Министерство образования российской федерации icon

Министерство образования российской федерации



НазваниеМинистерство образования российской федерации
Дата конвертации31.08.2012
Размер103.66 Kb.
ТипДокументы




министерство образования

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразования России)

ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, И5998

Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89

Телетайп: П4027 КОНОИД


15.12.2002 №30-51-914/16



Органы управления образованием субъектов Российской Федерации





Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования Российской Федерации совместно с группой ученых разработан "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования."

Проект был рассмотрен в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений.

Направляем "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" для использования в практической работе образовательных учреждений. Приложение: по тексту на 6 л. в 1 экз.


Министр В.М.Филиппов



Приложение к письму

Минобразования России

от 15 декабря 2002г. №30-51-914

^ МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ SERVECES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS OF EDUCATION

OF MORAL EDUCATION

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях общего образования.

Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в целях реализации воспитания.

^ 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;

ГОСТ Р 50645-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц;

ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования;

ГЪСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения.
Общие требования.

2.2. Стандарты разработаны с учетом действующих международных и государственных нормативных правовых актов в области воспитания и образования:

Конвенции ООН о правах ребенка;

Закона Российской Федерации "Об образовании";

Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Закона Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"

Федеральной программы развития образования

Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»

^ 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически
организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное па развитие
личности, ее духовно-нравственное становление.

  1. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные
    учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего,
    среднего (полного) общего образования, учреждения дополнительного
    образования детей (далее - учреждения) вне зависимости от форм
    собственности.

  2. Для обеспечения качественной работы, учреждений общего
    образования по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться
    необходимое нормативное правовое, материально-техническое, финансовое и
    организационное обеспечение, включая:

- организацию сети и сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих дополнительные образовательные программы;

- создание нормативной правовой и финансовой основы деятельности
учреждения для оказания услуг по воспитанию;

- укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания;

- техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-
массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).

4.4.1. В состав документации должны входить:

- Устав учреждения, отражающий особенности воспитательной

деятельности учреждения;

- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по
организации воспитательного процесса в учреждении;должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих
воспитательный процесс;

  • документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и
    его эффективности.

4.4.2. Условия размещения учреждения:

  • учреждение должно размещаться в специально предназначенном
    здании (зданиях), либо приспособленных для осуществления учебно-воспитательного процесса помещениях, которые должны быть обеспечены
    необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены
    телефонной связью;

  • по своим размерам и состоянию помещения должны отвечать
    требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям
    противопожарной безопасности.

4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами в области
воспитания и их квалификация:

учреждение должно быть укомплектовано специалистами в

соответствии со штатным расписанием учреждения данного типа и

вида;

назначаемый на должность специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и должностной инструкции;

- наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый
состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном
учреждении, должен принимать ценностные ориентации и нравственные
нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать
высокими моральными качествами.

4.4.4. Наличие необходимого для реализации воспитательного процесса
технического оснащения учреждения:

- техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-
массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.) должно обеспечивать
надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг;

- техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в
соответствии с документацией но его функционированию и эксплуатации,
содержаться в технически исправном состоянии.

4.4.5. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы, аппаратура, культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном состоянии.

4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей.

^ 5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСЛУГ ПО ГАРАНТИРОВАННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Под основными видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.

Основными видами гарантированных услуг являются:

5.1. Воспитательные ценности. Учреждение гарантирует
воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократическою
общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию
взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой;
формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу
здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в
общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей
как семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных
стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у
школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и
культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за
будущее своей страны и современной цивилизации в целом.

5.2. Содержание воспитания. Учреждением гарантируется
использование воспитательного потенциала основных и дополнительных
образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную,
соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям
деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со
    сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
    нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии,
    стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к
    природе, людям, собственному здоровью;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и
    понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных,
    доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой
    деятельности;

  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских
    качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой
    социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
    коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации,
    проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.


5.3. Воспитание в процессе обучения. Образовательное учреждение
гарантирует направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного
потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных
пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в
процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного
минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осознание и
принятие общечеловеческих ценностей.


5.4. Создание дополнительных пространств самореализации личности
во внеурочное время. Учреждение гарантирует предоставление детям
возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного
образования детей во внеурочное время; самореализации личности, участия в
деятельности различных творческих и профильных объединений; в работе
органов детского самоуправления; в деятельности детских общественных
объединений и организаций гуманистической ориентации; в походах,
экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.


5.5. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Наличие в учреждении программы воспитания учащихся, составленной его
педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной
науки в области теории и методики воспитания, и не противоречащей
действующему законодательству в области воспитания и образования в
Российской Федерации. Наличие информационно-методических материалов в
помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена
информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами,
обеспечивающими единое "воспитательное пространство" ближайшего
окружения и разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и
федеральном уровне. Постановка вопросов, связанных с организацией
воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических
объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях
классных руководителей и других формах объединений педагогов.
Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в образовательном
учреждении в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий,
создаваемых в нем для воспитания учащихся.


5.6. Формирование воспитывающей среды:

- учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. В соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

6. Порядок предоставления услуг

6.1. Гарантом реализации социальных услуг по воспитанию в
образовательном учреждении является его учредитель.

  1. Работа учреждений координируется соответствующими органами
    управления образованием.

  2. При предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться
    полная безопасность для жизни и здоровья участников образовательного
    процесса, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной
    и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и
    предупреждению несчастных случаев.

  3. Родителям, обучающимся и воспитанникам должна предоставляться
    полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они
    вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны
    работников учреждений.

6.5. При реализации воспитательных услуг образовательными
учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные
средства, другие источники финансирования в соответствии с
законодательством Российской Федерации.




Похожие:

Министерство образования российской федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 18 июля 2011 г. N мд-942/03 о выполнении поручения президента российской федерации
Основы религиозных культур и светской этики (далее комплексный учебный курс или орксэ) Министерство образования и науки Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации письмо
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования российской федерации
В связи с поступающими запросами о порядке награждения в 2004 году золотыми и серебряными медалями выпускниками общеобразовательных...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования Российской Федерации прика з от 26 июня 2000 г. N 1908 об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальныхобразовательных учреждений
Об образовании (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, n 3, ст. 150) и Положением о Министерстве образования Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов