Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения icon

Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения



НазваниеСодержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения
Дата конвертации22.09.2012
Размер88.24 Kb.
ТипАнализ

Ассоциация «Университетский образовательный округ

Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Ленинградский областной институт развития образования Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


Личность, общество, образование

в изменяющемся мире


Межвузовский сборник научных трудов,

посвященный Году учителя


Содержание

  1. Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения



Тарасов С. В. Социокультурная модернизация в сфере образования Ленинградской области ………………………………………………………………………………….. 10

^ Лисицын С. А., Марон А. Е. Открытое образование как ресурс
в выборе стратегии реализации НОИ «Наша новая школа» ………………………… 16

Высоцкий Л. А. Совершенствование государственно-обще­
ственных форм управления - фактор эффективности инновацион­
ной деятельности 21

Ковальчук О. В. Анализ и оценка качества муниципальной
образовательной системы как информационная база для разработки стратегии качественных преобразований ……………………………………………………….. 25

Кивалов А. Н. Оценка показателей организационного взаимодействия

субъектов образовательного процесса …………………………….. 30

Мартынова А. В. Социальное партнерство семьи и школы как
ведущий механизм реализации проекта по расширению общественного

участия в управлении образованием ……………………………. 37

^ Лукичева Е. Ю., Богданова О. К Внедрение интегративной
проектно-созидательнои модели обучения как условие реализации
образовательных стандартов второго поколения ……………………………. 42

Михайлюк Л. Г. Управление сельской школой в современных
условиях…………………………………………………………………………………. 47

Срабова О. Ю. Основные направления модернизации школьного

образования как определяющий фактор становления инновационных

функций учителя …………………………….. 51

^ Шаляпина Т. А., Юдина'Н. А. Информатизация образования
как инструмент инновационных преобразований ……………………………. 56

Самсонов Р. В. Об условиях развития инноваций в Центре
«Интеллект» , ……………………………. 59

^ Самсонова Н. К, Самсонов И. В. Возможности Ленинградской

областной корпоративной образовательной сети …………………………….. 62

Л.Г.
Михайлюк


Управление сельской школой в современных условиях

Одной из тенденций современного общества является растущая потреб­ность в новом качестве образовательных услуг. За последние десятилетия под влиянием социального запроса школа изменилась в целом, приобрела ряд но­вых качеств: направленность на активное освоение новых образовательных технологий, развитие способов познавательной деятельности, приобретение общеучебных и социальных компетенций, направленность обучения на обес­печение возможностей самореализации личности, непрерывность образова­ния.

Изменения, происходящие в системе образования, влияют на изменения административных форм организации управления. Каким же должно быть се­годня управление образовательным учреждением?

Исходя из утверждения, что школа призвана выполнять государственный заказ, целесообразно предположить, что управление современной школой дол­жно быть ориентировано на реализацию перспективных потребностей лично­сти, общества и государства.

Говоря об особенностях управления образовательным учреждением в современных условиях, необходимо уделить особое внимание вопросу управ­ления современной сельской школой, ведь сельские школы всегда составляли более половины всех школ России. Причиной такого положения являются гео­графические и экономические особенности нашей страны.

Реструктуризация сельских школ привела к тому, что в школах стало мень­ше детей. Сокращение обучающихся в школах ведет к сокращению учебной нагрузки сельских учителей и, как следствие, к уменьшению заработной пла­ты. В связи с этим часть учителей, проживающих на селе, стали срочно искать работу в более крупных населенных пунктах.

Все сельские школы, независимо от того, в каком регионе нашей страны они располагаются, имеют общее свойство: помимо образовательной функ­ции, они выполняют еще и культурные и социальные функции. Поэтому и тре­бования к уровню профессиональной компетенции сельских учителей долж­ны быть очень высокими. Сегодня педагог на селе должен быть, прежде всего, многопрофильным учителем, с широким спектром знаний и умений, т. к. ему приходится вести и несколько смежных предметов, и законы родителям объяс­нять, и досуг ученикам организовывать.

В этих условиях задачей директора современной сельской школы стано­вится правильная кадровая расстановка, оказание методической помощи учи­телям, решение вопросов стратегического планирования развития образова­тельного учреждения.

При всей очевидности необходимости решения проблем сельских школ следует отметить отсутствие в федеральной образовательной программе мо­дернизации образования раздела, связанного с сельской школой. Современ­ные сельские школы выживают за счет интеграции: они взаимодействуют с другими школами, детскими садами, с физкультурными секциями, домами культуры, центрами информационных технологий.

В условиях модернизации образования перед директорами сельских школ стоит задача обновления всех компонентов образовательного процесса: систе­мы управления; содержания образования, обучения и развития.

Необходимость обновления всех компонентов образовательной системы предполагает изменения и в связях между ними. В соответствии с современ­ными требованиями к руководителям, касающимися внесения в управленчес­кую деятельность элементов преобразующего менеджмента, необходимо ис­пользование таких подходов в управлении педагогическим персоналом, как аналоговое проектирование и ресурсное управление [2].

Сегодня директору школы необходимо владеть навыком стратегического планирования на основе прогностического анализа, проектирования механиз­мов реализации стратегии, уметь предопределять риски намечаемого процес­са. Для разработки целей стратегического планирования директору школы не­обходимо владеть следующей информацией: квалификационные характерис­тики персонала; качество предоставляемых образовательных услуг; уровень организационной культуры; имидж школы.

Все эти направления всегда являлись предметом пристального внимания руководителя, но в современных условиях для управленца важно уметь на ос­нове анализа имеющейся информации просчитать конкурентоспособность об­разовательного учреждения, определить имеющиеся потенциальные возмож­ности и разработать стратегию развития учреждения.

Педагог сегодня стал более профессиональным и компетентным, образо­вательный процесс - более технологичным. Сегодняшняя реальность требует от учителя большей мобильности, конструктивности, креативности.

Руководитель образовательного учреждения, анализируя свой кадровый состав, должен учитывать уровень развития этих качеств, планировать систе­му мероприятий по их формированию [3].

Для принятия правильных управленческих решений, для проектирова­ния механизмов реализации стратегии развития образовательного учрежде­ния руководителю необходимо владеть информацией о степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством предоставляемых образователь­ных услуг.

Исследования в области организационной культуры и имиджа образова­тельного учреждения также необходимы для определения места школы на рын­ке образовательных услуг, для оценки неформальной структуры школьных вза­имоотношений, для определения последовательности действий, направленных на совершенствование организационной культуры и повышения имиджа шко­лы в местном социуме. Наиболее важными принципами формирования пози­тивного имиджа образовательного учреждения являются: соответствие стра­тегии развития школы; соответствие этапу развития; соответствие его внут­ренней и внешней составляющих; соответствие современным требованиям.

Помимо функции планирования и прогнозирования, директору школы необходимо уметь моделировать структуру управления, цели и задачи которой тоже претерпевают изменения. Функция руководства должна основываться на принципах взаимодействия и создания условий для самореализации. Но лю­бому руководителю нужно быть готовым к тому, что, несмотря на все предос­тавляемые возможности и поддержку, инициатива и связанная с ней ответ­ственность многих подчиненных не привлекает. И они предпочитают ничего не менять в своей педагогической практике либо минимизировать эти измене­ния. Для того чтобы при принятии решений и их внедрении снизить риск не­ожиданной реакции сотрудников, целесообразно исследовать запросы и по­требности коллектива. Осуществление принципа взаимодействия в управле­нии коллективом возможно только при условии учета мнения и потребностей всех сотрудников. Для этого используются методики «Технология работы пси­холога с учителем» (Н. В. Клюева), «Много ли стрессов у Вас на рабо­те» (Н. Г. Молодцова), «Социально-психологический климат группы» (Б. Д. Парыгин), «Методика оценки психологической атмосферы в коллекти­ве» (А. Ф. Фидлер), «Оценка удовлетворенности профессией учителя» (О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова).

Обязательной составляющей деятельности руководителя является функ­ция контроля, которая предполагает принятие решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализиро­вать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректи­рующих действий.

«В условиях обновления образовательной системы необходимо осуще­ствление опережающего контроля, создание формализованной информацион­ной системы обратной связи» [5, с. 55]. Руководителю образовательного уч­реждения необходимо обладать такими интегративными способностями и уме­ниями, которые помогают управлять образовательными и инновационными процессами на основе координации, объединения, синтеза, интеграции и дифференциации компонентов, оптимального применения управленческих функ­ций и управленческого механизма [6].

Педагогическое проектирование, которым в совершенстве должен вла­деть директор современной школы, выступает как особый вид полифункцио­нальной педагогической деятельности, посредством которой возможно пре­допределить создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития как отдельных субъектов, так и образовательной системы в целом.

Управление сельской школой необходимо строить таким образом, чтобы оно базировалось, с одной стороны, на устойчивом функционировании обра­зовательного учреждения, а с другой — было нацелено на развитие, отвечаю­щее темпам и ценностям социального развития общества. «Управление обра­зовательным учреждением должно быть эффективным и действенным, обес­печивать не только достижение прогнозируемых результатов, но и их постоянную диагностику и отслеживание процессов развития» [7, с. 34].

Для достижения положительного результата при решении управленчес­ких задач в современных условиях руководителю образовательного учрежде­ния в сельской местности необходимо обладать такими профессионально-пси­хологическими качествами, как динамизм, эмоциональная устойчивость, уп­равленческая рефлексия, эмпатия в общении и исследовательская позиция, которые составляют основу управленческой компетентности.


Список литературы

  1. Белл Д. Преодоление обучения. - М. :Academia, 1999.

  2. Моисеев А. М. Функции управления школой, -http://www.direktor.ru/
    products/praktika/articles/2004-5/moiseev.doc

  3. Поташник М. М. Демократизация управления школой. - М. : Знание,
    1990. - С. 54.

  4. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулютки-
    на, Г. С. Сухобской. - М., 1981. .

  5. Топоровский В. П. Проблемы управления и образовательного менедж­
    мента // Материалы IV научно-практической конференции «Школы молодого
    ученого». - СПб, 2008. - С. 16.

  6. Чоросова О. М., Герасимова Р. Е. Организация методической работы в
    школе?/ Практика административной работы в школе. - 2006. - № 4. - С. 55.

  7. Щербо И. Н. Опережающее управление — фактор стабильности и ус­
    тойчивого развития // Директор школы. - 2009. - № 4. - С. 34.

  8. Фролов В. А. Формируем позитивный имидж школы // Директор школы. -
    2008.-№6.-С. 19.




Похожие:

Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconРефератов программы капиталовложений: новые стратегии в планировании, управлении и финансировании
Оцениваются условия и возможности технического обслуживания и ремонта инфраструктуры, основные направления повышения эффективности...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconПротокол № Председатель Совета школы Т. А. Корнышева положение о попечительском совете образовательного учреждения
Учреждение и создается для оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, его функционирования...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconРазъяснение основания и порядок исключения из образовательного учреждения
Так, законом определено, что по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconСведения о деятельности муниципального бюджетного учреждения Предмет, задачи и цели деятельности бюджетного учреждения: 1 Предметом деятельности Учреждения является осуществление образовательного процесса,
Предметом деятельности Учреждения является осуществление образовательного процесса, то есть реализация одной или нескольких образовательных...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconПротокол № от Положение о совете образовательного учреждения
Совет образовательного учреждения работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями образовательного учреждения...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconЧто такое рабочая программа? Какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования? В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
Льного учреждения» Закона РФ «Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения icon«Права и обязанности участников образовательного процесса: педагог»
Новой системе оплаты труда учителя, расширение общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, реальное участие...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения icon2. Задачи и содержание работы Педагогического совета
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения icon«Права и обязанности участников образовательного процесса: учащийся»
Новой системе оплаты труда учителя, расширение общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, реальное участие...
Содержание Новые стратегии в управлении деятельностью образовательного учреждения iconСодержание паспорт программы развития общеобразовательного учреждения
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней школы №72 Ленинского района города Саратова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов