Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории icon

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории



НазваниеРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Дата конвертации21.09.2012
Размер134.2 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калитинская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании

Директор ОУ зам.директора по УВР МО. Протокол №____

_________ Л.Г.Михайлюк ________________ Е.Б.Пеххо ______________ Г.Т.Богатых

«___»__________ 20__г. «___» ____________ 20__ г. «___» ____________ 20__г.


Рабочая программа


по предмету

«Изобразительное искусство»


Разработана: учителем ИЗО

I квалификационной категории

Мартьяновой Ольгой Викторовной


Класс: 7

Уровень: базовый

Недельная нагрузка: 1 час

Учебный год: 2010-2011


^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.: для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007

Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

^ Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,

формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно –

прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,

творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к

искусству.

Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.


^ В основу программы вложены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

В 7 классе на ИЗО отводится 34 часа.


Рисование с натуры (рисунок, живопись)

включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течении 7-15 минут). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явления действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.

Рисование на темы

Это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе представленных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в 5 классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. С 5 класса учащимся рекомендуется рисование и на исторические темы.

Декоративная работа

Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.

Лепка

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация

Это составление изображения на основе его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п. В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства проводится в начале или в конце урока в течении 8-10 минут; в одной беседе показываются, как правило, до восьми произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.


^ Тематическое планирование по предмету

«Изобразительное искусство» на 2010-2011учебный год в 7 классе


^ Срок прохож-дения

урока

Наименование темы четверти, урока

Кол-во часов

III четв.

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры

(10 ч.)







17

Античная расписная керамика

1




18-19

Изобразительное искусство эпохи Возрождения. ЭСО

2




20

Красота классической архитектуры

1




21

Изобразительное искусство Западной Европы XVII века. ЭСО

1




22-23

Искусство натюрморта.

Натюрморт из предметов быта на фоне драпировки.

2




24

Образ человека - главная тема в искусстве. ИКТ

1




25

Красота фигуры человека в движении

1




26

Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX в. ЭСО

1

IV четв.

В мире декоративно-прикладного искусство и дизайна

(8ч.)







27

Закрепление темы «Изобразительное искусство зарубежных стран». Творческая работа «Костюмы разных эпох»

1




28

Декоративно-прикладное искусство русского народа. ЭСО

1




29

Иллюстрирование мифов и легенд

1




30

Искусство оформления книги. Орнамент в шрифтах. ИКТ

1




31

Монограмма с использованием декора

1




32

Мозаика – витраж «Сказочная птица»

1




33

Мы – юные дизайнеры. Дизайн интерьера

1




34

Обобщающий урок. Коллективная работа «Мир, в котором я живу»

1

^ II полугодие




18




год




34






Содержание занятий

7 класс


Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Изображение с натуры, а также по памяти и по пред­ставлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с националь­ным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, животных, птиц. Архитектурные за­рисовки.

Развитие умения передавать в рисунках конструк­цию, пропорции, пространственное расположение, пер­спективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образ­ность предметов. Использование цвета как средства вы­ражения переживания от встречи с прекрасным.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персона­жей, передача художественными средствами своего от­ношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономер­ностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной компози­ции в закрытом и открытом пространстве, сравнитель­ной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, краси­вого и уродливого, динамичного и неподвижного, свет­лого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использо­вать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Должна продолжаться работа по углублению пони­мания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи про­странства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения пе­редавать в рисунках художественный образ, последова­тельно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работаДальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла, региона, в целом национального искусства. Понимание тес­ной взаимосвязи национального и интернационального, и взаимообогащение культур разных народов.

Система учебно-творческих заданий строится с учетом того, чтобы учащиеся активно включались в процесс присвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, питом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной сис­темы — народное искусство — в целом.

Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, реко­мендуемых на занятиях тематическим рисунком.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжет­ных композиций и декоративных работ в технике кол­лажа и в форме панно по заданиям тематического рисо­вания.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

- красота вокруг нас;

- народ — творец прекрасного;

- труд в изобразительном искусстве; изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;

- памятники искусства родного края;

- местные традиции в изобразительном и декора­тивно-прикладном искусстве.


^ Знания и умения

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

- анализируемые на уроках произведения зарубеж­ного, русского и отечественного многонационального и изобразительного искусства, памятники старины, на­
родное творчество родного края;

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

- систему элементарных теоретических основ перс­пективы, светотени, цветоведения, композиции; основ­ные средства художественной выразительности.


Учащиеся должны уметь:

- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и деко­ративно-прикладного искусства; передавать в рисунках
свое эмоциональное отношение к изображаемому;

- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

- изображать с натуры, по памяти и по представле­нию отдельные предметы и натюрморты, человека, животных и птиц с передачей их пропорций, конструктив-­
ного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокра­щений формы, объема;

- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригиналь­ное композиционное и цветовое решение, контрасты

светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

- определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления
от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

- при иллюстрировании литературных произведе­ний передавать характерные особенности эпохи (архи­тектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

- сопоставлять двух героев литературного произве­дения, используя средства художественной выразитель­ности: контрасты светлого и темного, большого и ма­ленького, динамичного и неподвижного, теплого и хо­лодного, красивого и уродливого и т. д.;

- в тематической композиции сознательно приме­нять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные
материалы, наиболее подходящие для воплощения за­мысла.




Похожие:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.:...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Краеведение» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Литература» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)....
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В. А. Соколова»....
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Разработана: учителем изо I квалификационной категории iconРабочая программа по предмету «Литература» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов