Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» icon

Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу»



НазваниеПрограмма курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу»
Рулина Л.М
Дата конвертации13.12.2012
Размер72.28 Kb.
ТипПрограмма курса

Приложение 5.8


ПРОГРАММА КУРСА ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 9 КЛАССА

«ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА ПАПУ»

(решение задач по генетике)


Разработала:

учитель биологии СОШ №6

Рулина Л.М.


Пояснительная записка.


Актуальность данного курса определяется тем, что одной из характерных черт современной биологии является бурный рост генетики. Сегодня она одна из наиболее нужных человечеству наук, а завтра станет самой нужной. Благодаря успехам медицины наследственные болезни приобретают всё большее значение. И чтобы человечество и с биологической стороны не ухудшалось, а улучшалось, наконец, для того, чтобы оно вообще могло существовать практически бесконечно долго, нужно думать о своём наследстве.

Сегодня, пожалуй, любые мероприятия по улучшению человеческого рода (лучше сказать, по предупреждению ухудшения) были бы легкомысленны и даже вредны, кроме самых очевидных и лёгких, вроде запрещения браков между близкими родственниками. Чтобы что-то предлагать, нужно иметь твёрдые и глубокие знания.

Решение генетических задач часто вызывает большие трудности. Между тем это – не только хороший способ проверки знаний, но и прекрасный метод усвоения наук о наследственности. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории, наглядно иллюстрирует многообразие её практического применения, развивает умение анализировать, логически мыслить, свободно и осознанно оперировать генетическими понятиями. Кроме того, задачи демонстрируют общность законов генетики для всего органического мира.


Цель изучения курса: научить решать разнотипные задачи по генетике.

Теоретическая подготовка реализуется в форме лекций, семинаров, анализа и оценки полученных знаний.

Практическая часть курса реализуется практическими занятиями по решению задач.

Местом проведения занятий является школа.


Ожидаемый педагогический результат:

  1. Повышение интереса у детей к науке «Генетика» и другим биологическим дисциплинам (наукам).

  2. Самоопределение у детей профильного обучения в 10 – 11 классах.

  3. Повышение уровня информированности учащихся по теме «Генетика».


Диагностика результативности работы по программе.

Для оценивания результативности обучения могут быть применены резные методы: учёт входных и выходных тестовых заданий, отслеживание текущих показателей.

Так как при оценивании результативности отсутствует бальная система, то можно оценивать результативность обучения в виде следующих показателей результативности работы:

а) низкий;

б) средний;

в) высокий.



Задачи курса:


  1. Обучающие:

- научить решать задачи разных типов по генетике;

- добиться понимания практического значения генетических знаний для развития медицины, селекции, охраны природы.

2. Воспитывающие:

- формировать бережное отношение к своему здоровью и любому живому организму.

3. Развивающие:

- развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности, готовой воспринимать сложные биологические понятия и способных действовать в направлении их практического решения.


Область применения программы:


Программа ориентирована на углубленное изучение биологии по теме «Генетика», как отдельный элемент профильного обучения 10 – 11 классов, а также для группы детей, которые имеют более широкий биологический кругозор.


Организация работы по программе:


На изучение данного курса отводится 16 часов (1 час в неделю) – 2 четверти, из них:

- 4 часа на теоретическую подготовку;

- 12 часов на практические занятия.


Примерные требования к знаниям и умениям учащихся.


  1. Характеризовать:

- строение и функции гена, генетический код;

- хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации;

- значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом;

- митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;

- основную генетическую терминологию и символику;

- методы генетики, особенности методов изучения генетики человека;

- законы наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины;

- норму реакции;

- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.


  1. Сравнивать:

- фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы;

- мутационную и модификационную изменчивость организмов.


  1. Обосновывать:

- значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции;

- значение достижений биотехнологии в народном хозяйстве, здравоохранении, для охраны природы.


  1. Применять генетическую терминологию и символику при составлении схем скрещивания, решения задач.

  2. Овладеть умениями:

- пользоваться предметными и именными указателями при работе с научной и популярной литературой;

- составлять развёрнутый план-тезис текста, конспектировать текст;

- составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом;

- самостоятельно составлять тексты разных типов задач по генетике.


Методы оценки результатов обучения.


Для оценивания результатов обучения можно использовать:

- тесты;

- задания самостоятельного типа.


Основная форма оценки «зачёт», «незачёт», низкий, средний, высокий уровень знаний.


^ Содержание предпрофильного курса

«Почему я похож на папу»

(16 часов, решение задач по генетике).


Предмет, задачи и методы генетики. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Полное и неполное доминирование. Возвратное и анализирующее скрещивание.

Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Дифференциация пола.

Множественные аллели. Наследование групп крови человека в системе АВО.

Плейотропия. Расщепление при скрещивании моногибридов в отношении 2:1.

Тенерантность.

Взаимодействие неаллельных генов.

Анализ родословных. Составление родословных таблиц.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.


Демонстрация гербарных материалов по результатам скрещивания растений; моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы Менделя, перекрёст хромосом; результатов опытов, иллюстрирующих влияние условий среды на изменчивость растений и животных.


^ Учебно-тематическое планирование

предпрофильного курса

«Почему я похож на папу»

(решение задач по генетике).


Урок № 1. Предмет, задачи и методы генетики.

Урок № 2. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип.

Урок № 3. Полное и неполное доминирование. Возвратное и

анализирующее скрещивание.

Урок № 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Урок № 5. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.

Урок № 6. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок № 7. Множественные аллели. Наследование групп крови человека в

системе АВО.

Урок № 8. Плейотропия.

Урок № 9. Тенерантность.

Урок № 10. Взаимодействие неаллельных генов.

Урок № 11. Составление родословных таблиц.

Урок № 12. Анализ родословных.

Урок № 13. Медико-генетическое консультирование (зачёт по решению

задач).

Урок № 14. Дифференциация пола.

Урок № 15. Создаст ли наука совершенное общество? (круглый стол).

Урок № 16. Заключительный урок. Проект «Геном человека».


Литература.



  1. Асланян М.М. Генетическое клонирование позвоночных животных. // Биология для школьников. 2003г. №2.

  2. Баранов В.С. Геном человека – научная основа молекулярной медицины. // Биология для школьников. 2003г. №2.

  3. Грищенко В.В. Гены и хромосомы. М.: Открытый лицей ВЗМШ, «Книжный дом «Университет»», 1999.

  4. Дубинин М.П. Очерки о генетике. М.: Советская Россия. 1998.

  5. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: ФИБ. Университетское издательство. 2003г.

  6. Лучник Н.В. Почему я похож на папу. М., Молодая гвардия, 1966г.

  7. Стволинская Н.С. Генетика вчера, сегодня, завтра. // Биология для школьников. 2003г. №1.

  8. Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике. // Биология для школьников. 2003г. №1.

  9. Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ. // Биология для школьников. 2003г. №2.

  10. Хелевин Н.В., Лобанов А.М., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике: Учебное пособие для студентов биологических и медицинских специальностей вузов. М. Высшая школа, 1984г.

  11. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье. // Биология для школьников. 2003г. №1.



Похожие:

Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Азбука экономики» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по экономике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconПрограмма внеурочной деятельности по ритмике по стандартам фгос для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по ритмике для 1 класса составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconПрограмма элективного курса «Мой выбор» для учащихся 9 класса Пояснительная записка
Программа элективного курса «Мой выбор» предназначена для учащихся 9 класса. Объем курса 16 часов
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 10 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 11 класса
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconРабочая программа по физике для 7 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004г. Программа составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник и А....
Программа курса по биологии для 9 класса «почему я похож на папу» iconРабочая программа по физике для 9 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики
Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов