Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с icon

Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с



НазваниеМетодические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с
страница1/3
Дата конвертации14.12.2012
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА


Рабочая программа, методические указания и контрольные задания

по курсу

«Бухгалтерская финансовая отчетность»

для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

заочного факультета 3-х, 4-х и 5-ти летнего обучения


ИЗДАТЕЛЬСТВО

^ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

2010


Рабочая программа и методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 37 с.


Методические указания включают основные вопросы курса и представлены в виде сквозной задачи по составлению форм бухгалтерской отчетности


Методические указания предназначены для студентов заочного факультета


Составитель: к.э.н., доцент Клушанцева Г.В.


Рецензенты: к.э.н. доцент Наумова З.В.

финансовый директор ООО «Невский оконный завод»

Корчагина Л.И.


© Издательство

Санкт-Петербургского

государственного

университета

экономики и финансов,

2010


^ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы дисциплины в учебных часах

Разделы (темы) дисциплины

Лекции

3-х год.

4-х год.

5-ти год.

Тема 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущ­ность и содержание

1

2

2

Тема 2. Бухгалтерский баланс

2

2

3

Тема 3.
Отчет о прибылях и убытках

2

2

3

Тема 4. Отчет об изменениях капитала

0,5

1

1

Тема 5. Отчет о движении денежных средств и методы его составления

0,5

1

1

Тема 6. Приложение к бухгалтерскому балансу

1

1

1

Тема 7. Пояснительная записка и ее содержание

1

1

1

Тема 8. Сводная (консолидированная) отчетность: ее на­значение, методы составления

2

2

2

Итого

10

12

14


^ Тема 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее сущность и содержание

1. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации и международной практике

Принцип непрерывности деятельности организации и необходимость составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Необходимость единообразия отчетности. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в Российской Федерации по его уровням. Международные стандарты финансовой отчетности и директивы по учету Европейского сообщества (ЕС) - важнейшие международные нормативные акты, регулирующие состав, содержание и требование бухгалтерских (финансовых) отчетов в международной практике в условиях становления глобальной мировой экономики.

2. Сущность и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Задачи отчетности: полезность для существующих и потенциальных пользователей; возможность оценки времени, вероятности и объемов, причитающихся пользователям выплат; адекватность отражения состояния экономических ресурсов организации. Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности: ценность, надежность, сопоставимость и постоянство. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Признание и измерение показателей отчетности и их критерии. Роль учетной политики в формировании показателей бухгалтерской отчетности.

3. Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерский учет как информационная система. Бухгалтерская отчетность как завершающий этап учетного процесса. Правила формирования бухгалтерской отчетности. Отчетный период. Состав бухгалтерской отчетности и ее элементы. Кумулятивный принцип составления бухгалтерской отчетности. Утверждение бухгалтерской отчетности. Возможность организации самостоятельной разработки форм бухгалтерской отчетности и основные требования к ним. Порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Адреса и ее сроки представления. Виды бухгалтерской отчетности: промежуточная и годовая; отдельная и сводная (консолидированная). Порядок изменения (исправления) показателей бухгалтерской отчетности. Условные факты хозяйственной деятельности и события после отчетной даты: понятие и порядок отражения в бухгалтерской отчетности. Фальсификация бухгалтерской отчетности и ее сущность.

^ Тема 2. Бухгалтерский баланс

1. Модели и виды бухгалтерских балансов

Бухгалтерский баланс как денежный измеритель состояния хо-зяйства на определенный момент - основа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике: экономико-правовая, информативная, результатная. Модели бухгалтерских балансов: баланс-брутто и баланс-нетто. Виды бухгалтерских балансов: начальный, вступительный, передаточный, санируемый, ликвидационный, промежуточный, годовой, отдельный и сводный (консолидируемый). Особенности составления баланса в зависимости от видовых отличий.

2. Содержание бухгалтерского баланса

Схемы построения бухгалтерского баланса в Российской Федерации и международной практике. Определение актива и пассива баланса. Понятие статьи баланса. Структура баланса. Состав и классификация статей актива, характеристика его статей. Состав и классификация статей пассива, характеристика его статей. Порядок определения суммы собственного капитала и его увеличения за счет прибыли. Методы оценки статей баланса. Изменение оценочных значений. Нормативное регулирование в Российской Федерации оценки отдельных статей баланса. Влияние методов оценки на достоверность бухгалтерского баланса. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции.

3. Техника составления бухгалтерского баланса

Подготовка к составлению баланса: инвентаризация имущества и обязательств, уточнение оценки отдельных частей имущества, выверка расчетов с дебиторами и кредиторами. Подведение итогов учетных регистров. Отражение в балансе активов организации. Порядок отражения средств организации, требующих корректировки: амортизируемые объекты, финансовые вложения и дебиторская задолженность (при условии создания оценочных резервов). Отражение в балансе капитала, резервов и обязательств организации. Порядок отражения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Особенности отражения в балансе данных активно-пассивных счетов. Порядок формирования справочной информации бухгалтерского баланса о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах.

^ Тема 3. Отчет о прибылях и убытках

1. Назначение отчета о прибылях и убытках

Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике. Отчет о прибылях и убытках - связующее звено между бухгалтерскими балансами сопредельных отчетных периодов и показатель изменения капитала организации под воздействием доходов и расходов отчетного периода. Модели построения отчета о прибылях и убытках в международных стандартах: одношаговый и многошаговый способы. Отечественные подходы к формированию информации в отчете о прибылях и убытках и необходимость их сближения с международной практикой. Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках и положений по бухгалтерскому учету о доходах и расходах организации. Промежуточные и окончательный итоги отчета. Необходимость формирования промежуточных итогов отчета для качественной характеристики различных сторон деятельности организации. Принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности при составлении отчета о прибылях и убытках.

2. Содержание и техника составления отчета о прибылях и убытках

Подготовка учетных регистров к составлению отчета о прибылях и убытках. Доходы и расходы, прибыли и убытки от обычных видов деятельности. Доходы и расходы, финансовые результаты от прочих видов деятельности. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи: взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с налоговыми расчетами. Чрезвычайные доходы и расходы, необходимость их формирования. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года. Дивиденды на акцию: порядок расчета. Расшифровка отдельных прибылей и убытков: необходимость и порядок формирования этих показателей. Базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию: методика расчета показателей.

^ Тема 4. Отчет об изменениях капитала

1. Назначение отчета об изменениях капитана

Значение и целевая направленность отчета об изменениях капитала в современных условиях. Отчет об изменениях капитала - как отражение прироста и использования в отчетном году всех составляющих собственных средств организации: капитала и прочих резервов и фондов. Взаимосвязь бухгалтерского баланса и отчета об изменениях капитала. Возможные модели построения отчета и его разновидностей в международных стандартах финансовой отчетности. Отечественные подходы к формированию информации в отчете о капитале организации и необходимость их сближения с международной практикой.

2. Содержание и техника составления отчета об изменениях капитала

Подготовка учетных регистров к составлению отчета об изменениях капитала. Структура действующего отчета. Характеристика и порядок заполнения разделов. Балансовый принцип заполнения основных разделов. Выделение показателей изменения капитала в самостоятельный объект отчета об изменениях капитала. Влияние организационно-правовой формы организации на порядок заполнения отчета. Справки к отчету. Отражение в них стоимости чистых активов для оценки ликвидности организации. Активы и пассивы, участвующие в расчете показателя чистых активов. Порядок записи в отчетную форму рассчитанного показателя. Отражение в справках состава средств целевою финансирования, полученных из бюджета и внебюджетных фондов. Группировка средств целевого финансирования по целям их использования.

^ Тема 5. Отчет о движении денежных средств и методы его составления

1. Назначение отчета о движении денежных средств

Целевое назначение отчета для внутренних и внешних пользователей. Отчет о движении денежных средств - как отражение движения всех потоков денежных средств организации. Методы составления отчета по международным стандартам финансовой отчетности: прямой и косвенный. Факторы, повлиявшие на широкое применение отчета о движении денежных средств в международной практике. Понятие чистого притока (оттока) денежных средств и его связь с основной деятельностью организации. Взаимосвязь бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

2. Содержание и техника составления отчета о движении денежных средств

Подготовка учетных регистров к составлению отчета о движении денежных средств. Структура отчета в разрезе видов деятельности: текущая, инвестиционная и финансовая. Необходимость представления данных о движении денежных средств в указанных разрезах и их характеристика. Разделы отчета о движении денежных средств. Характеристика разделов и порядок их заполнения. Особенности составления отчета в случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте. Справочная информация о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету.

^ Тема 6. Приложение к бухгалтерскому балансу

I. Назначение приложения к бухгалтерскому балансу

Приложение к бухгалтерскому балансу как расшифровка наиболее важных его статей. Необходимость составления приложения к бухгалтерскому балансу в целях обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Взаимосвязь бухгалтерского баланса и приложения к нему.

2. Содержание приложения к бухгалтерскому балансу

Структура приложения к бухгалтерскому балансу. Характеристика разделов приложения. Справочная информация к разделам и необходимость ее представления. Подготовка учетных регистров к составлению приложения к бухгалтерскому балансу. Техника заполнения приложения к бухгалтерскому балансу.


^ Тема 7. Пояснительная записка и ее содержание

1. Назначение пояснительной записки

Разграничения функции раскрытия учетных данных между формами бухгалтерской отчетности и пояснительной запиской. Необходимость получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации посредством текстовой части отчетности. Нормативное регулирование раскрытия показателей бухгалтерской отчетности в пояснительной записке. Раскрытие данных, которые не нашли отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности (данные об изменениях учетной политики, о способах оценки материально-производственных запасов, основных средств и нематериальных активов, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, об информации о взаимосвязанных сторонах и пр.). Применение правил существенности, сопоставимости и нейтральности при раскрытии таких данных.

2. Содержание пояснительной записки

Примерная структура пояснительной записки: краткая характеристика организации, раскрытие учетной политики, характеристика деятельности организации за отчетный год, показатели финансово-хозяйственной деятельности и другие возможные разделы. Состав основных показателей разделов и их характеристика. Методика расчета важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности.

^ Тема 8. Сводная (консолидированная) отчетность: ее назначение, методы составления

1. Назначение сводной (консолидированной) отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности об объединении компаний и консолидированной отчетности. Регулирование сводной (консолидированной) отчетности в современном российском законодательстве. Понятие и сфера применения сводной (консолидированной) отчетности. Определение материнских, дочерних организаций, зависимых обществ. Понятие группы и ее определение. Понятие контроля и формы его осуществления. Принципы составления сводной (консолидированной) отчетности: определение капитала группы, доли меньшинства, внутригруппового оборота. Случаи, когда данные о дочерних и зависимых обществах могут не включаться в сводную отчетность. Утверждение, представление и публикация сводной отчетности.

2. Методы составления сводной (консолидированной) отчетности

Правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность. Правила включения данных о зависимых обществах в сводную отчетность. Методы исключения обязательств организаций группы из сводного баланса. Методы исключения внутригруппового оборота из сводного отчета о прибылях и убытках. Отражение в сводной отчетности «доли меньшинства» в дочернем обществе. Пояснения к сводной отчетности.

3. Сегментарная отчетность организации: ее цени, состав и методы составления

Понятие и значение сегментной отчетности. Деление информации на операционный и географический сегменты и их понятия. Условия включения информации по сегментам в бухгалтерскую отчетность. Формирование показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту. Состав и способ представления информации по отчетным сегментам.


^ Общие требования к выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по курсу «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу.

Основная цель выполнения контрольной работы - формирование у студентов методологического подхода и практических навыков по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из требований внешних и внутренних пользователей. При этом процесс выполнения задания направлен на адаптацию полученных студентами знаний к конкретным условиям функционирования организаций и целям предпринимательства различных форм собственности.

Выполнение контрольной работы обеспечивает взаимосвязь и гармонизацию всех других специальных дисциплин: теории бухгалтерского учета, бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета, анализа и аудита.

Порядок выполнения контрольной работы и форма представления определяется преподавателями, осуществляющими чтение установочных лекций. При возникновении вопросов по ходу выполнения контрольной работы студенту следует обратиться за консультацией на кафедру бухгалтерского учета и аудита.

Контрольная работа содержит три варианта. Каждый студент выполняет один вариант задания. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы:

- А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3 выполняют первый вариант I;

- И. К, Л, М, Н, О, П, Р выполняют вариант II;

- С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я выполняют вариант III.

Каждое задание состоит из исходных данных, включающих в себя оборотно-сальдовую ведомость по счетам и субсчетам бухгалтерского учета, расшифровки данных по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

В приложение приведены формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Остальные формы бухгалтерской отчетности в задании не приводятся в целях упрощения работы.

Задание:

1. Составить выписку из приказа об учетной политике организации.

2. Составить бухгалтерский баланс (форма 1).

3. Исчислить текущий налог на прибыль в соответствии с нормами ПБУ 18/02.

4. Составить Отчет о прибылях и убытках (форма 2).

Методические указания:

1. При составлении учетной политики организации изучить все возможные варианты, установленные законодательством, выбрать и обосновать способы (методы) ведения бухгалтерского учета. В учебных целях учетную политику оформить в виде выписки.

2. Установить объекты бухгалтерского учета, подлежащие отражению в бухгалтерском балансе в нетто-оценке.

Выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие отражению в бухгалтерском балансе развернуто.

Бухгалтерский баланс на начало 200_г. (приложение № 1) составить на основании данных оборотно-сальдовой ведомости за 200_г. В оборотно-сальдовой ведомости данные по счетам бухгалтерского учета представлены свернуто, а по субсчетам – развернуто.

3. Для выполнения заключительных проводок составить журнал регистрации хозяйственных операций за декабрь 200_ г. В нем отразить закрытие счетов 90, 91 и 99, используя данные оборотно-сальдовой ведомости за 200_г.

4. Расчет текущего налога на прибыль произвести на основании данных бухгалтерской прибыли, постоянных и временных разниц в приложении № 2.

При определении постоянных и временных разниц использовать данные по счетам 09, 77 и субсчетам к счету 99.

5. При составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного периода (приложение № 1) использовать данные оборотно-сальдовой ведомости за 200_г., заключительных бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам к счетам 90,91,99.

6. При составлении отчета о прибылях и убытках (приложение № 3) использовать данные оборотов счетов 90,91,99, 09, 77 оборотно-сальдовой ведомости за 200_г., выписки из учетной политики организации.

Исходные данные:

1. Общие сведения:

Организационно-правовая форма – акционерное общество закрытого типа.

2. При составлении учетной политики определить следующие ее элементы:

- критерий отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности;

- критерий существенности в отчетности;

- применяемые образцы форм бухгалтерской отчетности;

- технический способ заполнения отчетности;

- порядок отражения в учете малоценных объекты основных средств;

- способ начисления амортизации основных средств;

- порядок установления срока полезного использования по вновь поступившим объектам основных средств;

- порядок учета и финансирования ремонта производственных основных средств;

- оценка приобретаемых материалов;

- признание транспортно-заготовительных расходов;

- способ списания материальных ценностей в производство;

- списание ТЗР и отклонений в стоимости материалов;

- база распределения косвенных расходов между объектами калькулирования;

- порядок списания управленческих расходов;

- оценка незавершенного производства;

- оценка выпущенной готовой продукции;

- порядок признания расходов на оплату отпусков;

- создание резервов по сомнительным долгам;

- создание резервов.

  1   2   3




Похожие:

Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу
Методические указания для самостоятельной работы по курсу «Бухгалтерский финансовый учет» тема «Учет операций по налогообложению...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconПрием в 2009 г. Российский университет кооперации Арзамасский филиал Наше предложение выпускникам школ Специальности: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очное/заочное) (квалификация – 65 «Экономист»)
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» для студентов специальности
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания для студентов специальности Э. 01. 03. 00 «Экономика и управление на предприятии»
Вычислительная техника и программирование. Методические указания для студентов-заочников специальности А. 29. 10. 00 «Строительство...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по криминологии
«Юриспруденция» предусмотрено написание студентами одной контрольной работы по криминологии. Контрольная работа является частью самостоятельной...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания по подготовке курсовых работ Москва 2002 утверждено
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 350 800 "Документоведение и документационное обеспечение...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 100110. 65 «Домоведение»
Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума: методические указания к выполнению курсовой работы / сост.: к филос н., доцент...
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Финансовая бухгалтерская отчетность» для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Спб.: Изд-во Спбгуэф, 2010. 37 с iconГлавному бухгалтеру! Бухгалтеру! Финансовому директору!
Программы продвинутых курсов включают в себя по одному разделу (дисциплине) соответствующей специализации: «Бухгалтерская (финансовая)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов