Юрий Линник Сопричастность icon

Юрий Линник Сопричастность



НазваниеЮрий Линник Сопричастность
Дата конвертации15.10.2012
Размер69.29 Kb.
ТипДокументы

Юрий Линник

Сопричастность

Soprichasnost

1. Валерий Николаевич Сагатовский – выдающийся русский философ. Исконное стремление отечественной мысли к синтезу получило у него наиболее полное, строгое и убедительное выражение. Выучка у Европы – с её установкой на дисциплину мышления – пришлась как нельзя кстати. Но она не привела к размыву поэтической подпочвы русского философствования. В методологически ясных и выверенных текстах В.Н. Сагатовского есть глубинный эмоциональный напор. Он ещё и замечательный поэт. Это тоже синтез: силлогизм дружит с метафорой.

Самобытная философия В.Н. Сагатовского подпитывается из разных ключей. Назову сейчас только два.

– Это мир архетипов. Предлагаемая мыслителем трихотомия бытия органично накладывается на трёхчленную структуру ^ Мирового древа. К этому образу В.Н. Сагатовский обращается неоднократно. В финале «Философии антропокосмизма» ему даётся яркая поэтическая интерпретация: нижнему миру соответствует почва объективности, среднему – семя субъективности, верхнему – Солнце трансцендентности. Дивные параллели! Они внове обнаруживают исконное родство поэзии и философии – выявляют их верность общим архетипам, раскрываемым пусть на очень разных, но всё же взаимопереводимых языках.

– Это античная традиция. Когда В. Н. Сагатовский пишет, что истинный философ должен «видеть денотаты категорий», то сразу вспоминаешь о настойчиво подчёркивавшейся А.Ф. Лосевым возможности умозрительно созерцать эйдосы (1). В этом контексте В.Н Сагатовский говорит и о кантовских схемах – своего рода средостениях между абстрактным и конкретным. В учении о схемах И. Кант следует за эйдологией Платона. Во всех этих подходах и установках неявно присутствует эстетический момент. Он многое предопределяет в стиле философствования упомянутых мыслителей. Гены эллинского космоса-организма – высшего воплощения идеи прекрасного – унаследованы космосом В.Н. Сагатовского. Инвариантным признаком является прежде всего гармония, получающая у русского философа процессный, наделённый инфинитными смыслами характер.

2. Понятие триализм мы находим уже в «Словаре иностранных слов» А.Н. Чудинова (1910). Порой оно подразумевает просто троякое деление. Так, эрцгерцог Франц Фердинанд охотно использовал этот термин, говоря о преобразовании своей империи в Австро-Венгро-Славию. Если говорить о его философском употреблении, то здесь надо сохранить все коннотации, присущие понятию дуализма: речь идёт о принципах или началах, которые принципиально несводимы друг к другу – невыводимы друг из друга – независимы друг от друга. Таковы протяжение и мышление у Р. Декарта. Он был абсолютным дуалистом.

Триализм в философии – явление весьма нечастое. В.Н.
Сагатовского можно считать его наиболее последовательным сторонником. Три ипостаси бытия – объективная, субъективная и трансцендентная – мыслятся им автономно. Философ отрицает порождающую онтологическую модель, которая генерирует из себя все три базовых типа. У них нет общего корня – они не редуцируются к чаемому первоначалу – ни одна из них быть им не может. Здесь нельзя выстроить ни эволюционную последовательность, направленную снизу вверх – ни её зеркально опрокинутый вариант в виде эманационной лестницы, где движение идёт сверху вниз. Удовольствоваться чисто структурной иерархией? Но базовые типы – по В.Н. Сагатовскому – паритетны. Они не признают нашего ранжира.

Следует говорить – в духе троичного догмата – о совечности базовых типов? Это ближе к истине. Но В.Н. Сагатовский оригинален. Подыскивание аналогий к нему – малопродуктивное занятие. Новизной перекрываются любые уподобления.

Философ учит: все три вида реальности одновременно присутствуют в любом сущем – независимо от масштабов и уровней.

Песчинка может быть вместилищем Бога? Почему бы и нет! Тривиально то, что она – элемент объективной реальности. Но как можно усмотреть в ней присутствие субъективной реальности? Предпосылка таковой – уникальность, единичность: у нашей песчинки нет двойников.

^ Уток и основа: этого мало для мирового ткачества. Подобно трём индийским нитям-гунам, три разных реальности – наша сокращённая формула подаёт истину чуть огрублённо, но без обиняков – взаимопереслаиваясь и взаимоотсвечивая, образуют сложнейшую текстуру бытия.

Вот упрёк, который обычно бросают дуалистам: вы расщепили бытие – раскололи его надвое. Можно ли эту инвективу отнести к триалисту В.Н. Сагатовскому?

Ни в коем случае!

Сопричастность: смею утверждать, что это главная категория В.Н. Сагатовского – она звенит поэзией.

Трансценденция апофатична. Неизъяснимое, невыразимое, неизрекомое! Но тем не менее экзистенция сопричастна трансценденции. Она неисповедимо присутствует в нашем опыте.

Классический дуализм разъединяет, разводит – неклассический триализм В.Н. Сагатовского тонко связывает.

Трём ипостасям бытия в исследованиях В.Н. Сагатовского даются разные проекции – вот некоторые из них:

Оно – Я и Ты – Мы;

бытие-для-другого – бытие-для-себя – бытие-в-себе;

энергия – информация – присутствие.

Про общеизвестные дихотомии типа материализм – идеализм тут приходится забыть начисто. Противоположения не затушёваны, но вместо резкого расслоения мы видим иное: переходы, переливы, перетоки. Ипостаси у В.Н. Сагатовского служат индикаторами друг для друга. Философ пишет: «всё сущее одновременно живёт в трёх мирах – объективном, символическом и абсолютном» (2). Это ярко и ново.

3. О трансценденции В.Н. Сагатовский выразился так: «сплошное ЕСТЬ» (3). Подобная сплошность в какой-то степени присуща и всему бытию. Оно дифференцировано – и вместе с тем слиянно, неделимо. Так всё же: три реальности – или одна? Этот вопрос может предстать и как сущностный, и как формальный. Противоречие снимается игрой бытия. Главную интригу в нём развивают часть и целое.

Читаем у В.Н. Сагатовского: «Я становится сопричастным Мы. Это присутствие целого в частях предстаёт голографическим эффектом трансцендентного бытия» (4).

Голографичность – или фрактальность: об этом свойстве бытия пророчат и гомеомерии Анаксагора, и монады Г.В. Лейбница. Заметим, что чудесное русское слово сопричастность, так хорошо работающее у В.Н. Сагатовского, имплицитно содержит указание на данное свойство.

^ Сопричастность – и всеприсутствие: гармония бытия, выраженная в этих ёмких понятиях, обретается благодаря динамике отношений.

Быть – значит относиться. Или соотноситься!

Вот кредо онтологии В.Н. Сагатовского.

Бытие держится на коррелятах.

Нет соотнесённости – и мы теряемся: бытийное ускользает в небытийное.

Именно благодаря богатству отношений – через взаимоподдержку ипостасей – достигается полнота бытия. Этот понятие весьма существенно для В.Н. Сагатовского. Его эмоционально-пафосная составляющая очевидна. Это соприсуще человеку: стремление к всеохвату – к максимуму существования. Мы не хотим довольствоваться частичным. Поэзия помогает нам ощутить предельную полноту бытия.

Однако после этого экстатического подъёма мы порой переживаем чувство неудовлетворённости.

Почему?

У В.Н. Сагатовского читатель найдёт характерное выражение, похожее на оксюморон: «неполная полнота» (5).

Тебя притягивает Всё?

Опираясь на парадокс Б. Рассела, В.Н. Сагатовский показывает: бесконечные множества, содержащие себя в качестве собственного элемента, могут существовать лишь как абстракции. Б. Рассел работал с языком. Но В.Н. Сагатовский правомерно утверждает: его положения онтологичны – их надо проэкстраполировать на бытие.

Хочешь объять необъятное?

Если оно мнится тебе актуальным, то лучше внять совету Кузьмы Пруткова.

Полнота бытия даётся нам как бы на вырост.

Рано или поздно, но максимум обнаруживает свою относительность – и ты с расширенной позиции можешь увидеть его как минимум.

В.Н. Сагатовский реабилитирует потенциальную бесконечность. Всегда ли она дурная? Неостановимая экспансия способна откликнуться в нас чувством возвышенного. П.А. Флоренский любил слово растучесть. Он применял его по отношению к человеческому духу. Его рост потенциально бесконечен – даже теозис не должен прервать его.

Думается, что теорема К. Гёделя о неполноте – как и расселовский парадокс – тоже имеет онтологический смысл. Расширяется аксиоматика – расширяется Вселенная – расширяется сознание.

В.Н. Сагатовский учит об открытой полноте.

Она готова стать ещё полнее.

А максимум ещё максимальнее.

А бесконечность ещё бесконечнее!

Восполнение полного В.Н. Сагатовский называет развивающейся гармонией. В этом словосочетании таится антиномия? Ведь культура привыкла брать гармонию в статике. Философ размышляеет: золотое сечение – этот символ гармонии – кажется несовместимым с тотальной событийностью мира. Но на поверку оказывается, что это не так! Показательно выражение астронома и художницы Н.Н. Якимовой: золотой вихрь. Речь идёт всё о той же божественной пропорции, которая инвариантом проходит через процессы, отмеченные бурной динамикой.

В.Н. Сагатовский воздвигает свой храм во имя культа гармонии.

А как же борьба? Говоря по-новому и о ней, В.Н. Сагатовский всё-таки сосредоточен на том, чтобы восстановить симметрию, нарушенную в советские годы – прекрасно у него сказано о «борьбе с бессмысленной борьбой» (6).

^ Развивающаяся гармония помогает нам доопределить мир – и этим уменьшить его энтропию.

Развивающаяся гармония находит свой оплот в базовых ценностях – опирается на любовь, а не вражду, на кооперацию, а не конкуренцию.

^ Развивающаяся гармония работает на положительный фундаментальный настрой – это некий камертон бытия, желающего остаться бытием. И повысить свою организованность!

Универсум В.Н. Сагатовского звучит в мажоре. Находит ли в нём место небытие? Да, но очень своеобразное: ничтойность определяется через непредикативность и несоотнесённость. Конечно же, она этим релятивизируется – и по сути перестаёт быть источником смущения и страха.

Человек укоренён в бытии – бытие укоренено в человеке.

Антропология у В.Н. Сагатовского предстаёт как онтология – и наоборот. Два подхода обнаруживают свою нетривиальную амбивалентность.

Антропокосмизм В.Н. Сагатовского видится нам значительнейшим обретением не только русской, но и мировой философской мысли.


____________________________________________________________________

1. Сагатовский В.Н. Триада бытия. СПб., 2006. С. 17 (выделено Сагатовским – Ю.Л.).

2. Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2004. С. 64.

3. Сагатовский В.Н. Триада бытия. С. 119.

4. Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении С. 58.

5. Сагатовский В.Н. Триада бытия. С. 112.

6. Сагатовский В.Н Философия антропокосмизма в кратком изложени



Похожие:

Юрий Линник Сопричастность iconДокументы
1. /ЛИННИК.DOC
Юрий Линник Сопричастность iconДокументы
1. /ЛИННИК.DOC
Юрий Линник Сопричастность iconДокументы
1. /ЛИННИК.DOC
Юрий Линник Сопричастность iconЕрегин юрий Васильевич
Серегин юрий Васильевич, капитан-директор на судах Севрыбхолодфлота. В 1970-х годах возглавлял экипаж тр «Полярный круг», в 1980-е...
Юрий Линник Сопричастность iconКовлев юрий Сергеевич
Яковлев юрий Сергеевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1970-х годах возглавлял экипажи рт «Моржовец», «Островский»....
Юрий Линник Сопричастность iconЮрий Шарифов: «Чем талантливее человек, тем проще»
В львовском клубе "Рафинад Пипл" Юрий Шарифов выступает в качестве диджея на тематических вечеринках, посвященных отечественной и...
Юрий Линник Сопричастность iconКарапузов юрий Александрович
...
Юрий Линник Сопричастность iconКрамаренко юрий Сергеевич
Крамаренко юрий Сергеевич, капитан Мурманского тралового флота. Умер в Мурманске в ноябре 1995 года на 42-м году жизни
Юрий Линник Сопричастность iconОмбровский юрий Владимирович
Домбровский юрий Владимирович, заместитель генерального директора Севрыбхолодфлота в середине 1990-х годов, заместитель управляющего...
Юрий Линник Сопричастность iconЛутягин юрий Федорович
Лутягин юрий Федорович, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1960-е годы возглавлял экипаж траулера «Кострома», добивался...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов