Народ, народовластие (демократия) и общество icon

Народ, народовластие (демократия) и общество



НазваниеНарод, народовластие (демократия) и общество
Дата конвертации16.09.2012
Размер61.99 Kb.
ТипДокументы


Народ, народовластие (демократия) и общество


В классовом антагонистическом обществе понятие народ принимает разные значения. Это слово, с одной стороны, имеет общее понятие как население, или совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах тех или иных границ. Исследованием этих совокупностей занимаются такие науки как: демография, демогеография и т.д.


С другой стороны, народ есть часть населения. Это - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя слои, классы, которые объективно способны участвовать в прогрессивном, революционном развитии своей страны в данный период. При отсутствии классов в первобытнообщинной формации это понятие имело одно общее значение как население.


В условиях антагонистических формаций понятие народ принимает противостоящие классовые формы: в рабовладении - рабовладельцев и рабов; при феодализме - феодалов против буржуазии и пролетариата; в условиях капитализма - буржуазии и пролетариата.


Только в рамках коммунистической формации, в связи с устранением эксплуататорских классов и групп, понятие народ складывается из общности интересов людей, их подлинного равенства, когда различие понятий "народ" и "население" не будет иметь существенного значения. (Философский словарь, под ред. И.Т. Фролова, - М.: Госполитиздат. 1981. С. 231 - 232, 234).


В некоторых случаях понятие народ подменяется в том же значении термином общество. В толковом словаре русского языка указывается: общество есть "совокупность людей объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Москва. "АЗЪ". 1994. С. 432).


Употребление тех или иных понятий, которые отражают общее представление о данном предмете, но не раскрывают его конкретного внутреннего содержания, делают их выхолощенными терминами.


Ранее (см. «Путь к свободе» §2.9) мы уже останавливались на таком часто употребляемом ныне понятии как "демократия". В отрыве от классового содержания она (демократия), как указывал В.И. Ленин, - "трижды пустая фраза".


К таким расхожим сегодня фразам, употребляемым буржуазными "демократами", можно отнести: "социальная направленность экономики", когда умалчивается, в чьих интересах она осуществляется или будет проводиться; "общественное мнение", без уточнения, какие социальные группы, классы оно представляет и т.д.



Это - один из приемов, которые необходимы буржуазии и ее пособникам для наведения словесного тумана и создания у населения впечатления о классовом мире и согласии между "волками и овцами", или "львами и дикими ослами".


Подобные фразы используют иногда и некоторые "оппозиционные" пропагандисты. Здесь - многовариантные причины - от простого заблуждения до тайного или явного предательства интересов трудящихся (пролетариев).


В период подготовки и проведения контрреволюции 1991 года навязчиво пропагандировался отказ от «...измов» и забыто сразу ельциноидами за ненадобностью. Пропаганда этой идеи, способствовала тому, что народы бывшей Страны Советов сегодня расплачиваются нищетой и жизнями своих сограждан. В начале двухтысячных годов исподволь возобновляется идея отказа от "всех ...измов".


Эта идея отказа от "всех ...измов" вновь востребовалась некоторыми группами гапоновского типа для внедрения в оппозиционные режиму слои народа. B современных политических условиях означает торить дорогу группировкам пеначетовского или гитлеровского типа. Их конечная цель - очередной передел собственности, а не интересы народа.


Об агитации типа современных поборников буржуазной демократии и социалистах различных мастей В. И. Ленин писал:

"Или власть пролетариата, или диктатура буржуазии - ничего среднего, во сколько - нибудь серьёзных вопросах, на сколько - нибудь продолжительное время быть не может. А кто говорит о независимости, кто говорит о демократии вообще, тот сознательно или несознательно предполагает что-то среднее, что-то межклассовое, что-то надклассовое. И во всех случаях это есть самообман, это есть обман, это есть прикрытие того, что пока власть капиталистов остаётся, до тех пор, пока у капиталистов остаётся собственность на орудия производства, - до тех пор демократия может быть менее широка, может быть более широка, цивилизована и т.п., а на деле остаётся буржуазная диктатура,.."(Ленин В.И. ПСС. Т. 37. С. 441).


Раскрывая содержание понятия "общество", К. Маркс определил его как: "Продукт взаимодействия людей" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402).

Резюмируя результат исследования одной из сторон становления производительных сил, в работе "Немецкая идеология" основоположники научного коммунизма отмечали: "Итак, производство жизни - как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения - появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношения, общественного в том смысле, что имеется в виду сотрудничество многих индивидов, безразлично при каких условиях, каким образом и для какой цели.


Отсюда следует, что определенный способ производства или определенная промышленная ступень всегда связаны с определенным способом совместной деятельности, с определенной общественной ступенью, - самый этот способ совместной деятельности есть "производительная сила", - что совокупность доступных людям производительных сил обусловливает общественное состояние..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.28).


В процессе взаимодействия людей устанавливается их сотрудничество, которое проявляется как главный элемент производительной силы и определяет содержание категории "общество". Следовательно, индивиды, участвующие в производственном процессе и составляющие общество, - лица трудоспособного возраста. Именно оно (общество) отражает "совокупность доступных людям производительных сил". В то же время, понятие общество это не есть население, в которое включаются, например, нетрудоспособные жители, но оно (общество) также может не совпадать с понятием народ, предположим, в переходный период от капитализма к социализму, и отождествляться с ним после упразднения частной собственности.


Так, например, в переходный период от капитализма к социализму еще существуют антагонистические классовые противоречия, т. к. сохраняется классовое общество, в котором эксплуататорский класс к народу не относится.


По упразднению капиталистической частной собственности и ликвидации классов при социализме понятия общество и народ по этому признаку совпадают, т.е. они становятся внеклассовыми категориями.


Следовательно, определение категории "общество", которое отражает только одну сторону взаимодействия людей, как элемент производительных сил, характеризует только содержание. В этом определении ещё не содержатся формы данной категории.


В реальной жизни они проявляются, указывают основатели пролетарской политической экономии, через такие формы как: собственность на средства производства, например, частная или общественная, либо соответствующим образом в методах распределения, обмена и потребления в рамках рыночной или плановой экономики и проч., т. е. отражает одно из важнейших понятий марксистской науки, которое в способе производства характеризует гражданское общество, или производственные отношения. Таким образом, можно сделать вывод, что категория "общество" проявляет себя в многогранных формах.


Завершая рассмотрение сущности понятия "общество", приведем высказывание К. Маркса, сделанное им в 1846 году. "Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет.

Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена и потребления.

Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество.

Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С.402).

Александр Барсов.




Похожие:

Народ, народовластие (демократия) и общество iconОбщество дуло
Царството Небесно нито на Земята, за всичко си длъжен да отговаряш ти самия, пред своя народ и пред своята бяла раса, тук на Земята,...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconОбщество дуло
Срещу малоумника демократ се изправя действен расов мироглед на осъзнал своята Арийска същност български националист, расовия герай...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconТрубы Иерихона
«Шесть дней воины обходили неприступные стены Иерихона и трубили в трубы. На седьмой день обошли вокруг города семь раз, и затрубили...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconМитрополит иоанн
И народ русский державный народ в той мере, в какой он соучаствует в выполнении этой задачи, удерживая рвущееся в мир сатанинское...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconБогородица – Крестная Мать Святой Руси
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ. И не только за народ,...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconN 9 (48) сентябрь 2000 года "Альфа" в черном доме
Отсюда, в хмельном августе 1991 года Б. Н. Ельцин добивал гкчп. Но прошло два года и вновь у его стен вздыбились баррикады, и хрипатые...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconУчредительная Конференция общественной организации Краеведческо-экологическое общество «Бутово»
Мы, участники учредительной Конференции, подтверждаем факт создания общественной организации Краеведческо-экологическое общество...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconСамоуправление и народовластие. В статье "Самоуправление трудящихся национальная идея для России" «Экономическая и философская газета»
Этот лозунг предполагает не только самоуправление трудовых коллективов и их контроль над администрацией на предприятии, но и самоуправление…на...
Народ, народовластие (демократия) и общество iconДокументы
1. /Арон. Демократия и тоталитаризм.doc
Народ, народовластие (демократия) и общество iconДокументы
1. /Йозеф Шумпетер - Капитализм, социализм и демократия.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов