Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) icon

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок)



НазваниеТема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок)
Дата конвертации16.09.2012
Размер40.53 Kb.
ТипСказка

Литературное чтение

4 класс

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок).

Цели и задачи:

а) дидактические: формирование навыков правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; учить подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов.

б) развивающие: развитие навыков устной речи, мышления, воображения, памяти;

в) воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на сказки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, в парах.

Средства наглядности: рисунки, передающие состояние моря, слова, описывающие море, слова с характерами старика и старухи.


^ Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

^ II. Подготовка речевого аппарата.

  1. Язык, губы (оканье, язычок «лодочкой», чистим зубы).

  2. Дыхательная гимнастика.

1-3 глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].

3. Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятерку получу.

4. Пятиминутка жужжащего чтения.

III. Проверка домашнего задания.

Дети показывают рисунки и читают эпизоды из сказки.

^ IV. Постановка цели урока.

- Сегодня мы продолжим работать над сказкой.

1. Лексическая работа.

- В сказке есть устаревшие слова. Подберите к ним современные пары (слова записаны на доске).

Молвить – (говорить).

Надобно – (необходимо).

Осердилась – (рассердилась).

Палаты – (комнаты).

Заморские – (заграничные).

Вкруг – (вокруг).

^ V. Анализ произведения.

1. Назовите главных действующих лиц сказки.

2. Определите, какой сказочный герой произнес эти слова. (На каждой парте лежат листочки со словами. Работа в парах.)

«Не печалься, ступай себе с Богом!»

«Воротись, дурачина, ты к рыбке».


«Смилуйся, государыня рыбка!»

3.Перечитайте начало сказки.

- Как в ней описана жизнь старика и старухи?

- Какое чудо изменило их жизнь?

- Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка?

- Почему старик не взял откупа?

Физминутка.

4. Давайте проследим, как менялось море с приходом старика.

(На доске рисунки с изображением моря, которое с приходом старика каждый раз меняет свой оттенок. Напротив слова, описывающие море, рядом – слова, обозначающие просьбу старика. Заполняется постепенно, в ходе беседы.)

- Почему море меняется до того, как на зов старика приплывает золотая рыбка? (Высказывания детей).

- Рыбка чувствует переживания старика, беспокоится за него, поэтому её состояние переносится на море.

- Как вы считаете, попросил бы старик для своей золотой рыбки что-то для себя?

5. Выборочное чтение.

- Меняется ли раз от раза обращение старика к золотой рыбке? (Ответы детей).

- Найдите в тексте и прочитайте эти отрывки.

- А ответы рыбки? (Ответы детей).

- Найдите в тексте и прочитайте.

- Море с каждым разом было беспокойнее, а сама рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивала его.

- А как же вела себя старуха? (Ответы детей.)

- Давайте расположим по порядку (начиная с наименьшего), как возрастали требования старухи. (Записано на доске)

-Вольная царица.

-Владычица морская.

-Новое корыто.

-Столбовая дворянка.

-Новая изба.

- Как же старик пытался усовестить, урезонить старуху?

- Найдите в тексте и прочитайте.

6. Давайте составим характеристику старика и старухи. Соедините

стрелками черты характера старика и старухи. ( Слова с характерами на доске. Девочки дают характеристику старухе, мальчики старику).




Характер старика


Характер старухи

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый



- Правильно ли поступила рыбка со старухой?

Физминутка.

- Какая основная мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. (Пословицы записаны на доске)

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному всё мало.

7. Вспомните народные сказки: - чему они учат читателя?

- Что общего у сказки А. С. Пушкина с народной сказкой? (Троичность: три раза рыбак обращается к рыбке; три раза она исполняет желание рыбака; действуют волшебные силы – рыбка говорит человеческим голосом, слышит старика, когда он кличет её с берега морского, и совершает чудеса).

- Изображена ли в сказке реальная жизнь, то, что могло быть в действительности? (Быт бедного рыбака, картина его жизни; характеры людей – доброго, трудолюбивого, некорыстного, покладистого старика, сварливой, своенравной, жадной, привередливой старухи, веры и убеждения, что всё злое, недоброе, не приносит счастья).

V. Рефлексия.

Не замечали вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение старухи? Когда это бывает? Можете ли вы такие, нравится окружающим вас людям? VI Итог урока.

Нравятся вам сказки А.С. Пушкина? Какие сказки вам хотелось ещё прочитать?

VII Домашнее задание. (Выучить наизусть понравившийся отрывок).




Похожие:

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconДокументы
1. /Русалка.txt
2. /Руслан и Людмила.txt
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconHttp://dolgoprudnyj narod ru информационно-развлекательный портал
«Вот будет подарок жене», – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать...
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconА. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне» Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Царевна-лягушка», «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» и другие русские народные сказки
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconУрок сказка» по теме: «Упрощение выражений» (урок закрепления пройденного материала) Учитель математики: Шарынина Алла Николаевна, гоу сош №17 Василеостровского района
...
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconУрока (урок практикум) Тема урока: «Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (3 ноября 1829г.)
Тема урока: «Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (3 ноября 1829г.)
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconУрока (урок практикум) Тема урока: «Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (3 ноября 1829г.)
Тема урока: «Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «Зимнее утро» (3 ноября 1829г.)
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconУрок-сказка Тема: Закрепление. Вычитание в случаях вида цели
Оборудование: рисунки колобка, зайца, медведя, волка, тучки, яблоки, геометрические фигуры
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconЕрёмина Нина Григорьевна с. Курасовка тема урок
Софьи Пшеничных «И летом, и зимою», Валентина Берестова «Ботаника», «Весенняя сказка», Николая Ламма «Зеленый репейник»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconКниги для летнего чтения в 7 классе А. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник»
А. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка». И. Новиков «Пушкин на юге», Ю. Тынянов «Пушкин»,...
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (второй урок) iconКниги для летнего чтения в 7 классе А. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник»
А. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка». И. Новиков «Пушкин на юге», Ю. Тынянов «Пушкин»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов