|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Калитинская средняя общеобразовательная школа Волосовского района Ленинградской области
^ по физике 7 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории Богатых Г.Т. 2012 - 2013 учебный год ^ Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по физике с учетом Примерной программы основного общего образования. В этих документах сформулированы цели изучения физики в основной школе:
Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения — не запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их математической подготовки. Эта программа является частью программы разработанной авт.-сост. Л. Э. Генденштейном, В. И. Зинковским. В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы. При решении задач надо обращать внимание учащихся прежде всего на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров, и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности — лучше всего совместно с учащимися. Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК). УМК включает: учебник; задачник; методические материалы для учителя. ^ В результате изучения физики учащиеся должны: знать/понимать • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; • смысл закона Паскаля; уметь • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел; • пользоваться физическими приборами и измерительными инструментами для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления; • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления; • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ); • приводить примеры практического использования физических знаний о механических; • решать задачи на применение изученных физических законов; • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представлять в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, водопровода, сантехники в квартире; • рационального применения простых механизмов. В соответствии с образовательным стандартом второго поколения по физике для 7 класса основной школы выпускник должен иметь представление о строении Солнечной системы. ^ 7 к л а с с (70 ч; 2 ч в неделю) 1. Физика и физические методы изучения природы (7 ч) Физика — наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нём. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Демонстрации Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Лабораторные работы 1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. 2. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности. 3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела. 2. Строение вещества (4 ч) Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения. Демонстрации Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. 3. Движение и взаимодействие тел (22 ч) Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения. Демонстрации Механическое движение. Относительность движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное движение. Взаимодействие тел. Явление инерции. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Невесомость. Сила трения. Лабораторные работы 4. Измерение скорости движения тела. 5. Измерение массы тел. 6. Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей. 7. Конструирование динамометра и нахождение веса тела. 8. Измерение коэффициента трения скольжения. 4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч) Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. Демонстрации Зависимость давления твёрдого тела на опору от действую- щей силы и площади опоры. Закон Паскаля. Зависимость давления жидкости от глубины. Сообщающиеся сосуды. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Лабораторные работы 9. Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание. 10. Условия плавания тел в жидкости. 5. Работа и энергия (17 ч) Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела. Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии. Подведение итогов учебного года (1 ч) Резерв учебного времени (3 ч) Демонстрации Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость. Равновесие рычага. Закон сохранения механической энергии. Модели вечных двигателей. Лабораторные работы 11. Изучение условия равновесия рычага. 12. Нахождение центра тяжести плоского тела. 13. Определение КПД наклонной плоскости. (70 ч; 2 ч в неделю) Тематическое планирование
График контрольных и лабораторных работ
^
Учебно-методический комплект
|
![]() | Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным... | ![]() | Рабочая программа по физике 9 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными... |
![]() | Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... | ![]() | Рабочая программа по физике 8 класс базовый уровень Учителя физики высшей квалификационной категории Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по... |
![]() | Рабочая программа по геометрии 9 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории ... | ![]() | Рабочая программа по геометрии 7 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.... |
![]() | Рабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).... | ![]() | Рабочая программа по алгебре 7 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории ... |
![]() | Рабочая программа по математике 6 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории Государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по математике, программы... | ![]() | Рабочая программа по физике для 8 класса 2 часа в неделю (68 часов) Составитель: Белорусова г и учитель физики Е. М. Гутник и А. В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы». В программе... |