Роль исследовательской деятельности в работе директора школы icon

Роль исследовательской деятельности в работе директора школы



НазваниеРоль исследовательской деятельности в работе директора школы
Дата конвертации22.09.2012
Размер76.76 Kb.
ТипДокументы

Михайлюк Л.Г.

директор МОУ «Калитинская СОШ»

Волосовского района Лен. области

Роль исследовательской деятельности в работе директора школы.

В современных условиях, когда модернизация образования превратилась в масштабную государственную программу, становится очевидной необходимость изменений в профессиональной деятельности работников образования. Эти изменения должны привести к достижению нового качества образования, а одним из условий повышения качества образования является высокий уровень профессионально-педагогической компетентности учителя.

Компетентность принято рассматривать как субъективную характеристику, Отражающую степень, уровень овладения компетенциями;

Компетенция - объективная характеристика системы, объекта:

-совокупность полномочий, обязанностей и прав, которыми может и должен обладать работник;

- максимальный набор способностей, возможностей, знаний, умений и навыков в профессии, специальности, области;

- потенциал, позволяющий применять ЗУН в практике.


«Модернизация образования – это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны»…(1) Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Необходимо изменение мировоззрения людей, занятых в сфере образования, изменение их отношения к своей профессиональной деятельности. М.М.Поташник, рассматривая вопросы управления профессиональным ростом учителя в современной школе (2), особое внимание уделяет созданию условий, обеспечивающих эффективный профессиональный рост учителя. Отмечает, что на сегодняшний день эта проблема недостаточно проработана, более того, к решению этой проблемы не готовы сами руководители образовательных учреждений. Причиной этого, по мнению М.М.Поташника, является отсутствие специально продуманной и построенной целостной системы управления. Следовательно, возможно рассмотрение данного вопроса с точки зрения формирования управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, что, в свою очередь, связано с совершенствованием умений анализировать, прогнозировать, моделировать ситуации, с уровнем готовности к ведению исследовательской деятельности.
Рассматриваемая проблема тесно связана и с проблемой субъективного развития, саморазвития и творческой самореализации руководителя школы в профессиональной сфере, его внутренней потребности не только обслуживать инновационные процессы, но и самостоятельно решать управленческие педагогические проблемы методами научного творчества.

В.П.Топоровский в своей работе «Управленческая компетентность директора развивающейся школы» обращает внимание на особенности исследовательской деятельности директора школы. «Исследовательская позиция – это деятельность, предполагающая интегративное, системное, аналитическое видение своей практики, при которой основой становится постоянное прогнозирование, мысленное проигрывание и моделирование различных вариантов образовательных и управленческих воздействий, оценивание эффективности и результативности…» (3)

Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей. Ценности управления педагогическими системами многообразны. Это могут быть:

  • ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управления целостным педагогическим процессом на разных уровнях иерархии: цели управления системой образования, цели управления школой, цели управления педагогическим и ученическим коллективами, цели управления самовоспитанием и саморазвитием личности и т.д. Личностное принятие таких целей, их признание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуляторами управленческой деятельности;

  • ценности-знания, раскрывающие значение и смысл школоведческих знаний в сфере управления: знание методологических основ управления, внутришкольного менеджмента, знание особенностей работы с учениками и учащимися городских и сельских школ, знание критериев эффективности управления педагогическим процессом и др.;

  • ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности, межличностных отношений в педагогическом и ученическом коллективах, возможности их целенаправленного формирования и управления;

  • ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности руководителя-менеджера как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, способности к сотрудничеству и соуправлению и др.

Исследовательская и последующая за ней проектировочная деятельность по созданию образа новой модернизированной школы может представлять собой систему управленческих шагов, имеющую ресурсы, процесс их использования и конечные результаты. «Среди источников важнейших ресурсных ходов системы проектирования особое место уделено исследованию системы внутришкольного управления.» (4)

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического-анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач. Еще одной составляющей технологического компонента является умение работать с информацией. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразовывает, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Для оптимизации образовательного процесса исследовательская деятельность руководителя образовательного учреждения может представлять собой совокупность следующих действий:

  • обеспечение системности и упорядоченности в организации деятельности по диагностике субъекта образования:постановка диагностических целей и задач, определение способов фиксации результатов, четкое распределение обязанностей;

  • Формулирование на основе диагностических данных социального заказа на деятельность муниципального образовательного учреждения;

  • Участие в руководстве и проектировании развития муниципального образовательного учреждения;

  • Обеспечение интеграции образовательной среды села, города, микрорайона, района (в зависимости от местонахождения) на основе диагностики потребностей и интересов образовательного учреждения и социальной сферы на муниципальном уровне.

Актуализация у руководителей образовательных учреждений способности диагностирования потребностей местного социума, региона и страны в целом в социальном заказе к подготовке выпускника школы, педагога, учащихся, родителей в образовательных услугах, необходимых для его реализации, способствует формированию объективного видения реального состояния дел в школе, районе, регионе. Поэтому очень важным становится необходимость овладения директором школы методами исследования, диагностирования и проектирования, так как это способствует принятию как положительных, так и негативных выводов диагностики, способствующих правильному выбору управленческих решений.


Литература:


  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002, с.20.

  2. М.М.Поташник «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе», М., Центр педагогического образования, 2009г., с.280

  3. В.П.Топоровский «Управленческая компетентность директора развивающейся школы», СПб, ЛОИРО, 2001, с.75.

  4. А.М.Моисеев «Проектирование систем внутришкольного управления»/Пособие для руководителей ОУ и территориальных образовательных систем., М.Пед. об.России, 2001, с.29

  5. В.Н.Куровский «Приоритетные направления научно-педагогических исследований образовательных систем сельской местности»/Ж-л «Директор сельской школы»№ 3 2007г. с.18

  6. А.А.Петренко «Проектная деятельность руководителя образовательного учреждения» / Ж-л «Директор сельской школы»№ 1, 2007г. с.36

  7. И.И.Садовникова «Использование исследований – путь развития школы» / Ж-л «Директор школы»№ 10, 2008г. с.43










Похожие:

Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconДолжностная инструкция завуча школы
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от должности приказом директора школы
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconПубличный доклад муниципального общеобразовательного учреждения Беляевской средней общеобразовательной школы
Владимировна – заместитель директора по учебно-методической работе, Долгих Елена Александровна – заместитель директора по воспитательной...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconО проведении публичного отчета
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Скляровой О. Н., заместителю директора по воспитательной работе Смольяковой...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconДолжностная инструкция заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе
Увр его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconОсновы исследовательской деятельности содержание Введение
Тема 1 Исследования и их роль в практической деятельности человека. Основные понятия и определения Тема 2 Оформление результатов...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconПриказ №237/1 "О подготовке публичного доклада". В целях освещения деятельности школы по всем направлениям увп, для обеспечения открытости и прозрачности функционирования оу
Создать рабочую группу по подготовке публичного доклада директора школы в составе Серовой Т. И. зам директора по увр, Семиной Т....
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconВыписка из протокола №1 от 31 августа 2007 года
Поливара Ирину Владимировну, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, об участии педагогов и родителей школы в деятельности...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы icon«Развитие ключевых компетентностей воспитанников в рамках исследовательской деятельности», где выступила с докладом «Развитие ключевых компетентностей воспитанников на подготовительном этапе исследовательской деятельности»
«Управление образованием в условиях модернизации: проблемы и перспективы». Пятые Чередовские чтения, где выступила с докладом «Влияние...
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconПриложение 7 Критерии и показатели качества и результативности труда для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда заместителей директора по воспитательной работе моу средней школы совхоза им. Ленина
Эффективная организация внутришкольного контроля деятельности классных руководителей
Роль исследовательской деятельности в работе директора школы iconЭлементы вариативного изучения электромагнитной индукции и совершенствование содержания учебно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование широкого исследовательского подхода и развитие умений исследовательской деятельности важно начинать уже в средней школе,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов