Александр Барсов Путь к свободе icon

Александр Барсов Путь к свободе



НазваниеАлександр Барсов Путь к свободе
страница1/4
Дата конвертации16.09.2012
Размер0.94 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4

road1


Александр Барсов


Путь к свободе


Москва

2007


В предлагаемой работе рассмотрен комплекс социально-экономических проблем, решение которых имеет жизненно важное значение для становления и развития экономики свободной России, разгромленной и разграбленной "либерально-демократическими", а точнее криминальными силами.

Рекомендации по преодолению проблем, стоящих перед пролетариатом, опираются на труды классиков научного коммунизма, исследования автором современных тенденций социально-экономического развития капитализма, выявленные первопричины падения "реального социализма" в СССР и на этой основе прогнозирование перспектив становления общества социальной справедливости.

Опубликованная ранее (1996 – 1998 гг.) журналом «Диалог» серия статей автора по праблемам ресурсосберегающей системы хозяйствования в книге «Путь к свободе», изданной в 2001 г. и переизданной в 2004 г., получила дальнейшее развитие, а отдельные элементы системы – уточнение.

В предлагаемой читателю книге дальнейшее развитие получила Часть III.

Решая те или иные проблемы, неразумно отказываться от известного принципа, при котором, ухватившись за главное звено цепи или даже за ее фрагмент из нескольких звеньев, можно вытащить всю цепь.

Однако, поступая так, современные "реформаторы" и их оппоненты с "альтернативными" экономическими программами не осознают, что перед ними лежит не цепь, а разрозненные звенья разорванной цепи, или отдельные, не связанные между собой ее фрагменты.

Ранее, искусственно притертые жестким планом, они до определенного уровня способствовали развитию экономики. Затем усиливающиеся противоречия начали обнаруживать себя застойными явлениями и спадом. Последний объективно резко усилился введением, кроме функционирующего хозяйственного механизма, механизма хозяйствования, базирующегося на частной собственности. Решения, принятые после августовских событий 1991 года, завершили как разрушение страны, так и ее экономики.

Выход из этого тупикового состояния лежит через осмысление случившегося, осознание ресурсосберегающих принципов хозяйствования и формирование ресурсосберегающей экономики.

В то же время не следует ожидать реальных положительных сдвигов, если не будет одновременно решена проблема ответственности граждан перед законом, т.е. установлен элементарный порядок, при котором защищаются экономические интересы государства и граждан.



© ПУТЬ К СВОБОДЕ

Третье авторское издание, дополненное

Александр Барсов





Часть I


^ ОТ УТОПИЧЕСКОЙ К РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ


* * *

В части первой рассматриваются реальные пути выхода из тупиковой ситуации, в которой оказалась страна. Разработаны теоретические и методологические положения, отражающие новый подход к решениям социально-экономических проблем. В работе исследуется система хозяйствования с точки зрения требований закона экономии времени, т.е. с позиций ресурсосберегающей системы управления регулируемой рыночной и плановой экономики. Анализируются место и роль закона экономии времени и закона стоимости, а также их взаимосвязь с моделью цены, формированием полных издержек производства, коммерческим (хозяйственным) расчетом и принципами налогообложения. Исследуется сущность дохода (экономия ресурсов при производстве продукции), характеризующего эффективность общественного производства.

На этой основе сформулирован и предлагается ряд политико-правовых рекомендаций. Некоторые разделы этой части были написаны в 90-х годах ХХ века.

* * *


^ ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ ТРУДА И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


1.1. От затратной к ресурсосберегающей экономике


В хозяйственной практике регулирования экономических процессов используются такие экономические категории, как цена, налог, кредит и т.п. Но, чтобы в регулируемой рыночной экономике установить, например, предельный уровень цен на некоторые виды продукции или соответствующую величину налога, предположим, на прибыль, либо определить уровень банковского или иного кредита, выдаваемого хозяйственному субъекту, необходимо объективное представление об экономическом состоянии хозяйственных объектов, которое отражает система стоимостных (оценочных) показателей, таких, как прибыль, рентабельность, производительность труда, себестоимость и т.п.

Однако эти экономические категории могут характеризовать экономическую эффективность итогов хозяйственной деятельности в результате формирования их в рамках индикативного планирования или через систему бухгалтерского учета и статистической отчетности. Таким образом, складывается комплексная экономическая система критериев и методов хозяйственного управления (регулирования) рыночной экономики. Она формируется и функционирует для обслуживания воспроизводственного процесса и решения определенных социальных целей, достижение которых связано с формой собственности на средства производства и обусловлено уровнем развития производительных сил. Именно под воздействием цели, независимо от того, осознана она или нет, которую преследует общество, формируется из экономических категорий и методов социально направленный хозяйственный механизм.


Возникшая в обществе более прогрессивная социальная цель может пробивать себе дорогу эволюционно, путем развития форм собственности на средства производства и повышенного уровня развития производительных сил, либо революционно, что создает заманчивую возможность ускорить достижение цели. Однако революционный путь содержит в себе большую долю риска, если не созрели объективные экономические и социальные условия, поскольку известно, что преждевременное упразднение классовых противоречий может привести к застою и даже упадку экономики.

В условиях эволюции более прогрессивная цель способствует также изменению приоритетности первого экономического закона. Закон стоимости постепенно уступает место закону экономии времени. В развитых капиталистических странах (например, США), как отмечается известным экономистом Запада Дж.К. Гэлбрейтом одновременно функционирует система из двух хозяйственных механизмов: "планирующего" и "рыночного". При этом целью данного способа производства стала не затратная величина дохода или прибыли (например, нормальная прибыль, которая включается в полные (экономические) издержки производства), а "чистая прибыль", которая обеспечивается экономией ресурсов в процессе производства на основе научно-технического прогресса.


Преобладание планирующего сектора в экономике обусловливает то, что вся система из двух хозяйственных механизмов функционирует на принципах ресурсосбережения, отвечающих требованиям закона экономии времени. Таким

образом, в рамках рыночной экономики и несовершенной конкуренции уже ограничивается влияние закона стоимости.

Экономическое регулирование хозяйственной системы, образовавшейся на основе двух, казалось бы, несовместимых хозяйственных механизмов, возможно, если формирование их осуществлялось (даже неосознанно) в пределах одной теории трудовой стоимости. Отклонение от ее требований вносит только осложнения в развитие процесса расширенного воспроизводства.

Перевод российской экономики на ресурсосберегающие принципы хозяйствования с учетом защиты интересов большинства граждан страны и будет прогрессивным (революционным) решением проблемы, что создает условия как для стабилизации экономики, так и быстрого ее развития, т.е. достижение главной социальной цели - создания условий для всестороннего и свободного развития личности.

Рассмотрению социально-экономических причин развала российской экономики и путей ее возрождения посвящены следующие разделы работы.


^ 1.2. Некоторые штрихи из истории проблемы


Известно, что одним из первых пропагандистов социальных идей был полумифический автор - Христос. Вход в его рай социально ограничен, так как "удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божие" (Мф, 19, 24). Позднейшие авторы социальных утопий, такие, как: Т. Мор, Т. Кампанелла и другие, при построении новых идеальных сообществ исходили из интересов клерикализма и развитой, но демократической государственности (монархической или республиканской). По свидетельству П.А. Кропоткина (см."Записки революционера") в 40-х годах XIX века эти взгляды были известны как монастырский или казарменный социализм.


В своих трудах К. Маркс выступал против государственного социализма и анархизма, защищая идею постепенного отмирания государства после пролетарской революции.

В 1870 году русский демократ-террорист Нечаев в своем журнале "Народная расправа" выступил со взглядами, которые Маркс назвал ярким образчиком казарменного коммунизма, что говорит о несовместимости представлений о коммунизме Маркса и Нечаева.

В.И. Ленин поддерживал линию Маркса в борьбе с анархистами. В то же время у него был свой взгляд на роль государства в период пролетарской революции. Это в определенной степени отмечает русский философ Н.А. Бердяев в книге "Истоки и смысл русского коммунизма". Характеризуя Ленина как выдающегося политического деятеля современности, Бердяев раскрывает условия, при которых на Ленина оказывают влияние идеи Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова. В этом конгломерате Бердяев видит истоки русского марксизма – строительство военного коммунизма в разоренной стране. Маркс положительно отзывался о трудах Чернышевского, а о его отношении к идеям Нечаева мы уже сказали.


Развал народного хозяйства в период гражданской войны, признание ошибочным и отказ от принципов военного коммунизма, переход к новой экономической политике "всерьез и надолго" оживили экономику страны. В этот период В.И. Ленин считал, что главной и основной задачей является переход "к восстановлению хозяйства, разоренного войнами, к излечению тех ран, которые были нанесены России и к тому, чтобы заложить фундамент социалистического строительства" (Ленин В.И. ПСС. Т. 44. С.291-292).

В условиях диктатуры пролетариата, оставаясь последовательным марксистом, В.И. Ленин выступал за формирование и развитие государственно-капиталистического уклада в период преобладания в Советской России мелкобуржуазной стихии, как вынужденное отступление при становлении НЭПа (Ленин В.И. ПСС. Т. 43. С. 206-207).

Только после решения проблемы закладки экономического фундамента "из России нэповской будет Россия социалистическая" (Ленин В.И. ПСС. Т. 45. С.309). Однако изменившаяся международная обстановка, незавершенность политэкономической проработки НЭПа, приход к власти И.В. Сталина обусловили свертывание НЭПа и возврат к административным методам управления народным хозяйством в условиях мирного строительства, впоследствии окрещенного административно-командной системой управления, из которой торчали уши все того же казарменного коммунизма.

Можно утверждать, что монастырский, казарменный, государственный социализм или казарменный, военный коммунизм являются различными формами христианского коммунизма, декларирующего на основе религиозного (либо иного) догматизма - равенство в нищете.

Симбиоз марксизма и нечаевщины требовал своего специфического хозяйственного механизма.


Исследование систем хозяйственных механизмов на основе частной и коллективной форм собственности на средства производства, опирающееся на теорию трудовой стоимости, раскрывает как глубинные причины развала экономики страны, так и возможные решения проблемы выхода из кризиса, один из которых предлагается на основе ресурсосберегающей системы хозяйствования в условиях регулируемого рынка.

Воспитанные в рамках псевдомарксистской политической экономии современные руководители при переводе страны к рынку не могут освободиться от представлений об экономике, полученных еще в студенческие годы и закрепленных степенями и званиями. Это мешает им осознать как реальные причины и суть происходящего, так и качественные различия в экономических механизмах развитых и слаборазвитых капиталистических стран, а, следовательно, то качественное различие экономических категорий, их характеризующих, что отражается на принимаемых решениях, подталкивающих страну к расширению и углублению кризиса.


^ 1.3. Причины экономического кризиса


Из более чем полутора сотен стран капиталистической ориентации только в пределах трех десятков могут причислить себя к развитым странам, а остальные - к развивающимся или большая их часть - к слаборазвитым странам. Для всех стран капиталистической ориентации характерны: преимущественность частной собственности и рыночная экономика, конкуренция и развитая структура банков, бирж, а также других атрибутов рынка. Видимо, причина резкого различия в уровне развития (богатство одних и нищета других) названных стран скрыты не в факторах приватизации, рынка или его структур, а в чем-то другом.

Если отбросить аргументацию причин различия в уровне развития, замешанных на идеологической основе, то окажется, что ответ на этот вопрос остается важнейшим условием понимания глубины процессов, с одной стороны, сдерживающих экономическое и социальное развитие слаборазвитых стран, а с другой, способствующих успехам экономики развивающихся стран, и высокому ее уровню в развитых странах.


В то же время, осознание сущности того, почему и что происходит и происходило с нашей страной, которая совсем недавно по уровню развития производительных сил занимала второе место в мире, может помочь понять происходящие процессы как в стране, так и вне ее и увидеть не только пути выхода из сложившегося тяжелого социально-экономического положения, но и принять необходимые, обоснованные решения по возрождению РФ.

Развертывание рыночных отношений и конкуренции в РФ на основе разнообразия форм собственности, реформы финансово-кредитной системы, изменение налоговой политики, либерализация цен, развитие банковской системы, бирж не дало стабилизации экономики, а, напротив, еще усилило раскручивание инфляционной спирали.


Причиной такого результата является то, что при внедрении атрибутики рыночной экономики развитых капиталистических стран в экономическом блоке системы хозяйствования РФ сохранен показатель затратной категории прибыли, характерный для административно-командной системы или слаборазвитой капиталистической страны, в основе которой лежат затраты прибавочного труда.

Теория и практика формирования экономического блока, в котором двигателем экономики становится "чистая прибыль", свойственна высокоразвитым капиталистическим странам. Они изложены в трудах Кейнса, Робинсон, Гэлбрейта, Самуэльсона, Макконнелла и др. Основоположником этого направления развития экономической мысли является Маркс.


Принципиальные расхождения между кейнсианством и марксизмом заключены в различии социального подхода к проблеме определения полных издержек производства.

Кейнсианцы исходят из того, что "нормальная прибыль", являющаяся "нормальным жалованием" предпринимателя, процент, рента и дивиденд входят в полные издержки производства.

Марксистская теория полагает, что при коллективной форме собственности на средства производства труд сверх необходимого (прибавочный труд) принимает форму необходимого труда и, соответственно, включается в полные издержки производства. Разность между ценой и полными издержками производства в том и другом случаях отражает экономию или чистую прибыль. Актуальность осознания сущности ресурсосбережения, его принципов в экономике России обусловлена потребностью в ее стабилизации и повышении экономической эффективности, основой которой является научно-технический прогресс. Ортодоксы догматического марксизма-ленинизма отрицали и отрицают ресурсосберегающий принцип хозяйствования как в марксистской, так и в кейнсианской школах, что привело к развалу СССР, а в настоящее время деградирует экономика как РФ, стран СНГ, так и бывших соц. стран.


Преобразовавшись в "демократа-рыночника" бывший ортодокс остается в плену тех же догматических представлений, что мешает ему понять сложившуюся ситуацию в экономике. Он ратует за внедрение в практику регулирования экономического процесса монетаристских методов, что в условиях России позволило ускоренными темпами догнать и перегнать многие слаборазвитые страны по уровню нищеты и увеличения богатства мафиозных структур.


^ 1.4. Цели ресурсосберегающей системы хозяйствования


Настоящие предложения по изменению экономических методов регулирования народного хозяйства в условиях рынка и внедрения ресурсосберегающей системы хозяйствования не детализируют предлагаемую систему. В них на данном этапе изложены средства, которые должны быть реализованы в ресурсосберегающей системе хозяйствования, принципы ее функционирования, а также определенные изменения в действующей системе хозяйствования, способствующие достижению поставленных целей, т.е. обеспечить стабилизацию и максимальную результативность экономики народнохозяйственного комплекса РФ.


Под стабилизацией экономики следует понимать:

- ограничение развития и прекращение инфляционных процессов;

- создание единой (независимо от форм собственности) системы оплаты труда (включая оплату труда предпринимателя), отвечающей стабилизационным требованиям экономики;

- применение принципов регулирования цен в условиях их либерализации, сдерживающих развитие инфляционных процессов;

- проведение финансово-кредитной и налоговой политики, стимулирующей заинтересованность в стабилизации экономики, в том числе, в ограничении необоснованного роста цен и оплаты труда.

Под максимальной результативностью экономики понимается:

- стимулирование экономической заинтересованности в повышении эффективности производства (независимо от форм собственности на средства производства) на основе принципов ресурсосберегающей системы хозяйствования;

- применение в практике хозяйствования экономических категорий прибыли, характерных для регулируемой рыночной экономики развитых стран;

- использование системы стоимостных оценочных показателей, качественно отражающих ресурсосберегающие методы хозяйствования;

- внедрение принципа коммерческого (хозяйственного) расчета, отвечающего требованиям ресурсосберегающей системы хозяйствования.


Указанные средства реализуются не столько через атрибутику рыночной экономики, ее условий (разнообразие форм собственности, банки, биржи и т.п.), сколько путем использования методов ресурсосберегающей системы хозяйствования, характерной для развитых стран, применяющих такие экономические категории как "чистая прибыль", сущностью которой является экономия затрат труда, нормальная прибыль, которая характеризует "нормальное жалованье" предпринимателя, полные (экономические) издержки производства.

Кроме того, в развитых странах практически применяются такие экономические категории как бухгалтерская прибыль, включающая в себя и чистую и нормальную прибыль, бухгалтерские издержки производства.

В экономические (полные) издержки производства, кроме бухгалтерских издержек, включаются: проценты за кредит, рента, дивиденды и нормальная прибыль. В условиях ресурсосберегающей системы хозяйствования цена равновесия равна экономическим (полным) издержкам производства, а чистая прибыль равна нулю. Сущностью ресурсосберегающих принципов хозяйствования является заинтересованность в уменьшении полных (экономических) издержек производства на основе научно-технического прогресса, т.е. получение чистой прибыли.


^ 1.5. Рыночная ресурсосберегающая хозяйственная система


Развертывание рыночных отношений, которые по сути являются формами проявления процесса обращения, характеризовавшимися в нашей стране развитием приватизации, конкуренции, бирж, банков и других атрибутов рыночной экономики, не изменило субъективных представлений, внесенных в процесс расширенного воспроизводства. Они не могут разрешить сложившихся в экономике противоречий. Эти противоречия вызваны специфическим хозяйственным механизмом, элементы которого функционируют в период проходящих преобразований. Для определения сущности этого специфического хозяйственного механизма и его соответствия требованиям теории трудовой стоимости предложены критерии, которые позволяют в рамках теории выявить два хозяйственных механизма, один из которых условно назовем "затратным", а другой - "ресурсосберегающим". К этим критериям следует отнести: форму собственности на средства производства; форму проявления дохода (прибыли); экономический закон, характерный для данного хозяйственного механизма.


Выявленные с помощью этих критериев два хозяйственных механизма обладают следующими чертами.

Для "затратного" хозяйственного механизма характерны:

1) частная форма собственности на средства производства;

2) доход в форме прибыли, в основе которой лежат затраты прибавочного труда;

3) закон стоимости как приоритетный экономический закон данного хозяйственного механизма.

Для "ресурсосберегающего" хозяйственного механизма характерны:

1) коллективная (общественная) форма собственности на средства производства;

2) доход в форме дополнительно изготавливаемой продукции в единицу времени, в основе которой лежит экономия времени (разница между нормативными (базовыми) и фактическими полными затратами труда);

3) закон экономии времени, как приоритетный экономический закон данного хозяйственного механизма.

Отражая сущность хозяйственного механизма, эти критерии одновременно позволяют отнести один из них, в основе дохода которого лежат затраты прибавочного труда, к "затратному" механизму, а другой, сущность дохода которого характеризуется экономией затрат труда как живого, так и овеществленного, отнести к "ресурсосберегающему" хозяйственному механизму.


Функционировавшему долгое время в административно-командной системе управления и действовавшему (по состоянию на 1993 год) хозяйственному механизму характерна государственная (общественная) форма собственности на средства производства. Доходом же, в рассматриваемом экономическом механизме, являются прибыль, в основе которой лежит прибавочный труд, а первым экономическим законом - закон стоимости.

Сопоставление "затратного" и "ресурсосберегающего" хозяйственных механизмов со специфическим хозяйственным механизмом, характерным для административно-командной системы, показало беспринципное (эклектичное) сочетание составляющих его элементов в содержании последнего.

Плюрализм форм собственности на средства производства, введенный в целях развития рыночных отношений, обусловил возникновение системы хозяйствования из затратного и эклектичного хозяйственных механизмов, что может иметь только негативные последствия.


В условиях существования различных форм собственности на средства производства решением проблемы, при преимущественно коллективной ее форме, будет ресурсосберегающая хозяйственная система. (Все предприятия частной формы собственности стран буржуазной или народной демократии при переходе от затратной к ресурсосберегающей экономике включают в экономические издержки производства "нормальное жалованье" предпринимателя, или его "нормальную прибыль". Чистая прибыль для маленьких и даже для средних фирм проявится формальным актом, так как получение "чистой прибыли" для них всегда будет проблематично из-за ограниченности средств по финансированию и приобретению новейших научных разработок.) С одной стороны, она отвечает единству как сущности теории трудовой стоимости, так и методологическому подходу к решению проблемы, а с другой стороны, при постановке тех или иных задач (целей) перед общественным производством могут быть использованы как идентичные экономические инструменты, стимулирующие эффективность деятельности различных предприятий народнохозяйственного комплекса к достижению этих целей, так и методы исследования полученных или прогнозируемых результатов.

Экономическая система, сочетающая два хозяйственных механизма (планирующий и рыночный) свойственна развитым капиталистическим странам. Реальность такого решения подтверждается функционирующей ресурсосберегающей экономикой этих стран. (Различия планирующего и рыночного механизмов в ресурсосберегающей системе хозяйствования развитых капиталистических стран обусловлены формой собственности на средства производства).


Рынок - важное условие повышения эффективности и активности общественного производства. В то же время рыночные отношения как форма проявления процесса обращения в расширенном воспроизводстве не могут устранить противоречия, сложившиеся в экономике. Плюрализм форм собственности на средства производства стимулирует условия развития рыночных отношений на современном этапе, но разнообразие форм собственности также не решит проблем.

Осознание потребности в ресурсосберегающей хозяйственной системе вызывает необходимость понимания качественного изменения используемых экономических категорий.

Таким образом, важнейшим (первым) условием стабилизации и активизации народнохозяйственного комплекса становится решение задачи конкретизации рыночного механизма или системы хозяйствования, которые будут определять его развитие.

Сложившийся уровень развития производительных сил, преимущество общественной (государственной) собственности на средства производства, разнообразие форм собственности, предопределяют ресурсосберегающую хозяйственную систему и обусловленную ею регулируемую рыночную экономику.


Для осознания сущности ресурсосберегающей системы хозяйствования рассмотрим таблицу, раскрывающую основные черты четырех вариантов хозяйственных механизмов (марксистский - I и II, эклектичный - III и кейнсианский - IV) с позиций предлагаемых критериев:




Эклектичный хозяйственный механизм, с одной стороны, есть результат отсутствия соответствия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а с другой - пережиток исчезнувшего явления (административно-командной системы). В то же время до 1993 года реально функционировала в РФ система из двух хозяйственных механизмов: "затратного" и "эклектичного". Поскольку формой проявления дохода в этой системе является прибыль, в основе которой лежат затраты прибавочного труда, условно назовем эту систему "затратной". Систему из "планирующего" и "рыночного" механизмов, при преобладании коллективной формы собственности или групповой частной собственности, в основе дохода (прибыли) которой лежит экономия затрат как живого, так и овеществленного труда, условно обозначим "ресурсосберегающей".


В условиях существования различных форм собственности на средства производства решением проблемы стабилизации и повышения результативности экономики (при преимущественно коллективной, общественной ее форме, а не частной форме) будет сочетание этих форм в "ресурсосберегающей" хозяйственной системе. С одной стороны, оно отвечает единству как теоретических принципов, учитывающих проводимую социально-экономическую политику, так и методологическому подходу к решению проблем, а с другой стороны, при постановке тех или иных задач (целей) перед общественным производством, могут быть использованы как идентичные экономические инструменты, стимулирующие эффективность деятельности различных предприятий народнохозяйственного комплекса к достижению этих целей, так и методы исследования полученных или прогнозируемых результатов, независимо от форм собственности. Социальная ориентация таких экономических систем определяется классом, стоящим у власти.

Все известные экономические программы по оздоровлению экономики не меняли сути функционирующей "затратной" экономической системы, не содержали в основе ресурсосберегающих принципов хозяйствования, следовательно, были порочны.


^ 1.6. Ресурсосберегающие принципы хозяйствования и инфляция


Выход на стабилизацию экономики не может опираться на теорию равновесия. Принцип равенства спроса и предложения, характерный для монетаризма, не дает решения задачи, так как, например, повышение денежной массы без изменения объемов производства продукции позволяет сбалансировать спрос и предложение в условиях рыночной экономики за счет роста цен, не ограничивая развития инфляционной спирали. Иной взгляд на равенство спроса и предложения у сторонников теории предельной полезности, при которой в условиях равновесия цены всех товаров соответствуют полным (экономическим) издержкам их производства, что по существу тождественно тому, когда сумма цен всех товаров равна сумме их стоимостей, т.е. соответствует требованиям теории трудовой стоимости. Оно фиксирует опорную точку для стабилизации экономики.

Однако тождественность принципов равновесия двух школ (марксистской и кейнсианской) в рамках теории трудовой стоимости содержит принципиальные различия в формировании полных (экономических) издержек производства.


Оставляя в стороне монетаристский взгляд на теорию равновесия как отражающий эту проблему на уровне спроса и предложения, т.е. процесса обращения, рассмотрим суть совпадения и расхождения кейнсианской и марксистской экономических школ по этой проблеме. Общим в процессе расширенного воспроизводства для этих двух экономических школ являются условия равенства суммы цен всех товаров сумме их стоимостей, а, следовательно, сумме полных издержек производства этих товаров, т. е. такое равенство спроса и предложения, при котором в условиях равновесия цены всех товаров соответствуют полным издержкам их производства (или ОНЗТ). Принципиальные расхождения между кейнсианством и марксизмом заключены в различии социального подхода к проблеме определения полных издержек производства, процессов распределения и перераспределения.


Если величина продукта для общества, затраты на который включены в полные издержки производства, в марксистской теории трудовой стоимости рассматриваются как средства для создания общественного фонда накопления и резервного общественного фонда, то кейнсианская теория предполагает, что распределение части вновь созданного капиталом, а не трудом сверх необходимого совокупностью наемных работников, продукта происходит через процент и ренту, дивиденд и "нормальную прибыль", принимающую форму "нормального жалованья" предпринимателя, а это сохраняет (при частной собственности) социальные противоречия между общественным трудом и частной формой присвоения.


Равновесие спроса и предложения, при котором цена равновесия равна полным издержкам производства, объективно вызывает иную форму проявления дохода ("чистую прибыль").

Цена равновесия в ресурсосберегающей системе хозяйствования равна полным (экономическим) издержкам производства. Разница между ценой равновесия и сниженными фактическими (плановыми или отчетными) индивидуальными полными издержками производства отразит величину экономии или чистой прибыли. Она определяется как абсолютно (экономия, эффект), так и относительно (производительность труда, рентабельность), т.е. находит отражение не в одном показателе, а в их системе, что обеспечивает взаимосвязь цен, экономического эффекта и коммерческого (хозяйственного) расчета с позиций требований закона экономии времени и создает условия для обоснованной оценки принципиальных производственных и других хозяйственных решений.


Рассмотрим суть качественных изменений (содержания) ряда экономических категорий, обусловленных воздействием ресурсосберегающих принципов хозяйствования, включая цены и коммерческий (хозяйственный) расчет, а также влияние новых качественных характеристик на методы регулирования экономики.

Принципы формирования цен в регулируемой рыночной экономике и функционирование ресурсосберегающей системы хозяйствования должны отвечать уже известным в мировой практике формам и методам ценообразования. Они предполагают, с одной стороны, систему фиксированных (прейскурантных, каталожных) и приравненных к ним цен, а в случае их отсутствия, могут быть использованы сложившиеся цены выбранного базового года (базовые цены), которые в условиях цен равновесия принимают на себя, в первую очередь, функцию нормативов полных издержек производства, а с другой стороны - цены возможной реализации. Фактически реализация данной продукции при либерализации цен осуществляется как по фиксированным, так и по договорным или другим видам цен, если правительством в соответствии с принятым законом о ценах в связи с регулированием экономических процессов принято решение по конкретной группе товаров о реализации их только по фиксированным или предельным ценам.

Применение разных методов формирования цен является объективной потребностью в условиях ресурсосберегающей системы хозяйствования. Если базовые цены позволяют на макроуровне определять реальное движение экономики в последующие периоды времени, то фактические цены реализации помогут решать текущие проблемы и переход с макро на микроуровень. Это отвечает требованиям индикативного (прогнозного) планирования в условиях регулируемой рыночной экономики.


Как было уже отмечено, если фактические полные издержки производства равны цене равновесия, то чистая прибыль будет равна нулю, а этот уровень цен, принятый за базу, может быть приравнен к единице. В случае, когда фактические полные издержки производства меньше цены равновесия, то разница между ценой и полными издержками отразит величину чистой прибыли. При условии, что фактическая цена реализации данного изделия будет выше базовой (фиксированной) цены и составит 1,2, а фактические полные издержки равны нормативным (базовым) или будут их превышать, например, 1,0 или 1,1, но окажутся меньше цены реализации, то предприятие также получит чистую прибыль.

Сумма чистой прибыли, полученной при повышении базовой цены равновесия, может быть обусловлена либо сложившейся рыночной конъюнктурой, либо монопольным положением поставщика или за счет влияния других факторов. При фактическом общественно необходимом уровне затрат, установившемся по сравнению с базовым периодом в пределах, например, 0,8 чистая прибыль будет равна 0,2 (1 - 0,8). Новый, фактически сложившийся уровень общественно необходимых затрат (0,8) дает основание рассматривать причины превышения полных издержек производства на конкретные виды продукции, что может потребовать корректировки принятых планов (решений).


Определение фактически сложившихся на данный момент индивидуальных полных издержек производства у предприятий в денежной форме осуществляется по разработанной методике.

Величина фактических (плановых или отчетных) полных издержек производства определяется как сумма себестоимости и части стоимости, не отраженной в себестоимости. Эта часть стоимости рассчитывается как произведение предусмотренной в фактической себестоимости оплаты труда и коэффициента. Коэффициент определяется по базовому уровню цен отношением величины средств в денежной форме, необходимых для нужд общества, к фонду заработной платы. Найденная величина характеризует в денежной форме уровень созданного продукта для общества или резервного фонда и фонда накопления, которые могут трансформироваться в процент, ренту, дивиденды и, в том числе, например, в один из источников формирования фонда развития производства или налога на добавленную стоимость и т. п.

Метод определения коэффициента на основе базовой цены заложен в теории трудовой стоимости и рассматривается как превращение нормы прибавочной стоимости (m/V) в норму прибыли (P/(C+V)), где m и P разные формы одной и той же абсолютной величины или разные относительные величины их "норм" при одних и тех же условиях производства базового периода.


В ценах равновесия базового периода величина искомой части стоимости уже сформировалась в условиях модели цены производства. Отношение этой части стоимости к фонду заработной платы, содержащейся в себестоимости, фиксируется в коэффициенте, который характеризует качество, свойственное не стоимостной модели цены, а модели цены производства. Фиксация уровня коэффициента на длительное время обеспечит на этот период сопоставимость полных издержек производства, базовых цен и цен фактической реализации, поскольку последние тоже объективно формируются на основе модели цены производства. Сумма фактической себестоимости и найденная на базе коэффициента часть стоимости характеризует фактические (плановые или отчетные) индивидуальные полные издержки производства.


Внедрение в практику хозяйствования таких экономических категорий, как чистая прибыль, полные издержки производства и другие качественно меняет структуру цены и обусловливает изменение методов налогообложения. Например, налог на прибыль (в условиях ресурсосберегающей системы хозяйствования) означает установление его только на чистую прибыль. Если же цена реализации равна полным издержкам производства и чистая прибыль равна нулю, то и налог на чистую прибыль равен нулю. Превышение фактически сложившихся цен объема реализованной продукции над ценами равновесия (базовыми ценами) этого же объема продукции (в натуре) может быть основанием для повышенного уровня налога на чистую прибыль, если повышение цен реализации не обусловлено, например, повышенными издержками производства на услуги со стороны и улучшением качества товара.


В практике развитых стран из бухгалтерской ("балансовой") прибыли исключаются затраты на издержки по выплате ренты, процента, дивиденда и нормальной прибыли (жалованья предпринимателя), которые отражаются в полных (экономических) издержках производства. Принятой в РФ с 1992 г. системой налогообложения прибыли предусмотрено, что из балансовой прибыли исключаются доходы от получаемых предприятием процентов, дивидендов и т.п.

Сущностью экономического содержания налога на добавленную стоимость является перераспределение созданных в производстве "фонда накопления" и "резервного фонда", т.е. средств, предусматриваемых в системе ресурсосбережения в полных издержках производства. Часть этих средств распределяется (выплаты предприятия) через процент, ренту, дивиденд и т.д., а другая часть как налог на добавленную стоимость отчисляется государству.


Определение величины налога на добавленную стоимость осуществляется установленным коэффициентом к цене, из которой вычитаются издержки данного изготовителя по оплате производственных и других услуг, полученных со стороны. По действующей методике налогообложения, если в цене сформировалась чистая прибыль (в терминологии затратной экономики - сверхприбыль), то она автоматически включается в базу расчета налога на добавленную стоимость, что необоснованно повышает абсолютную величину налога.

Важным фактором стабилизации инфляционных процессов является прогрессивный подоходный налог. Инвестирование в производство или науку личных доходов должно стимулироваться льготным налогообложением, поскольку оно служит развитию производительных сил и ограничению инфляции.


Финансово-кредитная политика в условиях дестабилизации экономики может оказать положительное воздействие на результаты хозяйственной деятельности. Банки и другие организации, оказывающие предприятиям те или иные финансовые услуги, обязаны более широко использовать свои контрольные функции при предоставлении кредита или другого вида финансовой помощи на льготных или дискриминационных условиях. Однако это воздействие окажется наибольшим в случае, если одновременно будут действовать экономические инструменты, характерные для ресурсосберегающей системы хозяйствования.

Таким образом, важнейшим условием стабилизации и активизации народнохозяйственного комплекса становится решение задачи конкретизации рыночного механизма или системы хозяйствования, что будет определять его развитие.


Это становится возможным при единстве системы стоимостных показателей оценки эффективности производства, основой которого является экономия труда. Материальной базой повышения экономической эффективности общественного производства прочно становится не величина затрат "прибавочного" труда, а экономия труда как живого, так и овеществленного. Прибыль, как одна из форм прибавочного труда, должна уступить место показателю, определенному на основе экономии труда.

На базе сопоставления нормативных полных затрат труда (базовой цены), индивидуальных (фактических) полных затрат труда, складывающихся на конкретном предприятии, и цены реализации данной продукции может быть объективно определен экономический эффект работы предприятия, действительная экономия ресурсов на данный период, которая может рассматриваться как результат хозрасчетной (коммерческой) деятельности предприятия (его прибыль).

Экономическая категория рентабельности здесь имеет иное качественное содержание, так как в основе ее лежит не отношение труда сверх необходимого к необходимому труду, к себестоимости или производственным фондам, а отношение суммы экономии общественных затрат труда к величине фактически сложившихся (плановых или отчетных) полных издержек производства. Отношение экономии к фактическим индивидуальным полным издержкам производства объективно характеризует плановый или отчетный уровень эффективности (рентабельности) деятельности данного производственного коллектива по снижению затрат.


К числу важнейших экономических категорий, которые должны быть использованы при разработке мероприятий по обузданию инфляции, стабилизации экономики и динамичному развитию народного хозяйства, относится производительность труда. В практике административно-командной системы управления по форме эта категория сохраняла требование к экономии ресурсов. Однако по содержанию, обусловленному принятыми методами его расчета, показатель производительности труда не отвечал и не отвечает сущности закона экономии времени. Только в условиях ресурсосберегающей системы хозяйствования показатель производительности труда будет соответствовать требованиям этого закона.

Производительность труда определяется степенью изменения экономии труда. При определении количества продукции, изготовленной в единицу времени, производительность труда рассчитывается как отношение объема в ценах к полным фактическим (плановым или отчетным) издержкам производства этой продукции в денежной форме. При расчете количества времени на единицу продукции в случае стабильного или снижающегося объема производства производительность труда может определяться как отношение объема полных фактических издержек производства к объему этой продукции в ценах.

Экономия труда (живого и овеществленного) в процессе производства продукции, выраженная в деньгах становится главной стоимостной оценкой, определяющей эффективность производства. Она является сущностью показателя производительности труда. Степень изменения экономии труда должна служить основой для определения уровня и динамики производительности труда.


Рассмотренная система стоимостных оценочных показателей в условиях ресурсосбережения полностью увязана с принципами коммерческого (хозяйственного) расчета и соответствует требованиям закона экономии времени.

Содержание коммерческого (хозяйственного) расчета в условиях стоимостной оценки результатов хозяйственной деятельности должно также отвечать требованиям первого экономического закона.

Предприятию в денежной форме необходимо соизмерять затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывать свои расходы денежными доходами от продажи продукции и обеспечивать рост (прирост) рентабельности производства (чистой прибыли) на основе использования результатов научно-технического прогресса.

Комплекс качественно измененных стоимостных оценочных показателей, характеризующих в условиях ресурсосберегающей хозяйственной системы различные формы проявления одной и той же величины (чистую прибыль, отражающую экономию ресурсов при производстве продукции), объективно раскрывает, что определяющим фактором повышения эффективности производства (в основе которого лежит экономия общественного труда) становится научно-технический прогресс, как непосредственная производительная сила.


Важнейшим условием стабилизации инфляционных процессов в ряду необходимых мер и приемов, способствующих решению этой проблемы - упразднение дискриминационных методов системы оплаты труда в зависимости от форм собственности и ограничение темпов роста фонда оплаты труда темпами роста производительности труда, определяемой на основе принципов ресурсосберегающей системы хозяйствования.

Политика регулирования уровня заработной платы в целях ее стабилизации на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться через экономический контроль верхнего и нижнего ее пределов. При этом величина верхнего предела ограничивается соотношением роста заработной платы и роста производительности труда, а нижнего ее уровня - социальным прожиточным минимумом.

Одновременно ограничивается верхний уровень заработной платы (жалованье) руководителей (дирекции) предприятия, например, дифференцированным предельным процентом к фонду оплаты труда наемных работников. Это, с одной стороны, будет влиять на стабилизацию фонда оплаты труда, а с другой - относительно снимет резкую поляризацию уровня доходов граждан и уменьшит возможность социальных конфликтов. При этом общий фонд заработной платы включает в себя и оплату труда дирекции предприятия, что обусловлено действующей методологией калькулирования себестоимости.


В развитых странах за уровнем "нормальной прибыли" предпринимателя, т.е. его "нормальным жалованием" жестко следит налоговая служба. Величина, превышающая "нормальное жалование" облагается налогом на прибыль. Средства из заработной платы (жалования), направляемые на расширение производства или инвестирования в науку, пользуются налоговыми льготами.

Ресурсосберегающая хозяйственная система позволяет преодолеть резкие различия методов формирования фонда оплаты труда на государственных и частных предприятиях на основе равных стартовых условий при отказе от инфляционной и дискриминационной политики, например, установлением единого принципа как для государственных, так и для частных предприятий верхнего предела по количеству минимальных окладов на одного работника.


^ 1.7. Внедрение ресурсосберегающей системы


Процесс стабилизации экономики РФ не может осуществляться без осознания сущности ресурсосберегающих принципов хозяйствования. Это - первый и определяющий этап успешного перехода от разрушительных форм и методов управления экономикой к научным принципам ее регулирования.

Остановимся на содержании некоторых принципов ресурсосберегающей хозяйственной системы.

Доход (чистая прибыль) в системе ресурсосбережения определяется как разность между ценой и полными (экономическими) издержками производства.

Чистая прибыль равна нулю при полных издержках производства, равных цене.

Источником чистой прибыли является научно-технический прогресс.

В основе содержания экономической категории "коммерческий (хозяйственный) расчет" и системы экономических категорий, отражающих результаты эффективности хозяйственной деятельности предприятия или народного хозяйства, лежит абсолютная либо относительная величина экономии ресурсов, полностью отвечающая требованиям ресурсосберегающей хозяйственной системы.

В известных условиях планирующий и рыночный механизмы образуют ресурсосберегающую хозяйственную систему.

Регулирование рыночной экономики в условиях ресурсосберегающей хозяйственной системы и несовершенной конкуренции осуществляется через индикативное (прогнозное) планирование и идентичные для хозяйственных систем экономические инструменты, отвечающие требованиям одной теоретической основы.

В методах налогообложения, бухгалтерского учета и статистической отчетности должны использоваться такие экономические категории, как чистая прибыль, полные издержки производства и т.п.

При формировании ресурсосберегающей системы управления народным хозяйством на основе ресурсосберегающего хозяйственного механизма (в условиях одновременного действия закона экономии времени и закона стоимости) приоритетность требований, которым отвечает эта система, принадлежит закону экономии времени.


Теоретической основой преобразования хозяйственного механизма в условиях коллективной формы собственности на средства производства, отраженной в теории трудовой стоимости, является изменение формы прибавочного труда на форму необходимого труда, что радикально изменяет подход к действующим принципам системы хозяйственного управления.

Вторым шагом в формировании ресурсосберегающей системы хозяйствования становится качественная (содержательная) переориентация функционирующих экономических категорий, характеризующих стоимостные оценочные показатели, такие, как прибыль, рентабельность, производительность труда, издержки и т.п., содержание которых отвечало бы требованиям закона экономии времени.

Предлагаемые принципы позволяют решить проблему единого подхода к оценке эффективности деятельности и к экономическим методам управления различных предприятий независимо от форм собственности на средства производства, что будет способствовать сбалансированности экономики РФ. Это означает необходимость внесения некоторых корректив в методики бухгалтерской и статистической отчетности.


Ресурсосберегающую хозяйственную систему следует рассматривать с разных сторон, поскольку в ней заложены решения проблем активизации как промышленного, так и аграрного комплексов, стабилизации финансового положения, уровня развития рыночных отношений, ценообразования и доходов, социальных проблем, экономических отношений с регионами РФ и государствами Содружества (СНГ), возможности реально использовать накопленный опыт развитых стран, так как регулируемая "рыночная" ресурсосберегающая система там собрала достаточно большой опыт. Однако применение его даст положительный результат при одновременном учете направленности социально-экономической политики, избранной для РФ.

В процессе регулирования рыночной экономики на основе индикативного планирования в условиях ресурсосберегающей хозяйственной системы регулирующие органы управления РФ и ее регионов должны обладать определенными прогнозными сведениями, экономическими рычагами, которые ориентированы на эти прогнозы, условиями, обеспечивающими экономическую заинтересованность юридических (хозяйственных) субъектов в самоконтроле по установленным правилам хозяйственной "игры" в рамках законодательно принятым правам и ответственности.


Предлагается примерный перечень прогнозных контрольных цифр и экономических нормативов для регулирования экономических процессов в рамках индикативного планирования.


^ Прогнозные контрольные цифры

в рамках индикативного планирования


1. Общий объем товарной (реализуемой) продукции в базовых и приравненных к ним ценах.

2. Важнейшие виды продукции в натуральном выражении.

3. Производительность труда, определяемая на основе полных (экономических) издержек производства.

Экономические нормативы

для регулирования производства по направлениям:

1. Система ценообразования с использованием базовых и приравненных к ним цен как нормативов полных (экономических) издержек производства.

2. Финансовая система, включающая налоговые платежи, обеспечивающая бюджет, стимулирующая научно-технический прогресс, а также способствующая расширенному воспроизводству.

3. Система формирования фонда оплаты труда, увязанная с экономией ресурсов, в первую очередь, от НТП.

4. Предельное соотношение между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы (оплаты труда).


Завершающим этапом в стабилизации экономики РФ становится конфискационная для мафиозных и других криминальных структур денежная реформа. Однако предварительно в законодательном порядке уточняются условия ее проведения и, в том числе, вводится декларация об уровне и источниках дохода, уточняются социальная и экономическая политика государства и т.д.

Выход из кризисной экономики СССР лежал в условиях демократизации политической системы и переходе от эклектичного, затратного тупикового хозяйственного механизма на ресурсосберегающие принципы хозяйствования с применением разных методов планирования, т.е. регулирования экономики. Однако было принято другое направление, что подтолкнуло страну к развалу. С введением частной собственности на средства производства одновременно стали действовать два разрушительных механизма - инфляционный "затратный" и тупиковый эклектичный, сохранивший общественную (государственную) собственность на средства производства.


Политические решения проблемы стабилизации экономики России могут иметь следующие направления.

В условиях буржуазного государства эволюционным парламентским выходом из сложившейся в РФ кризисной ситуации является законодательный перевод на ресурсосберегающие методы хозяйствования экономики страны с функционированием системы из двух хозяйственных механизмов, они известны на Западе как "планирующая система" для государственного сектора экономики и крупных фирм, как правило, с групповой частной формой собственности на средства производства и "рыночная система" для небольших частных фирм. В этом варианте сохраняются все социальные противоречия капитализма.

В рамках народной демократии (при овладении пролетариатом политической властью) в условиях разоренной буржуазными "демократами" страны, выходом РФ из кризисной ситуации будет перевод на ресурсосберегающие методы хозяйствования с экономической системой из двух механизмов "планирующего" для государственного сектора экономики и обособленных коллективных хозяйств и "рыночного" для небольших частных предприятий. При диктатуре пролетариата экономика принимает социалистическую ориентацию "всерьез и надолго".


В условиях буржуазной и народной демократий в рамках ресурсосберегающей экономики закладываются элементы будущего социалистического строительства. Однако народно-демократический строй облегчает "муки родов" нового общества. Переход от развитого капитализма к социализму характеризует революционный этап развития, а от народной демократии к социализму - эволюционный.

Революционный выход РФ из тупика и переход к социализму с переводом экономики страны на ресурсосберегающие методы хозяйствования при ликвидации затратного хозяйственного механизма и рыночных производственных отношений возможен. Однако следует помнить, что преждевременное упразднение классовых противоречий может привести к застою и дальнейшему упадку экономики, а уже сложившиеся классовые противоречия могут привести страну к социальному конфликту. Следовательно, пролетарии должны учитывать и такой поворот событий.


  1   2   3   4




Похожие:

Александр Барсов Путь к свободе iconPhilosophy of nonviolence: 6 principles
Философия ненасилия: шесть принципов из книги „Путь к свободе Мартин Лютер Кинг, 1958
Александр Барсов Путь к свободе iconАлександр Блок последний путь в снежной пене предзакатная

Александр Барсов Путь к свободе iconА. Е. Зимбули духовно-нравственное воспитание: что бы это значило?
Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это пусть самый лёгкий, и путь опыта –...
Александр Барсов Путь к свободе iconО свободе и эксплуатации В. Н. Сагатовский
Если не сводить эксплуатацию к её экономической разновидности, то в человеческой деятельности она также неустранима, как и стремление...
Александр Барсов Путь к свободе iconДокументы
1. /0001W97/Исторический путь православия (Александр Шмеман).doc
Александр Барсов Путь к свободе iconПолемика4 с участниками Форума alternativy. Владенов. От 08 Марта 2008 19: 39 Петька. От 07 Марта 2008 22: 29 «А дальше-то что?»
Владенов: а дальше, уважаемый Петька (если будет желание) ознакомьтесь с монографией «Путь к свободе» и, надеюсь, Вы увидите перспективы...
Александр Барсов Путь к свободе iconДокументы
1. /Игорь Акимов, Виктор Клименко - О мальчике, который умел летать, или путь к свободе.doc
Александр Барсов Путь к свободе iconИсследование творчества А. Серавин Исследование творчества это путь к свободе выбора (Серавин А. И. Санкт-Петербург www seravin narod ru)
Золотое правило экспериментатора гласит: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другим наблюдателями, необходимо...
Александр Барсов Путь к свободе iconРок-брифинг (Из книги "Ракурсы", 1988 г.)
Его ведет композитор Александр спаринский. Своими размышлениями делятся Александр градский, Андрей макаревич, Стас намин, Юрий чернавский,...
Александр Барсов Путь к свободе iconДокументы
1. /Путь вины, путь невинности.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов