Качество образования: многообразие взглядов icon

Качество образования: многообразие взглядов



НазваниеКачество образования: многообразие взглядов
Дата конвертации22.09.2012
Размер88.23 Kb.
ТипДокументы

Качество образования: многообразие взглядов

Поиск качества – это не поиск конца,

а путешествие, в которое всегда вносятся

изменения


Основная идея стратегии модернизации образования заключается в его доступности, качестве и эффективности.

Какие же задачи стоят перед современными образовательными учреждениями? Что понимается сегодня под качеством образования?

В докладе «Учиться жить: мир образования сегодня и завтра» дается следующее значение этого понятия:

«…цель и содержание образования следует пересмотреть для обеспечения нового качества общества и нового качества демократии»1.

Таким образом, мы снова приходим к заключению, что невозможно рассматривать образование в отрыве от общества, а, следовательно, проблемы в образовании обусловлены социальными проблемами общества в целом.

Именно понимание сущности сложившейся в образовании ситуации, когда академические знания наших школьников оказались недостаточными в современном мире, а знаниевый уровень выпускников не соответствует социальным требованиям, послужило причиной постановки вопроса о необходимости модернизации системы образования. При этом целью модернизации стало создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего ее соответствие вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Обязательным условием процесса модернизации системы образования является его непрерывность. Выделяют следующие основания непрерывного образования2:

  • Учиться узнавать

  • Учиться делать

  • Учиться жить вместе

  • Учиться быть

Для получения положительного результата необходимо четкое представление того, на что нацелены предполагаемые изменения, необходимо правильно определить те моменты, которые наиболее полно и точно отражают проблемы современного образования. Качество образования определяется через характеристики:

    • Учащихся (здоровье, мотивация к обучению, результаты обучения);

    • Процессов;

    • Содержания;

    • Систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов).


Попробуем сформулировать вопросы, отражающие основные факторы развития современного общества:

  • Каково назначение школы в современном обществе?

  • Чем занимается школа – предоставляет услугу или создает условия для становления личности?

  • Какова сфера деятельности современной школы?

  • Какими должны быть выпускники школ?


__________________________________________________________________________

1 - документы ЮНЕСКО.
доклад «Учиться жить: мир образования сегодня и завтра»


2 - документы ЮНЕСКО, доклад «Образование: скрытое сокровище»


Если обобщить ответы педагогов о том, какими они видят своих учеников, что хотелось им самим изменить в существующей системе образования, то получим следующее:

Нам хотелось бы видеть школьников умеющими быть ответственными за самих себя и направляющими себя. Истинное обучение осуществляется в том случае, если учащиеся могут мыслить критически, задавать себе вопросы, развивать свои собственные мысли о предметах и явлениях, которые они изучают. Главным практическим результатом обучения должно стать понимание того, что именно хочет узнать каждый конкретный ученик. Он должен быть в состоянии изучить это и усвоить, самостоятельно оценить свои достижения и понять, что именно новый опыт дает для жизни. Современная жизнь ставит сложные задачи перед выпускниками школы. Эти задачи заключаются не только в выборе профессии или учреждения для продолжения образования. Это в целом определение своего места в жизни, понимание себя и умение выстроить жизненные планы и реализовать их. Это означает, что учитель, в первую очередь, должен научить делать правильный выбор и нести ответственность за него.

Очевидно, что стоящие перед учителем задачи, он не может решить в одиночку. Необходима определенная система мер, направленных на разрешение объективных противоречий, существующих на сегодняшний день в системе образования:

  • Между массовым характером образования и его качеством;

  • При постановке целей образования;

  • В неполном соответствии российской системы общемировым тенденциям
    (и общемировому пониманию условий достижения качества образования в школе)

Говоря о качестве образования следует обратить внимание на один из его главных показателей – уровень усвоения современными школьниками образовательных программ.

Полученные результаты настораживают - 50% российских школьников не осваивают школьную программу.

Следует определить причины сложившейся ситуации: что именно не позволяет современным школьникам осваивать учебный материал. Психологи школ определили, что наибольшие затруднения наши школьники испытывают при работе:

  • с заданиями большого объема;

  • с заданиями на материале разных предметных областей;

  • с заданиями, где неясно, к какой области знаний надо обратиться;

  • с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию или с заданиями с избыточной информацией;

  • с комплексными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

  • с большим числом заданий разной тематики.

Становится понятным, что необходимо формировать компетентностный подход к образованию.

Компетентность – интегративное личностное качество, проявляющееся в диапазоне контекстов, в которых обучающийся может ее продемонстрировать. Иными словами, это способность применить имеющиеся знания в конкретной ситуации. Формирование компетентностей неразрывно связано с развитием ситуативного мышления, следовательно, направлено на формирование умения принимать решение, обосновывать сделанный выбор и нести за него ответственность.

Компетентностный подход – общемировая характеристика образования.

В проекте «Среднее образование для Европы» предложена следующая совокупность компетенций:

  • Политическая и социальная;

  • Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь;

  • Компетентность жизни в многокультурном обществе;

  • Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением;

  • Компетеность, связанная с возникновением общества информации


Согласно Стратегии модернизации Российского образования определена следующая совокупность компетенций:

  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

  • Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

  • Компетентность в бытовой сфере;

  • Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности



Качество образования согласно Стратегии модернизации Российского образования зависит от:

  • качества образовательных результатов;

  • качества процесса (условий, созданных для достижения планируемого результата);

  • Цены достижения результатов.

Одним из инструментов оценки качества образования является мониторинг.

Мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития3.

Существуют различные виды мониторинга:

  • По масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный)

  • По этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый)

  • По временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий)

  • По частоте процедур (разовый, периодический, систематический)

  • По охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной)

  • По организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный)

  • По формам объект-субъектных отношений (внешний, взаимоконтроль, самоанализ)

  • По используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный)

Мониторинг охватывает все аспекты управления ОУ:

  • «учитель-ученик»;

  • «образовательное учреждение-учитель»

  • «управление образования - образовательное учреждение»


Проблема необходимости оценки качества образования существует во всех странах. Существуют различные уровни оценки качества образования

  • Международный

Международные исследования в области качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC, LES, SITES и др., а также международные предметные олимпиады)


___________________________________________________________________________

3 - С.А.Писарева, С.А.Иванов, Е.В.Пискунова


Эти исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей

  • Федеральный

(ЕГЭ, мониторинговые исследования)

В зависимости от уровня оценки качества можно выделить цели:

  1. Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана

  2. Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России

  3. Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников

    • Региональный

(Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры)

Цели:

  1. Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования;

  2. Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям;

  3. Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ;

  4. Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов и совокупности школ

  5. Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы




    • Локальный (внутришкольный)



Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы:


    • Состояние здоровья детей;

    • Уровень воспитанности учащихся;

    • Качество образования в целом; по предметам; по учителям;

    • Участие родителей в делах ОУ;

    • Мнение родителей, учащихся о работе ОУ, качестве образования;

    • Эффективность управленческой деятельности и методической работы

Необходимо понять:

  • о чем (о каких результатах, условиях и цене их достижения) будет собираться информация?

  • как она будет собираться ( с помощью каких методов)?

  • каким образом ее обработать?

  • с помощью каких методов проанализировать?

  • какая информация и каким образом будет храниться?

  • кто и каким образом будет информироваться и результатах мониторинга?

  • как будет выстраиваться работа дальше?


Итак, мониторинг необходим для определения качества образования. Что же понимается под высоким качеством образования?

Высокое качество образования определяется как:

  • Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития.

  • Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.

Под достижениями понимаются:

  • Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности

  • Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться элетронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д.

  • Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.


В заключении хочется отметить, что под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.


Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие на образовательную систему, образовательный процесс, а также на комплекс связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.










Похожие:

Качество образования: многообразие взглядов iconМногообразие простейших
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества Отдел экологического образования гдо "Природа под микроскопом"
Качество образования: многообразие взглядов iconПлан действий по модернизации общего образования на 2010 -2015 годы муниципального общеобразовательного учреждения Насонтовской основной общеобразовательной школы
Цель: высокое качество образования отвечающее требованиям современного общества; доступность образования; подготовка учащихся к постоянно...
Качество образования: многообразие взглядов iconУрок «Санкт Петербург в судьбах иностранцев». Цели Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов)
Воспитание культуры ценностной ориентации (принципов, взглядов) по вопросу гражданско-патриотической самоидентификации, отношения...
Качество образования: многообразие взглядов iconРазвитие учебно-познавательной компетенции учащихся начальной школы средствами исследовательской деятельности
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна...
Качество образования: многообразие взглядов iconПлан мероприятий месячника «Качество» в рамках краевой целевой программы «Качество» в 1-11 классах моу сош №10 в ноябре 2007 года
Мероприятий месячника «Качество» в рамках краевой целевой программы «Качество» в 1-11 классах моу сош №10
Качество образования: многообразие взглядов iconСтатья публикована в: Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 281
Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения....
Качество образования: многообразие взглядов iconПрограмма «Качество»
Сейчас программа Качество и сама претерпела качественные изменения. Для ее участников желанный знак на упаковке продукции теперь...
Качество образования: многообразие взглядов iconДокументы
1. /КАЧЕСТВО/ГОСТ Р ИСО 9001-96.doc
2. /КАЧЕСТВО/ГОСТ...

Качество образования: многообразие взглядов iconУрок на семинаре рук-лей школ района 100 успеваемость, качество зун-62 егэ 11 кл успев. 100%, качество 100%
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Качество образования: многообразие взглядов iconГенератор Тесла старые песни о главном Царев В. А. Математический аппарат на основе взглядов «дальнодействия»
Математический аппарат на основе взглядов «дальнодействия» завел физику в тупик. Принцип работы такого объекта, как генератор Тесла...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов