Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» icon

Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье»



НазваниеВыступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье»
Дата конвертации24.09.2012
Размер228.1 Kb.
ТипПрограмма

Выступление на методическом совете города Гимназии №2


Комплексная программа «Здоровье»


Единственная красота, которую я знаю – это здоровье.

Г.Гейне

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укрепилось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость, сколиоз, анемия. В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.е. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.


В гимназии разработана и внедряется комплексная программа «Здоровье», которая содействует укреплению здоровья учащихся.


^ Цель программы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.


Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

  3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращение роста заболеваемости учащихся.

  5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


^ Прогнозируемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Участники программы:

  • Учащиеся

  • Классные руководители

  • Учителя-предметники

  • Медсестра

  • Психолог

  • Родители





Основные направления деятельности:

Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.


Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям

Сентябрь-ноябрь

Классные руководители 1-х классов

Валеологический анализ расписания уроков

Сентябрь, январь

Мед. сестра

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы)

В течение года

Баркова С.А., заместитель директора по УВР, классные руководители 1-4 классов

Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др.

В течение всего года

Нечаева З.Н., заместитель директора по УВР

Интернет-безопасность

В течение всего года

Фукс В.А., заместитель директора по ИКТ

Повышение валеологической грамотности учителей

Январь

Кочесокова Р.М., заместитель директора по ВР


Диагностическая работа- комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.


Создание паспорта здоровья класса

Сентябрь-октябрь

Классные руководители, мед. сестра

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки

Октябрь - март




Запуск психолого-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учетом сложности программ обучения)

Апрель-май

Психолог


Профилактическая и коррекционная работа-предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов - профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.


Плановый медосмотр

Сентябрь-январь

Медсестра

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения - отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация

В течение всего года

Заместитель директора по АХЧ

Плановая диспансеризация учащихся

апрель

Мед. сестра

Контроль пищевого рациона

В течение всего года

Бракеражная комиссия

Информационно-просветительская – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультация по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная


Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведения дня здоровья и т.д.

В течение всего года

Кочесокова Р.М., заместитель директора по ВР, Полуляхова Г.Д., социальный педагог, мед сестра, Скрипчак И.Н., учитель физической культуры

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах и т.д.

В течение всего года

Кочесокова Р.М., заместитель директора по ВР, классные руководители


Комплексная программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

Включает в себя подпрограммы:

  • Программа организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

  • «Правильное питание»

  • «Путь к успеху» (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании).


Программа по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.


Основная цель и задачи программы.

Цели:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  • дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;

формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;

  • обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;

  • оздоровительная – укрепления здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний.

Ожидаемые результаты.

  1. Формирования отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующий этап жизни.

  2. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.

Повышения уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.

Основные принципы.

  • Демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами);

  • Равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязнь неудач);

  • Участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);

  • Целостность (проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья);

  • Интеграция (сотрудничество с другими организациями);

  • Системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе).


^ План организации:




Мероприятия

Дата проведения

^ Ответственные за выполнение

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения зарядки до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток;

Определить каждому классу места для проведения подвижных игр на переменах, подготовить мелкий инвентарь и назначить ответственных за его выдачу;

Проводить зарядку до занятий, подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах;

Проводить физкультминутки на уроках в 1-11 классах



До 10 сентября


До 1 сентября


Ежедневно


Ежедневно



Классные руководители

Учителя физической культуры


Учителя физической культуры, классные руководители

учителя

2

Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня:

Физкультминутки во время выполнения домашнего задания;

Прогулки и экскурсии;

Физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные игры, упражнения с мячами и т.д.)

Занятия в спортивных секциях и кружках



Ежедневно


В течение года

Ежедневно


Ежедневно



Воспитатель ГПД, учителя физической культуры

3

Спортивная работа в классах и секциях:

Составить расписание занятий спортивных секций и кружков;

Возобновить работу по подготовке команд классов по видам спорта, включенным во внутришкольную спартакиаду


К 15 сентября

С 15 сентября


Зам.дир.по ВР


Учителя физической культуры, физорги классов

4

Внеурочная работа в школе:

Соревнования по легкой атлетике

Спартакиада допризывной молодежи

Туристический слет

Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Спортивные мероприятия «Зов джунглей», «Веселые старты»

Спортивная акция «Спорт вместо наркотиков»

Зимние забавы

В течение года

Октябрь, май

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Ноябрь

Январь


Классные руководители, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

5

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

Родительские собрания «Режим дня школьника», «Вредные привычки в детском возрасте», «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования», «Профилактика зависимостей»;

Консультация для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;

Приглашать родителей на спортивные праздники, дни здоровья;

Помочь учителям в проведении туристических походов



В течение года


В течение года


В течение года

В течение года

Классные руководители, медицинская сестра, учителя физической культуры



Программа оздоровительного воспитания школьников «Правильное питание»


Актуальность.


В стране идет регресс в состоянии здоровья и физическом развитии детей. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 3 раза возрастает заболеваемость органов пищеварения. На ухудшение здоровья школьников оказывает влияние многие факторы. Одним из них является проблема рационального питания. Мы не всегда уделяем достаточно внимания режиму питания школьника, считая, что это не маленький ребенок и ничего с ним страшного не случится, если чего-то вовремя недополучит.

Сами ребята еще меньше задумываются об этом, предпочитая по своему усмотрению тратить деньги, выданные им на школьные завтраки и обеды, и порой довольствуются перехваченным наскоро куском хлеба.

Недостаточное питание может привести к истощению, развитию малокровия, появлению гиповитаминозов, нарушению деятельности сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, высшей нервной деятельности.

Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших материальных затрат и по карману лишь очень обеспеченным родителям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей, а также активное вовлечение в работу родителей.

^ Цель программы – формирование у школьников культуры здоровья, основ рационального питания.

Задачи:

  • Воспитывать нравственность, культуры питания как основу здорового образа жизни;

  • Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни;

  • Сформировать у детей представление о завтраке и обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания.

Формы реализации программы:

  1. Уроки биологии

  2. Уроки окружающего мира

  3. Воспитательные мероприятия

  4. Классные часы

  5. Беседы

  6. Конференции

  7. Экскурсии

Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины.

  2. Осознание школьниками принципов рационального питания, роли основных пищевых веществ и пищевой ценности различных продуктов, формирование необходимых знаний о пищеварении, о заболеваниях, связанных с нарушением рационального питания, об отношении к новым методам питания.



^ План мероприятий по организации здорового питания учащихся:




^ Направления деятельности

Ответственный

Сроки

1

Работа со столовой:

1. Проверка примерного двухнедельного меню, ассортиментного перечня.

2. Составление меню диетического питания для учащихся с ослабленным здоровьем.


3. Проверка организации питания учащихся-льготников


4. Проверка качества приготовляемых блюд


5. Проверка соблюдения выполнения требований СанПиН к организации питания.

6. Проверка санитарного состояния пищеблока, посуды, оборудования.

7. Проверка своевременного прохождения медицинского осмотра работниками столовой.


ПК, родительский комитет, мед.работник

родительский комитет, мед.работник


соц.педагог, общ.инспектор по охране прав дтей

родительский комитет,

мед.работник, ПК

администрация


ПК, администрация, родительский комитет, мед.работник

мед.работник



ежемесячно

2

^ Работа с учащимися:

1. Организация внеурочной воспитательной работы (классные часы, конкурсы, проекты по теме здорового питания)


2. Пропаганда здорового питания (тематические вечера, элективные курсы и факультативы)


3. Разработка тематического оформления по работе с семьей по проблеме здорового питания (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.)


классные руководители


Администрация, учителя биологии, технологии, классные руководители

Зам.директора по ВР, библиотекарь


В течение года


В течение года



3

^ Работа с родителями:

1. Реализация прав родителей на участие в организации питания школьников в образовательном учреждении.

2. Оказание помощи родителям в развитии у детей привычки к разумному питанию.

3. Выявление и использование в практической деятельности позитивного семейного опыта по решению проблемы правильного питания.

3.Включение в работу с семьей по проблеме здорового питания педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря, воспитателей групп продленного дня.


Администрация, классные руководители

В течение года



Программа «Путь к успеху»


Цели и задачи:

Цели:

  1. Адаптация подростков аддиктивного поведения в социуме.

  2. Формирование личностных нравственных качеств подростков.

Задачи:

  1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

  2. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.

  3. Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение.

  4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

  5. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

  6. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.


Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

  • Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе

Формы методы работы.

Методы:

  1. Метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).

  2. Метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

  1. Групповая работа.

  2. Тренинг поведения.

  3. Дискуссии.

  4. Мозговые штурмы.

  5. Беседы, встречи

  6. Лекции.

  7. Психогимнастика.

  8. Просмотр и обсуждение фильмов.

  9. Индивидуальные консультации.

  10. Тесты.

  11. Конкурсы.

  12. Военно-спортивные мероприятия.


Социально-психологическая служба.


Организация мероприятий СПС по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков предполагает долгосрочную совместную работу, психолога, социального педагога, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, педагогов дополнительного образования.

^ Наркологический пост.

Наркологический пост является первичным звеном наркологической службы и организуется с целью вовлечения общественности в проведение профилактических мероприятий по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией в общеобразовательных учреждениях.

Задачи:

Выявление лиц из числа учащихся, склонных к употреблению наркотических средств.

Участие в санитарно-просветительской работе, профилактических мероприятиях по наркомании, токсикомании, пропаганде здорового образа жизни.

Обязанности:

Вести учет учащихся, не посещающих гимназию, выяснение причин.

Проведение месячника по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.

^ Социальное проектирование в программе.

Социальное проектирование – новая образовательная модель – включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры, механизмов сотрудничества с правоохранительными органами, а также общественными организациями.

Целью социального проектирования состоит в подготовке подростков к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

Реализация программы.




^ Данные о здоровье учащихся




2007/2008

2008/2009

2009/2010

Доля учащихся, имеющих хронические заболевания,

в том числе

12,5%

12,7%

12,7%

Сердечно - сосудистые

2,4

2.5

2,5

нервной системы

3

3,2

3,1

органов дыхания

0,37

0,4

0,5

органов пищеварения

2,3

2,5

2,4

Опорно - двигательные

10

10,4

10,2

органов зрения

3,9

3,7

3,9

Анализ данной таблицы показывает, что увеличивается доля учащихся имеющих заболевания органов дыхания, зрения; уменьшается доля учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Это свидетельствует о том, что проводимые мероприятия, направленные на профилактику заболеваний не приносят должных результатов и в новом учебном году необходимо корректировка программы «Здоровье»
^

Распределение детей по группам здоровья










2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Начальная школа

I

36

49

97

II

40

41

5

III

10

18

3

Освобождены

1

-

-

5-9 классы

I

114

158

280

II

71

54

3

III

20

50

3

Освобождены

1

2

-

10- 11 классы

I

24

27

31

II

25

11

4

III

4

2

-

Освобождены

1

-

-



Известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Потому совершенно необходимо воспитывать в детях силу духа – именно она помогает противостоять дурным привычкам и направит разум в сторону добрых дел.






Похожие:

Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconФ. Н. на учебно-методическом семинар
Выступление Фаткуллина Ф. Н. на учебно-методическом семинаре по проблемам поддержки официального портала рт 07 декабря 2011 г., Ан...
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconФ. Н. на учебно-методическом семинар
Выступление Фаткуллина Ф. Н. на учебно-методическом семинаре по проблемам поддержки официального портала рт 07 декабря 2011 г., Ан...
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconО новой редакции положения о Совете гимназии
Слушали Паутову А. М., члена Совета, которая познакомила присутствующих с новой редакцией положения о Совете гимназии. Предложено...
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconПроект программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии№88 города краснодара на 2011 – 2016 годы
Миссия, ведущие идеи, ценности, критерии, цели, задачи Программы развития моу гимназии №88
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconКомплексная программа «Здоровье в школе»
Формирование гигиенической культуры на уровне информированности и навыков здорового поведения с охватом всех школьных сообществ –...
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconПоложение о Совете Гимназии I. Общие положения
Совет Гимназии автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного гимназии №13 (далее – Гимназия)...
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconДокументы
1. /Комплексная программа/Основная часть.doc
2. /Комплексная...

Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconПрограмма развития гимназии на 2010-2014 гг. Содержание Краткая аннотация (паспорт) Программы развития гимназии
I. Концепция развития гимназии. Основные противоречия, актуальность и цель развития гимназии
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconПоложение о попечительском совете
Попечительский совет гимназии создается для оказания содействия гимназии в деле развития и воспитания обучающихся
Выступление на методическом совете города Гимназии №2 Комплексная программа «Здоровье» iconДокументы
1. /Рабочая программа Семенова И.Ю/Введение и пояснительная.doc
2. /Рабочая...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов