Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» icon

Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»



НазваниеКонспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»
Дата конвертации16.09.2012
Размер62.36 Kb.
ТипУрок

Конспект урока русского языка во 2-м классе

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»


Цели: - познакомить с понятием «однокоренные слова»;

  • развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;

  • формировать умение подбирать однокоренные слова;

  • воспитывать любовь к родному языку.


Ход урока

I Орг. момент.

Психологический настрой.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Заходя в этот класс на урок.

Голосистою птицей весёлой

Заливается школьный звонок.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Поделитесь, ребята, улыбкой,

Чтоб ответную искру зажечь.


Проверьте, дети, всё ль в порядке:

учебник, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь,

С усердием трудитесь.

  • Я надеюсь, что наш урок будет интересным и познавательным. Догадайтесь, что у меня на ладони:

Эта звёздочка-пушинка называется ... (снежинка)

- Да, у меня в руке снежинка. Возможно, это последняя снежинка зимы. Она опустилась к нам, чтобы подарить радость общения и радость открытий, которые нам предстоит сделать на уроке. Снежинка оставила в полёте удивительный узор. Выполните такой же узор до середины строки.

- Элементы какой буквы спрятались в узоре? Пропишите на следующей строке пять заглавных и строчных букв С с. Лучшую пару обведите в рамочку. Это будет своеобразным пропуском на наш урок.

^ II Словарная работа

  • Угадайте, какой гласный звук я хочу произнести? ([a], [o]) Показывает губами.

  • Молодцы. Мы сейчас поиграем в игру «Молчанку». Я буду показывать вам картинки, а вы данные словарные слова запишите в тетрадь.

Капуста, горох, пальто, машина, собака, лопата, сапоги, карандаш.

  • Проверим написанное, но без голоса. Вы губами изобразите звук, который живёт в словарном слове.

  • Как называются эти гласные? (не проверяемые безударные гласные)

  • Составьте с одним из слов или слов образованных от данных предложение. Лучшее запишем. Выделите грамматическую основу.

III Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:

  • Какие слова называются однокоренными. Каковы признаки однокоренных слов.

А начнём мы со сказки.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить.
Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

  • Как вы думаете , дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

  • Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень -стол-, закончив цепочку именем прилагательным. (Учащиеся работают в тетрадях)

Это слов, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

^ Стол, столик, застолье, настольный, столовый.

  • Выделите корень. Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?

  • Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем?

В корне заключён смысл слова.

Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Появляется сказочный герой «корень куста».

  • Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали.

  • Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня..

  • Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)

  • Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов)

  • Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. Мы подошли ещё к одному очень важно открытию:

как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли.

Физкультурная минутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки ,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки!

Сразу станем все бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

  • Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас ещё одна история припасена: «Чужак» называется.

  • Скажите, дети, кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Слово имеет другое значение)

  • Почему гости не сразу заметили чужака?

  • Помогите найти ему своих родственников. (Водит, проводить, заводной, обводить)

  • На какую мысль наводит вас наше рассуждение? Какой ещё признак есть ещё у родственных слов? (Общее значение)

  • Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение)

  • Если у этих слов одинаковый корень как ещё их можно назвать? (Однокоренные)

IV Работа с учебником

  • Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр 43)

  • Какие открытия мы сделали сегодня?

^ Физкультурная минутка

Обернитесь, посмотрите, не прицепилась ли сзади лень? А под партой неудача не притаилась?

Невнимательность к вам не прилипла ?

^ V Самостоятельная работа

А теперь внимание,

Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике.

  • Поучимся распознавать родственные слова. (упр 295)

  • Докажите, что эти слова родственные.

упр. 297

  • По каким признакам можно выделить однокоренные слова.

VI Итог

Ребята, вернёмся на стр.43. Прочтите ещё раз правило. Сформулируйте вопросы, на которые мы сегодня искали ответы.

^ Что такое корень слова?

Как иначе называются родственные слова?

Назовите два признака родственных слов.

Вы молодцы, подводя итог, мне хотелось бы знать, кого из одноклассников вам было интереснее всего слушать?

  • Какие ваши качества помогли нам на уроке сделать открытия?

  • Что в проделанной работе вызывает гордость?

Сейчас услышим мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

  • Сегодня было приятно работать с вами. От вашей доброты и душевного тепла снежинка растаяла утекла в весеннем ручейке. На память о нашем уроке она оставила только капельку. А в ней те знания, которые вы получили на уроке.





Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3


Конспект урока

русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»




Учитель: Томпишева С.Г.


г. Октябрьск, 2008




Похожие:

Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconПлан-конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко М. В. Тема урока : Устаревшие слова. Цели урока
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconКонспект урока русского языка в 10 классе Тема урока: Ты знаешь, что такое ветер? Исследование одного слова (Слайд №1)
Тренировать речемыслительные умения и навыки школьников, рассматривая слово как речетворческую единицу на примере произведений художественной...
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconУрок русского языка в 1 классе Тема: Перенос слов. Цели урока: Знакомство с правилами переноса слов
Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconПлан-конспект проведения урока русского языка в 11 классе (умк под ред. А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой) Тема
План-конспект проведения урока русского языка в 11 классе (умк под ред. А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой)
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconКонспект урока в 7 классе моу-сош №2 г. Петровска учителя русского языка и литературы Сунцевой Е. А. Тема урока : «Сострадание и уважение к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка»
Цель: показать своеобразие личности писателя, развивать навыки анализа текста, монологическую речь учащихся, заставить задуматься...
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconАнализ открытого урока русского языка, проведенного в 10 классе «Б», учителем Демидовой Е. А. 6 марта 2006 год
Тема урока: «Правописание н нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий»
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconТематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе из расчета 5 часов в неделю (170 часов) № урока Тема урока Кол-во часов

Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока: Местоимение (обобщение). Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода
Конспект урока русского языка во 2-м классе Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов