Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации icon

Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации



НазваниеУрока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации
Дата конвертации15.12.2012
Размер87.11 Kb.
ТипУрок


Тема урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека.


Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации.

Цель урока: Выявить причины токсичности спирта и его и его последствия на организм человека.

Образовательные

задачи: Познакомить учащихся с механизмом действия этилового спирта на организм человека.

Развивающие

задачи: Расширить знания учащихся о превращениях этанола в организме

человека с биологической и химической точек зрения.

Воспитательные

задачи: Научно обосновать вред алкоголя на организм человека для

формирования здорового образа жизни.

Оборудование: Набор реактивов и оборудования на столах, инструктивные карты к

выполнению лабораторных опытов, схемы, таблицы.


План урока

1. Вступление. Фронтальная беседа о строении и физических свойствах спиртов.

2. Путь алкоголя в организме человека.

3. Метаболизм в печени.

4. Дальнейший путь этилового спирта в организме человека, не обезвреженного печенью.

5. Просмотр фильма.

6. Итоги урока.

Для работы на уроке класс делится на 4 группы – лаборатории.




^ Первый этап урока:

Учитель химии: знакомит учащихся с темой урока, целью и планом урока.

Ребята! На прошлых уроках мы с вами познакомились со строением,

Физическими и химическими свойствами спиртов. Давайте вспомним,

Что это за вещества – спирты?

^ Фронтальная беседа:

Вопрос 1. Какие группы называются функциональными?

Ответ: Группы, определяющие принадлежность вещества к определенному классу соединений и его свойства.

Вопрос 2. Какие вещества называются спиртами?

^ Ответ: Производные углеродов, в которых один или несколько атомов водорода

заменены на гидроксо – группу.

Вопрос 3.
По каким признакам классифицируют спирты?


^ Ответ: По количеству ОН – групп и по строению радикала.

Вопрос 4. Как классифицируют спирты по количеству ОН – групп?

Ответ: Спирты делятся на одноатомные, двухатомные, трехатомные и многоатомные.

Вопрос 5. Как классифицируют спирты по строению радикала?

^ Ответ: Спирты делятся на предельные, непредельные, ароматические спирты и фенолы.

Вопрос 6: Почему среди спиртов отсутствуют газы?

Ответ: Объясняется наличием водородной связи между молекулами спиртов.

Вопрос 7. К каким спиртам относится этиловый спирт?

^ Ответ: Этиловый спирт относится к предельным одноатомным спиртам.

Учитель химии: Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд – это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.

^ Учитель биологии: Путь алкоголя в организме человека по схеме №1.(Всасывание этилового спирта в кровь).

Обжигая слизистую оболочки полости рта, глотки, пищевода, спирт поступает в желудочно – кишечный тракт. В отличие от многих других веществ быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час, он достигает максимальной концентрации в крови.

Предлагаю каждой группе учащихся выявить причины, которые зашифрованы в схемах, быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды. Вспоминаем строение плазматической мембраны и транспорт веществ через мембрану. После работы групп обобщаем результаты:

Беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют – 1) их малый размер; 2) слабая поляризация; 3) образование водородных связей с молекулами воды; 4) хорошая растворимость спирта в жирах

Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма.

Учеными установлено, что, нарушая функции клеток, он вызывает их гибель. При потреблении 100г пива погибает 3000 клеток мозга, 100г вина – 500, 100г водки -7500. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию клеток крови.

Дополнительные сведения ( в головном мозге примерно 17 млрд. клеток составляя всего 2 % от веса тела, он впитывает до 30% выпитого спирта. 1 г. этанола, проникший в мозг, убивает 200 нейронов. Действие этилового спирта в мозге с из

продолжается 65 дней. Синдром похмелья- процесс, связанный с удалением из головного мозга погибших из-за отсутствия кровоснабжения нейронов. Организм отторгает погибшие клетки, с этим связаны утренние головные боли.

^ Второй этап урока:

Учитель химии: Сейчас, ребята, мы вместе с вами проведем лабораторные опыты и

и посмотрим, как влияет этанол на молекулы белков. На столах

находятся инструктивные карты для проведения химических опытов,

пробирки с белком куриного яйца, вода, конц. азотная кислота и

спирт. Прилейте последовательно во все пробирки с белком воду,

кислоту и спирт. Что наблюдаете?

Ответ: ^ Происходит денатурация белка в пробирках под действием конц. азотной кислоты и этилового спирта Учитель химии обсуждает с учащимися причины денатурации белка, делает выводы.



Учитель химии обсуждает с учащимися причины денатурации белка, делает выводы о разрушении третичной, вторичной, а иногда и первичной структуры белка, в результате чего молекула белка утрачивает свои биологические свойства. Смертельная доза алкоголя для человека – 7г на 1кг массы тела. Если человек весит 70 кг, то это около 500г чистого спирта, для детей - 3г на 1 кг массы тела, для подростков – 4 –5г на 1 кг массы тела (примерно 0,5 л водки).




^ Учитель биологи: Каждая группа получает задание по схемам.

1 группа. Выявляет причину проницаемости клеточных мембран и исчезновение барьера для крупных молекул, выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны.

2 группа. Последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках.





Лаборатория 3




3 группа. Причину разрушения молекулами

этанола красных клеток- эритроцитов и последствия данного процесса.

4 группа. Почему спирт обладает дезинфи-цирующими свойствами?

^ Учитель химии: В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Ребята! Давайте вспомним, до каких продуктов окисляется этиловый спирт.

С2Н5ОH → СН3 СОН → СН3СООН → СО2 + Н2О

промежуточные продукты конечные продукты

^ Решаем задачу: В магазине продается пиво в посуде емкостью 1,5л с концентрацией спирта – 3%, 4%, 6% и 9%. Определите, какое количество уксусного альдегида образуется в организме человека при употреблении данного пива.

Учитель биологии:

«Метаболизм этанола в клетках печени».

Система каталазы Повреждение печени




С2Н5ОН Система алкогольдегидрогеназы СН3 − С = О СН3 − С = О

Н ОН

Система микросомальная

этанолоксидирующая

Ацетил КоА




Синтез жирных кислот СО2 + Н2О



Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов:

- повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени;

- накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток вытекает через образовавшиеся поры;

- нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени - циррозу.

Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия- морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.



^ Учитель химии: Изучая физические свойства одноатомных спиртов, мы затрагивали вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду. С увеличением молекулярной массы веществ возрастают наркотические свойства. Если сравнить этанол и пентанол, то молекулярная масса последнего больше в 2 раза (С2Н5ОН – 46г/моль, С5Н11ОН 88 г/моль), а токсичность – в 20 раз. Спирты, содержащие 3-5 атомов углерода, образуют сивушные масла, наличие которых в спиртных напитках увеличивает их ядовитые свойства.

В этом ряду исключение составляет метиловый спирт - сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек поражается зрительный нерв, 50-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства его с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду и запаху.



^ Вопрос. Как вы думаете, в чем кроется причина этого явления?

(высокая скорость распространения из-за малого размера молекул, а также то, что промежуточные продукты окисления – муравьиный альдегид и муравьиная кислота - сильные яды).

^ Учитель биологии.

Путь этилового спирта, не обезвреженного печенью.

Не обезвреженный печенью спирт и ядовитые продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нем.

Например, в головном мозге, спирт обнаруживается в неизменном виде после 20 дней его употребления.

Для закрепления изученного материала учащиеся заполняют таблицу:

На заключительном этапе обращаем внимание ребят на то, как спирт и продукты его распада выводятся из организма(по таблице на доске).


Уровень организации живой материи

Проявление спиртом токсичных свойств

Молекулярный уровень

Внутриклеточный уровень

Клеточный уровень

Уровень органов

Системы органов

Целый организм






10% в неизменном виде удаляется через легкие, почки и кожу

С2Н5ОН

90% удаляется в виде СО2 и Н 2О через легкие и почки


^ Учитель химии. (Проводит викторину) Ребята! Сейчас мы с вами проведем викторину по домашнему заданию прошлого урока. Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого? (Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и увеличивает теплоотдачу).

2. Какие изменения возникают в организме человека под влиянием алкоголя? (Снижается внимание и работоспособность, ослабляются слух, зрение, воля и рефлексы).

3. Как в законах разных стран отражена проблема борьбы с алкоголизмом? ( В Швейцарии ограничена розничная продажа спиртного. В мусульманских странах - Ливия, Иран, Пакистан-наказание за провоз, изготовление, продажу спиртного- до 100 ударов плетью. В России торговые предприятия, продающие водку лицам моложе 21 года, лишаются лицензии).

^ Просмотр фильма о влиянии алкоголя на организм человека.


Окончание урока.

Учитель химии подводит итоги урока, выставляем оценки группам и отдельным учащимся.

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер и на одном уроке все аспекты проблемы обобщить невозможно. Для создания хорошего настроения лучше использовать простые, но очень эффективные средства. Ученые установили: чтобы жить на свете долго, надо каждый день улыбаться минимум 17 минут. Желаем вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас никогда, и чтобы в жизни у вас было больше счастливых моментов.

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать - и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все сложные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!







Похожие:

Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрока: Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Тип урока: урок обобщения знаний Цель урока: Образовательная: обобщить знания учащихся о водах Земли
Развивающая: закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, развивать умственную самостоятельность, творческую познавательную...
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрока: Умножение натуральных чисел Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (исследовательского типа). Класс: 5кл. Количество часов : 1
Материалы и оборудование урока: Таблица Пифагора, методические пособия по теме «Умножение»
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconТема урока Мутационная изменчивость
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие – школьная лекция – с элементами индивидуальной работы учащихся)
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрока дата Класс Предмет Тема урока Тип урока и его структура
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрока: Умножение десятичных дробей. 5 класс Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Цели урока
...
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconТема урока Тип урока, форма урока
Способство-вать развитию знаний об особенностях источников географичес-кой информации; научить учащихся работать с планом
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрок по теме «Русская равнина» тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Продолжить формировать представления о разнообразии ландшафтов Русской равнины, о больших ее пространствах
Урока: Токсическое воздействие этанола на организм человека. Тип урока: Урок применения имеющихся знаний в новой проблемной ситуации iconУрок 46 Звуковые волны. Тип урока: обобщение (и систематизация) знаний. Цели урока
Образовательная: повторяя изученный материал, обобщить знания учащихся по теме: «Звуковые волны»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов