Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов icon

Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов



НазваниеПрограмма Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов
Дата конвертации18.12.2012
Размер104.94 Kb.
ТипПрограмма

Департамент образования города нефтеюганска

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»


Программа

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов


Автор программы, учитель

русского языка и литературы

Салихова Г.С.


г.Нефтеюганск

2007г.


Пояснительная записка


Е.Н.Тихонов писал: «Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка»

Слов о русском языке (как во многих развитых языках) огромное множество. Основным способом их регистрации издавна как раз и является составление словарей различных типов.

Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания (например: толкование слов, строение и семантика, сведения в зависимости об их происхождении, правописании, произношении и т.п.). Словарь является первой необходимостью при создании научно-исследовательской работы, при написании рефератов. Знание словарей и умение ими пользоваться – неотъемлемые атрибуты общей и лингвистической культуры человека.


^ Цель курса: расширить кругозор учащихся, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Задачи курса:

- сформировать навыки работы со справочной литературой;

- привить интерес к филологическим наукам;

- развить навыки исследовательской работы.


Организация учебного процесса


Программа курса рассчитана на 17 часов. Она предполагает знакомство учащихся с самыми различными словарями под руководством учителя, подготовку учащимися докладов, проектов, мини-исследований, подготовку и проведение лингвистических игр.

В результате изучения курса «Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры» учащиеся должны знать различные словари и их авторов, предназначение каждого вида словаря;

уметь выбирать и использовать нужные словари для толкования слов, редактирования текста, создания проектных и исследовательских работ.

Оценка за курс не ставится. Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается создание учащимися мини-исследований, рефератов с использованием словарей и их защита.



Содержание курса


^ Тема 1.Словари и их роль в нашей жизни.

Что такое лексикография? История русской лексикографии. Развитие русской лексикографии. Типы словарей. Энциклопедические и специальные словари. Школьные словари и их характеристика.


^ Тема 2. Словари, отражающие нормы правописания и произношения.

Орфографические и орфоэпические словари: « Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.А.Аванесова». Баранов М.Т. « Школьный орфографический словарь русского языка». «Орфографический словарь русского языка / Институт русского языка РАН». Букчина Б.З. «Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник». Как пользоваться словарями.


^ Тема 3. Энциклопедические словари.

Энциклопедические словари, их особенности, структура словарной статьи. Особенности работы с энциклопедическими словарями. Лингвистический энциклопедический словарь (гл. ред. В.Н.Ярцева). Литературный энциклопедический словарь ( под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева). Энциклопедический словарь юного филолога. Использование словарей в использование словарей в исследовательской и проектной деятельности.


^ Тема 4. Толковые словари.

Толковые словари, их особенности, структура словарной статьи: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. « Словарь русского языка»; ДальВ.И. «Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.»; Лапаухин М.С., Скороуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка». Г.Я.Солганик «Толковый словарь. Язык газеты, радио , телевидения». Словари синонимов, омонимов, паронимов, их строение и особенности построения словарной статьи. Как пользоваться словарями.


^ Тема 5. Словари, отражающие выразительные возможности речи.

К.С.Горбачевич и Е.П.Хабло «Словарь эпитетов русского литературного»; А.П.Квятковский «Школьный поэтический словарь». В.П.Жуков, А.В.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка»; В.П.Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок». Как пользоваться словарями.


^ Тема 6. Владимир Иванович Даль - известный русский лексикограф.

Краткие сведения о жизни, творческой и научной деятельности В.И.Даля. Характеристика словарей В.И.Даля. «Пословицы русского народа» (1861-1862), «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863-1866). Современное издание словаря В.И.Даля. Как пользоваться словарями В.И.Даля.


^ Тема 7. Д.Н.Ушаков - составитель толкового словаря.

Краткие сведения о научной деятельности Д.Н.Ушакова. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова и его роль в развитии русской лексикографии первой половины ХХ века. Структура словаря. Особенности работы со словарем.


^ Тема 8. Словарь юного филолога.

Методическая организация материала в « Словаре юного филолога». Структура словаря. Особенности работы со словарем.


^ Тема 9. Двуязычные словари.

Двуязычные словари, их особенности, структура словарной статьи («Русско-английский», «Англо-русский», «Русско-татарский», «Татарско-русский», «русско-якутский», «Якутско-русский» и др.) Словари-путеводители, их характеристики. Разговорники и их характеристики. Как пользоваться этими словарями.


Тематическое планирование




Название тем

Кол-во

часов

Форма

Образовательный продукт

1.

Словари и их роль в нашей жизни

1

Элементы лекции, практикум

конспект

2.

Словари, отражающие нормы правописания и произношения

2

Практикум

Доклады, сопоставительный анализ словарей

3.

Энциклопедические словари

2

Практикум

Доклады, подготовка мини-исследований

4.

Толковые словари

4

Элементы лекции, практикум

Сопоставительный анализ словарей, доклады, подготовка мини-исследований

5.

Словари, отражающие выразительные возможности речи

2

Практикум

Доклады, подготовка мини-исследований

6.

Владимир Иванович Даль – известный русский лексикограф

2

Семинар,

практикум

Доклады, подготовка мини-исследований

7.

Д.Н.Ушаков – составитель толкового словаря

2

Семинар, практикум

Доклады, толкование слов определенной тематической группы

8.

Словарь юного филолога

1

Урок-игра

Подготовка и проведение игры

9.

Защита мини-исследований

1

Конференция

Доклады, защита



Литература для учащихся


1 Бессараб М.Я. Владимир Даль.- М.,1968.

2. Горбачевский М.В. Иван да Марья: Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, прозвищах, псевдонимах.- М.,1987.

3. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М.,1974.

4. Порудоминский В.И. Даль: Жизнь замечательных людей. – М., 1971.

5. ПротченкоИ.Ф. Словари русского языка. – М.,1996.

6. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф.П.Филие. – М.,1979.

7. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. – М.,1984.

8. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М.,1983.

9. Успенский Л.В. Слово о словах. ( Любое издание).

10.Успенский Л.В. Ты и твое имя. ( Любое издание).

11.Шанский К.М. В мире слов. – М.,1985.

12.Энциклопедический словарь юного филолога. – М.,1984.


Толковые словари

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. – М.,1998.

Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.,1998.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М., 1997.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1992 (и все последующие издания).

Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М., 2002.

«Толковый словарь русского языка» / Под ред. Д.Н.Ушакова.


Словари синонимов

Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М.,1998.

Алекторова Л.П., Зимин В.И., Ким О.М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. – М.,1994.

Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. – М.,1970-1971.

Словарь синонимов: Справочное пособие / Под ред. А.П.Евгеньевой. – М.,1975.


Словари антонимов

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1982.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,1998.


Словарь омонимов и паронимов

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.,1986.

Бепьчиков Ю.А.,Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.,1994.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. _ М.,1984.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1994.


Этимологические словари

Из истории русских слов: Словарь-пособие / Сост. А.Е.Аникин и др. – М., 1993.

Цыганенка Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев, 1989.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.,1971.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. М.,1997.

Этимологический словарь русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. – М.,1963-1982.


Словари устаревших слов

Рогожикова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей 18-20 вв.). – М.,1996.

Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.,1996.


Словари иностранных слов

Андреева Н.Н., Арапова Н.С., Ваш Л.М. и др. Эрудит: Толково-этимологический словарь иностранных слов. М., 1995.

Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. – М., 1995.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1998.

Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. – М.,1995.

Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.,1994.

Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. – М..1994.

Современный словарь иностранных слов. – М.,1993.


Фразеологические словари

АшукинН.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова – М.,1960.

Даль В.И. Пословицы русского народа. М.,1957.

Жуков В.П., Сидоренко М.И.. Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М.,1987.

Жуков В.пП., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,1994.

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.,1999.

Зимин В.И.,Ашурова С.Д., Шанский В.Н. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.- М.,1986.

Шанский Н.М., Быстрова Е.А., Зимин В.И. Фразеологические обороты русского языка. – М., 1988.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской филологии. М.,1987.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.,1997.

Яранцев Р.М. Словарь- справочник по русской фразеологии. – М.,1998.


Словари собственных имен и названий жителей.

Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.,1993.

Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М.,1996.

Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988.

Русская ономастика и ономастика России. Словарь // Под ред. О.Н. Трубачева. – М.,1994.

Тихонов А.Н., Вояринова Л.З., Рыжова А.Г. Словарь русских личных имен.- М.,1995.


Орфографические словари

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М.,1996 ( и все последующие издания).

Букчина Б.З. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. – М., 1998.

Леденев С.Д., Дедовских И.В. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 1997.

Орфографический словарь русского языка / Институт русского языка РАН. М.,1997.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.,1996.


Грамматические словари

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.,1997.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 1997.


Орфоэпические словари

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – Л.,1993.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1998.

Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э.Розенталя. – М.,1984.


Словари, отражающие выразительные возможности речи

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,2001.

Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М.,1976.


Литература основная


  1. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография //Избр. труды. – М.,1977.

  2. Денисов П.К. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М.,1974.

  3. Козырев И.С. Современный русский язык: Фразеология. Лексикография. – Минск,1979.

  4. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М.,1982.

  5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М.,1987.

  6. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М.,1990.

  7. Сороколетов Ф.П. Общая и учебная лексикография. – Л., 1990.

  8. Щербин В.К. Вселенная в алфавитном порядке.- Минск, 1987



Похожие:

Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрактикум по экологии человека Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов, 17 часов
Программа курса «Практикум по экологии человека» предназначена для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, согласно...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма химия в быту Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 8 часов
Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма «Введение в этнотолерантность» Учебный курс предпрофильной подготовки Для учащихся 9-х, 8 часов
Российская Федерация, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма элективного курса по информатике для учащихся 9 классов. «Я web-дизайнер». Автор: Семенов Альберт Родионович (учитель информатики) Пояснительная записка
Элективный курс «я web-дизайнер» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов является расширением темы «Основы языка разметки...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма «Компьютер мой помощник» Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 9 часов
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПрограмма «Практическое право» Учебный курс предпрофильной подготовки Для учащихся 9-х, 8 часов
Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 п. Мокроус Федоровского района Саратовской области Приказ от 1 сентября 2008 года №123
Положением о предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и Положения о профильном обучении, Договором о совместной деятельности...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconЭлективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 10 класс (34 ч)
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного...
Программа Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 17 часов iconПоложение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
Министерства образования Хабаровского края №2-5-2593 от 30. 06. 2006 «О ведении журналов и оценивания достижений учащихся 9-х классов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов