|
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном современном обществе. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определенными качествами личности, в частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи; творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности); быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно-развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных учреждений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий. При изучении биологии в школе, к сожалению, до сих пор доминируют описательные методы преподавания. Правда в последние годы с учетом поставленных целей информационного общества, появились материалы, в которых предлагаются учебные познавательные задачи, различные задания, которые направлены на самостоятельное развитие учащегося, поиск информации в справочной литературе и умение анализировать. Давно известно, что ученик лучше усваивает материал, когда он самостоятельно с ним работает, оперирует цифрами, терминами, понятиями. Таким образом, учебная познавательная задача предполагает развитие самостоятельности учащихся, коммуникабельности, умению работать в группах, критически оценивать проблему и предлагать варианты ее решения. Учебная познавательная задача по своей структуре делится на взаимосвязанные части: -предпосылочную, несущую определенную информацию в скрытом или развернутом виде; - вопросительную. При составлении условия задачи необходимо выделить явление, затем четко его описать. Это помогает раскрыть внутренние связи между данными и искомыми элементами задачи. Важное значение имеет вопрос задачи. От четкости его формулировки, занимаемого места зависит понимание сущности рассматриваемого явления. Вопрос должен быть доступным, точным, увлекательным, определенным и предполагать, что ответ учащиеся дадут на основе системы рассуждений. Данную методику желательно начинать использовать с 6-го класса, что позволяет учащимся развивать самостоятельность, умение предлагать решения проблемы, анализировать и работать в группах. Процесс решения любой познавательной задачи представляет для ученика определенную последовательность действий: -восприятие и осмысление содержания задачи; -поиск решения задачи; -решение; -проверка решения, выводы. Особенность познавательных задач, используемых при изучении биологии, состоит в том, что многие из них имеют несколько путей рассуждений. Поэтому важно научить учащихся мыслить логически, приходя к предполагаемому ответу, выводам. Предлагается следующая последовательность операций при решении познавательных задач: -учитель показывает образцы решения задач и объясняет алгоритм рассуждений: что ясно из условия; что надо объяснить; какие знания имеются о задаче и какие нужны для ее решения. Предлагается решать задачи путем построения логической цепочки-хода рассуждения, отображенного на бумаге. Таким образом, решение познавательных задач- не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений, рассматривающих описанное явление и приводящих к определенной форме записи условия решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению. Этому необходимо систематически обучать учащихся. Пример задачи: Известен опыт, показывающий наличие корневого давления. Однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понижается, хотя корней нет. Почему? Дано 1. Передвижение воды в растении. 2. Поступление воды за счет особенностей строения органов растения 3. Вода поступает в растение. Решение: 1. Движение воды в растении 2. Вода в растение поступает за счет корневого давления, если имеются корни, а также за счет силы клеток листьев, испаряющих воду. 3. Ответ: Вода поступает в растение без корней за счет присасывающей силы клеток растений, испаряющих воду. 4. Предполагаемый вывод: Вода поступает в растение за счет корневого давления и присасывающей силы клеток листьев растений. В процессе планомерного обучения решению познавательных задач у учащихся накапливается опыт самостоятельных действий, который они могут применить впоследствии для определения своего места в жизни: -чтение задачи (проблемы) и анализ ее содержания; -краткая запись условия задачи; -поиск плана решения; -запись решения задачи в другой форме; -запись ответа; -формулирование выводов; -решение задачи другим способом; -изменение вопроса задачи. Для 8-11-х классов в процесс обучения биологии помимо решения познавательных задач необходимо внедрять такую форму работы, как семинарское занятие, где учитель играет координационную роль. Основную роль в данном занятии следует отдать ученикам. Они могут разбиться на группы, пары и.т.д., сами предложить круг вопросов, наиболее актуальных и организовать поиск решений. Цель данного занятия- обучить работе учащихся в группах, сформировать умение отстаивать свои убеждения и лояльно относиться к мнению других. Впоследствии умение сдержать себя и убедить в своей правоте обязательно пригодится ученику в дальнейшей жизни. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в условиях личностно-ориентированного обучения биологии, необходимо заинтересовать учащихся в самостоятельном поиске информации, что приведет к развитию умений и навыков пользования сведениями в постоянно меняющемся мире информации. Учитель биологии Калмыкова Ольга Владимировна 24 апреля 2009 года |