Современные интерпретации социокультурных процессов icon

Современные интерпретации социокультурных процессов



НазваниеСовременные интерпретации социокультурных процессов
Дата конвертации17.09.2012
Размер236.63 Kb.
ТипДокументы


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОБЛЕМНЫЙ СОВЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ


СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ


Сборник научных трудов

Кемерово - 1994


122

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА МЕДИЦИНЫ

Т.Г.Кругова, В.П.ФофаноЕ (НГУ,Новосибирск).

Европейская медицина как взаимосвязанная система меди­цинской теории и медицинской практики сегодня переживает глу­бокий кризис. В условиях разных стран это проявляется по-раз­ному. В частности, кое-где наличие этого кризиса самоочевидно, кое-где он выступает лишь в неявной форме, но по существу этот кризис имеет очень глубокий характер, а причины его уходят столь глубоко в историю общества, что для их понимания нужны специальные исследования. Данная статья и посвящена рассмотре­нию причин возникновения кризиса современной европейской меди­цины е рамках социокультурного подхода, когда объяснение соци­альных процессов дается не просто при помощи общих философско-социологических схем, но и на основе учета культурно-историчес­кой специфики развития.

В задачу данной статьи входит прежде всего сама постанов­ка проблемы, ибо тезис о системном кризисе современной медици­ны и его глубинной социокультурной обусловленности далеко не очевиден, а также попытка зафиксировать основные контуры той объяснительной конструкции, которая позволит в дальнейшем оп­ределить и пути преодоления указанного кризиса, что важно не только е научном , но и, прежде всего, в практическом отноше­нии.

Кризис медицины, проявляющийся в недостаточно эффектив­ном медицинском обслуживании населения, а отсюда и в плохом состоянии здоровья, обычно связывают с какими-то конкретными и довольно частными.причинами, специфичными скорее для данной страны, и данных обстоятельств. Так, сегодня в нашей стране кризис медицины выступает как составная часть системного кри­зиса, переживаемого нашим обществом, как одно из важных, но в то же время достаточно частных проявлений'общего процесса ухудшения, спада, развала и т.д. И действительно, общесоциаль­ный кризис привел нашу медицину в очень глубокое расстройство. Но в том и дело, что он лишь выявил и усугубил те недостатки ее, которые имели место раньше и постепенно выявлялись на про­тяжении довольно длительного периода, вызывая законное и все

123

возрастающее недовольство разных групп населения. Конечно, се­годня многие были бы рады вернуться к тому уровню медицинского обслуживания, который они имели в "доперестроечный" период, но важно осознать другое.
Действительно, сегодня почти полно­стью подорваны социально-экономические предпосылки существова-ния медицины и здравоохранения, и это, разумеется, нетерпимо. Начавшийся в России процесс депопуляции имеет целый комплекс причин и требует целого комплекса мер по его преодолению,- в том числе серьезнейших мер по воссозданию, укреплению и каче­ственному улучшению социально-экономических предпосылок и ус­ловий существования медицинской службы и Есего здравоохранения.

Однако провалы в снабжении, финансировании, организации и управлении медициной - это еще не есть внутренняя суть кри­зиса, переживаемого современной медициной и имеющего гораздо более широкий характер. Он охватывает и страны, где ситуация внешне выглядит вроде бы вполне благополучно, например, разви­тые капиталистические страны Запада, - так что многим кажется, что путь преодоления кризиса - в заимствовании методов и форм организации медицины, вообще в переносе западного опыта на нашу почву.

Тем не менее стоит вспомнить, что недостаточность оте­чественной медицины ощущалась и в "доперестроечный" период. Недовольство положением дел присутствовало и в медицинской на­уке, выражалось оно и людьми, которые через медицинскую прак­тику пользовались ее результатами. Хотя, разумеется, сколько-нибудь глубокого понимания имеющегося кризиса не было, а точ­нее сказать, не всегда осознавалось и то, что этот кризис су­ществует. И все-таки можно утверждать, что в самых разных со­циальных группах существовало недовольство тем, как медицина лечит и пытается сохранить здоровье человека. Очень важный мо­мент состоит в том, что медицинская система была нацелена не столько на обеспечение определенного уровня, состояния здоровья, сколько на обеспечение определенного уровня лечения болезней. Конечно, обсуждать достоинства и недостатки "вчерашней" меди­цины, казалось бы неуместно, когда все заслоняет нехватка эле­ментарных средств лечения, а потому и кажется, что именно в этом состоит корень бед.

Однако, если обратиться к "благополучному" Западу, где, по крайней мере для основных социальных групп, в достатке име-

124

ются и лекарства, и техника, то можно констатировать, что суще­ствующие там проблемы тоже достаточно глубоки и в скрытой фор­ме тоже имеют кризисный характер. Не будем обсуждать здесь со­отношение качества и уровня здоровья, которые обеспечивали ме­дицина развитых капстран, с одной стороны, и советская медици­на - в ее лучшие времена, - с другой. В данном контексте важнее отметить другое. Важным показателем недостаточности существую­щей на Западе медицины является поиск альтернатив. За последние десятилетия там получили особенно широкое распространение так называемые экстрасенсорика, магия, колдовство, всяческое зна­харство. К услугам знахарей прибегают не только малообеспечен­ные слои населения, - в силу их малообеспеченности. Наоборот, услуги известных экстрасенсов ценятся весьма высоко, - и в США, например, их собирают со всего мира, в том числе и из нашей страны. Те американцы, кто может себе это позволить, едут ле­читься к филиппинским "хилерам". Нет такого экзотического сред­ства, которое не нашло бы своих приверженцев. В чем причина? Конечно, тут играет роль ряд факторов, в том числе определенные особенности сознания, присущего буржуазному обществу вообще. Но нельзя не назвать в этом ряду и недовольство официальной меди­циной,- иначе просто не возникала бы необходимость поиска заме­нителей.

В медицинской науке Запада наличие неблагополучия в меди­цинской практике в принципе осознается. Но поиск более глубоких лричин как бы "забивается" постоянной гонкой внутри сложившейся парадигмы. Познание все глубже проникает в глубины клетки, пос­тоянно идет разработка новых лекарственных средств, технология лечения все более совершенствуется, - но все это в рамках неко­его исторически сложившегося подхода, сама суть которого крити­чески не анализируется. Многие новации возникают, порождают ог­ромный энтузиазм, На некоторое время какая-то из них даже может показаться наконец-то найденной панацеей, - но потом опять нас­тупает разочарование. Так произошло, в частности, с комплексом психотерапевтических методик,- одним из неприятных последствий которых оказалось возникновение зависимости пациента от врача. Борьба за здоровый образ жизни, которая, по сути тоже может рассматриваться как одно из направлений компенсации недоста­точности существующей медицины, во многих странах Запада прев­ратившаяся в своеобразную моду, всеобщее поЕетрие - в виде

125

"бега трусцой", разного рода физических упражнений и т.п., то­же, как выясняется, либо не слишком эффективна, либо даже сама может наносить определенный ущерб здоровью, е силу своей одно­сторонности.

Повторим, что писать об этом в нынешних условиях может показаться не очень уместным. Безусловно, когда не хватает са­мого насущного - лекарственных препаратов и хирургических ин­струментов, бинтов и диагностических приборов, квалифицирован­ных специалистов и койко-мест для пациентов, вполне естест­венно думать, что стоит решить все эти проблемы, и задача бу­дет решена вообще, медицина станет функционировать вполне ис­правно. Следует тысячу раз подчеркнуть: да, все это необходимо, чтобы вызволить нашу медицину из той обстановки развала, в ко­торую она оказалась ввергнута, процессами, происходящими в об­ществе. Но все-таки комплекс подобных мер - это лишь тактика, но не стратегия. Стратегия деятельности, ориентированной на качественное улучшение состояния медицины и здравоохранения в целом, на наш взгляд, требует коренного пересмотра историчес­ки сложившегося способа медицинского мышления, самого подхода к пациенту, а отсюда и Есей организации медицины и здравоохра­нения, - причем этот коренной пересмотр должен базироваться на глубоких переменах в фундаментальных духовных основаниях жизни общества, на принципиально новом понимании самой природы человека.

Возникает вопрос, целесообразно ли ставить и обсуждать столь масштабные проблемы в нынешних обстоятельствах, когда надо справиться с трудностями самыми насущными, самыми очевид­ными, самыми неотложными и непосредственными? Не заняться ли проблемами фундаментальными позднее, в более благополучные вре­мена? Однако эти более благополучные времена могут и не насту­пить, ибо причины и истоки происходящего имеют не только час­тичный, "тактический", но и глубинный, "стратегический" харак­тер,- поэтому преодоление надвигающейся катастрофы, которая вполне может стать исходом уже развернувшегося кризиса, требует мер не только тактического, но и стратегического порядка.

Есть основания полагать, что так обстоит дело не только е медицине, но и в обществе е целом. Для выхода из кризиса не­обходимо не только восстановление функций системы в ее старом качестве, без чего катастрофа неминуема, но и радикальных пре-

426

образований самого этого качества, т.е. качественного преобра­зования самой системы,- и вопрос о направленности такого преоб­разования должен обсуждаться уже сегодня.

В порядке обоснования предполагаемого подхода попытаемся сформулировать некоторые общие тезисы, способные, на наш взг­ляд, стать основанием объяснительной схемы процесса становления и развития.медицинской теории и практики в ее специфической европейской социокультурной конкретике. Во-первых, характер и содержание медицинских знаний и,соответственно, направленность и способы практической медицинской деятельности находятся е прямой зависимости от общей картины мира, которая формируется б данном обществе, непосредственно с нею связаны и более того, в своих основах составляют важную компоненту общей картины ми­ра, поскольку замкнуты на то или иное понимание человека, без чего ни одна картина мира не существует. Во-вторых, медицина развивается в прямой зависимости от развития общей картины да­ра, она претерпевает существенные преобразования в связи с пре­образованием картины мира, поэтому разные стадии;''типологичес­ки разные картины мира позволяют говорить о стадиальных и типо­логических различиях в медицине, - как в системе и типе имею­щихся знаний, так и характере практической деятельности.

Безусловно, проследить зависимость любой специальной о ры знаний, любой специальной науки от общей картины мира пред­ставляется не только возможным, но и целесообразным. Однако обычно эта связь бывает опосредованной, причем нередко много­кратно. В случае же медицины важно подчеркнуть непосредствен­ный характер ее связи с общей картиной мира, ее прямую и не­отрывную связь с мировоззренческими опорами того или иного об­щества, ибо человек есть не только необходимая компонента об­щей картины мира; но, по сути, ее центральное звено, - а та или иная концепция человека, присущая данной социокультурной системе, непосредственно определяет становление и развитие со­ответствующего типа медицины. При этом материальные компонен­ты медицинского обслуживания вторичны, зависимы от общих типо­логических характеристик исторически складывающейся системы ме­дицинской деятельности, а их обеспеченность ими к тому же опо­средуется работой социально-экономического механизма. Но имен­но поэтому для оценки эффективности медицинской системы как целого, целесообразнее брать те ситуации, когда материальная

127

обеспеченность медицинской службы недостаточно высока, - что позволяет точнее оценить ее эффективность как таковой, в ее ка­чественной социокультурной определенности.

Безусловно, е рамках данной статьи не представляется возможным развернуть предложенный подход полностью, так как да­же более или менее подробная характеристика одного из типов ме­дицинских знаний и соответствующей практики требует очень много места, а ведь необходимо еще и сравнение разных таких типов. Поэтому далее предлагается лишь общая канва рассуждения, ориен­тирование: не на систематическое изложение материала, но скорее на выявление общей логики процесса путем использования отдель­ных, наиболее характерных штрихов, параметров,определений.

Прежде всего следует обратиться к Древнему Египту, ибо
именно там лежат истоки западно-европейского идейного комплек­
са (как, впрочем, и восточного, - что в данном тексте приходит­
ся оставить без рассмотрения). Не будем останавливаться на ха­
рактеристике египетской космогонии, отметим лишь то, что воз­
никновение людей часто непосредственно связывалось с Солнцем,-
так, по одной из версий они были слезами Солнца. После того
как люди возникли, их судьба зависела от благорасположения Бо­
гов. В египетской религиозной системе у человека имелся выбор
между добром и злом. А поскольку египтяне считал, что болезни
связаны с гневом богов, то и понимание болезней прямо зависело
от религиозной картины мира и было важной ее частью. Гнев богов
вызывался тем, что человек что-то делал неправильно, в конеч­
ном счете - неправильно выбирал между добром и злом. В литера­
туре о Древнем Египте отмечается, что в медицинских рецептах
присутствовала масса магических формул, на которые не стоит об­
ращать внимания. Трудно с этим согласиться. Думается,
наоборот, здесь таится ключ к системе древнеегипетских медицин­
ских знаний. Если болезни связаны именно с гневом богов, то пер­
вое, что надо было сделать - смягчить этот гнев. А как? Только
общаясь, разговаривая, при помощи магических обрядов, с богами.
В магических обрядах присутствовал индивидуальный подход к че­
ловеку, потому что у каждого свой проступок, каждый нарушил •■
что-то свое, и по общей формуле здесь не найдешь. Магическим
лечением занимались или жрецы храмов, или врачи, которые тоже
были лишь специализированной разновидностью, а именно - жреца­
ми богини Сехмет. Поскольку дело касалось основной причины за-

128

болевания человека, то обряда, направленные на устранение причи­ны, и была самым главным в лечении. Далее прослеживалось, как гнев божества повлиял на данного человека, какие он вызвал изме-нения, что и где болит и т.д. И лишь на втором плане находилось рассмотрение тела как такового. Подчеркнем: речь идет, по сущест­ву, о своеобразной призме, через которую рассматривался человек . о своеобразном способе видения человека, обусловленном общей кар­тиной мира.

Египтяне, безусловно, продвинулись намного дальше в изуче­нии тела по сравнению с другими современными им народами, так как у них был обычай бальзамирования. О том, какие имеются органы, и каково их расположение," они знали немало, хотя и не знали свя-зи между органами и не знали их функций. Не зная функций и свя­зей между органами, они изучали отдельные симптомы болезни, и лечение шло по очень узкой специализации, которая напоминает на-ши времена. Геродот говорит, что врачи-специалисты лечили одну болезнь, но скорее, они лечили какой-то один орган. Так, в Древ-нем Египте было много окулистов.

Думается, можно утверждать, что там, где лечение было свя-зано с человеком, как с духовным, нравственным существом, там человек мыслился единым целым и внимание уделялось ему как еди­ной индивидуальности. Иначе говоря, в магических обрядах человек выступал как нечто единое. А что касается жизни тела, его орга-нов, то здесь он состоял как бы из отдельных частей, к телу це­лостного подхода не было. Религиозная идея о том, что болезни вызываются гневом богов давала возможность профилактики только в области духа. Для профилактики заболеваний достаточно было Еес-ти нравственную жизнь, делать правильный выбор между добром и злом. Но прямая профилактика заболеваний тела абсолютно не была развита, - и это было прямым следствием существующего религиоз­ного взгляда на человека.

В Древней Греции, когда жесткая религиозно-мифологическая основа картины мира была ослаблена, в медицине появился иной подход к болезням. Только для немногих болезней в качестве при-чины выдвигалось вмешательство богов, - например, так объясня­лась эпилепсия. И то Гиппократ отрицал это мнение, заявляя, что никакие боги не влияют на возникновение эпилепсии, что здесь имеются совсем другие механизмы. Воля богов вообще в жизни людей перестала быть непреложным законом. Такое отношение позволяло и

129

более активно лечить, и более свободно заниматься исследователь-скойi: работой, наблюдать реальную жизнь человеческого организма.

В этих условиях и бозник принцип "в здоровом теле - здо­ровый дух". Если более внимательно присмотреться к этому прин­ципу, станет видно, что при таком подходе богам или богу мес­та уже нет. В этой концепции здоровье человеческого духа зави­сит от его тела, - и наоборот. Богам не было места в возникно­вении болезней, они стали утрачивать свое место и в их лечении. Стал меняться сам подход к борьбе с болезнями, появилась их профилактика. Так, у Гиппократа были работы по влиянию климата, Еоды, других природных условий на здоровье всего населения и каждого отдельного человека, а также рекомендации по учету все­го этого в оздоровлении людей. В связи с этим произошли очень

ресные изменения в греческом Пантеоне, там появилась боги­ня, которую не знал Древний Египет, богиня здоровья Гигиея. В Древнем Египте такая богиня была невозможна, так как там каж­дый из богов мог нанести ущерб или оказать покровительство здо­ровью. Но проблема здоровья там вообще не выделялась как тако­вая, выделялась проблема болезни. Если бога просили, то о пре­одолении болезни.

Появление богини здоровья в Древней Греции означало воз­никновение нового понимания предмета в целом. Если можно от проблемы здоровья перейти к профилактическим мероприятиям по поддержанию здоровья, причем к таким, какими занимался, напри­мер, врач Эмпедокл - осушение болот вокруг города - это говорит о том, что гнев богов как причина болезни фактически отсутст­вовал.

Изменение картины мира, состоявшее в устранении богов, как силы, играющей определяющую и непосредственную роль во Есей жизни, в том числе и в возникновении и течении болезней сильно сказалось на всей сфере медицины. Новое отношение к бо­гам даЕало грекам свободу и позволяло заниматься исследова­тельской деятельностью, они изучали бытовые, климатические и другие условия болезни, изучали образ жизни и т.д. Активно на­капливались эмпирические знания, происходил обмен накопленным опытом. Менялись организационные формы на основе постепенного отделения медицины от храмовой деятельности. Разумееется, тра­диции не умирают одномоментно, часть врачей достаточно долго получала образование в Египте, однако, в конечном счете,новая

130

социокультурная природа общественных отношений, а непосредствен­но - новые духовные основания жизни сформировали новый социо­культурный тип медицины.

В данном контексте важно зафиксировать тезис Гиппократа о том, что надо лечить не болезнь, а больного. В принципе этот тезис может иметь два аспекта. Во—первых, акцент на индивиду­альность, во-вторых, акцент на целостность. В обсуждаемом ас­пекте этот акцент особенно важен: человека древние греки виде-ли не только как единое целое само по себе, но и в сочетании с его жизнью и жизнью окружающей его природы. Пожалуй, еще бо­лее важно, что идея единства охватывала не только тело, но и ту неуловимую субстанцию, которую обычно обозначают словом "душа". Впрочем, реалии организма они знали плохо, и в практике лечения полностью воплотить целостный подход еще не могли.

Развитие медицины в Риме опиралось на греческие тради­ции, оно принесло ряд как позитивных, так и некоторые негатив­ные моменты, однако, не изменило общих качественных характерис­тик медицины. Ее новое качественное состояние связано с победой христианства, и, соответственно, с возникновением, утверждени­ем и доминированием новой картины мира, где природа человека определяется идеей так называемого "первородного греха".

Вкратце ситуацию можно описать следующим образом. Бог соз­дал Небо и Землю, а также все, что есть на Земле, в течение шести дней. В шестой день из "праха земли" и "дыхания жизни" он создал человека, Адама. Из его ребра создал ему жену, Еву. Поселил их в плодородном саду, Эдеме. Запретил есть плоды с древа познания добра и зла. Змей уговорил Еву попробовать зап­рета и наказал всех, выгнав Адама и Еву в неплодородную мест­ность. Все это грехопадение людей, их первородный грех лежит на всех людях "от начала", и определяет все дальнейшее. (Имеют­ся существенные различия в трактовке первородного греха право­славной и римо-католической церковью. Однако, в данном кон­тексте от этого представляется возможным отвлечься, ибо здесь важна, прежде всего, логика римо-католической картины мира).

Судьба людей полностью в руках Бога. У них с Богом дого­вор - Завет. Если один человек или многие люди нарушают его, они беспощадно наказываются: грешников ждут вечные муки в аду. Впрочем, наказываться могут и праведники, так как человеку не дано полностью постичь замыслы Бога. Особенно греховна женщи-

131

на, так как именно она соблазнила" Адама нарушить запрет.

Идея воздаяния за грехи в загробном мире привела в хрис­тианстве к резкому противопоставлению души и тела, к превраще­нию идеи души в центральное понятие всего учения, к догмату о ничтожности, греховности тела и к переносу главной цели че­ловеческой жизни на спасение души. Такая картина мира и со­ответствующая ей система ценностей формировали и соответству­ющий тип мышления, а также вполне определенные формы практи­ки. Наиболее полное воплощение в своем явном виде данная соци­окультурная форма медицины получила в период средневековья.

Чем характеризовалась медицина в это время? Исследова­ния практически прекратились, в частности, анатомические ис­следования прекращались на несколько веков полностью, а с воз-

никновением университетов при них разрешалось вскрыть один труп раз в пять лет. Опыт древнегреческой медицины был забыт. Непререкаемым авторитетом в медицине, как и в философии был Аристотель, однако, адаптированный к христианскому мировоззре­нию, и по сути извращенный. В анатомии придерживались Галена, однако, в целом представления о строении человеческого орга­низма были, как принято говорить, воистину фантастические. Считалось, например, что кровь попадает е левый желудочек из правого через отверстие в перегородке. Иначе говоря, сколько-нибудь серьезного понимания кровообращения не было, чему в практике соответствовала абсолютизация разного рода кровопус­каний.

В целом можно утверждать, что в соответствии со средне­вековой картиной мира и системой ценностей подавление тела господствовало не только в религиозной практике да и вообще в быту, но и в медицине. Власяница, плетка и другие подобные символы того времени имеют всеобщий для данного социокультур­ного типа характер, - и медицина в своей сущности объективно тоже служила отнюдь не расцвету, но скорее подавлению челове­ческого тела.

Важно оговорить, что вместе с телом страдала и душа, что было отмечено, в частности, Фрэнсисом Бэконом: "Даже сама христианская вера, хотя и свободная и очистившаяся от мрака ложных верований, сохраняет все же требования постов, воздер­жаний и т.п., что способствует унижению и умерщвлению плоти, рассматривая все это не только как чисто ритуальные, но и как

132

полезные вещи. Основа же всех этих запретов (не касаясь соб­ственно обрядовой стороны и искуса послушания) лежит именно в том,о чем мы здесь говорим, то есть в том, что душа страдает вместе с телом" .

Однако с началом Возрождения появляются новые идеи и в области медицины, причем, что очень важноо именно в социокуль­турном плане, на основе широкого использования античности. Тот же Фрэнсис Бэкон формулирует "учение о союзе или общей связи души и тела" / 2, стр. 254/, которое "складывается из двух частей: описания того,каким образом эти две сущности( т.е. ду­ша и тело) взаимно раскрывают друг друга и каким образом они взаимно воздействуют друг на друга с помощью знания, или ука­зания и впечатления" . У него появляется "разделение медици­ны на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни" /2, стр. 258/. Это совершенно новая концеп-туальность, особенно ценная ориентацией на целостное понима­ние человека, его телесности и духовности.

Однако внутренняя логика развития христианского мировоз­зрения в Европе привела к тому, что утвердилось и стало базо-еым иное понимание природы человека, которое можно кратко оха­рактеризовать как редукцию образа человека к образу машины. Нечто вроде "манифеста" этой позиции и этого способа мышления дал в работе "Человек-машина" известный врач и философ Жильен Офре Ламетри. При этом он опирается на практику, и именно ме­дицинскую, на те многообразные эмпирические данные, которые были накоплены в условиях обновления мысли и всей жизни. Так, он пишет: "в данной работе нами должны руководить только опыт и наблюдение. Они имеются в бесчисленном количестве в дневниках врачей, бывших в то же время философами, но их нет у филосо­фов, которые не были врачами. Первые прошли по лабиринту че­ловека, осветив его; только они одни сняли покровы с пружин, спрятанных под оболочкой, скрывающей от наших глаз столько чу­дес; только они,спокойно созерцая нашу душу, наблюдали ее как в ее низменных проявлениях, так и в ее величии, не презирая ее е первом из этих состояний и не преклоняясь перед нею во втором. Повторяю, вот единственные ученые, которые имеют здесь право голоса. Что могут сказать другие, в особенности богосло­вы? Разве не смешно слышать, как они без всякого стыда решают вопросы, о которых ничего не знают и от которых, напротив, со-

133

вершенно отдалились, благодаря изучению всяких темных наук, приведших их к тысяче предрассудков, или, попросту говоря, к .фанатизму, который делает их еще большими невеждами в области понимания механизма тела" . Наука здесь явным образом отделя­ется от богословия и противопоставляется ему. Но суть новой кар­тины состоит в том, что душа редуцируется к телу, а тело понима­ется вполне-определенным образом:"Человеческое тело - это заво­дящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного дви­жения... Соответственно, "душа.- это лишенный содержания тер-мин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего орга­низма, которая мыслит" . Душа при этом трактуется именно в смысле телесности, если угодно - вещественности:"душа является только движущим началом или чувствующей материальной частью мозга, которую, без опасности ошибаться можно считать главным элементом всей нашей машины" .

Соответственно такому взгляду формировалась к медицинская логика, общая стратегия и практика лечения. Человека лечили как ремонтируют машину - обнаруживают поломку в определенном месте и лечат соответствующий орган, как в машине чинят определенный узел. Такой частичный подход в сущности своей сохранился и до нашего времени, хотя по видимости он прикрыт многими деклараци­ями прямо противоположного свойства.

Несмотря на то, что подобны взгляды утверждались как во­инствующее богоборчество, и уж во всяком случае как борьба с богословами, поскольку те "безо всякого стыда решают вопросы, о которых ничего не знают" (4, стр.196), тем не менее они нахо­дятся в системном соответствии с христианской картиной мира и в известном смысле оказались способом "раздела территории" меж­ду церковью и религиозными воззрениями , с одной стороны, и, светской, безрелигиозной логикой и практикой, с другой,- внутри единого христианского и, в сущности, религиозного, социокуль­турного типа. Из лечения и профилактики ушла "душа", так как в машине ей нет места; а душой продолжала заниматься церковь, как занималась ею и раньше, подавляя не только тело, но и душу.

Главный вывод состоит в том, что наука указанного типа на­ходится в отношении дополнительности к христианству, она есть его собственная, внутренняя противоположность и хотя последние два века, казалось бы, многое изменили, тем не менее современ-

134

ная медицина, существующая как медицина научная, безусловно, обрела новую социокультурную форму, но отнюдь не вышла за рам­ки самого европейского социокультурного типа.

Очень многое сделано для преодоления взгляда на челове­ка как на "машину" и для утверждения взгляда на человека как на "организм", то есть для преодоления механицизма. Однако са­ма практика лечения до сих пор остается механистической. Нес­мотря на требование целостного подхода к человеческому орга­низму, требование "лечить не болезнь, а больного", пафос кото­рого состоит в преодолении частичности видения и в практичес-ком использовании целостного подхода, тем не менее радикаль­ного перелома в практике не произошло. И если выписывание таб­леток от "голоВы" или от "печени" осуждается как "фельдшеризм1,1 то лечение "воспаления легких" или "цирроза печени" есть ре­альное содержание обычной врачебной практики.

Подчеркну: диалектика общего и локального несомненно имеет принципиальное значение. Речь идет о подмене общего ви­дения локальным, об отсутствии общего видения человеке, паци­ента, об отсутствии организменного, органического, подлинно системного мышления прежде всего в медицинской практике. Но это отнюдь не есть результат какого-то отставания медицинской практики от медицинской теории. Наоборот, можно сказать, что истоки отставания практики от собственных деклараций и,главное, от нужд общества, находятся именно в состоянии медицинской те­ории, в ее методологии и мировоззренческих основаниях.

Исходные различения, допущения и ограничение которые исторически неявным образом легли в основание иудео-христиан­ской картины мира, оказались воспроизведены и европейской на­укой, так что те фундаментальные характеристики мира и чело­века, которые выработаны европейским научным познанием, нельзя понять вне его более широких, социокультурных истоков, их нельзя объяснить из самой и только самой "научной познаватель­ной деятельности". Наоборот, эта деятельность находит свое объ­яснение только в рамках той цивилизации, в-процессе развития которой она сама сформировалась,- и может быть критически ос­мыслена лишь через критику социс-культурных основ этой цивили­зации. Безусловно, эта работа сложна и многопланова, в данном контексте нам важно хотя бы зафиксировать в общем виде суть позиций, с которых здесь обсуждалась поставленная проблема.

135

В заключение хотелось бы сформулировать тезисы, которые, как нам представляется, весьма существенны для преодоления современного кризиса медицины.

Первое. Социокультурные истоки современного кризиса ме­дицины находятся в самом типе европейского, христианского или, точнее, иудео-христианского мировоззрения. Расчленение челове­ка на две разные субстанции, душу и тело, противопоставление их друг другу, привели к тому, что наука, выросшая в соответ­ствующем ооциокультурном целом, так и не смогла до сих пор вы­работать целостный взгляд на человека, преодолеть двойствен­ность, дуализм в его понимании. Разные исторические периоды давали разную акцентировку в соотношении этих двух человечес­ких "ипостасей", однако дисгармония в этом вопросе проходит

через все этапы исторического развития, а в современных усло­виях приобретает особо важное значение.

Второе. Подлинная целостность в понимании человека будет достигнута лишь тогда, когда будет создана новая концепция, из­начально ориентированная на' более общее, предельно широкое представление о человеке, когда он будет взят в единстве своих социальных и природных, в конечном счете, космических связей. Идея "души", во всех ее модификациях, и прежде всего религиоз­ных, - это очень важная, по масштабу просто грандиозная, но все-таки не вполне адекватная попытка охватить и учесть, за-иксировать, описать, духовно представить то неуловимое нечто, которое не только существует в человеке как целом, но и пред­ставляет собой его имманентную, качественно специфическую ха-рактеристику, так что попытка абстрагироваться от нее принци­пиально искажает человеческий образ. Между тем такое абстраги­рование содержится в концептуальных основаниях иудео-христи-анской картины мира и лишь по-разному проявляется, например, в мышлении Ламетри и тех богословов, которых он критикует.

Третье. Формирование такой целостной концепции человека неизбежно будет важным звеном формирования новой картины мира в целом, нового типа мировоззрения, - ибо эти две задачи прос­то не могут быть решены отдельно друг от друга. Формирование новой онтологии должно охватывать не только социально- полити­ческую сферу, но также и человека, во всей полноте его природ­ных связей. И только на этой основе может быть преодолен сов­ременный кризис медицины, который по сути является одной из

136

составных частей кризиса современного общества.

Четвертое. Практические выводы, следующие из такого пе­реосмысления мира и человека станут основанием для возникнове­ния медицины нового типа, где в центре внимания будет здоровье, а не болезнь, причем не на словах, а на деле, в самой логике медицинского мышления и действия, во всей постановке и органи­зации здравоохранения, которое само станет элементом, органичес­кой составной частью образа жизни как целого. Прообраз этого можно увидеть в Древней Греции, где сама постановка, организа­ция физической культуры, образования, досуга была направлена, как нам представляется, именно в эту сторону. Что такое, напри­мер, знаменитые греческие бани - средство общения, средство ле­чения или средство профилактики? Здесь важно и то, и другое, и третье, но особенно важна сама органичность этого единства. Только в новом единстве различных видов и сфер человеческой деятельности и сможет существовать медицина нового типа, опира­ющаяся на целостное понимание человека.

Пятое. Чтобы осуществить переосмысление человеческой при­роды и сделать возможным само становление нового образа жизни, в котором найдет разрешение современный кризис медицины, надо выработать принципиальное новое понимание самой субстанциональ­ности человека, ориентированное на новое осознание его связи с целостностью природы, то есть с космосом. Не является ли "магическая медицина" Древнего Египта самой ранней попыткой уловить и использовать в лечебно-оздоровительных целях те свя­зи человека и космоса, которые собственно и осознавались через идею богов, через саму религиозную картину мира? Да, сегодня можно говорить об исторической ограниченности религиозного ми­ровоззрения, хотя, впрочем, самые последние события в нашей стране показывают, насколько еще религия не исчерпала сбой со­циальный потенциал. Но стоит ли вместе с "водой" выплескивать и "ребенка"? Разве не является факт существования магической медицины доказательством ее эффективности? Ее игнорирование объясняется, очевидно, редукционизмом механистического, машин­ного типа, когда вся субстанциональность человека изначально сводится к его телесности, - причем надо отчетливо понимать, что само современное понимание телесности сложилось в условиях христианского дуализма "тела" и "души". На первый взгляд, та­кой дуализм преодолен успехами диалектического материализма, в

137

том числе, его высшей формы, материализма диалектического, а также успехами в научном изучении тела и психики человека, развития психологии, психоневрологии, психиатрии. Действитель­но, для преодоления такого дуализма в медицине сделано немало, -и в частности, в связи с разработкой концепции психосомати­ческих расстройств . Однако, работа на тех уровнях знания, которые являются производными от определенной картины мира, безусловно, очень важна, и", разумеется, способна давать при­рост знаний полезных для практики. Однако, если недостаточ­ность кроется е основаниях, то никакие достижения в специаль­ных областях знания не могут сами по себе эту недостаточность преодолеть, - тут важны скорее мировоззренческие выводы, кото­рые из этих достижений могут быть сделаны.

Бум вокруг "экстрасенсорики", "современной магии" и т.п., вообще поиск "чего—то иного", альтернативного официальной, научной медицине является,на наш взгляд,лишь превращенной формой осознания принципиальной ее недостаточности и попыткой, безусловно обреченной на неудачу, найти, наконец, панацею. Так не следует ли перед лицом этих хаотичных, болезненных, мучительных и опасных поисков признать, что перед нами - ог­ромное проблемное поле и взяться за решение накопившихся про­блем - прежде всего на пути переосмысления современной онто­логии, самой исторически сложившейся нартины мира, которая и определяет нашу практику, в том числе медицинскую.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Зноско—Боровский М. Православие. Риме—католичество. Про­тестантизм и сектанство.(Сравнительное богословие). Изда­ние Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.-1992.-С.37-39.

  2. Бэкон Ф. Сочинения.-М.,1971.-Т.1.-С.257.

  3. Бэкон Ф. Указ соч.- С.254-255.

  4. Там же.- С.258.

  5. Ламетрн Ж.О. Сочинения.-М.,1976.-С.195-196.

  6. Ламетрн Ж.О -Указ. соч.- С.99.

  7. Там же.- С.226.

  8. Там же.-С.232.

  1. Фофанов В.П. Исторический выбор России и его общемировое

                  1. 138

значение.- Новосибирск, 1992.-С.5. 10. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психо-соматические расстройства.-М.,1986.




Похожие:

Современные интерпретации социокультурных процессов iconСовременные интерпретации социокультурных процессов
Методологическое значение социокультурного подхода в разработке новой концепции советского общества
Современные интерпретации социокультурных процессов iconСовременные интерпретации социокультурных процессов
Следовательно, и сама деятельность, и все, что ее как-то направляет, в том числе и сознание, становится лишь "деятельностью для ",...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconПравославная реформация в россии: социокультурный подход
Е. А. Тюгашев. Православная реформация в России: социокультурный подход // Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово,...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconОснова марксистской интерпретации
Английская революция 1640-1660 гг была одним из важнейших событий европейской истории, споры о характере которой никогда не прекращались...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconМоисеев В. И. Философия биологии и медицины
...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconЭлективный курс 10 класс Цель курса Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста
Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста
Современные интерпретации социокультурных процессов iconВейник А. И. Термодинамика реальных процессов
Удк 536. 7 +"7"+ (201) +53+57 +577. 4+211 в е й н и к А. И. Термодинамика реальных процессов. Мн.: "Навука I тэхнiка", 1991. 576...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconЗначение окислительных процессов для очистки атмосферы
Симбиоз химических процессов в тропосфере с загрязняющими веществами различного происхождения, может изменять состав воздуха и влиять...
Современные интерпретации социокультурных процессов iconСравнительная таблица социокультурных реабилитационных мероприятий ксрц соо вос ( 2010-2011 г г. )

Современные интерпретации социокультурных процессов iconДокументы
1. /Цыганков А.П. Современные политические режимы структура типология динамика учебное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов