких" или "цирроза печени" есть реальное содержание обычной врачебной практики. Подчеркну: диалектика общего и локального несомненно имеет принципиальное значение. Речь идет о подмене общего видения локальным, об отсутствии общего видения человеке, пациента, об отсутствии организменного, органического, подлинно системного мышления прежде всего в медицинской практике. Но это отнюдь не есть результат какого-то отставания медицинской практики от медицинской теории. Наоборот, можно сказать, что истоки отставания практики от собственных деклараций и,главное, от нужд общества, находятся именно в состоянии медицинской теории, в ее методологии и мировоззренческих основаниях. Исходные различения, допущения и ограничение которые исторически неявным образом легли в основание иудео-христианской картины мира, оказались воспроизведены и европейской наукой, так что те фундаментальные характеристики мира и человека, которые выработаны европейским научным познанием, нельзя понять вне его более широких, социокультурных истоков, их нельзя объяснить из самой и только самой "научной познавательной деятельности". Наоборот, эта деятельность находит свое объяснение только в рамках той цивилизации, в-процессе развития которой она сама сформировалась,- и может быть критически осмыслена лишь через критику социс-культурных основ этой цивилизации. Безусловно, эта работа сложна и многопланова, в данном контексте нам важно хотя бы зафиксировать в общем виде суть позиций, с которых здесь обсуждалась поставленная проблема. 135 В заключение хотелось бы сформулировать тезисы, которые, как нам представляется, весьма существенны для преодоления современного кризиса медицины. Первое. Социокультурные истоки современного кризиса медицины находятся в самом типе европейского, христианского или, точнее, иудео-христианского мировоззрения. Расчленение человека на две разные субстанции, душу и тело, противопоставление их друг другу, привели к тому, что наука, выросшая в соответствующем ооциокультурном целом, так и не смогла до сих пор выработать целостный взгляд на человека, преодолеть двойственность, дуализм в его понимании. Разные исторические периоды давали разную акцентировку в соотношении этих двух человеческих "ипостасей", однако дисгармония в этом вопросе проходит через все этапы исторического развития, а в современных условиях приобретает особо важное значение. Второе. Подлинная целостность в понимании человека будет достигнута лишь тогда, когда будет создана новая концепция, изначально ориентированная на' более общее, предельно широкое представление о человеке, когда он будет взят в единстве своих социальных и природных, в конечном счете, космических связей. Идея "души", во всех ее модификациях, и прежде всего религиозных, - это очень важная, по масштабу просто грандиозная, но все-таки не вполне адекватная попытка охватить и учесть, за-иксировать, описать, духовно представить то неуловимое нечто, которое не только существует в человеке как целом, но и представляет собой его имманентную, качественно специфическую ха-рактеристику, так что попытка абстрагироваться от нее принципиально искажает человеческий образ. Между тем такое абстрагирование содержится в концептуальных основаниях иудео-христи-анской картины мира и лишь по-разному проявляется, например, в мышлении Ламетри и тех богословов, которых он критикует. Третье. Формирование такой целостной концепции человека неизбежно будет важным звеном формирования новой картины мира в целом, нового типа мировоззрения, - ибо эти две задачи просто не могут быть решены отдельно друг от друга. Формирование новой онтологии должно охватывать не только социально- политическую сферу, но также и человека, во всей полноте его природных связей. И только на этой основе может быть преодолен современный кризис медицины, который по сути является одной из 136 составных частей кризиса современного общества. Четвертое. Практические выводы, следующие из такого переосмысления мира и человека станут основанием для возникновения медицины нового типа, где в центре внимания будет здоровье, а не болезнь, причем не на словах, а на деле, в самой логике медицинского мышления и действия, во всей постановке и организации здравоохранения, которое само станет элементом, органической составной частью образа жизни как целого. Прообраз этого можно увидеть в Древней Греции, где сама постановка, организация физической культуры, образования, досуга была направлена, как нам представляется, именно в эту сторону. Что такое, например, знаменитые греческие бани - средство общения, средство лечения или средство профилактики? Здесь важно и то, и другое, и третье, но особенно важна сама органичность этого единства. Только в новом единстве различных видов и сфер человеческой деятельности и сможет существовать медицина нового типа, опирающаяся на целостное понимание человека. Пятое. Чтобы осуществить переосмысление человеческой природы и сделать возможным само становление нового образа жизни, в котором найдет разрешение современный кризис медицины, надо выработать принципиальное новое понимание самой субстанциональности человека, ориентированное на новое осознание его связи с целостностью природы, то есть с космосом. Не является ли "магическая медицина" Древнего Египта самой ранней попыткой уловить и использовать в лечебно-оздоровительных целях те связи человека и космоса, которые собственно и осознавались через идею богов, через саму религиозную картину мира? Да, сегодня можно говорить об исторической ограниченности религиозного мировоззрения, хотя, впрочем, самые последние события в нашей стране показывают, насколько еще религия не исчерпала сбой социальный потенциал. Но стоит ли вместе с "водой" выплескивать и "ребенка"? Разве не является факт существования магической медицины доказательством ее эффективности? Ее игнорирование объясняется, очевидно, редукционизмом механистического, машинного типа, когда вся субстанциональность человека изначально сводится к его телесности, - причем надо отчетливо понимать, что само современное понимание телесности сложилось в условиях христианского дуализма "тела" и "души". На первый взгляд, такой дуализм преодолен успехами диалектического материализма, в 137 том числе, его высшей формы, материализма диалектического, а также успехами в научном изучении тела и психики человека, развития психологии, психоневрологии, психиатрии. Действительно, для преодоления такого дуализма в медицине сделано немало, -и в частности, в связи с разработкой концепции психосоматических расстройств . Однако, работа на тех уровнях знания, которые являются производными от определенной картины мира, безусловно, очень важна, и", разумеется, способна давать прирост знаний полезных для практики. Однако, если недостаточность кроется е основаниях, то никакие достижения в специальных областях знания не могут сами по себе эту недостаточность преодолеть, - тут важны скорее мировоззренческие выводы, которые из этих достижений могут быть сделаны. Бум вокруг "экстрасенсорики", "современной магии" и т.п., вообще поиск "чего—то иного", альтернативного официальной, научной медицине является,на наш взгляд,лишь превращенной формой осознания принципиальной ее недостаточности и попыткой, безусловно обреченной на неудачу, найти, наконец, панацею. Так не следует ли перед лицом этих хаотичных, болезненных, мучительных и опасных поисков признать, что перед нами - огромное проблемное поле и взяться за решение накопившихся проблем - прежде всего на пути переосмысления современной онтологии, самой исторически сложившейся нартины мира, которая и определяет нашу практику, в том числе медицинскую. ЛИТЕРАТУРА:
значение.- Новосибирск, 1992.-С.5. 10. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психо-соматические расстройства.-М.,1986. |
![]() | Современные интерпретации социокультурных процессов Методологическое значение социокультурного подхода в разработке новой концепции советского общества | ![]() | Современные интерпретации социокультурных процессов Следовательно, и сама деятельность, и все, что ее как-то направляет, в том числе и сознание, становится лишь "деятельностью для ",... |
![]() | Православная реформация в россии: социокультурный подход Е. А. Тюгашев. Православная реформация в России: социокультурный подход // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово,... | ![]() | Основа марксистской интерпретации Английская революция 1640-1660 гг была одним из важнейших событий европейской истории, споры о характере которой никогда не прекращались... |
![]() | Моисеев В. И. Философия биологии и медицины ... | ![]() | Элективный курс 10 класс Цель курса Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста |
![]() | Вейник А. И. Термодинамика реальных процессов Удк 536. 7 +"7"+ (201) +53+57 +577. 4+211 в е й н и к А. И. Термодинамика реальных процессов. Мн.: "Навука I тэхнiка", 1991. 576... | ![]() | Значение окислительных процессов для очистки атмосферы Симбиоз химических процессов в тропосфере с загрязняющими веществами различного происхождения, может изменять состав воздуха и влиять... |
![]() | Сравнительная таблица социокультурных реабилитационных мероприятий ксрц соо вос ( 2010-2011 г г. ) | ![]() | Документы 1. /Цыганков А.П. Современные политические режимы структура типология динамика учебное... |