9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры icon

9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры



Название9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры
Дата конвертации18.09.2012
Размер32.83 Kb.
ТипУрок

Что и как мы читаем.


9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры.

Не секрет, что наши дети читают все меньше и меньше. Причины тоже известны, хотя проблем с приобретением книг сейчас нет, и в каждом доме книга не дефицит.

Вспомним героиню романа Е. Евтушенко «Ягодные места», которая обставила свою квартиру дорогой мебелью и сетовала лишь на то, что осталось полметра в стенке книгами заполнить.

А сейчас прилавки книжных магазинов ломятся от литературы на любой вкус.

Вот только как отличить хорошую литературу от ширпотреба? Конечно, воспитывать думающего читателя призваны уроки литературы в школе, учителя-словесники.

Анкетирование, проведенное в 5-11 классах нашей школы, показало, что учащиеся не только мало читают, затрудняются назвать фамилии классиков отечественной литературы, особенно детской, не знают современных художников слова, но если и читают, то отдают предпочтение книгам, которые не заставляют думать, не учат размышлять. Это чтение не ради наслаждения и извлечения жизненного опыта, определенных уроков, а чтение «от нечего делать»…

Мы, учителя, прежде всего, должны заниматься пропагандой книги и делать это на лучших произведениях мастеров слова.

Одним из таких писателей, на наш взгляд, является В.П. Астафьев. Для уроков чтения мы выбрали его повесть «Ода русскому огороду» и провели их в 6,8,11 классах, обращаясь к эпизодам и проблемам, соответствующим возрасту и литературной подготовке детей.

В начале рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, о его нелегкой судьбе.

В 6-ом классе подробнее остановились на детских и отроческих годах В.П. Астафьева, которые прошли в Сибири в 30-х годах 20 века, когда формировался и закалялся характер будущего писателя, оставшегося рано сиротой.

В старших классах – годы Великой Отечественной войны, участие в ней, становление как писателя, формирование художественного мира и вкусов, самобытность языка, обращение к форме и жанру воспоминаний.

Краткий обзор лучших произведений В.П. Астафьева: «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Царь-рыба» и другие.

Обоснование выбора для чтения и беседы повести «Ода русскому огороду».


Почему такое парадоксальное название? Что это за жанр – ода?

Почему эта повесть – хвалебная песнь именно русскому огороду?

Почему писатель возвращает нас в свое нелегкое детство?

Чем, в понимании писателя, отличался огород в Сибири от огородов южной стороны и европейских стран и для чего это сравнение приводится им?

Эти и другие вопросы звучали на уроках по ходу обсуждения.

Привлекаем для дальнейшего анализа выразительное чтение различных эпизодов: как обустраивался огород, что и как на нем росло, о вовлечении детей в работу на огороде, о первом выросшем долгожданном огурце, о тыкве-иностранке, про баню на огороде, где-то слез терли, скребли, отхаживали веником мальчика, про ласточку, опьяневшую от счастья возвращения на родину из южных краев и на время забывшую о подстерегавшей ее опасности.

Эпизод про эту ласточку, которую мальчик убил брошенным в нее камнем, а потом долго думал над ее могилкой и пришел к мысли: «никогда и никого я больше не буду убивать», особенно потряс шестиклассников, потряс до слез. Свои впечатления они потом выразят в иллюстрациях, сочинениях.

Учащиеся старших классов говорили о наслаждении, которое получили во время чтения, о сопричастности к тому, что услышали, о юморе, с которым Астафьев вспоминал детские шалости и проказы.

Отметили, что писатель – настоящий мастер слова: он так им владеет, что читатели видят нарисованные им картины, чувствуют запахи сибирского огорода, слышат «щебет, чурлюкание» ликующей ласточки.

Удачные, точные сравнения, метафоры, олицетворения живописуют увиденные картины: «ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех, извещая, что прилетала она из дальних стран и так стремилась к родной сияния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, отпраздновав возвращения, порезвившись в радости, сразу же возьмется за дело, отремонтируют гнездышко под застрехой, высадит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она все».

Использование звукозаписи, инверсии помогают нам увидеть, как «целый мир живет, растит потомство, шевелится, поет, плачет, прячется плотно сомкнувшееся зелени огорода».

Разговор об этом удивительном произведении может быть долгим, потому что принадлежит эта повесть перу мастера, настоящего художника слова В.П. Астафьева.

Грамотно построенный урок – общение с этой книгой формирует читателя, его мировоззрение, учит любить книгу, сам процесс чтения.

Читая «Оду русскому огороду», ненавязчиво проникаешься любовью к отчему краю, своей родине.


Учитель литературы Троицкой средней школы Чеховского района Московской области Страхова Н.А.




Похожие:

9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconУрок чтения(9-11 классы) «Со страниц на сцену» Тема: Поэты и писатели XVIII xix веков о воспитании и образовании
Цель: Привлечь внимание учащихся к книге, к чтению как важному фактору сохранения и развития отечественной культуры, развитие у учащихся...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconАнонс VIII покровские чтения
Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводит 10-14 октября 2007 года VIII покровские чтения. Диалог...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconЦель работы: рассмотреть механизм формирования умений при работе с текстами разных видов на уроках иностранного языка в школе 3 ступени. Задачи
Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconКонкурс на лучшее издание для слепых и слабовидящих детей
Цель конкурса – активизация издательской деятельности специальных библиотек для слепых России, работы по привлечению внимания к лучшим...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры icon200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года, в ноябре 400-летие
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconОтчет о проведении Открытого урока чтения в моу сош №6 ст. Мингрельской Абинского района Краснодарского края 9 октября 2007 года
Всероссийский Открытый урок чтения в моу сош №6 предварялся следующими мероприятиями-спутниками
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconПрограмма «система выявления. Поддержки и развития одарённых детей» Актуальность проблемы
Детей, имеющих такой потенциал, в педагогике принято называть одарёнными. Именно эта категория учащихся часто оказывается вне специального...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры icon«Совет лидеров». Целью, которого является: «Повышение уровня самоорганизации учащихся школы»
Большую роль в выявлении учащихся с активной жизненной позицией и в создании условий для социализации детей играет школьное ученическое...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconВикторина по сказкам Пушкина. Дети были активны, заинтересованы творчеством поэта. А главное дети поняли, почему люди всего мира любят, помнят, восхищаются его таланту
С целью воспитания любви к чтению книг, развития познавательной активности, развития творческих способностей учащихся и в соответствии...
9 октября 2007 года мы провели в школе открытые уроки чтения с целью привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры iconПрограмма развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Емельяновской средней общеобразовательной школы№3» на 2011-2014гг
Цель подпрограммы: cоздание и развитие в школе единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов