Тема : Оператор присваивания в языке программирования icon

Тема : Оператор присваивания в языке программирования



НазваниеТема : Оператор присваивания в языке программирования
Дата конвертации17.09.2012
Размер135.57 Kb.
ТипДокументы

© К. Поляков, 2009-2012

B6 (базовый уровень, время – 2 мин)


Тема: Оператор присваивания в языке программирования1.

Что нужно знать:

  • переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы

  • оператор присваивания служит для записи значения в переменную

  • если в переменную записывают новое значение, старое стирается

  • знаки +, -, *, / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления

  • запись вида a div b означает результат целочисленного деления a на b (остаток отбрасывается)

  • запись вида a mod b означает остаток от деления a на b

  • запись вида a := b + 2*c + 3; означает «вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных (кроме a) не изменяются

  • для многократного выполнения одинаковых операций используют циклы;

  • цикл с переменной выполняется N раз, в этом примере переменная i принимает последовательно все значения от 1 до N с шагом 1

for i:=1 to N do begin

{ что-то делаем }

end;

  • цикл с условием выполняется до тех пор, пока условие в заголовке цикла не нарушится;

while { условие } do begin

{ что-то делаем }

end;

  • главная опасность при использовании цикла с условием – зацикливание; эта такая ситуация, когда цикл работает бесконечно долго из-за того, что условие все время остается истинным
^

Пример задания:


Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.


a := 5;

a := a + 6;

b := –a;

c := a – 2*b;

Решение:

  1. для решения нужно использовать «ручную прокрутку» программы, то есть, выполнить вручную все действия

  2. наиболее удобно и наглядно это получается при использовании таблицы, где в первом столбце записаны операторы программы, а в остальных показаны изменения переменных при выполнении этих операторов

  3. здесь используются три переменные: a, b, c; до выполнения программы их значения анм неизвестны, поэтому ставим в таблице знаки вопроса:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

  4. после выполнения оператора a := 5; изменяется значение переменной a:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

    a := 5;

    5







  5. оператор a := a + 6; означает «вычислить значение выражения a + 6 используя текущее значение a (равное 5), и записать результат обратно в переменную a»; таким образом, новое значение равно 5 + 6 = 11:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

    a := 5;

    5







    a := a + 6;

    11







  6. следующий оператор, b := -a; изменяет значение переменной b, записывая в нее –a; учитывая, что в a записано число 11, находим, что b будет равно –11:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

    a := 5;

    5







    a := a + 6;

    11







    b := –a;




    –11




  7. последняя команда, c := a – 2*b, изменяет значение переменной c; при текущих значениях a = 11 и b = –11 результат выражения равен 11 – 2*(–11) = 33, это число и будет записано в переменную c:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

    a := 5;

    5







    a := a + 6;

    11







    b := –a;




    –11




    c := a – 2*b;







    33

  8. таким образом, правильный ответ – 33.

Возможные ловушки и проблемы:

  • нельзя забывать про знак переменных и про то, что «минус на минус дает плюс»
^

Ещё пример задания:


Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

a := 40;

b := 10;

b := - a / 2 * b;

if a < b then

c := b - a

else

c := a - 2 * b;

Решение:

  1. для решения нужно использовать «ручную прокрутку» программы

  2. выполним начальные присваивания:




    a

    b

    c




    ?

    ?

    ?

    a := 40;

    b := 10;

    40

    10




  3. самый сложный оператор, содержащий «подводный камень»:

b := - a / 2 * b;

не забываем, что умножение и деление имеют равный приоритет, и в такой цепочке сначала выполнится деление, а потом умножение

  1. результат:

b := - (40 / 2) * 10 = - 20 * 10 = - 200




a

b

c




?

?

?

a := 40;

b := 10;

40

10




b := - a / 2 * b;




-200




  1. очевидно, что теперь условие «a < b» ложно, поэтому выполняется оператор, стоящий после слова else: c := a-2*b = 40 – 2*(-200) = 440.

  2. Ответ: 440.

Возможные ловушки и проблемы:

  • нужно не забыть, что умножение и деление имеют одинаковый приоритет, то есть выполняются по порядку слева направо (если нет скобок)
^

Еще пример задания:


В результате выполнения фрагмента программы

while n < > 0 do begin

write ( 2*(n mod 10)+1);

n := n div 10;

end;

на экран выведено число 13717. Укажите все числа, которые могли находиться в переменной n до выполнения этого цикла.

Решение:

  1. прежде всего, заметим, что для вывода используется оператор write, который не переходит на следующую строку; поэтому числа в цикле будут выводиться в одной строке «вплотную» друг к другу, без промежутков

  2. вспомним, что n mod 10 – остаток от деления числа на 10 – это последняя цифра числа в десятичной системе счисления;

  3. операция n div 10 (деление нацело на 10) равносильна отбрасыванию последней цифры в десятичной системе счисления

  4. эти две операции выполняются пока значение переменной n не станет равно нулю

  5. анализируя алгоритм, можно придти выводу, что этот фрагмент программы выводит на экран числа , где – это -ая цифра с конца числа

  6. подумаем, в каком интервале находится значение , если – это цифра от 0 до 9: получаем интервал от до

  7. поэтому разбить цепочку 13717 на части можно следующими способами:

1 – 3 – 7 – 17

1 – 3 – 7 – 1 – 7

13 – 7 – 17

13 – 7 – 1 – 7

  1. в любом варианте разбиения каждое число получено по формуле , поэтому можно сразу определить цифры соответствующих чисел по формуле :

1 – 3 – 7 – 17 0 – 1 – 3 – 8

1 – 3 – 7 – 1 – 7 0 – 1 – 3 – 0 – 3

13 – 7 – 17 6 – 3 – 8

13 – 7 – 1 – 7 6 – 3 – 0 – 3

  1. вспоминаем, что цифры числа в цикле обрабатываются, начиная с последней, поэтому в ответе нужно перечислить числа 836, 3036, 8310 и 30310.

  2. таким образом, правильный ответ – 836, 3036, 8310, 30310.

Возможные ловушки и проблемы:

  • нужно уметь анализировать работу алгоритма, «прокручивать» его в уме

  • можно забыть, что цифры числа обрабатываются в обратном порядке, начиная с последней
^

Задачи для тренировки2:


  1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

a := 3 + 8*4;

b := (a div 10) + 14;

a := (b mod 10) + 2;

  1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

a := 1819;

b := (a div 100)*10+9;

a := (10*b–a) mod 100;

  1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

a := 42;

b := 14;

a := a div b;

b := a*b;

a := b div a;

  1. Определите значение целочисленных переменных x, y и t после выполнения фрагмента программы:

x := 5;

y := 7;

t := x;

x := y mod x;

y := t;

  1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

а :=6*12 + 3;

b :=(a div 10)+ 5;

a :=(b mod 10)+ 1;

  1. Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:

x := 336

У := 8;

x := x div y;

y := х mod у;


  1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

а :=1686;

b :=(a div 10) mod 5;

а := а - 200*b;

  1. Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:

х := 11;

у := 5;

t := y;

у := х mod у;

x := t;

у := у + 2*t;

  1. Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:

х := 19;

у := 3;

z := у*2;

у := х mod у;

х := х - z;

у := у + z;

  1. Определите значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы:

х := 13;

у := 3;

z := x;

x := z div у;

у := х;

  1. В результате выполнения фрагмента программы

while n <> 0 do begin

write ( 2*(n mod 5 + 3) );

n := n div 10;

end;

на экран выведено число 10614. Какое число хранилось до этого в переменной n, если известно, что все цифры в нем нечетные?

  1. Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные:

a := -5;

b := 5 + 7 * a;

b := b / 2 * a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные:

a := 5;

b := 5 - 3 * a;

b := b / 2 * a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные:

a := 5;

b := 5 + 5 * a;

b := b / 2 * a;

  1. Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b – вещественные (действительные) переменные:

a := 7;

b := 7 + 3 * a;

b := b / 2 * a;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 100;

b := 30;

a := a – b*3;

if a > b then

c := a – b

else c := b – a;

  1. Определите значение переменных a и b после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 2468;

b := (a mod 1000)*10;

a := a div 1000 + b;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 6;

b := 15;

a := b – a*2;

if a > b then

c := a + b

else c := b – a;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := -5;

b := 14;

b := b + a*2;

if a > b then

c := a + b

else c := b – a;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := -5;

b := 3;

a := a - b*2;

if a > b then

c := b - a

else c := a – b;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := -5;

b := -3;

a := a - b*3;

if a > b then

c := b + a

else c := a – b;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := -2;

b := -3;

a := b + a*3;

if a < b then

c := a - b

else c := b – a;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 40;

b := 10;

b := a - 2*b;

if a < 2*b then

c := a

else c := b;

  1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a, b и с – переменные вещественного (действительного) типа:

a := 120;

b := 100;

a := a + b / 2;

if b < a / 2 then

c := b + a

else c := b + a / 2;

  1. Определите значение переменной S после выполнения следующего фрагмента программы:

S:=1; i:=1;

while i < 5 do begin

S := S + i*(i+1);

i := i + 1;

end;

  1. Определите значение переменной S после выполнения следующего фрагмента программы:

S:=0; i:=7;

while i > 1 do begin

S := S + i div 2;

i := i - 1;

end;

  1. Определите значение переменной P после выполнения следующего фрагмента программы:

P:=1; i:=3;

while i <= 9 do begin

P := P * (i div 3);

i := i + 1;

end;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

a:= 7;

a:= a - 4;

b:= -a;

c:= -a + 2*b;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

a:= 5;

a:= 12 – a*a;

b:= -a;

c:= 10*a - b;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

x:= 2.5E+02; { 2.5E+02 = 2.5·10+02 = 250}

x:= x + 0.5E+02; { 0.5E+02 = 0.5·10+02 = 50}

y:= -x;

c:= -2*y - x;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

m:= 67;

m:= m + 13;

n:= m/4 – m/2;

c:= m - n;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

x:= 8 + 2*5;

y:= (x mod 10) + 14;

x:= (y div 10) + 3;

c:= x - y;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 30;

b := 6;

a := a / 2 * b;

if a > b then

c := a - 3 * b

else c := a + 3 * b;

  1. (http://ege.yandex.ru) Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 30;

b := 6;

a := a / 5 * b;

if a > b then

c := a - 4 * b

else c := a + 4 * b;

  1. Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:

a := 6*12 + 3;

b := a div 10 + 5;

a := b mod 10 + 1;

c := a*a + b*b – a / 2 * b;



1 Здесь рассматривается только язык Паскаль, который является наиболее распространенным в школах России.

2 Источники заданий:

  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг.

  2. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.

  3. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2010.

  4. Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.

  5. М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.

  6. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.




Похожие:

Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Оператор присваивания в языке программирования
«вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных...
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Оператор присваивания в языке программирования
«вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных...
Тема : Оператор присваивания в языке программирования icon1. Оператор присваивания
Оператор присваивания придает переменной конкретное значение, например: X:=2; y:=5
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconУроки №5-6 тема: " Программирование ветвящихся алгоритмов. Оператор выбора ". Оператор
Оператор служит для выбора одного из помеченных вариантов действия (операторов), в зависимости от значения "параметра". Оператор...
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема: Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема: Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема: Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема: Обработка массива (написать программу из 10-15 строк на языке программирования или алгоритм на естественном языке)
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Работа с массивами и матрицами в языке программирования
В программе используется одномерный целочисленный массив a с индексами от 0 до Ниже представлен фрагмент программы, записанный на...
Тема : Оператор присваивания в языке программирования iconТема : Работа с массивами и матрицами в языке программирования
В программе используется одномерный целочисленный массив a с индексами от 0 до Ниже представлен фрагмент программы, записанный на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов