Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т icon

Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т



НазваниеПрограмма по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т
Дата конвертации21.09.2012
Размер277.68 Kb.
ТипПрограмма

Комитет по образованию Волосовский район Ленинградской области

МОУ СОШ д. Калитино


«Согласованно» «Утверждаю»

Ленинградским областным Директор МОУ СОШ д. Калитино

институтом развития Белова Л.К.____________

образования от ______________2007 г.

Зав. н.м.ц. проф. образования

и технологии

________________________

от ________________2007 г.




ПРОГРАММА


по технологии для учащихся 10-11 классов

Калитинской средней общеобразовательной школы


Автор Богатых Г.Т.

Учитель физики,

информатики и

технологии

МОУ СОШ д. Калитино.


д. Калитино.


2007 г.

ПРОГРАММА

по технологии для учащихся 10-11 классов

Калитинской средней общеобразовательной школы.


(Составитель Богатых Г.Т.

188431, Ленинградская область, Волосовский район, д. Курковицы, д. 2 кв. 48.)


Пояснительная записка.


Одна из важнейших социальных функций школы состоит в обеспечении развития и реализации способностей учащихся, их социализации, приобщения к культуре и профессионального самоопределения.

Данная программа модифицированная, разработана на основе программ: Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой.

Данный курс технологии состоит из трёх частей: компьютерные технологии; технология решения творческих задач; технология профессионального самоопределения и карьеры.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся всё более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда.

Но если навыки работы с конкретной техникой (различного рода станками, сельскохозяйственной техникой, трнспортными средствами и т.д.) можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Поэтому для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.

Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее.


Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т.е. разработать продуктивную технологию, «ноу-хау» (что буквально переводится как «знаю как»).

Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного развития творческих способностей личности. В курсе рассмотрены некоторые методы решения творческих задач и методы оценки характеристик способности к творчеству, а также приёмы развития творческих способностей.

Курс направлен на социальную защиту учащихся в условиях рыночной экономики. Содержание курса призвано содействовать профессиональному самоопределению учащихся, реализации индивидуального потенциала, достижению сбалансированности между профессиональными интересами школьника, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда.

Призван помочь сориентирваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в условиях выполнения профессиональных проб, которые проводятся параллельно изучению теоретической части курса по пяти основным типам профессий: «человек-человек», «человек – техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художествееный образ». Способствовать их профессиональному самоопределению на основе приобретения непосредственного опыта участия в разнообразной социально значимой деятельности.

Формирование общетехнических и общетрудовых знаний в области компьютерных технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовление объектов труда.

Для выполнения различных трудовых заданий, творческих практических работ использован комплексный обучающий метод – метод проектов, который позволяет в большей степени проявить самостоятельность обучающимся в принятии решений, обеспечить формирование умений и навыков конструировать, планировать, организовывать и контролировать свой труд.

Выполнение проектов совмещено с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.

Выполнение творческих проектов рассматривается как один из эффективных способов трудового воспитания и технологического образования.

В ходе выполнения проектов у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечаюший требованиям дизайна и потребностям школы и рынка вариант их реализации.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике, и предполагает широкое применение ПК. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая работа учащихся на занятии.

Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.

В процессе обучения используются сведения из следующих дисциплин: экономика, география, черчение, технология 5-8 классы, математика, обществознание, биология, психология.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.

Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением индивидуальной работы по изготовлению изделия, выполненного творческого проекта.


Результативность

Учащиеся полной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

На разных этапах изучения программы учащиеся защищают творческие проекты.


^ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • наглядные пособия (схемы, таблицы) по разделам тематического плана программы;

  • карточки индивидуальных заданий;

  • карточки контроля;

  • карточки – тесты;

  • мультимедийные презентации по темам уроков;

  • образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий;

  • образцы технологической документации;

  • плакаты, газеты, журналы;

  • дидактические материалы к разделу «Профессиональное самоопределение»;

  • банк проектов и коллекции изделий, предлагаемых для творческих проектов



Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


Цели курса:


  • заложить основы подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых экономических условиях;

  • формирование компетентной социально-адаптированной, конкурентно способной, культурно-развитой личности;

  • способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу её самоопеределения и самореализации в будущей карьере.



В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу;

  • оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности

для

  • проектирования материальных объектов или услуг;

  • повышения эффективности своей практической деятельности;

  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.



Требования к уровню подготовки выпускников:


Учащиеся должны знать:

  • возможности применения программной среды MS Word в современном делопроизводстве;

  • начальные сведения о геоинформационных системах;

  • о математическом моделировании и о методах решения некоторых задач планирования и управления, в том числе и с помощью ПЭВМ;

  • о роли проектирования в преобразовательной деятельности и основные этапы выполнения проектов;

  • правила выполнения чертежей в системе ЕСКД с применением ПЭВМ;

  • требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

  • рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.



Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.



Учебный план курса технологии для 10-11 класса (1/1).

10 класс. Всего 34 час (14-теория/20-практика).

^

Названия темы


Кол-во часов

всего.

Кол-во часов на теорию.

Кол-во часов на практику.

^ I.Компьютерные технологии.

9

4

5

Основы компьютерного делопроизводства.

1.Документ и делопроизводство.

Оформление документа.

2.Бланк организации.

3.Основные типы бланков.

4.Трафаретные письма.

5.Создание документов с помощью

мастеров.

7

3

1


1


1


4


2

1

1

Базы данных.

1. Геоинформационные системы.

2. Поиск информации в геоинформационных системах.

2

1

1

1


1

^ II.Технология решения творческих задач

25

10

15

  1. Понятие творчества и развитие творческих способностей

  2. Метод мозговой атаки (МА).

  3. Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки.

  4. Синектика.

  5. Морфологический анализ. Морфоло-гические матрицы.

  6. Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО).

  7. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

  8. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

  9. Изобретения. Рационализаторские предложения.

  10. Создание творческого проекта.

  11. Проектные работы.







1


1

1


1

1


1


1


1


1

1


1


1

1


1

1


1


1


8



11 класс. Всего 34 часа (20-теория/14-практика)

^

Названия темы


Кол-во часов

всего.

Кол-во часов на теорию.

Кол-во часов на практику.

^ III. Компьютерные технологии (продолжение).

14

9

5


Черчение и компьютерная графика

  1. Организация компьютерного рабочего места чертёжника.

  2. Правила оформления чертежей.

  3. Форматы, шрифты, виды линий.

  4. Знакомство со школьной системой САПР: запуск программы «Компас-школьник», экран архивов чертежей и фрагментов, просмотр существующего файла чертежа.

  5. Создание файла чертежа, элементы работы с чертежом.

  6. Создание нового вида, экран работы с видом.

  7. Инструменты программы «Компас-школьник»: линия, отрезок, текст, измерить расстояние, линейный размер, удалить элемент чертежа.

  8. Инструменты программы «Компас-школьник»: окружность, точка, диаметральный размер, отрезок дуги, параллельная прямая, линия-выноска.

  9. Элементы геометрических построений на чертежах.

10. Практические работы.

11. Проектная работа.






1


1

1


1


1


1


1


1


1





4

1

^ IV. Технология профессионального самоопределения и карьеры.

20

11

9

Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

1. Профессия и человек. Профессия и

время.

2. Какие бывают профессии. Наиболее

распространённая отечественная

классификация профессий.

3. Где и как можно приобрести

профессию. Профессиональный успех на студенческой скамье. Профессиональный успех и здоровье.

4. Мониторинг рынка труда в России.

Самые востребованные профессии на рынке труда. Формула выбора профессии.

5. Методика поиска профессии. Аксиомы

профессионального самоопределения.

Ошибки при выборе профессии.

5

5


1


1


1


1


1




Познай себя.

1. Ваши интересы и склонности. Внимательны ли Вы.

2. Проверьте Вашу память. Каковы Ваш характер и темперамент.

3. Что помогает нам познавать мир.

Зачем нужно уметь контролировать своё поведение.

4. Ваши ценности в жизни. Общительны ли Вы.

5. Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь.

5



2


1


1

3

1


1


1


Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения.

  1. Проверьте себя в сфере экологии.

  2. «Примерьте» будущую профессию на уроке.

  3. Выполните профессиональную пробу человек – природа.

  4. Выполните профессиональную пробу «Фитодизайн».

  5. Где и как искать работу.

  6. Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем? Как провести эффективное собеседование?

  7. Как пройти психологическое тестирование? Как закрепиться на рабочем месте?

  8. Проектные работы.

8



4


1


1

1


1



4


1

1


1


1


2




Содержание курса технологии для 10-11 классов

при (1/1 нагрузки в неделю).

10 класс

^ I.Компьютерные технологии.

Основы компьютерного делопроизводства.

  1. Документ и делопроизводство. Оформление документа.

Что такое делопроизводство и документ. Каковы функции документов и их классификация. Каковы основные задачи делопроизводства. Какие прикладные программы используются в компьютерном делопроизводстве. Что такое стандарт. Какие требования предъявляет стандарт к подготовке рабочего поля документа.

  1. ^ Бланк организации.

Что такое бланк и реквизит. Какие функции выполняют реквизиты бланков. Обязательные реквизиты бланка. Какова технология создания бланка организации.

  1. Основные типы бланков.

Какие существуют типы бланков. Какова технология создания бланков.

  1. Трафаретные письма.

Что такое шаблон. Что такое форма. Какова технология создания документов с использованием шаблонов.

  1. Создание документов с помощью мастеров.

Как организуется работа Мастером. Технология работы с помощью Мастера.

  1. ^ Практические работы:

1) Создание общего бланка с угловым размещением обязательных реквизитов и бланка с продольным размещением реквизитов.

2) Создание бланка письма – приглашения и бланка приказа.

3) Создание бланка делового письма.

Базы данных.

^ 1. Геоинформационные системы.

Примеры различных видов геоинформационных систем. Многослойные ГИС. Векторизация. Навигация. Работа со слоями. Адресный поиск. Поиск в окрестностях. Нанесение собственных объектов.

^ 2. Практические работы:

1) Поиск информации в геоинформационных системах.

II.Технология решения творческих задач

  1. Понятие творчества и развитие творческих способностей

Изобретательство. Творчество. Техническое творчество. Проектирование. Конструирование. Конструкция. Изобретение.

  1. ^ Метод мозговой атаки (МА).

Суть метода. Цель метода. Генераторы идей. Аналитики. Цепная реакция идей. Прямой мозговой штурм. Психологические барьеры. Экспертиза и отбор идей. Аналогия. Инверсия. Фантазия. Эмпатия.

  1. ^ Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки.

Суть метода контрольных вопросов. Специально подготовленные вопросы. Универсальные опросники. Список контрольных вопросов А. Осборна. Список вопросов Т. Эйлоарта. Суть метода обратной мозговой атаки. «Диверсионный » метод. Обратная мозговая атака.



  1. Синектика.

Синектика. Синекторы. Качества синекторов. Ассоциация. Аналогия. Суть метода. Прямая аналогия. Личная аналогия (эмпатия). Символическая аналогия. Фантастическая аналогия.

  1. ^ Морфологический анализ. Морфологические матрицы.

Морфологический (типологический) анализ. Суть метода. Морфологические (типовые) признаки (параметры). Морфологический ящик (матрица). Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа её параметров. Экспертные оценки. Применение метода. Недостатки метода. Двумерная матрица. Многомерная матрица. Правила составления многомерной матрицы. Анализ и синтез вариантов.

  1. ^ Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО).

Ассоциации. Суть ассоциации. Генерирование ассоциаций. Первичные ассоциации. Дополнительные ассоциации. Ассоциативный переход. Шаги ассоциативного перехода. Фокальный объект. Суть метода. Этапы решения задачи с помощью МФО. Случайно выбранный объект. Психологическая инерция.

  1. ^ Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Гирлянда ассоциаций. Реализация метода. Цепочка ассоциаций. Гирлянда синонимов объектов. Функционально-стоимостный анализ. Цель метода. Главные принципы ФСА. Взаимосвязь «функция-стоимость». Поиск скрытых резервов. Пример задач, решаемых с помощью ФСА. Область применения метода ФСА.

  1. ^ Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ. Техническое противоречие. Физическое противоречие. Идеальный конечный результат. Суть метода. Упрощённый вариант процедур АРИЗ. Операторы РВС (размеры, время, стоимость). Метод маленьких человечков (ММЧ). Вепольный (веполь, вещество, поле) анализ. Правила АРИЗ.

  1. ^ Изобретения. Рационализаторские предложения.

Изобретения. Патент. Товарные знаки. Знаки обслуживания. Критерии патентоспособности. Формула изобретения. Аналоги. Прототипы. Патентный поиск. Структура заявки на изобретение. Описание изобретения. Рационализаторские предложения. Признаки рационализаторских предложений. Заявление на рацпредложение.

  1. ^ Создание творческого проекта.

Инженерное предпринимательство. Проектирование. Рацпредложения. Спонтанная деятельность. Требования к проектированию. Себестоимость предпринимательского проекта (бизнес-план). Статьи расходов. Предприимчивость конструктора. Предприимчивость технолога. Финансирование инженерных проектов.

^ Список практических работ:

  1. Тестирование на изучение креативности (способности к творчеству). Незавершенные фигуры (тест Торренса). Решение необычных ситуаций (тест Торренса). Рассказ по картинке (тест Торренса). Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова). Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарёва). Тест-опросник Г.Девиса.

  2. Тестирование для отбора в группу генераторов идей и в группу аналитиков.

  3. Решение задач на генерирование идей, на применение метода контрольных вопросов, на применение метода обратной мозговой атаки и синектических задач.

  4. Составление таблиц значимых параметров с помощью морфологического анализа (выбор подходящей профессии).

  5. Решение задач с применением АРИЗ.

^ 11.Проектные работы:

  1. Экологические аспекты озеленения.

  2. Оценка воздействия человека на окружающую среду.

  3. Актуальное интервью.

  4. Экологическое значение зелёных насаждений.

  5. Экогенный характер респираторных заболеваний.

  6. Системы водоснабжения жилого одноэтажного дома.

  7. Разработка конструкции системы капельного полива.

  8. Утилизация отходов металлов и пластмасс.

  9. Сборка модулей механизмов и передач из деталей наборов типа «Конструктор».

  10. Самооценка возможностей индивидуальной трудовой деятельности.

  11. Выполнение эскиза детской комнаты.

  12. Санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за кожей и волосами.

  13. Оформление интерьера декоративными растениями.

  14. Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.

  15. Изготовление сувенира.

  16. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

  17. Эскиз интерьера кухни.

Из предложенного списка проектных работ учащиеся выбирают 8,

создают проект и защищают его.


11 класс

^ II. Компьютерные технологии (продолжение).

Черчение и компьютерная графика.

  1. Организация компьютерного рабочего места чертёжника.

  2. Правила оформления чертежей.

  3. Форматы, шрифты, виды линий.

  4. Знакомство со школьной системой САПР: запуск программы «Компас-школьник», экран архивов чертежей и фрагментов, просмотр существующего файла чертежа.

  5. Создание файла чертежа, элементы работы с чертежом.

  6. Создание нового вида, экран работы с видом.

  7. Инструменты программы «Компас-школьник»: линия, отрезок, текст, измерить расстояние, линейный размер, удалить элемент чертежа.

  8. Инструменты программы «Компас-школьник»: окружность, точка, диаметральный размер, отрезок дуги, параллельная прямая, линия-выноска.

  9. Элементы геометрических построений на чертежах.

  1. Практические работы:

  1. Построение аксонометрической проекции детали.

  2. Построение аксонометрической проекции детали по чертежу.

  3. Выполнение чертежа по аксонометрической проекции детали.

  4. Выполнение эскиза детали.


^ 11. Проектная работа:

1) Дизайн детской комнаты.

Ш. Технология профессионального самоопределения и карьеры.

Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

  1. Профессия и человек.

Определение «профессии». Основные характеристики профессий. Специальность. Должность. Квалификация. Карьера.

  1. ^ Профессия и время.

Профессия вчера, сегодня и завтра. Доиндустриальный этап. Индустриальный этап. Постиндустриальный этап. Потребности и причины смены профессии. Новые требования к современному специалисту.

  1. ^ Какие бывают профессии.

Мир профессий. Научные способы классификации профессий (классификации В.Н. Татищева, С.М. Богословского и др.). Зарубежные классификации (классификация Дж. Холланда).

  1. ^ Наиболее распространённая отечественная классификация профессий.

Классификации по различным признакам труда (по предмету труда, по цели труда, по орудиям труда, по условиям труда). Житейские способы классификации профессий (доходность, интеллектуальность, востребованность).

  1. ^ Где и как можно приобрести профессию.

Типы учебных заведений (курсы, специализированные учебные центры и студии, училища и техникумы (колледжи или профессиональные лицеи) университеты и институты, аспирантура и докторантура). «Старая» и «новая» системы высшего образования. Очная, заочная, дистанционная формы обучения и экстернат. Бакалавр, магистр. Государственные, негосударственные и аккредитованные вузы.

  1. ^ Профессиональный успех на студенческой скамье.

Престижные ВУЗы (десятка лучших вузов страны).

  1. Профессиональный успех и здоровье.

Профпригодность. Вредные, опасные, напряженные профессии.

  1. ^ Мониторинг рынка труда в России.

Престижные профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии. «Ножницы» в ожиданиях молодых специалистов и работодателей. Требования современных работодателей к молодым специалистам.

  1. ^ Самые востребованные профессии на рынке труда.

Результаты опросов рекрутинговых компаний. Рейтинг: Самые нужные профессии. Горячая десятка. Самые нужные – не самые богатые.

  1. Формула выбора профессии.

Результаты опроса выпускников о требованиях к выбранной профессии. Анализ результата. Хочу, могу, надо.

  1. Методика поиска профессии.

Универсальная методика поиска профессии Томского государственного университета. Семь этапов принятия решения о выборе профессии.

  1. ^ Аксиомы профессионального самоопределения.

Выбираем профессию. Время жизни профессии. Вовлечённость профессии в сферу труда. Прогноз социального спроса. Профессиональная масштабируемость. Перспективы повышения квалификации.



  1. ^ Ошибки при выборе профессии.

Отношение к выбору профессии как к неизменному. Бытующее мнение о престижности профессии. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Познай себя.

  1. Ваши интересы и склонности.

  2. Внимательны ли Вы.

  3. Проверьте Вашу память.

  4. Что помогает нам познавать мир.

  5. Каковы Ваш характер и темперамент.

  6. Зачем нужно уметь контролировать своё поведение.

  7. Ваши ценности в жизни.

  8. Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь.

  9. Общительны ли Вы.

  10. Практические работы:

  1. Определение своих профессиональных интересов методом ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

  2. Оценка уровня творческого потенциала (тест).

  3. Исследование внимания (тесты Мюнстерберга и тест «Найди различия») и упражнения на улучшение внимания.

  4. Оценка памяти (тесты «Объём памяти», «Образная память», «Память и мышление»).

  5. Определение уровня словесно-логической памяти и упражнения на тренировку памяти.

  6. Определение способности логически мыслить (тест «Логическое мышление» и задание «Определение словесно-логического мышления»).

  7. Проверка технического (тест «Проверьте своё техническое мышление») и математического мышлений (методика «Числовые ряды»).

  8. Определение типа темперамента и основных черт характера.

  9. Определение уровня способности контролировать своё поведение (методика «Уровень субъективного мышления» и тест «Шкала поиска ощущений»).

  10. Определение личностных ценностей (методика «12 предложений») и определение эмоциональных состояний (методика «Самооценка эмоциональных состояний»), а также упражнения для поддержки настроения.

  11. Определение коммуникабельности (тесты «Любят ли Вас люди», «Коммуникабельны ли Вы»).

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения.

  1. Проверьте себя в сфере экологии.

Отношение людей с природой. Три направления отношений человека с природой: человек познаёт природу; человек преобразует природу; человек изучает и формирует отношения в обществе, связанные с использованием и охраной природных объектов.


  1. ^ Где и как искать работу.

Книги, газеты, Интернет. Этапы получения работы. Восемь правил выбора работы и поиска рабочего места. Пути достижения успеха на рынке труда. Объявления, кадровые агентства, биржа труда. Поиск работы с помощью родственников, друзей и знакомых.

  1. ^ Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем?

«Сбор информации». Правила поведения при прохождении собеседования. «Учебно-тренировочное» собеседование. Анализ «учебно-тренировочного» собеседования и выводы из него.

  1. Как провести эффективное собеседование?

Пять этапов эффективного собеседования:

  1. Установление контакта. (Визуальная психодиагностика).

  2. Выслушивание.

  3. Аргументация-демонстрация.

  4. Ответы на вопросы. Вопросы, часто встречающиеся на собеседовании и рекомендации по ответу.

  5. «Осуществление продажи».

  1. Как пройти психологическое тестирование?

Различные виды психологических тестов: личностные опросники; интеллектуальные тесты. Рекомендации по прохождению психологического тестирования.

  1. ^ Как закрепиться на рабочем месте?

Период «острой адаптации». Период «оптимистических ожиданий». Период «вторичной адаптации». Главные рабочие качества человека позволяющие закрепиться на рабочем месте: ответственность; заинтересованное отношение к делу; преданность; конструктивное отношение к критике. Несколько полезных советов.

  1. Практические работы:

  1. Проверьте себя в сфере экологии.

    1. Экологические аспекты озеленения п. Калитино.

    2. Экогенный характер респираторных заболеваний учащихся КСОШ (Калитинской средней общеобразовательной школы).

    3. Интервьюирование. Например: интервьюирование учащихся начальных классов КСОШ на тему: «Что Вы знаете об экологии».

  1. «Примерьте» будущую профессию на уроке.

2.1. Если Вы водитель автомобиля. Если Вы медицинский работник.

2.2. Если Вы строитель. Если Вы частный предприниматель в сфере торговли.

2.3. Если Вы агроном. Если Вы зоотехник или зооинженер.

  1. Выполните профессиональную пробу человек – природа.

    1. План исследования экосистемы пришкольного участка. План исследования

загрязнителей и загрязнений пришкольного участка.

    1. Выполнение тестовых заданий, описывающих экосистему пришкольного

участка.

    1. Выполнение тестов по выявлению способностей ориентироваться в

экосистеме.

  1. Выполните профессиональную пробу «Фитодизайн».

  2. Где и как искать работу (работа с периодикой).




  1. Проектные работы:

  1. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

  2. Составление собственного резюме.









ЛИТЕРАТУРА


Основная литература

I. Программы


  1. Программно-методические материалы: Технология.5-11 кл. /Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Примерные программы основного общего образования. /Сост. А.М. Водянский, Н. Н. Гара.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко - М.: Просвещение, 2002.

  4. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой – М.:

Просвещение, 2003


II. Литература для учителя


1. Арефьев И.П.Методические разработки занятий по разделу «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» // Школа и производство 1998, №1 с. 94.

2. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. Трудовое обучение. – М.: Педагогическое Общество России, 2002.

3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

4. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. Для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997.

5. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989.

6. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: БГПИ, НМЦ «Технология», 2000

7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2000

8. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии /Под ред.В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2002.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: «Питер», 2000.

10. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /Авт.-сост. Марченко А.В., Сасова И.А. и др. – М.: Вентана – Граф, 2002

11. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - СПб.: КАРО, 2003

12. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации. Книга для учителя. / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток и др. - М.: Просвещение,1986.

13. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992.

14. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации /Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.


Дополнительная литература


1. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» //Школа и производство. 2001 №2 с. 76, №3 с. 77.

2. Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение,1996.

3. Махаева О.А. , Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива»,2002.

4. Назимов И. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим // Школа и производство. 1997. № 1. С.89.

5. Организация содержания трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. – М.: АПО, 1996.

6. Основы производства. Выбор профессии. В2 ч. Ч. 2. Выбор профессии / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение,1987

7. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко и др.; Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988.

8. Ретивых М.В. Творческий проект «Моя профессиональная карьера» //Школа и производство 1999 №6 с. 28, 2003 №3 с. 24.

9. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. Учебник для учащихся 10-11 кл. – М.: Вентана-Граф,2000

10. Трегубова И.В. Помогаем выпускникам открыть свое дело. //Школа и производство. 1997. №1.С. 85.

11. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения //Школа и производство 2002г. №2 с. 75.


Литература для учащихся.


  1. Технология профессионального успеха: учеб. Для 10 – 11 кл. / [В. п. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.]; под ред. С. Н. Чистяковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Графф, 2002.

  3. Информатика. 10-11 класс / Под ред.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: Просвещение, 1991.

  5. Мир профессий: в 6 т. – М.: Молодая гвардия, 1985 – 1989.

  6. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы. – М.: Просвещение,1991.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Титульный лист _______________________________________ стр. 1

  2. Пояснительная записка_________________________________ стр. 2-4

  3. Цели_________________________________________________ стр. 5

  4. Знания и умения_______________________________________ стр. 6

  5. Требования к выпускнику_______________________________ стр. 7

  6. Учебный план для 10 класса_____________________________ стр. 8

  7. Учебный план для 11 класса_____________________________ стр. 9-10

  8. Содержание курса 10 класса_____________________________ стр. 11-13

  9. Содержание курса 11 класса_____________________________ стр. 13-17

  10. Литература___________________________________________ стр. 18-19

  11. Содержание___________________________________________ стр. 20










Похожие:

Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconРабочая программа педагога
«Основной общеобразовательной школы с. Степное»,программы по физической культуре для учащихся средней школы, автор-составитель А....
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconПояснительная записка
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263 и программы: Программа курса информатики...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconПрограмма по физической культуре для учащихся V xi классов общеобразовательной школы
Программа разработана А. А. Гужаловским, В. Н. Кряжем с участием Е. Н. Ворсина, Т. Н. Шестаковой, И. А. Гуревича, В. А. Баркова,...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconЛитература для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, «Дрофа», 2000
Автор: Рябинкина Анна, ученица 8 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве Российской Федерации в Эфиопии
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconУтверждаю Директор школы. Положение об экспертной комиссии Маловской средней общеобразовательной школы
Экспертная комиссия создаётся приказом директора школы, для проведения экспертизы аттестационного материала и определения учебных...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconУчебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы (вариант для девочек)- в. Д. Симоненко, 2001 г
Образование высшее, Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской,2003, Технология и предпринимательство,...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы села Озёрки для начального общего образования на 2011-2015 уч. Г
Муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно коммуникационные технологии»
«Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, бином. Лаборатория знаний,...
Программа по технологии для учащихся 10-11 классов Калитинской средней общеобразовательной школы Автор Богатых Г. Т iconПрограмма факультативного курса «Математика в сложных задачах» Разработала: Назаркина Т. Н. учитель математики г. Саранск, 2006 г. Объяснительная записка
Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 11 классов к итоговой аттестации по алгебре и началам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов