Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания icon

Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания



НазваниеВторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания
Дата конвертации22.09.2012
Размер49.86 Kb.
ТипЛекция

Вторая лекция -27-03-08

Парадоксы социально-гуманитарного познания


Рассмотрение парадоксальности социально-гуманитарного познания относится к философским проблемам этого вида знания. Философский подход нацелен на критический анализ основ (предпосылок и предположений), обоснований (способов получения, методологии) и обоснованности полученных результатов в процессе социально-гуманитарного познания.

Критический анализ выявляет парадоксальность каждого из трех составляющих основательности данного типа познания


Парадокс классического назначения социального познания состоит в том, что, признавая могущество разума и человека, социальная наука самого конкретного человека считала только «винтиком» в социальной машине и не видела его ни как активную силу, ни как конкретную цель всех социальных трансформаций.


Социально-гуманитарное познание в его современной версии сохраняет парадоксальность этого вида знания.

Апория со­временного гуманитарного знания выражается в невозможности последовательно научно исследовать неуловимое течение исторической жизни, текучую многозначность духовного бытия и необходимости это делать.


Парадоксальность, другими словами, в данном случае заключается в том, что это знание, с одной стороны, должно обладать всеми признаками знания - эпистемы, т.е. быть воспроизводимым, общим, определенным, истинным и т.п.. С другой стороны, но в момент своего использования (применения, понимания) это знание превращается в знание-фронему, т.е. становится состоянием духа, образом мысли живой исторической конкретности – делом ответственно поступающего человека.


Уточним понимание понятия парадоксальности в рассматриваемом аспекте.


Словарное определение парадокса: рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого предложения (или, что то же, доказывающее как это предложение, так и его отрицание). Парадокс как абсолютное противоречие возникает в теории в том случае, если логические основы этой теории недостаточно изучены и выявлены не полностью. Эта ситуация требует пересмотра исходных допущений теории, ее постулатов или аксиом.


Вернемся к нашей теме.


Мы уже знаем, что социогуманитарное знание существует одновременно в двух формах – практической и теоретической.

Практическая складывается из унаследованных житейских правил, повседневных интуиций и из накоплений индивидуального житейского опыта. Опорой практической формы социогуманитарное знания является то, что обычно называют здравым смыслом, то, что очевидно всем – докса. Этот вид знания существует как фоновая данность жизненного мира в целом, в который мы все помещены от рождения. Именно такой характер практического знания защищает его от критической оценки, от рефлексии.


В случае сбоя автоматизма заведенного образа жизни, возникновения противоречия, отклонения от правила можно говорить о пара-доксе. Возникает необходимость осмысления возникшего затруднения, его причин. Мы вступает на теоретический уровень рассмотрения, осознанно формируем свою точку зрения на происшедшее. Напомним, что терминологически понятие «теория» генетически связано с точкой зрения. Другими словами, мы должны выйти из ситуации и посмотреть на нее как бы со стороны, как на постороннее. Совершается сдвиг, пара- от общепринятого, к парадоксу.


Возникает вопрос, что выступает основанием построения научного знания в социогуманитарной сфере познания?

Очевидно, могут быть различные ответы на этот вопрос. И они во многом будет определяться установками исследователя на очевидность и достоверность, лежащими в основании научного познания.

Вопрос остается и он может быть переформулирован следующим образом: путь к очевидности идет через доксу или парадокс?


Библер В.С. «Особая логика такого определения (обоснования) начал – есть логика философского спора об этом определении, спора, осуществляемого в форме апорий (Аристотель. Метафизика, книги 111, Х,Х1)».

Итогом исследования логики определения начал у Библера стало следующее утверждение:

Необходимо насущное сопряжение в обосновании начал знания (мышления, разумения), ввести в определение понятия определение вне-логического, вне-понятийного бытия. А это значит выход на бытие для обоснования мышления, и обнаружение иной формы мышления, необходимой для обоснования начал, чем то мышление, которое необходимо внутри теоретического.


Другими словами в социогуманитарном познании следует учитывать насущное напряжение, спор двух логик. Логики «эпистемы» и логики «фриомы»


Напомню, что для обозначения мышления и мысли, живой мысли, выражающей намерение, план, греки употребляли слово фронема. Так как для гуманитарного познания важна позиция познающего по отношению к познаваемому, в конечном счете, важна даже личностная реакция на ситуацию познания, то оно по своей сути является фронемой. Эпистема науки говорит о сущем, а фронема говорит о бытии-в –мире.


В актуальности истины гуманитарного познания, в смысле поступка, действия, обнаруживает себя открытость бытия человеку, откровение бытия, проникновение в бытие, открывающегося здесь - и- сейчас. Поэтому М.Бахтин справедливо утверждал: «Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения (возможность охватить явление в целом, а не только его поверхность- Л,К.) . Здесь познания направлено на индивидуальное. Это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений»1.


Человек действует в социальном мире, либо приспосабливаясь к нему, тогда его интересует как он сейчас, либо изменяя его, тогда его интересует, какой он должен быть. В том и другом случае истина есть функция от времени, где истина есть не знание, которое соответствует вещи (событию, действительности), как это признается классической наукой, а знание соответствующей вещи (события, действительности), той, которая должна быть актуальна для настоящего.


«Но здесь существенно и одно, и другое (противоположное) утверждение, только в своем постоянном оборачивании они образуют реальный схематизм онто-логики: логики бытия как обоснования логики (возможности) мышления; логики мышления как обоснования логики (возможности) бытия».

Здесь уместно напомнить уже раннее отмеченную историчность и индивидуализирующее начало социогуманитарного знания. Именно здесь присутствует множественность возможных точек зрения, каждая из которых предполагает признание наличия иной точки зрения на тот же предмет рассмотрения, толерантное отношение в общении.


Парадоксальность социогуманитарного знания (познания) коренится в недрах самодетерминации человеческого мышления и деятельности.


Во всех ситуациях «самоустремленности», характерной для человеческой деятельности, внешняя (социальная) и внутренняя (личностная) детерминация сходятся здесь в точке « causa sui» (спонтанная точка порождения). Изначальная парадоксальность социогуманитарного знания, выступая точкой порождения иных форм парадоксальности, обрекает этот вид знания на постоянное и ответственное их преодоление в готовности встретиться с ними вновь. социогуманитарного знания



1 Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук/ М.М.Бахтин//Собр.соч.:в 7 т.Т.5., М.,1996.С.7.







Похожие:

Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconФилософские проблемы социально-гуманитарного познания
Какие два уровня существования социально-гуманитарного знания могут быть выделены?
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconДокументы
1. /М Вебер Объективность социально научного и социально-политического познания.rtf
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconМосковский государственный университет
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconВведение
Сибирский консультационный центр гуманитарного образования, социально- политических исследований и правовой информации
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconВ., Е. А. Тюгашев Граница как цивилизационная константа России-Евразии
...
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconФилософиЯ гуманитарного исследования
Гносеология учитывает познавательные возможности субъекта, в том числе и в зависимости от ситуации. Аксиология находится скорее в...
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconФилософиЯ гуманитарного исследования
Гносеология учитывает познавательные возможности субъекта, в том числе и в зависимости от ситуации. Аксиология находится скорее в...
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconКатегория «отдельное» и статус гуманитарных наук в: Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. С. 318–332
Интерес к методологии естествознания, господствовав­ший в советской философии более двадцати лет, ныне сме­няется выдвижением на...
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconИнформационный шум и феномен наглядности
Григори Бейтсон [Л] предлагает подставлять любое понятие – с одной стороны отношения – человек познающий, а с другой – объект познания....
Вторая лекция -27-03-08 Парадоксы социально-гуманитарного познания iconДокументы
1. /Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой (лекция).doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов