Автореферат разослан «. 30» icon

Автореферат разослан «. 30»



НазваниеАвтореферат разослан «. 30»
страница1/3
Дата конвертации17.09.2012
Размер410.79 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3








Диссертация выполнена на кафедре философии Новосибирского государственного университета.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Фофанов В.П.

доктор философских наук, профессор Ханипов А.Т.

кандидат философских наук, доцент Лифанов А.В.


Ведущая организация:

кафедра философии Новосибирской государственной медицинской академии

Защита диссертации состоится 1 декабря 2000 г. в 77~ часов на заседании диссертационного совета Д 063.98.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Новосибирском государственном университете.

Адрес диссертационного совета: Пирогова, 2, НГУ

630090, г. Новосибирск, ул.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Новосибирского государственного университета.

Автореферат разослан «.30 » октября 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент B.H. Акулинин




^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Кризис современного российского общества настоятельно требует поиска путей возможного выхода из него, поиска теоретических оснований для решений, которые обеспечили бы перспективу дальнейшего устойчивого развития. Одним из популярных направлений такого поиска становится обращение к тем или иным нацио­нальным или религиозным традициям, что делает актуальным рассмотре­ние самого характера функционирования традиции в системе социальной деятельности регулируемого ею общества.

Ни одно время, ни одна эпоха в истории человечества не являются самодостаточными, в себе самих находящими свои истоки, смысл и абсолютное завершение в финале. Любая эпоха предстает как момент исторического становления того или иного социального организма, обу­словленный не только характеристиками его актуальных взаимодействий, но и потенциалом обусловленности собственным прошлым, воплощенным в культуре. Прошлое развитие общества опредмечивается в его структуре и знаковом выражении специфической культурной рефлексии в различных формах общественного сознания.
История общества является предпо­сылкой его последующего развития, в котором оно находит свою реализа­цию и изменяется во взаимодействии с определенной окружающей сре­дой. Можно утверждать, что традиция является не только сокровищницей опыта, знания о себе и вариантов решений появляющихся проблем, но и одним из критериев для оценки современности, зеркалом, в которое смотрится настоящее в своем каждодневном рождении. В течение нескольких последних тысячелетий человечество испытывает все более ускоряющийся процесс значительных изменений в своем образе жизни, возникновения многочисленных культурных инноваций. Эта эпоха, харак­теризуемая возникновением значительного культурного многообразия, и привлекает наибольшее внимание исследователей, стремящихся изучить те или иные ее феномены, формы общественного сознания. В то же время следует отметить, что все формы общественного сознания, существующие в различных социальных организмах, представляют собой результат длительного исторического развития данных социумов. Поэтому более корректно понять сущностные характеристики определенной формы общественного сознания можно представив ее как непосредственное продолжение содержательно определенных тенденций развития общественного сознания, которые выявляются в ходе интерпретации в рамках избранного теоретического подхода предыдущих, качественно отличных стадий его развития. Таким образом, актуальным является изучение стадии развития общественного сознания, предшествовавшей возникновению многих современных его форм. Такой стадией, исходной по отношению к возникновению многих современных культурных феноменов является традиционное общественное сознание. В данном контексте важно исследовать подобным образом процессы, происходившие в общественном сознании в один из важнейших периодов

J

для последующей европейской христианской цивилизации, как время возникновения этой мировой религии в древней Палестине.

^ Цель и задачи исследования. Целью представленной работы явля­ется социально-философский анализ процесса трансформации традици­онного общественного сознания на материале зарождения христианства.

Постановка такой цели требует решения следующих задач:

1.Раскрыть основные характеристики традиционного общественного сознания.

2.Выявить важнейшие механизмы процесса трансформации традици­онного общественного сознания.

3.Показать на материале древнееврейской культурной традиции трансформацию традиционного общественного сознания.

4.Интерпретировать как стадию трансформации традиционного обще­ственного сознания деятельность Иисуса и его последователей, привед­шую к возникновению христианства.

Объектом исследования является историческое развитие обществен­ного сознания. ^ Предмет исследования - важнейшие факторы и механизмы процесса трансформации традиционного общественного сознания.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Научное исследование архаических традиционных обществ восходит к работам таких основоположников социологии и культурологии XX века как Г. Спенсер, Ф. Теннис, В. Зомбарт, и особенно Э. Дюркгейм и М. Вебер. Вплоть до середины XX в. как традиционные в основном понимались об­щества на догосударственном этапе своего развития и прежде всего об­щества за пределами Европы. Классическими исследованиями о неевро­пейских народах считаются работы таких антропологов и этнологов как Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль, Ф. Боас, А.П. Элкин, Э. Эванс-Притчард, М. Мосс и др. В их работах были описаны многие конкретные характери­стики архаических обществ и элементы их общественного сознания, осо­бенно - их мифы и ритуалы.

Попытки обобщенного сравнительно-социологического описания тра­диционности начинаются с работ Р. Редфилда о «сельском обществе». Определенное внимание уделялось характеристике традиционного обще­ственного сознания - как «традиционной культуре», под которой Р. Редфилд понимал как конкретную самоподдерживающуюся систему взаимосвязанных норм, систему интеграции «условных понятий», обеспе­чивающую жизнедеятельность общества в целом и отдельного человека от его рождения до смерти.

В рамках развивавшихся в 1950-60-е годы концепций модернизации происходит расширение понятия «традиционное общество» вплоть до включения в него всех доиндустриальных обществ. Это можно видеть в работах К. Блэка, М. Леви, У. Ростоу и др. В качестве факторов транс­формации таких социумов выдвигаются различные особенности экономи­ческой, социальной, политической структуры, уровень развития науки и технологии. При этом традиция рассматривается как антитеза модерни-


зации, не имеющая собственного внутреннего развития, в связи с чем тра­диционное сознание специально не исследовалось и характеризовалось в основном как символическое дублирование социальной статичности.

С середины 1960-х - 1970-х годов в ходе получения обширного мате­риала по модернизационным преобразованиям в развивающихся странах, появляются теоретические исследования общих вопросов модернизации начавшие переосмысление прежних концептуальных положений и прежде всего тезиса о статичности традиционного общества. Традиционные обще­ства все больше исследуются в динамике их развития как «переходные», появляются многомерные модели их развития. Следует отметить работы таких авторов, как Ф. Риггз, Д. Эптер, Л. Купер, П. Ван ден Берге, А. Ройс, Э. Шилз, Ш.Н. Эйзенштадт.

В отечественной науке исследования традиций проводились в основ­ном на эмпирическом уровне без соответствующего теоретического обоб­щения. Понятие «традиция» не было особенно значимым ни в востоковед­ческих, ни в социологических исследованиях в силу неактуальности поня­тия «модернизации». С другой стороны в философских и культурологиче­ских исследованиях, особенно с конца 1970-х - начала 1980-х годов традиция стала одной из популярных тем. Следует отметить работы таких авторов, как М.К. Петров, Э.С. Маркарян, К.В. Чистов, В.Д. Плахов, И.Т. Касавин, ВВ. Меликов и др. Для отечественных авторов внутреннее саморазвитие традиции, переход инноваций в традиции, как и внимание к феноменам традиционной культуры являются достаточно очевидными положениями, при том, что цельной модели развития традиционного сознания пока предложено не было.

Следует отметить, что интересующая нас характеристика деятельно­сти группы последователей Иисуса Христа или протохристианской общины и развития религиозного учения в рамках трансформации традиционных обществ специально рассматривалась в основном только в рамках иссле­дований, посвященных трансформации «осевого времени», основателем которой стал К. Ясперс. К ней относятся работы таких авторов как Ш. Эйзенштадт, Б. Шварц, Е. Фёгелин и др.

Уже в работах М. Вебера, ставших предпосылками позднейших тео­рий модернизации, предметом изучения стало социально-регулятивное значение христианства. Однако, оно рассматривалось, прежде всего, как один из существенных компонентов европейского традиционного общества эпохи средневековья, как важный источник формирования капитализма нового времени. В то же время очевидно, что христианство не было исто­рически первой формой традиционного сознания ни в Европе, ни в мире. Отмеченные Вебером и другие особенности христианства как предпосылки последующего развития в качественно новую стадию сами являлись ре­зультатом его генезиса. Возникновение христианства, особенно в условиях его палестинской прародины практически не стало предметом специаль­ного рассмотрения в рамках формировавшихся представлений о развитии традиционного сознания. Некоторым исключением можно считать лишь

5

отдельные работы Ш. Эизенштадта, где, в то же время, возникновение христианства является лишь небольшим иллюстрирующим эпизодом в его многомерной модели цивилизационного процесса в рамках сравнительно-типологического изучения мировых цивилизаций. При этом изучение развития библейской традиции и возникновения христианства активно велось в рамках исторического религиоведения.

Научная литература о древнееврейской религиозной традиции и воз­никновении христианства весьма обширна. Следует отметить ряд авторов, внесший особый вклад в формирование современных представлений по данной проблеме. Исследованию развития древнееврейской культурной традиции и, прежде всего, ветхозаветных произведений, текстов апокрифических, а также кумранских текстов посвящены работы ИД. Амусина, И.П. Вейнберга, И.М. Рижского, А. Рофэ, К.Б. Старковой, И.Р. Тантлевского, И.Ш. Шифмана. Возникновение и ранняя история хри­стианства исследовалась в работах Р. Бультмана, Ю. Вельгаузена, Г Вермеша, В. Вреде, М. Дибелиуса, Ч.Г. Додда, СВ. Лёзова, Г.М. Лившица, X. Маккоби, А.Б. Рановича, И.С. Свенцицкой, Д. Флуссера К.Л. Шмидта и др. Однако, в этих исследованиях развитие древнееврей­ской традиции и возникновение христианства практически не рассматри­вались в рамках общего процесса трансформации традиционного общест­венного сознания и не выявлялось значение политической борьбы в этом процессе.

Анализ характеристик мифологического сознания архаических наро­дов необходимый для характеристики традиционного общественного соз­нания имеет обширную научную литературу. Следует отметить таких авто­ров, как М. Элиаде, Б. Линкольн, И.М. Дьяконов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.

^ Методологическим основанием исследования является применение
системного и социокультурного подходов к исследованию процессов, про­
текающих в общественном сознании традиционного общества. Сущест­
венное влияние на формирование этих подходов оказали идеи
АН. Аверьянова, И.В. Блауберга, М.С. Кагана, И.Т. Касавина,

В.П. Кузьмина, Э.С. Маркаряна, К.Х. Момджяна, В.Н. Садовского, А.К. Уледова, И.Т. Фролова, Э.Г. Юдина и др.

Применение системно-деятельностного подхода и особенно субъект-субъектной модели социальной деятельности, разработанной В.П. Фофановым, позволяет дать важнейшие характеристики традицион­ного общественного сознания как сознательного отражения, чье конечное назначение - «регулятивное обеспечение практики». На основе данной методологии может быть выявлено системное значение различных аспек­тов традиционного общественного сознания в его исторически первичной мифологической форме, обеспечивающей общественную практику перво­бытности. Также могут быть описаны механизмы его исторически необхо­димой трансформации в соотношении с изменениями, происходящими в общественной практике, с их неравномерностью и неравнозначностью

6

в различных сегментах общества. Теоретическое описание основных ха­рактеристик, механизмов трансформации, отнесенное к определенному социокультурному представлению исторического развития общественного сознания, позволяет проанализировать деятельность Иисуса Христа и группы его последователей в условиях Палестины I в.н.э., как проявление трансформации традиционного общественного сознания, приводящего к возникновению христианства как одной из мировых религий. Адекватное представление характера и значения различных аспектов деятельности данной группы как выражения процессов трансформации традиционного общественного осознания требует также использования историко-аналитического и сравнительно-исторического методов при изучении источников.

^ Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. В диссертации осуществлено системное рассмотрение и концептуализа­ция процесса трансформации традиционного общественного сознания, конкретизированное на материале развития культурной традиции Пале­стины, приведшего к возникновению христианства. Научная новизна дис­сертации заключается в следующих положениях:

  1. Выявлено, что основными особенностями традиционного обществен­ного сознания являются сакральный характер нормативного культур­ного комплекса и сакрализация всех значимых видов социальной дея­тельности как обеспечение безусловного воспроизведения символиче­ски заданных регулятивных программ в диалектическом единстве с не-артикулированной вариативностью их интерпретации.

  2. Показано, что основанием трансформации традиционного обществен­ного сознания является его десакрализация, происходящая, прежде всего, как утрата традиционными нормативными комплексами своей исключительной роли в регуляции социальной деятельности, обуслов­ливающая и противоположную деятельность по - преодолению и сня­тию ее дезинтегрирующего эффекта.

  3. Показано, что важнейшим фактором десакрализации традиционного общественного сознания является процесс политогенеза.

  4. Показано, что учение и деятельность Иисуса Христа и группы его по­следователей, ставшие основой для возникновения христианства, де­монстрируют трансформацию традиционного общественного сознания в процессе его перехода в одну из мировых религий.

  5. Показано значение политической борьбы как фактора трансформации традиционного общественного сознания на примере деятельности Иисуса Христа и его последователей.

^ Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использо­ваны при дальнейшей разработке целостной концепции общественного сознания и стадий его развития.

Практическая значимость диссертационного исследования заключа­ется в том, что проведенное в работе изучение процесса трансформации

7

традиционного общественного сознания и возникновения христианства как его стадии может быть использовано в качестве методологической основы для анализа конкретных форм существования религиозной компоненты общественного сознания. Материалы исследования могут способствовать выработке новой культурной парадигмы посредством углубления рефлек­сии оснований современной европейской христианской культуры. Ряд по­ложений диссертации может применяться в практике преподавания куль­турологии, философии, истории религии.

^ Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на международной научной конференции «История мировой культуры и методика её преподавания» (Новосибирск, 1995); всероссийской научной конференции «Культура и общество: возникновение новой парадигмы» (Кемерово, 1995); на девятой международной научной конференция по проблемам книговедения (Москва, 2000). Диссертация и автореферат об­суждались на кафедре истории мировой культуры Новосибирского госу­дарственного педагогического университета.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введе­ния, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литера­туры.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется сте­пень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, показывается теоретическая основа исследования, его научно-практиче­ская значимость,

^ В первой главе «Традиционное общественное сознание и методоло­гия его изучения», состоящей из двух параграфов, проводится анализ ос­новных существующих подходов к изучению традиций и традиционности, раскрывается методологическая база исследования и выявляются основ­ные характеристики традиционного сознания.

^ В первом параграфе «Методология изучения традиционного общест­венного сознания и его трансформации» рассматриваются основные осо­бенности изучения традиций и феномена «традиционного» в контексте различных подходов. Впервые концептуализированная в рамках теорий модернизации проблема изучения традиционности претерпела значитель­ную эволюцию от упрощенного различения «традиционного» и «современного», однолинейности развития, к представлениям о сложной внутренней стадиальной дифференцированности многовариантных про­цессов социокультурной трансформации.

Помимо исследований традиций в рамках тех или иных концепций модернизации, различные феномены общественного сознания культур, относимых к традиционным, изучались в рамках сравнительного религио­ведения, культурной антропологии и этнологических исследований ри­туала. Не будучи четко систематизированными и концептуализированными в интересующем нас отношении, эти исследования, теме не менее, содер-

8

жат обширный и крайне важный материал для построения характеристики традиционного общественного сознания и выявления механизмов его трансформации.

В параграфе обозначаются важнейшие особенности изучения тради­ционного общественного сознания и его исторической трансформации в рамках используемого в настоящей работе социально-деятельностного системно-генетического подхода. В данном исследовании общественное сознание и его отдельные феномены рассматриваются как части социаль­ного целого, обусловленные единством существования социального орга­низма и обеспечивающие его функционирование, воспроизводство и раз­витие. Взаимосвязанность и взаимообусловленность элементов социаль­ной системы предполагает невозможность их автономного, несоотнесенного друг с другом изменения. Поэтому всякое наличное состояние системы предстает как сложное противоречивое единство результата их совместного развития. Актуальная система взаимодействия может быть адекватно понята именно как продукт ее исторического развития и поэтому историзм является неотъемлемой частью используемого системного подхода.

Общественное сознание представляет собой духовную сторону исто­рического процесса, не сводимую к простой совокупности индивидуальных сознаний, но целостное духовное явление, характеризующее общество как единство его системы социальной деятельности. Общественное сознание является внутренним опосредованием в системе социальной деятельно­сти, обеспечивающим ее воспроизводство и развитие.

Традиционное общественное сознание, обеспечивающее существо­вание архаического общества как специфической системы социальной деятельности, должно быть раскрыто прежде всего через его содержание в специфике его опосредующей роли в данной системе общественной практики с ее историческими особенностями и соответствующей динами­кой.

Раскрытие содержания сознательного отражения через практику нельзя свести к познанию. Его ведущей стороной становится регуляция, а именно - регулятивное обеспечение практики. Именно поэтому прежде всего необходимо выявить характеристики традиционного сознания и ми­фологии как его генетически первичной формы в аспекте его регулятивных особенностей, в свою очередь связанных с элементами познания и описа­ния окружающего мира и общества.

Традиционная культура характеризуется прежде всего тем особым, исключительным местом, которое в ней занимает традиция как совокуп­ность социально-деятельностных норм в системе саморегуляции жизне­деятельности общества. В понятии «традиции», как мы это можем видеть по его использованию в работах зарубежных (Ш.Н. Эйзенштадт, Э. Шилз, П. Штомпка, Р. Редфилд и др.), а также отечественных авторов (И.Т. Касавин, Э.С. Маркарян, М.К. Петров, В.Д. Плахов и др.), акцентиру­ется обусловленность актуального состояния социума его совокупным

9

культурно-нормативным наследием. В центре внимания находится преем­ственность, соблюдение норм, переданных из прошлого данного обще­ства. В идеале - изменение не предполагается, так как традиция приравнивается к основе благополучия социума, нерефлексируемого в своем содержании. Традиция в своей совокупности выступает символом благополучия, источник которого лежит за пределами человеческой деятельности в настоящем. Традиция предзадана обществу и выступает мерой его ответственности и критерием состоятельности перед прошлыми поколениями.

Нисколько не отказываясь от представления о развитии традиции, «традиционной» следует считать особую направленность культуры и об­щества на некий особо значимый, специфическим образом представлен­ный в общественном сознании социокультурный нормативный комплекс наследия прошлого. Мы понимаем «традиционное общество» как обще­ство, где имеет место определенная культурная ориентация в содержание которой входит представление социума о неизменности собственной совокупной традиции «от начала времен» (когда случились все возмож­ные и необходимые преобразования) и о недопустимости отклонения от тех значимых положений, которые ее составляют. Характеристика дан­ной культурной ориентации и должна находится в центре внимания при описании «традиционных обществ» и «традиционного общественного сознания».

Понятие «традиционного общества» объединяет в себе первобытный период и период первых цивилизаций - то есть время, характеризующееся существенным развитием. В то же время базовая характеристика этих об­ществ как «традиционных» не описывает такое развитие как необходимый и направленный процесс. Однако в эту эпоху существенно менялся далеко не только материально-технологический облик обществ. Большую транс­формацию пережили сами основы социокультурной самоорганизации об­ществ, в чем особую активную роль играли различные формы обществен­ного сознания. Среди них особо значимы феномены религий - важных факторов формирования, существования, воспроизводства и развития обществ. Их формы и базовые характеристики существенно изменились на пути от архаических первобытных верований, мифологий до мировых религий в ходе сложного, многофакторного развития исторических систем социальной деятельности. Поэтому необходимо понять и описать такое развитие религии как важного элемента общественного сознания традици­онного общества в ходе его системной трансформации в процессе социально-исторического развития.

Некое данное состояние изучаемого объекта, и особенно, обществен­ного сознания, может в рамках используемого системно-генетического подхода интерпретироваться прежде всего как непосредственное про­должение содержательно определенных тенденций развития этого объекта (системы), выявленных в ходе интерпретации предыдущих ста­дий его развития. Реализация этой задачи с необходимостью требует при-

10

менения социокультурного подхода, разрабатываемого рядом авторов, среди которых следует отметить Б.С. Ерасова, Э.С. Маркаряна, А.С. Ахиезера. Мы разделяем ту трактовку, согласно которой в рамках данного подхода, собственно, и происходит раскрытие качественной спе­цифики изучаемого социального объекта в конкретике присущего ему способа существования в единстве общего и специфического. Поэтому для более полного понимания особенностей процесса развития традиционного общественного сознания необходима последовательная характеристика его динамики, представленной в конкретике на всех этапах исследования, начиная с изучения архаических мифологий и их последующей трансформации до возникновения мировых религий (в частности, христианства).

Поскольку для европейской цивилизации особое, конституирующее значение имеет христианство как мировая религия, понять его возникнове­ние в ходе трансформации общественного сознания необходимо для пол­ноценной рефлексии оснований существования европейского и отечест­венного социумов с их механизмами социокультурной регуляции, явным и латентным содержанием легитимизирующих и целеобразующих описа­ний возможных ретроспектив и перспектив социального развития.

^ Во втором параграфе «Основные характеристики традиционного об­щественного сознания» дается последовательная развернутая характери­стика феномена традиционного сознания в его исторически первичной форме - архаической мифологии догосударственных обществ.

Значение общественного сознания как внутреннего опосредования в системе общественной саморегуляции в традиционном обществе под­черкивается уже в самом термине, использованном для обозначения этой исходной для дальнейшего развития формы общества как традиционной, - то есть такой, в которой традиция как унаследованный из прошлого куль­турно-нормативный опыт обладает некой исключительной ролью в регуля­ции жизни общества.

Используя предложенные в литературе варианты обозначения ста­туса традиции в традиционных обществах, общую интегрированную харак­теристику традиционного общественного сознания с его стадиальными специфическими различиями в мифологии и религии можно выразить в категории «сакрального».

Сакральное характеризуется как истинное, безусловное и неоспари-ваемое, исключительно ценное, дающее благополучие от внечеловече-ской, порядкообразующей силы (богов), онтологически единственное, уни­кальное, совершенное и неизменное. То есть священное является совершенным и завершенном в себе самом, хотя на разных стадиях существования общества степень его реализации, воплощения в практике социума может осознаваться существенно различающимся образом. Кроме отмеченных особенностей, сакральное рассматривается как безусловно должное, обязательное для исполнения всех основанных на нем предписаний. Ориентация на обязательное исполнение

  1   2   3




Похожие:

Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /АВТОРЕФЕРАТ/Автореферат без обложки.doc
2. /АВТОРЕФЕРАТ/Обложка...

Автореферат разослан «. 30» iconКлассная задача Комиссариат финансов и контрибуции
Допущения: циркуляр является подлинным, т е этот текст действительно был отпечатан в государственной типографии и от лица центральной...
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Автореферат/Автореферат.txt
2. /Автореферат/Аннотация.txt
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Автореферат.doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Автореферат.doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Автореферат Шевченко В.Д..doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /автореферат Ионовой.doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /автореферат Панченко.doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Дипломище - автореферат.doc
Автореферат разослан «. 30» iconДокументы
1. /Миногин - автореферат.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов