Теория лидерских качеств icon

Теория лидерских качеств



НазваниеТеория лидерских качеств
Дата конвертации16.09.2012
Размер68.81 Kb.
ТипДокументы
1. /Концепция атрибутивного лидерства.doc
2. /Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений.doc
3. /Литература по лидерству.doc
4. /Модель принятия решений руководителем Врума.doc
5. /Ситуационное управление Фидлера.doc
6. /Теория жизненного цикла.doc
7. /Теория лидерских качеств.doc
8. /идеал.doc
9. /путь-цель.doc
10. /харизматический лидер.doc
Новое в теориях лидерства Концепция атрибутивного лидерства
Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений
Литература по лидерству: Вив Шеклтон. Психология лидерства в бизнесе. Спб: «Питер» 2003, 222с
Модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона-Яго
Ситуационная модель руководства Фидлера
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
Теория лидерских качеств
Стратегия решения проблем И. Д. Е. А. Л. (Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн)
Подход «путь – цель» Хауса
Новое в теориях лидерства

Теория лидерских качеств.

Вернемся к разговору о качествах лидера.

До 50-х годов прошлого столетия единственная теория лидерства, которая развивалась - теория лидерских качеств. В конце 50-х годов количество таких исследований резко сократились, но в 90-х годах появились новые исследования.

Современная теория лидерства подтверждает, что лидеров от нелидеров отличают следующие черты:

  • Побуждения (достижение, честолюбие, энергия, упорство, инициатива)

  • Мотивация лидерства (персонифицированная или социализированная)

  • Честность и прямота

  • Уверенность в себе (включая эмоциональную стабильность)

  • Когнитивные способности (способность упорядочивать и интерпретировать большое количество разнообразной информации)

  • Знание дела

Рей Крок, основатель корпорации «Макдоналдс», повесил у себя на стене такой плакат:

Ничто в мире не заменит упорство.


Это не может быть талант; нет ничего более распространенного, чем неудачники с большим талантом.

Это не может быть гений; непризнанный гений – почти притча во языцех.

Это не может быть образование; мир полон образованных никчемных людей.

Лишь упорство и решительность всемогущи.


3) Само понятие лидерства гораздо шире, чем изучение качеств лидера.


Лидерство включает три компонента: влияние, группу и цель Лидерство – это процесс, при котором человек (обладающий определенными качествами)) влияет на других членов группы (в идеальном случае – команду) ради достижения целей группы или организации (которая должна четко осознаваться).

1 ) Влияние

2) Группа

3) Цель


Итак, влияние. Как оказывать влияние на людей – вот на что указывают более современные теории лидерства, которые мы будем изучать с вами и сегодня, и завтра, и на заключительном занятии.


В 50-е годы стали интересоваться тем, что делают лидеры, а не какие они. Исследователи сосредоточились на стиле лидерства или лидерском поведении.

Поведенческий подход к лидерству

Подход, изучающий лидерские качества, интересен, но не приносит пользы практике. Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного - единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя.

Три стиля руководства. Исследование известного ученого - бихевиориста Курта Левина заключалось в выявлении связи стиля руководства с эффективным лидерством. Содержание трех стилей руководства – в таблице





Авторитарный стиль

Демократический стиль

Пассивный стиль

Природа стиля

Сосредоточение власти и ответственности в руках у лидера

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы




Прерогатива в установлении целей и выборе средств

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме




Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

Коммуникация строится в основном на горизонтальной основе

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы

Демократический стиль требует много времени

Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства


Исследования Левина и более поздние исследования подтвердили, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Исследование 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали авторитарного лидера. В конечном счете не было найдено прямой связи между стилем руководства и эффективным лидерством.


Группа в Университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчинённым. Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчинённым подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчинёнными.

Поведение руководителя, классифицированное по структуре и вниманию к подчинённым.

Структура.

Внимание к подчинённым.

  1. Распределяет производственные роли между подчинёнными.

  2. Расписывает задание и объясняет требования к их выполнению.

  3. Планирует и составляет графики работ.

  4. Разрабатывает подходы к выполнению работ.

  5. Передаёт своё беспокойство о выполнении задания.

  1. Участвует в двустороннем общении.

  2. Допускает участие подчинённых в принятии решений.

  3. Общается в одобрительной и не угрожающей манере.

  4. Даёт возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой.



Управленческая сетка Блейка и Моутон

Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленческой сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственно верный стиль руководства. Управленческая сетка Блейка и Моутон представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси - интерес к производству, на вертикальной – интерес к людям. Переменные управленческой сетки носят характер расположения (к чему-либо или к кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действиями человека, а не с чем-либо одним.

Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации, стиль 9.9 является наилучшим. Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9,9. В случае преобладания у менеджера стиля 9,1 ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.д. Преобладание стиля 9,1 может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле 5,5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль 1, 1 вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.



Высокий

1.9

Управление людьми

(Дом отдыха или сельский клуб)

Вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы и темпа работы в организации




9,9

Управление участием (команда)

Эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия; взаимозависимость в работе строится на наличии общих интересов рамках организационной цели; отношения строятся на доверии и уважении

И

Нтере

с


к


людям




5.5

Управление посередине (золотая середина)

Адекватное выполнение работы основано на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне






Низкий

Мало управления (невмешательство или попустительство)

Приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции


1,1




Управление работой

Авторитет - подчинение

Производительность операций исходит из организации работы таким образом, что человеческому фактору уделяется мало внимания

9,1

Интерес к работе


Исследования показали, что хотя в некоторых случаях один стиль может быть лучше другого, не существует единого стиля лидерства, подходящего во всех обстоятельствах. Предпринимаемые попытки учесть ситуативные факторы послужили основой для следующего этапа в развитии исследования лидерства и привели к формированию так называемого вероятностного подхода.




Похожие:

Теория лидерских качеств iconПлан работы клуба: «Интеллектуальное казино»
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации обучающихся в обществе, их социализации...
Теория лидерских качеств iconТеория и практика анестезиологической помощи при огнестрельных ранениях Кафедра анестезиологии и реаниматологии увма
Огнестрельные снаряды в зависимости от формы и аэродинамических качеств подразделяются на
Теория лидерских качеств iconКлассификация личностных качеств
Нами предлагается многоуровневая классификация личностных качеств, которой соответствует ценностная направленность учебных предметов....
Теория лидерских качеств iconДокументы
1. /Методичка по ДМ теория/DISKR_01.DOC
2. /Методичка...

Теория лидерских качеств icon1. Мешающие факторы возникновения новых знаний
Теория сжатия Вселенной, теория с изменяющейся скоростью света. Теория «непопулярная», по многим причинам, некоторые из них, и самые...
Теория лидерских качеств iconДокументы
1. /Теория графов и комбинаторика/Lecture01.doc
2. /Теория...

Теория лидерских качеств icon1. Тест по определению развития волевых качеств(7 кл.)
Инструкция: с помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств. Ответьте на все вопросы анкеты, не...
Теория лидерских качеств iconДокументы
1. /Хэмминг Р.В.Теория кодирования и теория информации.1983.djvu
Теория лидерских качеств iconПрофиль № пол возраст код профиля
Социальные отношения: ориентация на нормативы авторитетов, не всегда социально правильные. Средняя откликаемость на проблемы социального...
Теория лидерских качеств iconСодди Ф. Радий и его разгадка (Одесса: Матезис, 1910. – фрагменты из книги) стр. 40
Природа излучения – эфир – испускание телец – волнообразная теория света – теория раздельных частиц
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов