Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности icon

Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности



НазваниеРоль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности
Дата конвертации24.09.2012
Размер55.52 Kb.
ТипДокументы


Роль родителей в развитии

у ребёнка социальной компетентности.


Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.

Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, т.е. как гипоактивность.

Если же неуверенность понимать на глубинном, личностном уровне как неуверенность в самом себе, как конфликт индивидуального и социального, то её проявлением может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Разделение на гипоактивные и гиперактивные формы поведения социально неуверенных детей носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность, но, с методологической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделить в самостоятельный вид проявления социальной неуверенности.

Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью. Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:

- чувством собственной значимости;

- уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;

- убеждённостью в импонировании другим людям.

Все эти факторы имеют социальный характер.

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.

Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребёнка и какие причины лежат в основе этого. Социально компетентное поведение обеспечивает ребёнку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.


Социально компетентное поведение различается по трём уровням: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуаций; способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения.

Компоненты социально компетентного поведения:

- умение сказать «нет»;

- умение выражать желания и требования;

- владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

- выражать как позитивные, так и негативные чувства.


Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию её устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.


Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.


^ Кравченко Н.А.,

старший воспитатель дошкольного отделения №11 МОУ «Гимназия №6»


«Изящные» выражения

в детском лексиконе.


С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.


^ Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» - удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».


^ Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.


^ Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т.д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.


^ Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, - это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребёнка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» - спокойно, но твёрдо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. Будьте здоровы!


Подготовила Кравченко Н.А.,

старший воспитатель дошкольного отделения №11 МОУ «Гимназия №6»




Похожие:

Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРоль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания. Роль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое хорошие...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРоль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое хорошие...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРодительское собрание на тему: «Роль родителей в жизни детей»
Цель: выяснить возрастные особенности детей-пятиклассников, поговорить о том, какую роль играют семья и школа в становлении личности...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРоль матери и отца в воспитании ребёнка
Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей, т к с появлением ребёнка часто приходится отказываться от привычного...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности icon«Роль родителей в развитии ребенка»
Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему,...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРоль младшего школьного возраста в развитии ребенка
Основной задачей всех их является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Роль родителей в развитии ребенка...

Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconРоль учёных – графиков в развитии черчения как науки Автор: Батталова Эльвира, шк. 99
Показать роль соотечественников в развитии науки о графических изображениях на плоскости
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности iconНесколько слов для родителей первоклассников
Встречайте ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что тебя удивило?»...
Роль родителей в развитии у ребёнка социальной компетентности icon«О речевом развитии будущих первоклассников»
Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов