Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г icon

Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г



НазваниеПротокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г
страница1/13
Дата конвертации15.12.2012
Размер2.88 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Утверждено: Принято

Директор МБОУ на заседании педагогического совета «Гимназия №4 им А.С. Пушкина»

Протокол №5 от 31.03.2011

___________________Урусова Л.И.

Приказ №208 от 5 сентября 2011г.


Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ «Гимназия №4

им А.С. Пушкина»

на 2011 – 2015 г.


2011г.


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка. стр. 3




  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр. 7




  1. Учебный план образовательного учреждения стр. 30




  1. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования стр.34


  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов стр.67




  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования. стр.89


  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. стр.103

.

  1. Программа коррекционно-развивающего образования. стр.107



  1. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального

общего образования. стр.125


^ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Гимназия №4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждёна приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательных систем «Школа 2100» и «ХХ1 век» на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.


Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет, совет образовательного учреждения и Рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа сформирована с учётом

особенностей первой ступени общего образования, как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывается существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию

продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и

проектно-исследовательской деятельности;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и

других педагогическихработников;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного)

общего образования.

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе

принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,

полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в гимназии;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей), обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

начального общего образования;

  • примерный учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени

начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы, обеспечивающая коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.


^ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «Гимназия №4 им А.С. Пушкина»

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно- ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.

В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу

целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка

достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

^ 2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

^ 2.1.1. Литературное чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательныхтекстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

^ Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Похожие:

Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №166/1 «12» сентября 2011 г. «Об утверждении программы реализации фгос второго поколения в начальных классах» На основании решения заседания методического совета моу «сош №5» (протокол №2 от 12. 09. 2011г.)
На основании решения заседания методического совета моу «сош №5» (протокол №2 от 12. 09. 2011г.)
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №15 от 1 сентября 2011 г. Об утверждении программ моу «сош №6». На основании решения педагогического совета моу «сош №6» протокол от 24. 08. 2011г. №1
На основании решения педагогического совета моу «сош №6» протокол от 24. 08. 2011г. №1
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПротокол № от 2011 г. Директор мбоу-сош с. Новосельское: Протокол № от 2011 г. Председатель ус: А. В. Погодин. Н. Г. Жарикова
Приказ № от 2011 г общешкольным род собранием Протокол № от 2011 г
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №116г. От 01. 09. 2011г. «Об утверждении Основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) моу юдинской оош» На основании решения Педагогического Совета школы (протокол №1 от 29.
...
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №75. От 30. 09. 2011г. «Об утверждении Основной образовательной программы начального общего образования (ооп ноо) моу хвощеватской оош» На основании решения Педагогического Совета школы (протокол №1 от 30.
...
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconУ. С. Директор моу сош №2 Ахохов. К. М Х. А. Алакаев от 31. 08. 2011 г. Приказ №89 от 31. 08. 2011 г. Образовательная программа
Образовательная программа принята на общем собрании педагогического коллектива (протокол №1 от 31. 08. 2011г.)
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconТ. Е. Ванина «01» сентября 2011 г. «Утверждено» Директор моу «мэл им. А шнитке» Приказ №238 от «01» сентября 2011 г. Основная образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №126 От 31. 08. 2011г. По основной деятельности «Об утверждении нормативно-правовых документов на 2011- 2012 учебный год» с целью эффективной организации образовательного процесса в 2011-2012 учебном году и на основании педагогического совета от 29.
С целью эффективной организации образовательного процесса в 2011-2012 учебном году и на основании педагогического совета от 29. 08....
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconМуниципальное учреждение «управление образования местной администрации городского округа прохладный кбр» приказ
На основании справки «О результатах проверки фильтрации Интернет контента и степени использования автоматизированных информационных...
Протокол №5 от 31. 03. 2011 Урусова Л. И. Приказ №208 от 5 сентября 2011г iconПриказ №2357 на основании решения Совета учреждения от 11. 01. 2011г., протокол №2, с целью создания условий для эффективного развития начального образования
Российской Федерации от 22. 09. 2011 г №2357 на основании решения Совета учреждения от 11. 01. 2011г., протокол №2, с целью создания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы