Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок icon

Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок



НазваниеМолокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок
Дата конвертации24.09.2012
Размер106.15 Kb.
ТипУрок

МУ «Управление образования городского округа Прохладный КБР»


Учебно–методический кабинет


Августовское секционное заседание

учителей начальных классов

« 21.08.2012г.»

«Компетентный подход

на уроке и во внеурочной деятельности

учителя начальных классов »

(сообщение)


Подготовила:

Молокова Наталья Васильевна

МБОУ «Лицей №3»,

I квалификационная категория

21.08.12г.

Протокол №________________


КБР, г.Прохладный, 2012г.

Компетентный подход на уроке и во внеурочной деятельности учителя начальных классов

       Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования  в октябре 2009 года.

        Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

        1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

        2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальныекомпетенции).                                                                                                                 

        3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

        Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.
 К основным задачам педагогической деятельности отношу :  обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы.   Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического  комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.

      Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.

       1.Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

      2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

       3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

       4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

       5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

       К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод

проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровье-сберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.

       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.



     ^ Показатели сформированности информационной компетентности

      Средства оценивания

1.

Компьютерная грамотность учащихся

Практическая  работа

2.

Умение пользоваться различными источниками информации

Интегрированные самостоятельные работы

3.

Умение переводить информацию из одного вида  в  другую

Творческие задания

        Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер и интерактивную доску на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.

1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

2. В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

 3. Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.

     4. Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

5. Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

     6.  Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

        Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель-практик использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.

       Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера и интерактивной доски на уроках является компьютерная грамотность моих учеников, которую отмечали во время проведения многих открытых уроков на семинарах муниципального и регионального уровня по информатизации образовательного процесса, а также во время проведения презентаций при защите проектов на научно-практических конференциях. Практическая работа показала, что все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

·    учебную литературу;

·   энциклопедии;

·   словари;

·   справочники;

·   средства массовой информации;

·   интернет-ресурсы.

        Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод.      Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Мои ученики используют своё умение работать с различными источниками информации, включая развивающие электронные материалы и интернет-ресурсы,  для написания интегрированных самостоятельных работ в рамках научно-практической конференции «Моё первое исследование», при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным играм, предметным олимпиадам.

        Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.

         В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.

№.

      ^ Показатели сформированности коммуникативной компетентности

    Средства оценивания

1.

Умение  общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

2.

Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

 

Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:

·        разнородность группы по успеваемости, полу;

·        одно задание на группу;

·        необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

·        обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

·        один комплект материалов (текст, задача и т.д.)

·        одна оценка за проделанную работу на группу.

        Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия моих учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки риторики, входящие в Образовательную систему «Школа 2100». На уроках риторики учу детей

u определять тему и выделять главную мысль текста;

u пересказывать текст;

u адекватно воспринимать звучащую речь;

u описывать устно объект наблюдения;

u создавать монологические тексты в форме повествования и описания;

u высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

u рассуждать, вести диалог;

u владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;

u использовать приобретённые знания  и умения в жизни.

       Так, мои ученики  свободно высказывают своё мнение по различным вопросам, способны аргументировать свою точку зрения, но при этом уважают мнение других. Мой выпускной 4 класс по итогам 2008-2009 учебного года был признан победителем гимназического конкурса  «Лучший класс  2009 года 1 ступени обучения», что является подтверждением сформированности коммуникативной компетентности у моих учеников.

       Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.     



^ Показатели сформированности социальной компетентности

Средства оценивания

1

Позитивная внеурочная деятельность

Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2

Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат

Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3

Активное участие учащихся в жизни гимназии и местного социума

Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта

Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5

Культура здоровья учеников

Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача гимназии

6

Самоуправление класса

Действующая система самоуправления класса

 

        Благодаря такой систематической работе, у моих выпускников начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.




Похожие:

Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconДемченко Наталья Васильевна профессионал высокого класса. Ее урок
Демченко Наталья Васильевна работает учителем в средней школе №2 с. Арзгир, имеет высшее образование, стаж педагогической работы...
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconМестная администрация городского округа прохладный кабардино-балкарской республики
«О внесении изменений в распоряжение главы местной администрации г о. Прохладный кбр №198 от 01. 07. 2012г. «О проведении ремонтных...
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconЛысенко Светлана Васильевна учитель начальных классов моу «Лицей №3» г. Прохладный 2010г. Цели урок
Давайте, вспомним название изучаемого раздела по окружающему миру. («Чему учит экономика»)
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconПервая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые
Заявленная квалификационная категория
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconПервая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые
Заявленная квалификационная категория
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconСеминар для руководителей оу в рамках работы стажировочной площадки мбоу «Лицей №3» г. Прохладный, кбр
Информационная образовательная среда начальной школы, фгос в практике работы лицея
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconУрок по теме «Стандартизация и сертификация продукции» проведён в 10 классе, и является комбинированным уроком
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3», г. Прохладный, кбр
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconУрок по теме «Порядок выполнения действий» проведён в 5 классе, и является уроком закрепления знаний
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3», г. Прохладный, кбр
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок iconУрок по теме «Кодирование и декодирование информации» проведён в 3 «Г» классе, и является уроком повторения и закрепления знаний
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3», г. Прохладный, кбр
Молокова Наталья Васильевна мбоу «Лицей №3», I квалификационная категория 21. 08. 12г. Протокол № кбр, г. Прохладный, 2012г. Компетентный подход на урок icon«моу лицей №3» г. Прохладного Урок биологии в 11 классе «Центры происхождения культурных растений и домашних животных»
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов