Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 icon

Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4



НазваниеУчебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4
страница1/42
Дата конвертации18.09.2012
Размер2.96 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42



Г.И. Рузавин




Концепции

современного

естествознания


Рекомендовано Министерством

общего и профессионального образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений


ЮНИТИ

UNITY

Москва  2000


ББК 20я73

Р 83


Рецензенты:

кафедра философии науки МГУ им. М.В. Ломоносова

и д-р биол. наук, акад. В. Г. Манусаджян


Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили


Рузавин Г.И.

Р 83 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 287 с.

ISBN 5-85178-044-4.


Учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов.

Освещаются важнейшие концепции современного естествознания, имеющие важное значение для формирования науч-ного мировоззрения и общей культуры студентов.

Учебник может быть полезен и для широкого круга читателей.


ISBN 5-85178-044-4 ББК 20я73


© Г.И.Рузавин, 1997

© ЮНИТИ, 1997

Введение



Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов. Но так как в процессе прохождения курса они не изучают естественно-научные дисциплины, при изложении материала приходилось ограничиваться минимумом конкретных сведений из естествознания. Основное внимание согласно программе было обращено на раскрытие и освещение важнейших концепций современного естествознания, имеющих важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента.

В истории науки и философии существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с ее точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания - аксиоматико-дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и мало продуктивным. Некоторые крайние ее сторонники даже отказываются признать какую-либо общность и единство между гуманитарным и естественно-научным познанием.
К их числу относятся многие представители возникшего еще в прошлом веке антипозитивистского направления в истории, социологии, психологии и других гуманитарных науках.

В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных общенаучных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания.

Повышение общего кругозора, культуры мышления и формирования научного мировоззрения студента-гуманитария во многом определяется его знакомством и усвоением наиболее важных концепций, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития. Поэтому мы предприняли попытку проанализировать именно эти концепции. Среди них наиболее фундаментальными нам представляются концепции системного подхода, самоорганизации и эволюции.

Системный подход, получивший широкое распространение в современном научном познании, ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов.

Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития, а самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

Перечисленные основные концепции естествознания составляют по сути дела ядро современной научной картины мира. Опираясь на них, мы можем правильно понять и объяснить все остальные концепции естествознания, раскрывающие хотя и общие, но специфические стороны, связи и отношения процессов природы.

На этих соображениях и основана структура учебного пособия. В первых двух главах учебного пособия дается общая характеристика естественно-научной и гуманитарной культур и рассматривается вопрос о научной картине природы. В остальных главах освещаются наиболее важные концепции естествознания.
^

Глава 1. Естественно-научная и гуманитарная культура



В методологии науки под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках, с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42




Похожие:

Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2004. 668 с.: ил. Isbn 5-94723-759-8
Данный учебник отвечает всем требованиям обра­зовательного стандарта
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconУчебник для вузов Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства
Этот учебник представляет максимальные возможности для реализации этого интереса
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconТеоретические
Учебник предназначен для студентов сельскохозяйственных вузов электротехнических и энергетических специальностей
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconДокументы
1. /Карпенков - Концепции современного естествознания Учебник для вузов.doc
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconПрезентация компании для торговой миссии
Украина, 04112, Киев, ул. Гонты, 1, тел./факс: (044) 458-47-48, тел: (044) 458-47-49
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconДокументы
...
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconM. B. Kapп налоговый менеджмент рекомендовано Учебно-методическим центром Профессиональный учебник
Для студентов и преподавателей экономических и финансовых вузов и факультетов, а также специалистов налоговых служб
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconДокументы
1. /Тяжелая атлетика. Учебник для ИФК. Под ред. Воробьева А.Н. 1981/P1010177_0001.djvu
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconНазвание Учеб. Дисц
Педагогика. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Экспресс-справочник для студентов вузов. — Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ»,...
Учебник для вузов. М.: Юнити, 2000. 287 с. Isbn 5-85178-044-4 iconДокументы
1. /Учебник древнегреческого языка для нефилологических факультетов университетов А. Ч. Козаржевский/dr_yaz001.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов