|
В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ СОЛНЦЕ, ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ Мастерская для педагогов и школьников о ценности индивидуальности человека. Гончарова Татьяна Михайловна Учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 класса, 1КК. В этой мастерской есть особый «ключ общения», это слово-образ солнце. Оно помогает не только включить воображение уч-ся, но и соединить ассоциации, рисунок, слово и жизненный опыт в особый результат — ценностное отношение к индивидуальности человека, к его способности оставаться неповторимым среди других. У ребят возникает и рождается источник «солнечного» творчества благодаря разнообразию ассоциаций, рисунков, проявлений, текстов и рефлексивных оценок, которые рождаются в мастерской. Опыт проживания этой мастерской доказывает, что «людей неинтересных в мире нет» и что мастерская создает комфортные условия для творчества и общения с другим человеком, его особенным, индивидуальным взглядом на жизнь. Вступительное слово учителя: - Сегодня мы собрались для того, чтобы присмотреться друг к другу, сказать хорошие слова, убедиться в том, что «людей неинтересных в мире нет». Каждый человек – индивидуальность. Он не похож на другого, этим и интересен. А поводом для такой встречи послужила весна… За окном весна, бегут ручьи, набухли почки на деревьях, голубеет небо, всё меньше пасмурных дней и даже «пень – мартовский день мечтает стать берёзкой». На душе светло и радостно, потому, что ярко светит солнце (пусть не за окном, а у нас в сердцах)… В каждом человеке есть своё маленькое солнце. - Солнце – это самое яркое светило на земле, солнышком согрета мать-земля. Солнце – это радость, рождение чего-то нового, это начало жизни. - Давайте соберём круг ассоциаций, которые с ним связано у каждого Ассоциативный круг может быть самым широким и разнообразным: слова, словосочетания, поэтические и художественные образы. - Солнце - это Варианты ассоциаций Весна света, март, сосульки, капель, ручьи, мать-и-мачеха, подснежники, мир, золотая осень, веснушки, рисунки, лето, возможность загорать, шляпа от солнца, жара, зной, тепло, пустыня, солнечные очки, затмение солнца, солнечный зайчик, солнечное затмение, солнечный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, золото, выбирать дорогу по солнцу, цветы золотые шары, подсолнух, море, каникулы, пальма, сосна, отпуск, масленица, фотосинтез. «Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М. Цветаевой), песня «Солнечный круг» с припевом «Пусть всегда будет солнце!». - К. Бальмонт в своем стихотворении «Аромат солнца» предложил свой ассоциативный ряд. К. Бальмонт «АРОМАТ СОЛНЦА» Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы. Все слилось в согласный хор. Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами. Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной. Нежно светлоткаными, Ландышами пьяными. Что победно расцвели В остром запахе земли. Солнце светит звонами, Листьями зелеными. Дышит вешним пеньем птиц. Дышит смехом юных лиц. Так и молви всем слепцам: Будет вам! Не узреть вам райских врат. Есть у солнца аромат. Сладко внятный только вам. Зримый птицам И цветам. - Давайте вслушаемся в мысль К. Паустовского о роли солнца в русской природе: «На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков». - Воспользуемся идеей Паустовского и оживим ее в своем образе солнца, своем рисунке. Каким вы представляете себе светило? Каким настроением его наполните? (Каждый берет лист бумаги формата А-4, краски или карандаши.) Постарайтесь наделить свое солнце характером, настроением и дать ему название. - Создадим выставку рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!» (рисунки прикрепляем к доске). - Поделитесь своими впечатлениями от выставки, задайте вопросы авторам картинок, дайте своё толкование понравившемуся рисунку. Что вас в рисунках удивило? Какое солнце соответствует вашему настроению? Комментарии мастера: «Посмотрите, мы рисовали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному смотрим на мир и в нем отражаемся. Все солнышки очень красивые, они похожи на людей, такие же разные, но добрые и необыкновенные. В жизни хорошо, когда все люди разные, только надо научиться их понимать. Я хочу напомнить слова Е^ : Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой всё особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. ^ Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас. И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой. - Да, «людей неинтересных в мире нет», каждый прекрасен по-своему. Именно поэтому утверждает Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»
Все вы обладаете разным жизненным опытом, поделитесь «солнечными» возможностями своей личности. Например, я ….. Я умею прощать и не быть злопамятным. Каждый может найти «свой свет», только стоит поискать его - «В каждом человеке солнце, только...» * * * Варианты ответов Я свечу своим добрым и веселым характером. Я умею прощать и не быть злопамятным. Я умею и люблю петь, это радует других. Мне интересно помогать своим детям делать уроки. Я выращиваю цветы в саду. Мне доставляет удовольствие извлекать мелодии из рояля так, что меня все слушают. Я учусь вязать и шить. Мне интересно «быть» в своей профессии педагога. Я люблю делать всем подарки и поздравлять с днем рождения... Каждый может найти «свой свет», стоит только поискать его в себе. В случае затруднения можно спросить у друзей и коллег. Давайте создадим «солнечную» методику воспитания, закончим предложение: «В каждом человеке солнце, только...» Каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы. В итоге собирается на доске «солнечная методика». ^ ТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Ф. М.Достоевский В каждом человеке солнце, только...
В заключении вспомним нашу добрую любимую песню, лучше её слов не скажешь! |
![]() | «Светлячок» /1 год обучения/ Количество участников – 16 Экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе,... | ![]() | Положение об учебном кабинете начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Она способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой реализации, поощряет к развитию у школьников инициативы... |
![]() | Вопросы к экзамену по курсу «Индивидуальность человека» 2010/2011 уч год Психология индивидуальности: предмет и задачи. Связь с другими отраслями психологии ... | ![]() | Конкурс для младших школьников «Я исследователь». Представлены 49 работ (школ №1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13) Для развития интеллектуальных способностей и повышения познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам, распространения опыта... |
![]() | Персональная выставка члена сх РФ александра Андрусенко Вот когда-то знали «зачем», а потом забыли. И дремлет в каждом человеке загадка, тайна этого мира, тайна нашей жизни, и мыслию точит,... | ![]() | Презентация на тему: «Человек как духовное существо» ученица п-10 класса моу лицей №2 Ванеева Татьяна Ценности это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества |
![]() | Задачи для районной олимпиады школьников по химии 2007/2008 г Десятый класс. Задача 10-1 Для полного сгорания 0,1 моль алкана потребовалось 14,56 л кислорода (н у.). Установите формулу алкана. Существуют ли изомеры у этого... | ![]() | Страх исчезнет Становилось темно, а Иисус не приходил к ним Нам хотелось бы, чтобы солнце никогда не переставало светить, чтобы путь наш был усеян цветами, чтобы вокруг нас беспрерывно раздавался... |
![]() | «Предметная неделя» Отчет «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» | ![]() | Тема 18. Распознавание объектов изображений любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями Когда компьютер вместо человека распознает на изображении лошадь, он не так уж далек от истины, хотя и находится только в начальной... |